«Преемственность в системе оценивания предметных результатов обучающихся, в развитии системы самооценки обучающихся, структуре урока в рамках реализации ФГОС НОО»
статья по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samootsenka_fgos_noo.docx | 199.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление «Преемственность в системе оценивания предметных результатов обучающихся, в развитии системы самооценки обучающихся, структуре урока в рамках реализации ФГОС НОО»
Подготовила Леонова Т.Н.,
учитель начальных классов МОУ СОШ №5
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик.
Под самооценкой принято понимать оценку своей личности, своих качеств и места среди других людей. Самооценка играет очень важную роль в повышении качества успеваемости, организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни.
Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.
Задачи самооценки:
- активизация познавательной деятельности и интереса к предметам;
- формирование умения ставить цель и находить пути, средства к еѐ
достижению;
- формирование умения контроля и самоконтроля;
- приобщение к поисковой и творческой деятельности.
Итак, поговорим о формировании самооценки на уроках математики на разных этапах урока и о преемственности в системе оценивания предметных результатов обучающихся, в развитии системы самооценки обучающихся, структуре урока в рамках реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО.
Формирование самооценки начинается уже с начальной школы, но процесс этот не быстрый. Прежде всего, нужно вооружить учащихся теми критериями, используя которые школьник будет осуществлять оценку и самооценку. Первоклассники, начиная учиться, свою учебную деятельность оценивают обычно положительно, связывая неудачи с субъективными, не зависящими от них причинами. Маленькому ученику нужно одобрение практически каждого его усилия. Подход к оцениванию, позволяющий устранить негативные моменты начала обучения, индивидуализирующий учебный процесс, повышающий учебную мотивацию - безотметочное обучение в первом классе. Методически работа в это время сводится в основном к созданию индивидуальных эталонов. На данном этапе ученику необходимо уметь соотносить знания свои, товарищей с заданным образцом, эталоном. Именно такой подход при формировании оценочного компонента лежит в основе безотметочного обучения в 1 классе.
«Экрана успеха» с символами реакции на уроке (было интересно, непонятно, трудно, легко). Затем – обучение умению сравнивать цель и результат и составлению алгоритма оценивания своей успешной работы - улыбкой, к примеру, а с ошибкой, неудачной – грустной кляксой.
Со 2 четверти при адекватной самооценке – заполнение (сначала под контролем учителя) «Листа самооценки» на разных этапах урока. Эта работа зависит от личности педагога, у каждого свои приёмы.
Лист самооценки
1. На уроке я работал | активно | пассивно |
2. своей работой на уроке я … | доволен | не доволен |
3. урок для меня показался | коротким | длинным |
4. за урок я | устал | не устал |
5. материал урока мне был | понятен полезен интересен | не понятен бесполезен скучен |
6. домашнее задание мне кажется | легким интересным | трудным не интересным |
Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.
1. Цветовые дорожки позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трѐх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой. Красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно, жѐлтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался, зелѐный — благополучия: мне всѐ ясно, я с этим справлюсь. Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.
2. Светофор, другой вариант той же методики, даѐт возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть пластиковый веер тех же трѐх цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жѐлтую или зелѐную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока.
ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ Я ЗАТРУДНЯЮСЬ Я УМЕЮ |
Похожая методика «Радуга».
Учащимся выдаётся карточка – круг, разделённый на столько частей, сколько заданий учитель выносит на контроль. Каждое задание, выполненное правильно, дети закрашивают часть радуги. Выполнил все задания – красный цвет, выполнил с одной ошибкой – зелёным, а допустил 3 и более ошибок – жёлтый цвет.
Приведу примеры формирования самооценки на уроках математики на разных этапах урока и изучения темы.
- Этап проверки домашнего задания.
Столкнувшись с тем, что дети плохо знают и редко пользуются пословицами, решила использовать их при самооценке домашнего задания. После того, как задание проверено, ошибки найдены, предлагаю детям выбрать из ряда пословиц ту, которая соответствует их деятельности. Пословицы могут быть такими:
1. Спасибо за труд!
2. Сделано наспех – сделано на смех.
3. Терпение и труд все перетрут!
4. К большому терпению придет и умение.
5. Ума палата.
6. Терпение дает умение!
7. Это успех!
8. Не будь тороплив, а будь терпелив!
9. Нерадивый дважды дело делает.
10. Перо пишет, а ум водит.
11. Захотел – сделал!
12. Уменье и труд все перетрут.
13. Кто не ходит, тот и не падает.
14. Усердная мышь и доску прогрызет.
15. Авось да как-нибудь до добра не доведут.
16. Белые руки чужие труды любят.
17. Дело мастера боится.
18. За всякое дело берись умело.
19. Не начавши - думай, а начавши - делай.
20. Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит.
21. Торопливый дважды одно дело делает.
22. На чужой работе и солнце не движется.
23. Начинать начинай, да смотри же — кончай.
