Воспитательная программа "РАЗ – СТУПЕНЬКА, ДВА – СТУПЕНЬКА…"
методическая разработка (2 класс) по теме
Воспитательная работа по программе «Раз – ступенька, два – ступенька…» направлена на реализацию следующих задач:
1.Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
2.Формирование патриотизма и гражданской солидарности;
3.Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
4. Формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
5. Содействие формированию сознательного отношения ребёнка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma_2_klass_konopleva_l_a.doc | 208.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области
РАЗ – СТУПЕНЬКА, ДВА – СТУПЕНЬКА…
План воспитательной работы с учащимися
начального школьного возраста
2 «А» класс
на 2012 – 2013 гг
Автор-составитель: Коноплёва Л.А.
учитель начальных
г. Яранск
2012
Анализ воспитательной работы за 2011-2012 учебный год (1 класс)
Воспитательная работа по программе «Раз – ступенька, два – ступенька…» была направлена на реализацию следующих задач:
1.Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
2.Формирование патриотизма и гражданской солидарности;
3.Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
4. Формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
5. Содействие формированию сознательного отношения ребёнка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.
Эти задачи решались через :
Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения…).
- Беседы на нравственные и эстетические темы.
- Посещение кружков и секций.
- Викторины и КВН-ы.
- Контакт с родителями и с учителями-предметниками.
- Организация спортивных мероприятий.
- Участие в общешкольных мероприятиях.
- Организация дежурства по классу
- Проведение генеральной уборки в классе.
- Оформление классного уголка и проектов.
- Экскурсии и походы.
- Классные часы (собрания).
Воспитательная работа велась по направлениям:
« Моё здоровье.» « Моя семья.» « Мои способности.» «Моя Родина.» « Нравственность.»
Дети посещали 5 кружков внеурочной деятельности: « Умники и умницы», « Я – исследователь», « Культура речи», « Подвижные игры», «Юный патриот».
Ребята принимали активное участие в проектах «Спорт и здоровье» (Конкурс рисунков о здоровье; подборка стихов, пословиц; творческое выступление), проект «Моя малая Родина» (изучение истории своего города), проекты «Моя семья», «Моя школа и мой класс», «Дикие животные», «Живая Азбука».
Был проведён цикл классных часов и бесед на нравственную тему «Правила в школе нужны, правила в школе важны», «О невежах и вежливости», ««Поговорим о доброте», «А всегда ли я хороший?» /анкетирование/, «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Ты и твои друзья».
Дети принимали активное участие в школьных и районных конкурсах. 5 учащихся (Швецов Дмитрий, Бажина Ульяна, Арефьев Андрей , Дудина Юлия и Милков Никита) были участниками школьной предметной олимпиады «Умники и умницы» . Дудина Юлия и Милков Никита принимали участие в районном интеллектуальном марафоне. Участвовали ребята и в областном конкурсе «Знаток» по предметам: математике, окружающему миру, русскому языку, литературному чтению (8 человек). Все дети получили сертификаты, а Швецов Дима был отмечен грамотой за 8 место. За участие в районном конкурсе « Варакушка - птица года» 9 участникам были вручены сертификаты. Хорюшин Саша - призёр районного фестиваля «Творчество юных за безопасность дорожного движения», диплом за 3 место в районном конкурсе даров природы «Золотая осень» получил Пискунов Иван.
За участие в акции «Неделя добра» от КОГКУ СО ребята получили благодарственное письмо.
Большая работа велась с семьями учащихся. Были проведены родительские собрания:
1.«Ваш ребенок-первоклассник. Новые обязанности - первые трудности».
2. «Первые успехи школьной жизни»
3. «Дисграфия у детей младшего школьного возраста»
4. «Родителям об особенностях памяти младшего школьника»
5. «Безопасность на каждый день»
Также проводились индивидуальные беседы, консультации, посещение квартир учащихся.
Совместно с родителями были проведены праздники: День именинников, Новогодний праздник, «Один день армейской жизни», «А ну-ка, девочки!», «Вот и окончен первый класс» /совместный праздник с родителями и детьми/.
Над чем ещё нужно работать? Нужно работать по выработке привычек правил поведения на уроках и перемене, по воспитанию добросовестного отношения к учёбе, по сближению интересов родителей, по формированию развитой личности, по выработке волевых усилий, усидчивости, стремление добиваться положительных результатов. Чтобы учащиеся стали дружными, умели дружить, не ссориться, стали более толерантными, умели выходить с конфликтных ситуаций с достоинством.
