ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО КРАЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
статья по русскому языку

            Язык является важнейшим источником познания истории и культуры народа, он несет в себе социокультурную информацию, хранит сведения об этносе, этапах и особенностях его социального и культурного развития. Современный этап развития лингвистики характеризуется осознанием того, что язык – это зеркало культуры.

           Современная лингводидактика активно развивает мысль о культурноформирующей функции лингвистического образования. Поскольку через языковую картину мира отражается мир этноса,  получения система национальных  русскому ценностей, то можно  национальной утверждать, что  кроме язык формирует  вания своего носителя,  форма его менталитет. Поэтому  школой языковое образование  национально школьников должно  требует формировать культуроведческую компетенцию  цикла учащихся, конечная  нальный цель которой – осознание  национально значимости родного  активно языка в жизни  познания народа, формирование  русскому национального самосознания  федеральном и общероссийского гражданского  время сознания.

          Воспитание языковой  развития личности в культурологическом  если аспекте требует  справедливо поиска новых  речевого подходов к изучению  важнейших родного языка. Один  формирование из путей реализации  циокультурной нового подхода – включение  циокультурной этнокультуроведческого материала  национальной в ткань уроков  кроме родного языка,  путь то есть такого  венной материала, который  развития позволит формировать  осознание русскую языковую  связан личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuznetsova_n.s._sotsiokulturnaya_kompetentsiya.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Н.С. Кузнецова,

учитель начальных классов,

МОУ «Дубовская СОШ с углублённым

изучением отдельных предметов»

Белгородского района Белгородской области

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО КРАЯ

 НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

        Язык является важнейшим источником познания истории и культуры народа, он несет в себе социокультурную информацию, хранит сведения об этносе, этапах и особенностях его социального и культурного развития. Современный этап развития лингвистики характеризуется осознанием того, что язык – это зеркало культуры.

         Современная лингводидактика активно развивает мысль о культурноформирующей функции лингвистического образования. Поскольку через языковую картину мира отражается мир этноса,  получения система национальных  русскому ценностей, то можно  национальной утверждать, что  кроме язык формирует  вания своего носителя,  форма его менталитет. Поэтому  школой языковое образование  национально школьников должно  требует формировать культуроведческую компетенцию  цикла учащихся, конечная  нальный цель которой – осознание  национально значимости родного  активно языка в жизни  познания народа, формирование  русскому национального самосознания  федеральном и общероссийского гражданского  время сознания.

        Воспитание языковой  развития личности в культурологическом  если аспекте требует  справедливо поиска новых  речевого подходов к изучению  важнейших родного языка. Один  формирование из путей реализации  циокультурной нового подхода – включение  циокультурной этнокультуроведческого материала  национальной в ткань уроков  кроме родного языка,  путь то есть такого  венной материала, который  развития позволит формировать  осознание русскую языковую  связан личность.

        Становление полноценной  неразрывно языковой личности  русскому невозможно без  общепризнанной осознания языка  этик как своего  познания рода живого  если организм, спаянного  национальных корневыми нитями  историческая образов и ассоциаций  национально с традициями материальной  традициями и духовной культуры  соответствии нашего народа. Поэтому  ставлений последние программы  свою по русскому языку  национально предполагает включение  разных социокультурного элемента  вместе в процесс преподавания.

        Социокультурное  няет образование – относительно  национальной новый аспект  уроках в преподавании школьных  концепция предметов, и связан  ситуации он с необходимостью формирования  развития социокультурной компетенции. В  этик Федеральном государственном  социальной образовательном стандарте  этик особое внимание  уроках обращается на духовно-нравственное  речевого воспитание младших  формирование школьников, в основе  процессе которого лежит  постигая социокультурная компетенция.

        Социокультурный  процессе подход определяет  традициями стратегию изучения  наци языка сквозь  особенностей призму национальной  речью культуры. Под  цикла социокультурной компетенцией  процессе понимают не просто  действительно владение информацией  принадлежит о непосредственной связи  прошлом речевой и социокультурной  средот среды, о взаимосвязи  принадлежит развития языка  речью и общества. По мнению  формирование ученых, приобретение  язык социокультурной компетенции – это  требует становление представлений  время человека об окружающем  активно мире. Эти  гражданского представления и их смыслы,  обращается сосредоточенные в структурах  помощью сознания, являются  жизни единством знания,  федеральном отношения, ценности  совр и функционирования и образуют  нальный специфический этнический  справедливому национальный образ  решения мыслей.

        Социокультурная компетенция предполагает:

  • осознание  речевого того, что  неразрывно язык не только  просто средство познания  просто и средство общения,  процессе но и форма социальной  справедливому памяти, «культурный  формирование код нации»,  языка развитое умение  осознание сопоставлять факты  дидактическая языка и факты  самом действительности;
  • умение видеть  действительно культурный фон,  историческая стоящий за каждой  должно языковой единицей;
  • умение  венной обнаруживать в текстах  время разных стилей  неразрывно национально и регионально  различий значимые лексемы  действительно и понимать из роль  таким в тексте;
  • знание принятых (в  концепция данное время,  счет в данном социуме) форм  речью речевого этикета,  должно а также глубокое  путей осмысленное понимание  воспитательных особенностей речевого  венной поведения в зависимости  ситуации от коммуникативной ситуации  осозн и ее слагаемых: цели  решения времени, места  решения общения, возраста  русскому и социальной принадлежности  понятия собеседников.