24. Что пожнешь, то и сколотишь, что сколотишь, то и в амбар положишь.
25. Без дела слабеет сила.
26. Не боги горшки обжигают.
27. Не говори, что делал, а говори, что сделал.
28. Не диво дело начать — диво кончить.
29. К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
30. Птицу узнают в полете, а человека в работе.
31. Под лежачий камень и вода не течет.
32. Мала пчелка, да и та работает.
33. У плохого мастера и пила плохая.
34. Не учи безделью, а учи рукоделью.
35. Не хвались наперед, погляди в конец: каков делу конец будет.
36. Была бы охота — будет ладиться работа.
37. Кто любит труд, того люди чтут.
38. Чтоб в почете быть, надо труд свой полюбить.
39. Кто ни чего не делает, тот никогда не имеет времени.
40. Кто не работает, тот не ошибается.
41. Без труда не выловишь рыбку из пруда.
42. Какие труды, такие и плоды.
43. Душу вложишь - все сможешь.
45. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
46. Много спать – дело не знать.
47. Ленивому всегда праздник.
48. Всякая работа мастера хвалит.
49. Думай ввечеру, что делать поутру.
50. Тот ничего не сделал, кто ничего не начал.
51. Поспешишь – людей насмешишь.
52. Лучше тихо да вперед, чем скоро да потом назад.
53. За много дел не берись, а в одном отличись.
54. Без труда нет плода.
55. Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
56. Кто в слове скор, тот в деле редко спор.
57. Худому делу – худой конец.
58. Землю красит солнце, а человека труд.
59. Глазам страшно, а руки сделают.
60. Есть терпенье, будет и уменье.
61. Старание и труд к счастью ведут.
62. Мало хотеть, надо уметь.
63. К чему душа лежит, к тому и руки приложатся
64. Какие труды, такие и плоды.
65. С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
66. Велик телом, да мал делом.
67. Маленькое дело лучше большого безделья.
68. Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
69. Ничего не делая, учишься делать плохо.
70. Дело мастера боится.
71. За много дел не берись, а в одном отличись.
72. Не говори, что делал, а говори, что сделал.
73. Без терпенья нет уменья.
74. Сделанное по принуждению - не дело.
75. В иных руках и горсть пыли в золото превращается.
76. Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.
77. Не бойся медлить, бойся остановиться.
78. Ты меня, работушка, не бойся, - я тебя не трону.
79. Начинай взбираться вверх снизу.
80. Без работы день годом кажется.
81. Торопливый дважды одно дело делает.
82. И маленькое дело делай, как большое.
83. Кто не работает, тот не ошибается.
84. Живи всяк своим добром да своим горбом!
85. От беспорядка всякое дело шатко.
86. Медленно идти - лучше, чем стоять.
87. На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай!
88. Усердие все превозмогает.
89. Себя ругай, а не солнце за то, что сад твой так и не зацвел.
90. Трудное обходить - хорошего не видать.
91. Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.
92. Бессмысленно выпускать стрелу без цели
93. Долго рассуждай, да скоро делай.
- Этап мотивации к деятельности.
На данном этапе ставится проблема урока, поэтому задания поновой теме пока для учащихся незнакомы. Учитель подбирает такое задание, которое основано на полученных ранее знаниях, но содержат новое. (Величины или знаки действия). Например, знакомясь с величинами измерения длины, учитель предлагает решить задачу на движение, в которой используется новая единица измерения длины (ар, гектар)
«Кто сможет?»
Учитель говорит задание и спрашивает «Кто сможет это сделать?» Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руку. Один из учеников выполняет задание, коллективно проверяют правильность.
- Этап первичного закрепления.
«Волшебная палочка».
После объяснения нового материала учитель предлагает самостоятельно выполнить задание на закрепление новой темы. Проверяя, учитель не исправляет ошибку, а выносит за поля, обозначая её палочкой. Таким образом, ученику предоставлена возможность исправить свою ошибку, за что балл не снижается, а наоборот, учитель хвалит ребенка за то, что тот исправил ее.
Здесь же использую всем известную методику «Лесенка успеха»
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в
самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
- Этап повторения и систематизации.
На данном этапе возможность развивать умение оценивать огромна и выбор методик велик. Приведу примеры наиболее часто используемых мной приёмов и методик.
«Древо творчества»
Данная методика наиболее эффективно применяется на уроках закрепления и обобщения знаний по теме. На доске наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки, рядом с которым указаны критерии оценивания. Яблоко – урок прошел плодотворно, я справлялся со всеми заданиями легко. Цветы – довольно неплохо работал, но часто допускал ошибки. Лист – задания давались с трудом, многие задания не выполнил. Дети выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок. В поле зрения учителя все дети. По собственному желанию дети комментируют свой выбор. Учителем фиксируются результаты тех детей, которые для оценки своей работы выбрали лист.
К древу можно возвращаться на всех этапах урока, предлагая детям изменить свой выбор, если изменения в самооценке произошли.
