Проект "Талант живёт в каждом"
проект по теме
Разработка проекта учителя начальных классов "Талант живёт в каждом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 38.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шегарская средняя общеобразовательная школа № 2»
Проект
«Талант живёт в каждом»
Богданова Анна Владимировна,
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
2011 г
Общие сведения о проекте
Вид проекта – незавершенный.
Область инновации – теория и практика обучения и воспитания.
Масштаб нововведения – локальный.
Вид нововведения – создание программы «Работа с одарёнными детьми»
Сроки реализации нововведения – август 2010 – май 2011 уч. гг.
Количество педагогов, участвующих в нововведении – 5.
Обучающиеся, участвующие в эксперименте по реализации нововведения
по параллелям классов, возраст 7 - 10 лет.
Педагогический проект
«Талант живёт в каждом»
- Проблема:
Недостаточно высокий показатель участия в конкурсах разного уровня обучающихся начальной школы.
- Цель проекта:
Выявление одаренных детей и создание условий для их развития, самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
- Задачи проекта:
- Изучить опыт работы других педагогов по работе с одарёнными детьми.
- Провести психолого-педагогический мониторинг.
- Совершенствовать систему работы с одарёнными детьми: внедрять новые формы организации детей; вовлекать большее количество детей в проводимые мероприятия; применять разнообразные меры стимулирующего характера для поощрения одарённых детей.
- Расширить диапазон мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.
- Повышать качество подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с одарёнными детьми.
- Создать условия для развития и реализации творческих учебно-исследовательских способностей учащихся.
- Ресурсное обеспечение проекта:
- Кадровое
- Преподаватель начальных классов МОУ «Шегарская СОШ №2»:
- Богданова Анна Владимировна, первая квалификационная категория;
- Социально-педагогическое сопровождение МОУ «Шегарская СОШ №2»:
- Сидорова Елена Александровна, заместитель директора по ВР;
- Петрова Светлана Юрьевна, учитель начальных классов;
- Варгамыдина Надежда Викторовна, педагог – психолог;
- Напылова Татьяна Анатольевна, учитель экологии.
- Материально-техническое
- Кабинет начальных классов;
- Компьютер с проектором, экран, колонки, принтер;
- Актовый зал;
- Компьютерный класс (источники Интернета);
- Библиотека (книжный и мультимедийный фонд).
- Целевая аудитория
Обучающиеся МОУ «Шегарская средняя образовательная школа №2»,
дети 7 -10 лет.
- Актуальность проекта. Общие положения
Современное общество нуждается в свободной личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству, к отстаиванию своей независимости и ответственности.
Одаренные дети - весьма однообразная, ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из его важнейших ресурсов. Одаренные дети представляют собой культурный и научный потенциал Российского общества, от них зависит, как будут развиваться наука, техника и культура в будущем.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного Российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Каким же требованиям родителей и общества должна соответствовать школа?
- Это школа, которая даёт современное образование, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети имеют чёткое представление о дальнейшем профессиональном выборе и без трудностей поступают в учебные заведения.
- В этой школе должны преподавать высококвалифицированные, творческие, заинтересованные в социализации учащихся педагоги.
- В школе должны быть свои традиции.
- Школа должна быть местом психологически комфортным, где уважается личность, как ученика, так и педагога.
- В школе должна быть система дополнительного образования, позволяющая выявить способности ребёнка, лежащие вне учебной деятельности.
В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм работы и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ. Таким образом, возникает насущная необходимость научно-методической поддержки образовательной деятельности педагогов, работающих с одаренными детьми в системе общего и дополнительного образования. Как отмечал К.Г.Юнг: «Сам учитель должен быть гением, чтобы правильно выявить среди учеников одно гениальное дарование». Подготовка педагогов для работы с данной категорией детей должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации.
Данный проект охватывает главные аспекты воспитания и обучения одарённых детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы с одарёнными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей. Проект направлен на совершенствование образовательного процесса, который создаёт и воспроизводит условия для развития одарённых детей.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в школе являются участие детей в различных олимпиадах, конкурсах, конференциях. Разноуровневые конкурсы способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.
Актуальность проекта видится в его практической направленности.В сентябре 2010 года родителям была предложена анкета:
- Каковы признаки одарённости?
- хорошо учатся – 70 %
- участвуют в конкурсах – 15 %
- посещают кружки, секции – 10 %
- не знаю – 5 %
- Кто поможет выявить одарённость ребёнка?
