Программа воспитательной работы "Ступеньки роста"
рабочая программа (3 класс) на тему
Программа содержит основные разделы воспитательной работы и план мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vosp._raboty_goryntseva_l.p.doc | 324.5 КБ |
plan_meropriyatiy.pdf | 302.77 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО ВР
________/А.В. Алисеевич/ _______/Н.Э. Алтынбаева/
Введение
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
- готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
- свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений воспитание обучающихся должно обеспечить:
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
- готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
- бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
- законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
- духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
- патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
- социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
- наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
Цели, задачи и принципы
воспитательной системы класса
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей. Они должны привыкнуть к условиям новой жизни: коллективу. Требованиям и обязанностям. Особенность ребенка младшего школьного возраста заключается в неумении осознать свои трудности, переживания, причины их появления. Все это обуславливает гнев, страх, обиду ребенка. В этот период школьной жизни он остро нуждается в педагогической поддержке, атмосфере доброжелательности, заботы и внимания. Именно с формированием помогающих отношений в классном коллективе должны быть связаны цель, задачи и принципы функционирования воспитательной системы.
Цель воспитательной системы – на основе создания атмосферы комфортности, защищенности и творческого содружества в совместной жизнедеятельности содействовать проявлению задатков и развитию способностей детей.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Создавать необходимые условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения младшего школьника.
2) Внимательно и бережно относясь к любым проявлениям индивидуальности детей, поддерживать и обеспечивать её становление.
3) Пробудить интерес ребёнка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и самоуважения.
4) Способствовать формированию основ культуры и построения межличностных отношений.
Путь к достижению целевых ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное самоопределение через осознание таких ценностей:
- свобода (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения);
- оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях; кто всем недоволен, тот всем неприятен);
- требовательность к себе (путь познания и развития себя, достижения намеченных целей);
- любознательность (стремление все знать и всему научиться; познавая мир, познавай и самого себя);
- самопризнание (способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться);
- человеколюбие (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь);
- веселье (радость и удовольствие, получаемые ребенком от жизни; источником радости может стать любое дело и труд, когда преодоление препятствий оценивается как победа, а следовательно, приносит удовлетворение);
- сотворчество (построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых).
Этапы построения воспитательной системы
и их краткая характеристика
I этап – «Первые шаги»
В 1 классе учитель начинает работать с еще не организованной группой детей. Главная задача – помочь им безболезненно адаптироваться к школьной жизни. Учитель и ученики делают первые шаги навстречу друг к другу, первые шаги по сплочению классного коллектива.
II этап – «Вместе весело шагать»
Во 2 классе устанавливаются более тесные контакты между учениками, учителем и родителями. Коллективные творческие дела, организация самоуправления способствуют формированию классного сообщества. «Вместе весело шагать!» – под таким девизом строится жизнедеятельность и воспитательная работа в классе.
III этап – «Там на неведомых дорожках»
В 3 классе ребенок не только осознает себя субъектом, но и испытывает потребность реализовать свою субъектную роль, вступая в широкий круг общественных отношений. Активно исследуется и осваивается образовательное пространство школы и окружающего социума. «Там на неведомых дорожках» (кружки, секции, библиотеки, музыкальные школы т.д.) ученики удовлетворяют свои потребности в общении, познании, самовыражении, самоутверждении.
IV этап – «Поход в мир своего «Я»
В 4 классе ребенок попадает в специфическое положение, которое можно охарактеризовать как «Я в центре мира». Он начинает интересоваться самим собой: какой я по сравнению с другими? В чем я смогу себя проявить? У детей появляется желание понять себя. Поэтому у десятилетнего ребенка приоритетным видом деятельности становится познавательно-игровая деятельность по самопознанию.
Изучение эффективности воспитательной системы
Чтобы измерить эффективность функционирования воспитательной системы, необходимо избрать критерии, позволяющие оценить результативность осуществляемой деятельности по достижению целевых ориентиров.
- Развитость познавательного потенциала ребенка.
- Нравственная направленность личности.
- Сформированность у учащихся первоначальных умений самопознания, самореализации, самоутверждения.
- Креативность ребенка.
- Удовлетворенность ученика самим собой и жизнедеятельностью в классном коллективе.
Диагностика воспитательной системы
3 класс
№ п/п | Предмет диагностики | Методы исследования | Время изучения |
1 | Выявление мотивов учебной деятельности | Опросник исследования мотивов познавательной деятельности | октябрь |
2 | Концентрация и устойчивость внимания | Корректурная труба | ноябрь |
3 | Состояние межличностных отношений в классе | Социометрия | декабрь |
4 | Эмоциональное самочувствие учащихся | Методика диагностики эмоционально-психологического климата (Г.А. Карпова, Т.П. Артемьева) | февраль |
7 | Изучение удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в классе | Методика «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А. Андреева | апрель |
4 класс
№ п/п | Предмет диагностики | Методы исследования | Время изучения |
1 | Отношение к отметкам | Методика «Как ты относишься к отметкам» А. Герасимова | октябрь |
2 | Развитие личностных качеств учащихся | Методика «Инакость» А. Герасимова | декабрь |
3 | Креативность учеников | Краткий тест П. Торренса | январь |
4 | Дружба в жизни учащихся | Методика «Дружить нужно уметь» А. Герасимова | январь |
5 | Нравственная воспитанность учащихся | Методика «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щурковой, адаптирована В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым | февраль |
6 | Изучение уровня развития мыслительных операций | Тест Р. Кеттелла | март |
7 | Изучение удовлетворенности школьной жизнью | Методика «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А. Андреева | апрель |
Циклограмма
работы классного руководителя
Ежедневно:
Организация дежурства в классном кабинете.
