ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОРКСЭ»
консультация по орксэ
Использование интерактивных форм организации учебно-воспитательной деятельности обучающихся при изучении курса ОРКСЭ позволяет в полном объеме решать задачи обучения, сформулированные в новом поколении образовательных стандартов, и выходить далеко за их рамки. Учитель выступает в роли модератора (посредника) личностного развития обучающихся, а также служит гарантом того, что каждый обучающийся вовлечен в учебный процесс и достигает необходимых результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_interaktivnyh_form_obucheniya_sadygova_e.n._1.ppt | 562.5 КБ |
metodika_ispolzovaniya_interaktivnyh_form_sadygova_e.n.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Модели обучения Пассивная: Педагог Ученик Ученик Ученик Педагог Ученик Ученик Ученик Педагог Ученик Ученик Ученик Активная: Интерактивная:
Использование интерактивной модели обучения предусматривают: моделирование жизненных ситуаций использование ролевых игр совместное решение проблем Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к модели обучения
Технологии интерактивного обучения Круглый стол Ротационные тройки Карусель Ток-шоу (панельная дискуссия) Незаконченное предложение Аквариум Мозговой штурм Броуновское движение Дерево решений Гражданские слушания Суд от своего имени Метод пресс Ролевая (деловая) игра Займи позицию Дискуссия Дебаты
Карусель
Аквариум
Броуновское движение
Дерево решений
Займи позицию «ДА» «НЕТ»
Свеча
Дебаты (спор) Жюри или судьи Аргументы Контраргументы Контраргументы Аргументы
Круглый стол
Диспут сообщение - информация
Мозговой штурм
Характеристики “интерактива” Суть интерактивного обучения: практически все оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет получать новые знания, развивает познавательную деятельность, переводя ее на более высокие формы сотрудничества
Желаю успеха в применении интерактивных методов в работе!
Предварительный просмотр:
Слайд№1 Использование интерактивных форм в организации учебно-воспитательной деятельности обучающихся при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является новым предметом, введенным в учебный процесс общеобразовательных школ, содержание которого обеспечивает знакомство обучающихся с духовными традициями многоконфессионального народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также изучение основ светской этики.
Использование интерактивных форм организации учебно-воспитательной деятельности обучающихся при изучении курса ОРКСЭ позволяет в полном объеме решать задачи обучения, сформулированные в новом поколении образовательных стандартов, и выходить далеко за их рамки. Учитель выступает в роли модератора (посредника) личностного развития обучающихся, а также служит гарантом того, что каждый обучающийся вовлечен в учебный процесс и достигает необходимых результатов.
Слайд №2 В педагогике различают несколько моделей обучения:
1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)
2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)
3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Интерактивность - это способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся, включая педагога. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. В ходе интерактивного обучения обучающиеся взаимодействуют с собственным жизненным и учебным опытом и опытом своих одноклассников, в результате чего в сотрудничестве возникает новое знание.
Слайд №3 Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Виды активности, присущие интерактивной модели обучения: Физическая – меняют рабочее место, пересаживаются; говорят, пишут, слушают, рисуют и т.д. Социальная – задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т.д. Познавательная – вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта и т.д.
Слайд №4 К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний: (Инсценировка, круглый стол, интервью, дискуссия…и другие) их мы видим на слайде.
Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет их к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. При интерактивном обучении исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения. В ходе диалогового общения у обучающихся формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств, они учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях. Ценно и то что, услышав доказательные аргументы сверстников, ученик может отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У обучающихся формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого, делать обоснованные заключения и выводы.
На уроках учебного курса «ОРКиСЭ» можно использовать такие виды работы:
Слайд №5 1) «Карусель» – интерактивный метод работы, в процессе которой образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо образуют сидящие неподвижно ученики, а во внешнем кольце ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.
Реализация приема «идейная карусель» предполагает следующий алгоритм работы:
1. Каждому члену микрогруппы (по 4-5 человек) раздается чистый лист бумаги и всем задается один и тот же вопрос. Без словесного обмена мнениями все участники записывают на своих листках бумаги спонтанные формулировки ответов на него.
2. Листки с записями в режиме дефицита времени передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый участник должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается, когда каждому вернется его листок. На этом этапе записи не анализируются и не оцениваются.
3. В микрогруппах происходит обсуждение сформулированных участниками ответов, предложений и выделение в итоговый список наиболее важных, актуальных из них.
4. Обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки из итогового списка. Если формулировка не встречает возражений других групп, она включается в окончательный общий список.
Слайд №6
2) В дискуссии по типу Аквариум все обучающиеся делятся на 2 большие группы – одни садятся в центр, а другие располагаются вокруг них. Предварительно обсуждаются правила ведения дискуссии. Затем находящиеся во внутреннем круге начинают обсуждение по одной из тем или проблем. Сидящие во внешнем круге наблюдают за дискуссией с точки зрения соблюдения правил и анализа хода дискуссии, ее содержания. После того, как истекает время, отводимое на дискуссию, участники внешнего круга анализируют ее ход, высказывают свои точки зрения (участники дискуссии в это время не должны никак реагировать и отвечать на критику), при необходимости могут быть скорректированы созданные предварительно правила ведения дискуссии. Затем участники внешней группы садятся во внутренний круг и проводят свою дискуссию, а внешний круг занимают те, кто уже участвовал в дискуссии. Лучше, чтобы темы дискуссии менялись, что создаст разные условия для обеих групп. Возможные вопросы для наблюдающих во внешнем круге:
Какие трудности возникали в ходе дискуссии?