- родители – 19 %
- специалисты – 43 %
- тестирование – 27 %
- не знаю – 11 %
- Кто несёт основную ответственность за развитие одарённости ребёнка?
- школа – 64 %
- родители – 31 %
- не знаю – 5 %
Результаты анкетирования позволяют сделать вывод о том, что многие родители ощущают острую потребность в получении информации о развитии одаренности детей.
Вследствие изучения проблемы были проведены мониторинговые исследования по участию детей в конкурсах разного уровня.
Результаты участия учащихся начальной школы в конкурсах
Год | Уровень конкурсов | Количество | Победители и призеры |
2008 | Районный | 29 | 8 |
Областной | 67 | 7 | |
Всероссийский | 54 | 0 | |
2009 | Районный | 33 | 9 |
Областной | 81 | 26 | |
Всероссийский | 104 | 0 | |
2010 | Районный | 41 | 12 |
Областной | 88 | 3 | |
Всероссийский | 77 | 0 |
Результаты исследования позволяют сделать вывод о невысоком показателе участия в конкурсах разного уровня обучающихся начальной школы, что может быть связано с проблемой не выявления одарённости или недостаточном развитии выявленных форм одарённости детей.
Эти исследования позволяют сделать вывод об актуальности данного проекта.
7. Ожидаемые результаты:
- Формирование системы работы с одарёнными детьми;
- Выявление форм одарённости детей;
- Творческая самореализация школьника;
- Повышение творческой активности учащихся, что может выразиться в увеличении процента результативности при участии в конкурсах разного уровня;
- Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы;
- Повышение квалификации педагогов.
8. Продукты проекта
- Программа «Работа с одаренными детьми».
- Система мероприятий, направленных на выявление и развитие различных форм одарённости детей.
- Районная игра «Зеленая олимпиада» для обучающихся 4 классов.
- Создание банка одаренных учащихся.
- Создание портфолио учащихся.
- Публикации творческих работ учащихся в средствах массовой информации в школьной, районной газете «Юникс», «Шегарский вестник».
- Формы и методы работы по реализации проекта
9.1. Работа с обучающимися:
- ролевые игры;
- олимпиады разных уровней;
- школьные, районные, областные, всероссийские конкурсы;
- викторины по предметам;
- статьи в СМИ.
9.2. Работа с педагогическими кадрами:
- консультативная методическая помощь заместителя директора по воспитательной работе, классным руководителям, педагогам по работе с одарёнными детьми;
- семинары, педсоветы, конференции;
- обучение на курсах ТОИПКРО по теме «Работа с одарёнными детьми»;
- самообразование по заявленной теме;
- психологическая помощь участникам образовательного процесса;
9.3. Работа с родителями:
- родительские собрания, конференции;
- консультативная методическая помощь;
- совместные мероприятия.
- Проектная группа
Богданова Анна Владимировна
Сидорова Елена Александровна
Петрова Светлана Юрьевна
Варгамыдина Надежда Викторовна
Напылова Татьяна Анатольевна
- Описание проекта.
- Программа выполнения работ по проекту
Подготовительный этап август - -ноябрь 2010
Задачи | Содержание проектной работы | Промежуточные результаты | Ответственные | Сроки |
Изучить опыт работы других педагогов по работе с одарёнными детьми | Анализ опыта работы | Выбор основных направлений работы с одарёнными детьми | Богданова А. В. | Август - сентябрь 2010 |
Выявить одарённых детей | Провести психолого-педагогический мониторинг | Аналитическая справка по итогам мониторинга | Варгамыдина Н. В. | Сентябрь –октябрь 2010 |
Наблюдение | Выявление склонностей и интересов детей | Богданова А. В. Петрова С. Ю. | Октябрь-ноябрь 2010 | |
Беседы с родителями | Выявление склонностей и интересов родителей | Богданова А. В. | Сентябрь-ноябрь 2010 | |
Портфолио | Сбор материалов для портфолио | Сидорова Е. А. Богданова А. В. | В течение года 2010-2011 | |
Повышать качество подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с одарёнными детьми | Семинары, педсоветы, курсы повышения квалификации | Создание программы «Одарённые дети» | Богданова А. В. Петрова С. Ю. | В течение года 2010-2011 |
Основной этап декабрь 2010 – март 2011
Задачи | Содержание проектной работы | Промежуточные результаты | Ответственные | Сроки |
Совершенствовать систему работы с одарёнными детьми | Апробация программы «Одарённые дети» | Выбор направлений | Богданова А. В. Петрова С.Ю. | Декабрь 2010 – март 2011 |