        Социокультурный аспект  национальной в преподавании родного  осознание языка может  традициями быть реализован  познание за счет широкого  родной и многоаспектного использования  формирование на разных этапах  материальной обучения на уроках  известный родного языка текстов, отражающих  принадлежит особенности национального  концепция мышления, национального  формирование образа жизни,  язык общественного поведения,  путь речевого поведения  ставлений и русского менталитета  текст в целом. При  справедливому этом следует  материальной отметить, что «именно  форма текст является  вместе той структурой,  ситуации той основой,  средот которая объединяет  дидактическая элементы языка,  путей все его  наци единицы в единую  венной стройную систему.  В  национальных современной лингводидактике  общепризнанной текст рассматривается  венной как основная  ставлений дидактическая единица. В  этнической познании языка  национально необходимо идти  венной от наблюдений за живой  действительно речью к познанию  дидактическая законов языка. Следовательно,  просто явления языка  должны должны усваиваться через  няет текст, на основе  которых текста, с помощью  ставлений текста»[1, 36].  

        Новая концепция  принятие образования, современные  таким требования к преподаванию  средот русского языка  основе ставят перед  средот школой «старую  справедливо новую» цель – воспитание  ставлений через систему  дидактическая предметов филологического  процессе цикла духовно богатой,  дидактическая нравственно-ориентированной личности,  путь человека, любящего  относительно свой народ,  циокультурной свою культуру  процесс и язык. И поэтому  если изучение языка  мнению должно развивать  уроков также культуроведческую (этнокультуроведческую,  решения социокультурную) компетенцию. Термин «социокультурная  также компетенция» активно  которых используется в методической  осозн литературе, становится  должно объектом рассмотрения  преподавании на конференциях и семинарах.

        Формирование  наци этой компетенции  развития в преподавании родного  принятие языка – «это  познания постижение национальной  цикла культуры своего  этнической народа, осознание  наци ее самобытности, формирование  няет одной из важнейших  если ценностных ориентаций – осознание  разных значимости родного  уважение языка родного  знание языка жизни  национальных народа, развитие  циокультурной духовно-нравственного мира  осозн школьника, его  мнению национального самосознания» [1, 38].

        Кроме  таким того, педагогической  воспитательных задачей становится  историческая также приобщение  текст школьников не только  свою к родной национальной  циокультурной культуре, но и культуре  концепция других народов,  путь воспитание толерантности,  вместе уважение к национальной  русскому самобытности других  вания народов, понимание  тельной и осознание учащимися  связан национально-культурных различий  именно между народами  вания и этносами. И здесь «актуальным  родной становится другой  речью путь представления  счет социокультурной информации – познание  неразрывно культуры русского  знание народа в процессе  традициями диалога культур. Каждая  национальных культура открывает  справедливо свои новые  различий стороны и в то же время  осознание раскрывает то общее,  путей что объединяет  историческая культуры разных  совр народов, говорящих  национальной на разных языках» [4, 41]. Как  язык справедливо отмечает  справедливо Е.А. Быстрова,  гражданского обращение к диалогу  справедливому культур в процессе  воспитательных изучения родного  именно языка особенно  мнению актуально в условиях  форма нашего многонационального  национально государства, так  прошлом как познание  национальных культуры русского  знание народа в ее встрече  концепция с иными культурами  познание должно привести  должны учащихся к сознанию  путь многообразия материального  принадлежит и духовного мира,  национально должно научить  скую жить и общаться  концепция в многонациональной стране [1, 38]. Таким  гражданского образом, формирование  если социокультурной осведомленности  этнической позволяет достигать  преподавании не только образовательных,  таким но и развивающих, воспитательных  основе целей.

        Одна из целей  активно обучения родному  осозн языку - формирование  соответствии этнокультуроведческой (социокультурной) компетенции  соответствии учащихся. Преподавание  концепция родного языка  няет в настоящее время  русскому не может ограничиваться  спаянного выяснением вопросов,  требует как правильно  наци говорить и писать. «Русский  соответствии язык должен  концепция быть освоен  счет в его глубинной  культурного сути – как  получения историческая память  социальной народа и нерукотворный  основе памятник его  также творческой мысли  время и вместе с тем  гражданского как орудие  также духовного воздействия  помощью и воспроизводства самобытной  средот этнической культуры» [5, 4].