Внеурочная занятость учащихся 2 «А» класс
«Ритмическая мозаика» (понедельник)
«Цветной мир» (понедельник)
«Народные игры и праздники» (среда)
«Решай, смекай, отгадывай» (четверг)
«Социальное направление» (пятница)
№ п/п | Ф.И. учащегося | Решай, смекай, отгадывай | Народные игры и традиции | Ритмическая мозаика | Цветной мир | Социальное направление | Школа искусств | ДДТ | |
направление | Количество часов в неделю | Количество часов в неделю | |||||||
1 | + | + | + | + | + | Художеств. | 6 | ||
2 | + | + | + | + | Художеств. | 4,5 | 2 | ||
3 | + | + | + | + | + | ||||
4 | + | + | + | + | + | ||||
5 | + | + | + | + | + | ||||
6 | + | + | + | + | + | ||||
7 | + | + | + | + | + | ||||
8 | + | + | + | + | + | ||||
9 | + | + | + | + | + | ||||
10 | + | + | + | + | Художеств. | 4,5 | 1 | ||
11 | + | + | + | + | + | ||||
12 | + | + | + | + | + | ||||
13 | + | + | + | + | + | Фортепьяно | 2 | ||
14 | + | + | + | + | + | ||||
15 | + | + | + | + | + | ||||
16 | + | + | + | + | + | ||||
17 | + | + | + | + | + | ||||
18 | + | + | + | + | Художеств. | 4,5 | |||
19 | + | + | + | + | + | Художеств. | 6 | ||
20 | + | + | + | + | + | ||||
21 | + | + | + | + | + | ||||
22 | + | + | + | + | + | ||||
23 | + | + | + | + | + | ||||
24 | + | + | + | + | + |
Направления воспитательной работы и формы реализации программы «Раз – ступенька, два – ступенька…».
2 класс
Период | Месяц | Направления работы | ||||
Моё здоровье. | Моя семья. | Мои способности. | Моя Родина. | Нравственность. | ||
I триместр Творческие презентации «Мы живём интересно!» II триместр Творческие презентации «Мы живём дружно!» III триместр Творческие презентации «Мы живём классно!» | Сентябрь | 01.09-30.09 Месячник безопасности «Наиболее безопасный путь в школу и домой» /беседа/ Сентябрь Оформление медицинских листков 07.09 День здоровья «Стоп, Кадр!» «Торопыжка на улице» /классный час/ Сентябрь Фоторепортаж Дня здоровья | Сентябрь «Готовность к учебному году» /индивид. консульт. с род./ 14.09.Заседание попечительского совета 20.09.«Как помогать реб. в приготовлении д/з» /родительское собрание/ Сентябрь Составление социальных паспортов семей Выявление детей и семей, находящихся в группе социального риска | 01.09. Праздник знаний «Вот и лето пролетело…» кл.час «Моя школа» Сентябрь Оформление классного уголка 28.09 Смотр - конкурс классных уголков 19.09.Кто я. Какой я. /анкетирование/ | 14.09.Конкурс рисунков на тему «Снова осень стоит у двора» 21.09 Подготовка к проекту «Родной город» | 28.09. «Вы сказали, здравствуйте!» /беседа/ 10.09.Правила в школе нужны, правила в школе важны / индивидуальные консультации с детьми/ |
Октябрь | 19.10. « Я здоровье берегу - сам себе я помогу» /классный час/ Октябрь Анализ посещаемости и пропусков уроков по болезни | Октябрь Посещение учащихся на дому, тщательное обследование жилищно-бытовых условий семьи. Изучение и анализ причин неблагополучия, проблем в семье, ребенка | 26.10. Проект «Почему интересно ходить в библиотеку» Октябрь Классная олимпиада «Умники и умницы» | 05.10.«В гости к Осени» /экскурсия по родному краю/ 27.10 Презентация проекта «Родной город» | Октябрь Рейд «Школьная форма 01.10-06.10 Акция «Поздравь своего учителя» | |
Ноябрь | 19.10. Анкетирование учащихся и их родителей. «Мое здоровье» Ноябрь Анализ посещаемости и пропусков уроков по болезни | 15.11.«Первые школьные отметки» /родительское собрание/ «Мама, мамочка…» /конкурс рисунков/ 14.11. «Знаете ли вы своего ребёнка?» /анкета/ | 06.11-09.11 Творческие презентации «Мы живём интересно!» 16.11. «Мой день рождения осенью» /Празднично-игровая программа/ Ноябрь Школьный интеллектуальный марафон | 09.11.Экскурсия в краеведческий музей. /выставка «Наш край»/ | 26.10. «Доброта в нас и вокруг нас» /Разбор примеров из жизни/. | |