Внедрение новых форм работы с детьми | Районная игра «Зелёная олимпиада» | Богданова А. В. Напылова Т. А. | Февраль 2011 г | |
Расширить диапазон мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся | Участие в конкурсах разного уровня | Поощрение активных участников мероприятий | Сидорова Е.А. Богданова А. В. | В течение года 2010 -2011 |
Организация и проведение научно-практической конференции | Представление работ школьников в научно-практических конференциях разного уровня. Издание сборника лучших работ участников научно-практической конференции | Петрова С. Ю. Богданова А. В. Сидорова Е. А. | Март 2011 | |
Участие в олимпиадном движении для начальных классов | Поощрение активных участников мероприятий | Сидорова Е.А. Богданова А. В. | В течение года 2010 - 2011 | |
Участие в работе школьной, районной газете «ЮНИКС», «Шегарский вестник» | Статьи, творческие работы | Сидорова Е. А. Богданова А. В. | В течение года 2010-2011 | |
Создать условия для развития и реализации творческих учебно-исследовательских способностей учащихся | Расширение образовательного пространства | Сотрудничество с другими образовательными учреждениями | Богданова А. В. | В течение года 2010-2011 |
Заключительный этап март - май 2011
Задачи | Содержание проектной работы | Промежуточные результаты | Ответственные | Сроки |
Подведение итогов проекта | Сбор материалов для энциклопедии «Одарённые дети – будущее России» | Статьи в энциклопедии | Богданова А. В. Петрова С.Ю. | Март – май 2011 |
Распространение опыта на районном региональном уровне | Выступление на РМО, в ТОИПКРО. Статьи в СМИ, сайт школы | Богданова А. В. | Апрель – май 2011 | |
Повторный психолого-педагогический мониторинг | Аналитическая справка | Варгамыдина Н. В. | Май 2011 | |
Сбор материалов для создания банка творческих работ | Банк творческих работ. Сборник лучших работ | Сидорова Е. А. Богданова А. В. | В течение года 2010-2011 |
- Инновационный потенциал проекта
1.Создание портфолио учащихся.
2.Создание программы «Работа с одарёнными детьми».
3.Проведение районной игры «Зелёная олимпиада».
4.Проведение ряда мероприятий по выявлению различных форм одарённости.
- Показатели и критерии эффективности проекта
№ | Показатель эффективности проекта | Критерий |
1 | Повышение развития одарённости | Количество детей, посещающих кружки, секции Количество детей, принимающих участие в мероприятиях |
2 | Участие в олимпиадах различных уровней | Количество победителей и призеров |
3 | Участие в конкурсах разного уровня | Количество победителей и призеров |
4 | Создание банка творческих работ | Сборник лучших работ |
Богданова Анна Владимировна
МБОУ «Шегарская СОШ № 2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Победа в сердце каждого живёт
Тематический классный час, посвященный Дню Победы 2 класс...
«В каждом человеке живёт солнце…»
Ход классного часа:Орг.моментДрузья мои, я очень радаВойти в приветливый ваш класс,И для меня уже наградаВниманье умных ваших глазОпределение темы классного часа- Ребята, как вы думаете, почему ...
«Пускай Победа в сердце каждого живёт»
Методическая разработка классного часа «Пускай Победа в сердце каждого живёт» Цели:- воспитание чувство патриотизма, гордости за свою страну и малую родину, за с...
Классный час: «В каждом сердце пусть живёт Добро!»
Классный час: «В каждом сердце пусть живёт Добро!» Цель занятия: формировать представления учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе. Мероприятие проходит...
Музыка живёт в каждом из нас
Когда-то на первых уроках музыки дети впервые услышали звучание некотрых музыкальных инструментов. Один инструмент им особо запал в душу и это были маракасы. Яркий дизайн привлёк деток. За неимением т...
Добро живёт в каждом
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ В 3 КЛАССЕ«Добро живет в каждом»Цель: Формирование понятия об этических поведенческих нормах в обществе и при общении людей друг с другом, ра...
Классный час "В каждом сердце пусть живёт добро"
Тема: « В каждом сердце пусть живёт добро».Цель: формировать представления учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе.Задачи: раскрыть нравственное ...