        Именно  самом с помощью языка  преподавании человек осознает  должно роль своего  воспитательных народа в прошлом  общепризнанной и настоящем, приобщается  национальной к культурному наследию,  действительно к современным процессам  изучающий развития общества  путь и нации. Поэтому  средот усвоение родного  жизни языка должно  нальный быть неразрывно  вания связано с усвоение  обращается культуры народа,  вания его обычаев  национально и традиций. «Сущность  время языка и законы  ставлений его развития можно  речью понять лишь  изучения в том случае,  спаянного если изучать  познания их в неразрывной связи  наци с историей народа  только и общества. И наоборот,  скую постигая законы  формирование развития, специфику  путь языка, можно  должно понять душу  нальный народа» [3, 67]. Известный  изучения российский лингвист  таким Г.О. Винокур  национальной еще в середине  процесс прошлого столетия  прошлом отметил, что «всякий  вания языковед, изучающий  вместе язык, непременно  этнической становится исследователем  разных той культуры,  принятие к продуктам которой  венной принадлежит избранный  связан им язык» [2, 211].

        Действительно,  познания в современной науке, общепризнанной  познания является мысль  языка о том, что  язык национальный язык  таким составляет часть  историческая материальной и духовной  ставлений культуры народа,  самом что язык  ценности народа есть  принадлежит не только средство  язык общения и воздействия,  связан но и средство усвоения  язык культуры, получения  принятие и хранения этнической  венной информации. «Язык – неоценимый  справедливому источник для  язык решения сложных  изучения этногенетических проблем,  ситуации вопросов истории  только культуры, особенно  изучения для освещения  различий эпох, о которых  получения нет сведений  тельной в письменных документах» [7, 31]. По  требует справедливому высказыванию  принятие Ю.С. Степанова,  ситуации дописьменная история  справедливому культуры запечатлена  преподавании не в археологических памятниках,  тельной а в самом значении  русскому слов, представляющих  осозн собой развитие  которых индоевропейского, а затем  важнейших и общеславянского культурного  также наследства [6, 7-8].

В современных условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, радикальных перемен в области просвещения особую остроту приобретает проблема социокультурной направленности обучения русскому языку. Известно, что в переломные исторические эпохи родной язык становится символом национального самосознания. В условиях духовно-нравственного возрождения России усиливается социальная значимость этой учебной дисциплины в формировании духовной культуры русского народа.

Отмечу, что сближение с русской народной культурой современным школьникам просто необходимо, так как изучение национальной культуры, как показывает практика, способствует не только более глубокому осмыслению истории своего народа, но и формирует в детях национальное самосознание. Только систематическая и целенаправленная работа социокультурной направленности может принести положительные результаты.

Хочется верить, что работа в этом направлении должна быть и будет продолжена, потому что в народной культуре Белгородчины заложены настоящие духовные богатства!  

ЛИТЕРАТУРА

  1. Быстрова, Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках // Русская словесность, 2003, № 1. С. 35-41.
  2. Винокур, Г. О. О задачах истории языка // Избранные работы по русскому языку. М.: Просвещение, 1964. С. 45-54.
  3. Горбань, И. В. Отражение национальной идеи русского народа в языке (на материале устойчивых выражений) // Русский язык и его место в современной мировой культуре: материалы международной научной конференции.- Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 2003. С. 67-68.
  4. Новикова, Т. Ф. Этнокультурные и линвокраеведческие составляющие работы по русскому языку в школе  // Русский язык: исторические судьбы и современность: труды и материалы 2-го Международного конгресса исследователей русского языка. М.: Изд-во МГУ, 2004. С. 560-562.
  5. Савельева, Л. В. Современная языковая ситуация и актуальные подходы в подготовке учителя-русиста классах // Историко-культурное освещение слова и языковая экология: материалы Всероссийской конференции. Липецк, 2002. С. 10-20.
  6. Степанов, Ю. С. Константы. Словарь русской культуры: словарь. М.: Русский раритет, 1997.- 324 с.
  7.   Филин, Ф. П. К проблеме социальной обусловленности языка // Вопросы языкознания. 1996. № 4. С. 31-44.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр как средство формирования ключевых компетенций учащихся начальной школы

 В настоящее время в качестве цели образования определена подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной культуры,...

Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы

В данной презентации отображен перечень ключевых компетенций, основанный на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах...

Методы и приёмы формирования навыков аудирования учащихся начальной и средней школы на уроках английского языка

Рсссмотрена теоретическая и практическая часть вопроса формрования навыков аудирования  учащихся начальной и средней школы на уроках английского языка.Приведены примеры соответствующих упражнений...

Презентация на тему «Формирование ключевых компетенций учащихся при подготовке к итоговому тестированию по русскому языку в 4 классе»

Презентация на тему «Формирование ключевых компетенций учащихся при подготовке к итоговому тестированию по русскому языкув 4 классе». Занятие кружка «Занимательная грамматика» на тему «Три склонения и...

Роль информационных образовательных технологий в формировании ключевых компетенций учащихся начальных классов

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Тальменская специальная (коррекционная) об...

Доклад на тему: «Возможности образовательных технологий для формирований ключевых компетенций учащихся начальных классов на уроках математики».

     В образовательной системе складываются огромные возможности для учителя в организации обучения младшего школьника. В современной системе образования лежит компетентностное о...