Декабрь | Декабрь Как вести себя, когда ты один в квартире? / индивидуальные консультации с детьми/ 14.12. « Путь к доброму здоровью» /классный час/ | 24-30.12. «Лучшая новогодняя стенгазета» /конкурс семейных стенгазет/ Декабрь Посещение учащихся на дому «Родительский авторитет и его составляющие» | 30.12.«Здравствуй праздник, Новый год!» /празднично-игровая программа/ 24-30.12. Коллективная игра-исследование «Украшаем класс к Новому году» /конкурс поделок/ Районный интеллектуальный марафон | 07.12. Подготовка к проекту «Красная книга» 21.12. Подготовка к проекту «Профессии» « Все профессии важны» /классный час/ | 30.11. «Как вести себя в общественных местах?» /викторина/ Декабрь Рейд по проверке внешнего вида /актив класса/ | |
Январь | Январь Лыжный поход. /внеклассное мероприятие/ | Январь « Единые требования школы и семьи в воспитании детей». Индивид. консультации | 18.01.Праздник «Путешествие в сказку» | 11.01.«Волшебница Зима» /Конкурс рисунков/ 25.01. Презентация проектов Красная книга» «Профессии» | 31.01. «О лени и лентях» /Классный час/ | |
Февраль | 08.02.День здоровья. /проведение генеральной уборки в классе/ Февраль Анализ посещаемости и пропусков уроков по болезни | 14.02. «Роль книги в развитии интеллектуал. умений ребёнка» /родительское собрание/ Февраль «Как вести себя, когда что-то болит?» /беседа, обмен мнениями/ Февраль Консультация. «Правила общения взрослого и ребенка» | 04.02 – 09.02 Творческие презентации «Мы живём дружно!» 28.02 .День зимних именинников. /Празднично-игровая программа/ | 15.02. «Будем в армии служить» /конкурсная программа / | 01.02.«А всегда ли я хороший?» /анкетирование/ «Нехорошие слова, недобрые шутки» / классный час / | |
Март | 15.03.Чем опасен электрический ток? /беседа/ | Март Посещение учащихся на дому «Чему необходимо научить ребёнка в семье» 01.-29.03.Проект «Родословная» 21.03 Родительский лекторий 1-4 классы «Медиабезопасность » | 06.03.«Поздравляем маму!»/празднично-игровая программа к 8 марта/ | 01.03.«Мама милая моя» /конкурс рисунков/ | 22.03.«Будь слову своему хозяин» /классный час/ Март Рейд по проверке внешнего вида /актив класса/ | |
Апрель | 19.04.Я здоровье берегу - сам себе я помогу. /беседа медсестры/ Апрель Анализ посещаемости и пропусков уроков по болезни | 25.04.«Ребёнок и телевизионный экран» /родительское собрание/ Диагностика удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения Апрель Посещение учащихся на дому | День Чести школы. Творческие презентации «Мы живём классно!» Подведение итогов конкурсов «Ученик года». «Класс года». «Икар –2013». | 05.04.«В космос всем открыта дверь, ну-ка сам себя проверь» /конкурсная программа/ | 26.04.«Как помочь товарищу, если он попал в беду?» /Разыгрываются различные ситуации/. | |
Май | 30.05.Правила безопасного поведения на воде. Вода-наш друг. /беседа/ Конец мая Мы – весёлые туристы» (организация похода по родному краю) | 24.05.«Перелистывая страницы учебного года» /совместный праздник с родителями и детьми/ Май Организация летнего отдыха детей Май Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью /диагностика/ | 17.05.«День весенних именинников. /Празднично-игровая программа/ | Смотр строя и песни 03.05.«С чего начинается Родина» /классный час/ Проект-газета «День Победы - 9 Мая» | 10.05.Об обидах и причинах обид. /беседа с социальным педагогом/ |
Работа с родителями
Основная задача классного руководителя (общая с задачами родителей) — создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание.