О чем спорили и к чему пришли в итоге?
Что было наиболее интересным в ходе дискуссии?
Что бы вы сделали иначе, если бы были участникам дискуссии?
Слайд №7
3) Броуновское движение: предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.
Слайд №8
4) Дерево решений: класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
Слайд №9
5) Займи позицию: зачитывается какое-нибудь утверждение, и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.
Слайд №10
6) Свеча (на обобщающих уроках): по кругу передается зажженная свеча, и обучающиеся высказываются о разных аспектах обучения.
Слайд №11
7) Дебаты – это вид дискуссии, при котором стороны взаимодействуют друг с другом, представляя определенные точки зрения, с целью убедить третью сторону (жюри, судей и т. д.).
Основное отличие дебатов состоит в следующем: этот вид дискуссии посвящен однозначному ответу на поставленный вопрос – да или нет. Причем одна группа (утверждающие) является сторонниками положительного ответа, а другая группа (отрицающие) – сторонниками отрицательного ответа. Внутри каждой из групп могут образовываться 2 подгруппы, одна подгруппа – подбирает аргументы, а вторая – разрабатывает контраргументы. Члены жюри или судьи по заранее определенным критериям оценивают аргументы и контраргументы, а также анализируют их разносторонность (возможные критерии приводятся ниже). Группы имеют время на подготовку своих выступлений, а также важным моментом является то, что контраргументы высказываются не сразу после аргументов, а через определенное время.
Слайд №12
8) Круглый стол: обучающиеся внимательно слушают друг друга, складывают в центр круга разные мнения. Круглый стол желательно проводить тогда, когда обучающиеся заранее знают о проблеме или теме для обсуждения, а также о вопросах, которые будут поставлены. Обычно, учитель заявляет проблему круглого стола и передает слово каждому из обучающихся. В данном случае максимальное количество участников должно высказываться, а роль учителя заключается в том, чтобы предоставить всем равные возможности, следить за временем, комментировать выступления, следить за тем, чтобы участники не уходили в сторону от поставленных вопросов. Также в конце круглого стола учитель должен подвести итоги и сформулировать основные выводы.
Слайд №13
9) Диспут - специально организованный спор в ходе, которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).
Данная форма заключается в том, что существует вводное выступление (как правило, подготовленное заранее), которое ставит проблему или же показывает определенный взгляд на проблему, а в дальнейшем обсуждается само выступление, а через него (опосредованно) и проблема. В диспуте обычно участники относятся и обращаются не к самому выступающему, а к изложенной информации (его сообщению).
Слайд №14
10) Мозговой штурм: оперативный метод решения проблемы при котором обучающимся предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные. В мозговом штурме важна атмосфера. Она должна характеризоваться: равенством, непринужденностью, увлекательностью. Желательно, чтобы участники мозгового штурма узнали о проблеме заранее.
Слайд №15 В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм интерактивного обучения это и «Елочка», «Эскалатор» и многие другие. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
В заключении хотелось бы предложить Вашему вниманию слова директора одной американской школы, который вручал специальную памятку каждому учителю, который начинал работать в его школе.
"Уважаемый учитель! Я один из немногих, кто уцелел, пройдя концентрационный лагерь. Мои глаза видели вещи, которые никто не должен видеть:
- газовые камеры, построенные учеными инженерами;
- людей, отравленных высокообразованными врачами;
- грудных детей, убитых высококвалифицированными медсестрами;
- женщин, сожженных выпускниками средних школ и университетов.
Моя просьба: помогите ученикам стать более человечными.
Слайд №16 Уважаемые учителя, какие бы технологии Вы не выбирали, Вы должны помнить, что это лишь средство для формирования нравственных качеств личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собрание родителей и детей при изучении курса ОРКСЭ
После полугода изучения нового предмета "Основы религиозных культур и светской этики" можно провести такое совместное собрание, главной целью которого считаю общение взрослых и детей....
Организация работы с притчей "Добрый самарянин" при изучении курса "ОРКСЭ"
Конспект разработан для курса ОРКСЭ для урока по теме "Добро и зло" в разных модулях. Материал также можно использовать на классных часах, диспутах, внеклассных мероприятиях....
Воспитание нравственных и духовных качеств ребенка посредством изучения курса ОРКСЭ
Статья для выступления на педсовете по заданной тематике. К ней имеется презентация-споровождение, которую вы также сможете найти на моем мини-сайте....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА "ОРКСЭ"
В презентации дается классификация интерактивных технологий обучения, их использование на уроках ОРКСЭ в 4 классе...
«Организация использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе»
В последнее время здоровьесберегающим технологиям отводится большое и значимое место во всех учебных заведениях нашего города. Это связано не только с ухудшением экологии, частой заболеваемостью детей...
Организация проектной деятельности младших школьников при изучении курса ОРКСЭ.
В материале представлен обобщенный опыт работы по технологии проектирования в рамках преподавания курса ОРКСЭ: подготовка к проекту, этапы проекта, презентация результатов проектов учащихся....
Использование здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса .
https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/10/20/zdorovesb._tehnologii.docx...