«Волшебная линеечка»
Линеечка 1 - для 2-4 классов. Дети, решая задачу могут оценивать свою работу по ходу.
Линеечка 2 – для 1 класса, где дети оцениваю правильность и аккуратность записи. И в той, и в другой линеечке закрашивают шкалу, соответствующую их работе.
Не справился |
ПРАВИЛЬНО КРАСИВО |
«Гора успехов»
Дети придумывают себе код (например, геометрическую фигуру), ставят на уровень этой горы свою фигуру-код (у каждого своя фигура), Каждый ученик после самооценки вывешивает свою фигуру на ту высоту, где он находится. Такая работа исключает психологический дискомфорт у тех, кто находится еще у подножия, ведь каждый знает только свой код, и в этом заключается интрига. Стремятся к вершине все, и если учитель правильно направляет учащихся, то они радуются за успехи других уже при проверке знаний по второй, третьей теме.
«Прием рейтинга» (от англ. right – правильно).
Ученик сначала сам оценивает свою работу и ставит отметку, затем ее оценивает учитель. Отметка записывается дробью, например, 4/5. через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают.
- Этап подведения итогов. Рефлексия.
На последнем этапе лучше всего «работают» Оценочные листы. Выглядеть они могут по-разному, в зависимости от возраста, темы и количества заданий на уроке.
Лист самооценки 1
Незаконченное предложение | |
| СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: |
я научился ... | |
было интересно… | |
было трудно ... | |
могу похвалить одноклассников за то, что ... | |
больше всего мне понравилось ... | |
особенно хорошо мне удалось... | |
свой результат могу оценить как... |
Лист самооценки 2
Критерии: | Да +, нет - | |
На уроке я отвечал устно. | ||
Я решил без ошибок в тетради задачу. | ||
Я решил без ошибок примеры. | ||
Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение. | ||
В тетради я работал аккуратно | ||
Отметка за урок |
Отдельно хотелось бы выделить методы «Долгосрочные», которые заполняются на протяжении нескольких уроков. Это позволяет учителю оценить уровень усвоении материала по конкретной теме.
Долгосрочные методы оценивания
«Человечки»
Данная карточка рассчитана на 5 уроков (по количеству уроков в изучаемой теме). Учащиеся их пронумеровывают. И в конце каждого урока ученик оценивает свою работу на уроке - закрашивает человечка.
Есть он, усвоил тему урока - закрашивает человечка полностью; если частично – половину человечка, плохо – только ножки. Также можно проставить оценку человечку (за работу на уроке, математический диктант, самостоятельную работу).
3. «Дерево роста»
Данное дерево есть у каждого ученика.
Этот лист самооценки очень удобно использовать при изучении целой темы.
Например, «Дроби». На данную тему отведено по плану 6 часов. На дереве – 6 веток с человечками.
Ежедневно ученик оценивает свою работу на уроке - закрашивает человечка на определённой ветке. Причём, ученик выбирает положение человечка по своей работе, т.е., если справлялся с заданиями с помощью одноклассника – закрашивает человечка, которому забраться на дерево помогает другой человечек и т.д.
Таким образом он движется к вершине ЗНАНИЙ.
А учителю легко проследить усвоение материала учеником на уроке.
Итак, формирование самоконтроля и самооценки - процесс непрерывный. Он осуществляется под руководством учителя на всех стадиях процесса обучения (при изучении нового материала, при отработке навыков практической деятельности, при творческой самостоятельной работе учащихся и т. п.) Формируется навык контроля, самоконтроля и самооценки посредством использования специальных приемов. В свою очередь это способствует созданию условий для формирования самостоятельности. Все указанные выше приемы можно использовать в рамках обучения детей по различным учебно-методическим комплектам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие одарённости у учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС 2 поколения
В докладе ставятся задачи развития одарённости детей младшего школьного возраста, а также ожидаемые результаты развития одарённости в рамках реализации ФГОС нового поколения. В докладе гово...
"Структура современного урока в рамках реализации ФГОС"
Работа подготовлена с целью обобщения и распространения передового опыта по организации и проведению современного урока в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода в соответствии с тр...
Отчет по теме самообразования : «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»
Считаю данную тему актуальной и важной. Так как основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жиз...
Контрольно-оценочные действия обучающихся на уроке в рамках реализации ФГОС НОО
Статья посвящена приёмам формирования самооценки и самоконтроля обучающихся в условиях введения ФГОС. Рассмотрены этапы формирования самооценки, а также её влияние на развитие универсальных учебных де...
Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС.
Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок ...
Здоровьесбережение обучающихся как одно из направлений организации внеклассной работы в рамках реализации ФГОС нового поколения
В связи с резким ухудшением состояния здоровья школьников в последние годы остро встал вопрос об организации здоровье- сберегающего обучения....
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Раскрыты направления кррекционной работы с обучающимися начальной школы с ЗПР...