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся:
В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации ;
- посещение на дому;
-тематические консультации;
- родительские лектории;
- проведение совместных праздников;
- общешкольные родительские собрания
Тематика проведения классных родительских собраний 2 класс
1. « Как помогать ребёнку в приготовлении д/з» / сентябрь/
2. «Первые школьные отметки» / ноябрь/
3. «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка» /февраль/
4. «Ребёнок и телевизионный экран» /апрель/
Работа с детьми «группы риска»
Особого внимания требуют к себе учащиеся, которых называют трудными. Ни один ребенок, который приходит в школу, не хочет быть в их числе. Трудными дети становятся, в первую очередь, в результате семейного воспитания. Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, разводы родителей, манипулирование детьми, перебрасывание ребенка из одной семейной ситуации в другую - все это приводит к тому, что ребенок становится трудным.
При поиске причин появления трудностей в поведении ребенка я пытаюсь найти ответы на такие вопросы:
- Какие особенности характера ребенка влияют на неадекватность его поведения?
- Какие неблагоприятные внешние условия влияют на неадекватность поведения ученика?
- Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть самостоятельно?
- Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть с помощью родителей?
- Какую помощь может оказать общественность?
- Какие педагогические ошибки недопустимы в воспитании ребенка?
- Как исправить ошибки, которые уже допущены мной и семьей?
Для ответов на эти вопросы использую следующие формы работы с детьми «группы риска»:
· посещение семей;
· индивидуальные беседы с детьми и родителями;
· привлечение к беседам социального педагога, участкового инспектора, администрацию школы;
· работа школьного Совета профилактики правонарушений;
· привлечение учащихся к посещению объединений дополнительного образования.
Семьи «группы риска»
Фамилия, имя уч-ся | Фамилия, имя, отчество родителей | Причина |
Утверждаю:
Заместитель директора по ВР
_________________________
«_____» _______________201__ года
План
индивидуальной воспитательно-профилактической работы
с обучающим (ей) ся 2 «А» класса ФИО уч-ся
№п\п | Основные виды деятельности | Сроки | Ответственные | Дата фактически |
1 | Взаимодействие со специалистами и другими педагогами ОУ (психолог, социальный педагог, воспитатель и др.) Отслеживание посещаемости и пробелов в знаниях, умениях и навыках учащейся | Систематически | Учитель Соц. педагог | По окончании каждой доли подсчёт пропусков уроков, успеваемости и сообщение родителям (08.10) |
Посещение квартиры учащейся | Один раз в долю | Классный руководитель Соц. педагог | 11.10. Посещение учащихся на дому, тщательное обследование жилищно-бытовых условий семьи. Изучение и анализ причин неблагополучия, проблем в семье, ребенка. | |
2 | Учебно-воспитательная деятельность (учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и др.) Изучение интересов и способностей учащейся | В течение года | Классный руководитель | 19.09.Кто я. Какой я. /анкетирование/ |
Организация отдыха в сезонных оздоровительных лагерях | В период каникул | Классный руководитель Нач. лагеря | ||
Организация внеурочной деятельности учащейся через работу кружков | В течение года | Классный руководитель Руководители кружков | «Ритмическая мозаика» (понед.), «Цветной мир» (понед.), «Народные игры и праздники» (среда), «Решай, смекай, отгадывай» (четв.), «Социальное направление» (пятн.).
