Система сотрудничества с семьями обучающихся
статья на тему

Чеботарева Елена Алексеевна

Доклад в рамках работы методического объединения. Теоретические вопросы по данной проблеме, подкрепленные практикой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Текст доклада51.5 КБ
Office presentation icon Презентация к докладу494.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие классного руководителя и семьи

Вступление. Актуальность проблемы

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Не секрет, что деятельность школы в разы превышает  интенсивность деятельности семьи, т.к  педагоги являются специалистами в образовании, потому мы инициируем взаимодействие с родителями. Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества. Семьи разные, «все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная несчастлива по-своему». Поэтому многое зависит от интуиции, мастерства педагога. Как показывает практика, не все родители откликаются  на  стремление  педагога  к  сотрудничеству, проявляют  интерес  к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и  целенаправленный  поиск  путей решения этой проблемы в интересах ребенка и гимназии. Статистика показывает динамику увеличения числа семей, находящихся в социально-опасном положении, в группе  риска. На сегодняшний день в Белгородской области более тысячи семей состоят на учете как неблагополучные, увеличивается число неполных  семей,  растет недостаточность родительского внимания и заботы об образовании и воспитании детей и как результат – снижение учебной мотивации школьников. Например, среднестатистический класс нашей гимназии (2Д):

Учащихся: 21

Родителей: 27

Неполных семей: 9

Социальные сироты: 1

Тем не менее, роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить своих детей, т.к. для ребенка важно, чтобы его любили таким, какой он есть. Поэтому одна из главных задач школы – создание системы взаимодействия с семьей. Сегодня многие семьи беспокоит экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняются от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов. Как сделать общение с родителями живым? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали все родители?

Условия организации взаимодействия с семьями

1. Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения. Формирование у родителей понимания принадлежности к образовательно-воспитательному пространству. В начальной школе классный руководитель знакомит родителей класса с традициями гимназии, ее историей, достижениями; с требованиями, с системой контроля, с Уставом, правилами поведения и т.д.

2. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу. Характер взаимодействия с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности родителей, терпеливо приобщать их к делам школы, класса.

Формы работы с семьей

    К индивидуальным формам относят беседы по вопросам обучения и воспитания, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка. При посещении семьи педагог беседует с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий, узнает о семейных традициях, характере работы членов семьи, выявляет, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества.

   К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направление:  врачей, юристов, психологов,  инспектора ГИБДД, УВД. На общешкольных родительских собраниях родителей знакомят с документами гимназии, с основными направлениями ее работы. Проводят встречи со специалистами различных служб, дают концерты, готовят праздничные музыкальные номера.

Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись учителями-предметниками о поведении, опозданиях и т.д. На данный момент уже действует электронный дневник, где обозначены темы уроков, и оценки выставляются педагогами ежедневно.

На сегодняшний день телефонный разговор (или смc-сообщение) можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Многие общаются в социальных сетях. Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.

Классные руководители нашей гимназии используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, лекции, встречи с учителями - предметниками, администрацией.

Родительское собрание

Одной из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями являются классные родительские собрания. Готовясь к собранию, желательно заранее подготовить родителям анкету по проблеме, заранее продумать оформление классного кабинета (выставка творческих работ, стенгазета, сочинения). Эта форма работы успешно организуется всеми классными руководителями гимназии. В классных коллективах ежегодно планируется по четыре классных родительских собрания. В качестве  недостатка в организации родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия их проведения, следствием чего бывает низкая посещаемость и активность родителей.

Современное родительское собрание включает шесть обязательных компонентов:

  1. Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников.
  2. Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и др.
  3. Психолого-педагогическое просвещение.
  4. Обсуждение организационных вопросов (приобретение учебной литературы).
  5. Рефлексия. В конце родительского собрания подводится итог всему сказанному.
  6. Личные беседы с родителями.

На одном из первых собраний избирается группа инициативных родителей -  классный родительский комитет. Он работает на основе положения о родительском комитете школы. Родители обсуждают и решают проблемы воспитания детей, жизни школы, участвуют  в организации воспитательной работы в классе.

В своем классе я провела родительское собрание в нетрадиционной форме. Это был конкурс «Лучший родитель класса». Родители отвечали на вопросы блиц-викторины, демонстрировали творческие способности и таланты, проявили мастерство в совместном с детьми конкурсе рукоделия.

Диагностика

Одно из важных направлений в работе классного руководителя – диагностика. Она помогает выявить проблемные ситуации в семьях, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения. Диагностические материалы могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку. Это, например, анкетирование родителей.  

Участие родителей во внеурочной деятельности

Главным направлением взаимодействия семьи и классного руководителя в условиях реализации ФГОС должно стать вовлечение родителей в разнообразную внеурочную внеклассную деятельность. Приведу пример из рабочей программы внеурочной деятельности «Окружающий мир» во 2 классе по УМК «ПНШ»:

Тема 6: Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России  

Внеаудиторное  задание  самостоятельная работа с привлечением родителей:

  • Поиск информации о растениях Красной книги России в Интернете, в справочниках, в книгах с целью составления картотеки «Редкие и исчезающие растения нашего края».
  • Подготовка отчета  о выполнении домашнего задания в форме рисунков, фотографий, картотеки растений нашего края, нуждающихся в защите.

В этом примере деятельность родителей – не прямая. Они выступают в качестве помощников своему ребенку. На других же занятиях требуется непосредственная помощь родителей – при проведении экскурсий, поездок, занятий по этой внеурочной программе.

Родители многих классов активно участвуют не только в классных, но и в школьных мероприятиях. Уже в этом учебном мероприятием с участием родителей учащихся стала ярмарка в Подольхах. На прошлой неделе в гимназии прошла предметная неделя начальных классов, первыми помощниками в ее проведении стали родители. Во многих классах родители — частые гости на классных мероприятиях. Это КТД, посвященные дню 8 марта, вечера,  концерты, конкурсы, соревнования. Это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя неизвестные стороны их увлечений. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не могут уделить внимания не только гимназии и классу, но и собственному ребенку.

Формирование здоровья подрастающего человека. В соответствии с ФГОС большую часть дня учащиеся проводят в стенах гимназии. Модернизация образования имеет две стороны. С одной – крепкие знания, позволяющие поступить и  продолжить обучение в других учебных заведениях. С другой – огромное количество учебных перегрузок. В итоге, именно успешные ученики больше, чем другие теряют свое здоровье. Это не может не беспокоить как педагогов, так и семьи учащихся. В нашем образовательном учреждении после капитального ремонта для учащихся созданы хорошие условия. Сотрудничая  с родителями, мы должны создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания в формировании здоровой личности. Здоровье, счастье и успешность детей – норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов.

Заключение.

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Индивидуальный подход к каждой семье и Ваша чуткость помогут Вам выбрать правильную модель взаимодействия с семьей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа сотрудничества с семьей

Программа работы с семьей...

Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников.

Доклад для МО.  В докладе освещается работа с родителями в ДОУ по формированию экологических знаний у детей....

Сотрудничество с семьей обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16512949","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Система сотрудничества и взаимодействия с родителями.

Работа учителя очень ответственная. Качество его работы определяет судьбы учеников. Школьный учитель больше ,чем преподаватель .Он даёт ученикам не только знания. Но и даёт направление в жизнь. Формир...

Программа сотрудничества с семьей обучающегося

Пояснительная запискаУдовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся обеспечивается организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании ребенка  и его сем...