| |
Беседы с учителями - предметниками и руководителями кружков по поводу поведения на занятиях, успеваемости | По мере необходимости | Классный руководитель | ||
3 | Работа с семьей Индивидуальные консультации с детьми по профилактике безнадзорности и правонарушениям | В течение года | Классный руководитель Соц. педагог | 10.09.Правила в школе нужны, правила в школе важны |
Индивидуальные консультации с родителями | В течение года | Классный руководитель | Сентябрь. Составление социальных паспортов семей. Выявление детей и семей, находящихся в группе социального риска. 08.09. «Готовность к учебному году» | |
Посещение квартиры учащейся | Один раз в долю | Классный руководитель Соц. педагог | 11.10. Посещение учащихся на дому, тщательное обследование жилищно-бытовых условий семьи. Изучение и анализ причин неблагополучия, проблем в семье, ребенка. | |
Родительские собрания | Один раз в долю | Классный руководитель Соц. педагог Психолог | 20.09. « Как помогать ребёнку в приготовлении д/з» | |
4 | Совместная деятельность со специалистами других учреждений и служб профилактики (ПДН, КДН, опека и попечительство, учреждения доп. образования, спорта, культуры, социозащитные учреждения и др.) | В течение года | Классный руководитель специалисты учреждений доп. образования |
Классный руководитель ________________________________/ Л.А. Коноплёва
Индивидуальная работа с семьями учащихся 2 «А» класса
Дата | Формы организации работы | Результат |
Родительские собрания
Дата | Тема | Цель |
20.09.2012 | «Как помогать ребёнку в приготовлении домашних заданий» | На родительском собрании помочь родителям в решении проблем обучения и воспитания детей |
14.11.2012 | «Первые школьные отметки» | |
07.02.2013 | «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка» |
Диагностика семей и учащихся
Дата | Диагностика | Результат |
Сентябрь | Диагностика «Кто я? Какой я?» | Определение уровня развития коллектива |
Октябрь | Диагностическая методика «Космическое путешествие» | Выявление лидера в классе, выборы командира |
Ноябрь | «Знаете ли вы своего ребёнка?» /анкета/ | Цель: изучение характера учащихся |
Декабрь | Психологический тренинг «Солнце, дождик, тучки» | Цель: определение самочувствия дома, в классе, с друзьями |
Январь | Методика «Незаконченные предложения» | Определение взаимоотношений родителей и учащихся |
Февраль | Рисуночный тест «День рождения в моей семье» | Цель: выявление противоречии в организации жизни семьи |
Март | Составление родословной своей семьи | Цель: родители и дети в совместной деятельности |
Апрель | Презентация «Моя семья» | Выявление интересов семьи, традиций, новинок семейного воспитания |
Май | Диагностика удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью /диагностика/ | Цель: определение результата воспитательной работы, для определения целей и задач на новый уч. год |
Совместная профилактическая деятельность с другими учреждениями
Мероприятие | Учреждение |
Призёр в районном фестивале «Творчество юных за безопасность дорожного движения» (рисунок) | ГИБДД |
Городской фестиваль «Детства добрая страна» ( 1 призёр в конкурсе стихов, 2 призёра в конкурсе рисунков) | Детская библиотека |
Районный конкурс «На моей кормушке» (победитель) | Музей |
Все дети занимаются в кружках ДДТ и ШИ | Весь год |
Участие родителей в коллективных творческих делах класса
Мероприятие | Дата |
Праздник знаний «Вот и лето пролетело…» | 1сентября |
Конкурс «На моей кормушке» | октябрь |
«Мой день рождения осенью» /Празднично-игровая программа/ | 16 ноября |
«Здравствуй праздник, Новый год!» /празднично-игровая программа/ | декабрь |
Коллективная игра-исследование «Украшаем класс к Новому году» | декабрь |
«Лучшая новогодняя стенгазета» /конкурс семейных стенгазет/ | 24-30.12. |
Презентация проекта «Профессии» | 25 января |
День зимних именинников. /Празднично-игровая программа/ | февраль |
Семейный праздник «Когда все вместе» | 5 марта |
«Перелистывая страницы учебного года» /совместный праздник с родителями и детьми/ | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по воспитательной работе "Ступеньки роста" 1-4 класс
Данная программа была разработана учителем начальных классов Белозеровой Еленой Владимировной, принята на МО учителей начальных классов ЦО №491, согласована с кафедрой воспитательной работы ЮВОУО. Про...
воспитательная программа "ОТ СТУПЕНЬКИ К СТУПЕНЬКАМ"
В современной России особенно остро встают проблемы, связанные с падением нравственности среди молодежи, утраты духовных ценностей, моральных и нравственных принципов. Общество не перестало нужд...
Программа воспитательной работы "Ступеньки"
Авторская программа воспитательной работы с младшими школьниками разработана на четыре года.В программе выделены направлениядеятельности, описано содержание программы....
Программа воспитательной работы "Ступеньки роста"
Программа содержит основные разделы воспитательной работы и план мероприятий....
Программа воспитательной работы «Ступеньки» для обучающихся 1-4 классов
Программа предназначена для классных руководителей начальных классов...
Воспитательная система "Ступеньки успеха"
Краткое содержание воспитательной системы...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВД МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ «Раз ступенька, два ступенька» (подготовка детей 6-7 лет в школу)
Программа ВД включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность фо...