Организация питания учащихся.
Индивидуальная работа с учащимися.
Работа с классным журналом.
Консультации для родителей.
Еженедельно:
Проверка дневников учащихся.
Организация дежурства по школе.
Работа с активом класса.
Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
Встречи с родителями учащихся.
Проведение мероприятий (по плану).
Ежемесячно:
Аналитико-диагностическая работа.
Консультации с социально-психологической службой школы.
Раз в четверть:
Анализ выполнения плана работы за четверть, корректировка плана.
Оформление классного журнала по итогам четверти.
Проведение родительского собрания.
Заседание методического объединения.
Генеральная уборка класса.
Раз в год:
Проведение открытого мероприятия.
Оформление личных дел учащихся.
Анализ воспитательной работы в классе за прошедший год.
Циклограмма рабочего времени
классного руководителя
Дни недели | Организаторские мероприятия | Методические мероприятия | Профилактические мероприятия |
Понедельник | Работа с классным и электронным журналами. Организация дежурства по классу. Организация питания учащихся. | Проведение классного часа | Индивидуальная помощь учащимся. Индивидуальные беседы с учащимися. |
Вторник | Организация дежурства по школе, по классу. Работа с классным и электронным журналами Организация питания учащихся. | Индивидуальная помощь учащимся. Индивидуальные беседы с учащимися. | |
Среда | Организация дежурства по классу. Работа с активом класса. Работа с классным и электронным журналами. Организация питания учащихся. | Подготовка, репетиции к внеклассным мероприятиям. | Индивидуальная помощь учащимся. Индивидуальные беседы с учащимися. |
Четверг | Организация дежурства по классу. Работа с классным и электронным журналами. Индивидуальные, групповые консультации для родителей Организация питания учащихся. | Проведение родительских собраний (по плану) | Посещение уроков английского языка, беседа с учителями-предметниками. Индивидуальная помощь учащимся. Индивидуальные беседы с учащимися. |
Пятница | Организация дежурства по классу. Работа с классным и электронным журналами. Организация питания учащихся. | Подготовка, репетиции к внеклассным мероприятиям. | Беседы с учителями-предметниками по итогам недели, с руководителями кружков. |
Суббота | Проверка дневников. Работа с классным и электронным журналами. Индивидуальные, групповые консультации для родителей Организация питания учащихся. | Участие в общешкольных мероприятиях (по плану) | Индивидуальные беседы с учащимися по итогам недели. Контроль успеваемости за неделю. |
Воскресенье | Клуб выходного дня (КВД) | Проведение коллективных творческих дел (по плану) |
Цели и задачи
воспитательной деятельности
на 2015-2016 уч. год
Цель:
формировать у обучающихся ценностное отношение к семье, школе, друзьям, окружающим людям через учебную и внеурочную деятельность.
Задачи:
- Социальные - стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, проявлению внутренней позиции и формированию навыков внутренней позиции, реализация ФГОС через внеурочную учебную деятельность и программу воспитательной работы школы.
- Диагностические – продолжить изучение личностных качеств учащихся, отношений в классном коллективе;
- Воспитательные - содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно-эмоциональной и благоприятной среды для дальнейшего развития обучающихся;
раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал учащихся через участие в конкурсах, внеклассных мероприятиях;
способствовать формированию дисциплинированности, воспитанности, внимательного отношения друг к другу, родителям, окружающим;
- Здоровьесберегающие - способствовать формированию здорового образа жизни.
Сущность воспитательной работы класса характеризуют ключевые понятия: «индивидуальность», «самостоятельность», «доброта», «толерантность», «творчество», «активность», «коллектив».
М. Метерлинк напоминает нам устами сказочного героя, что «ребенка с пустыми руками на Землю не пускают…» Он приходит в мир с особой миссией, в нужное для этого мира время. Помочь ему раскрыть и постичь себя, а не превратить его в зеркальное отражение окружающих взрослых – задача педагога.
Основные направления воспитательной деятельности
Направления | Поставленные задачи | Формы работы | Сформированные компетентности |
Нравственность, духовность как основа личности. (гражданско-правовое и патриотическое воспитание, семейное воспитание) «Наша классная семья» | - Формирование гуманистических отношений к окружающему миру. - Приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей. - Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира. - Формирование культуры и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения. - Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. - Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной. - Формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости; - Овладение технологией социального проектирования и участия в реальной жизни гражданского общества. - Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений; - Развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края. | Тематические классные часы по нравственной и патриотической тематике; организация экскурсий в музей с целью знакомства с историческим и культурным наследием села, района, округа; тренинги; организация социально-значимых дел, КТД, празднование памятных дат. Родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями и обучающимися, тематические классные часы, совместные мероприятия с участием детей и родителей. Внеурочная деятельность: занятия в объединении «Праздники, традиции и обычаи народов России» | - Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений между этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; - нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; - уважительное отношение к традиционным религиям; - неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; - способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; - знание традиций гимназии, бережное отношение к ним. Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; - элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; - первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; - опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; - опыт социальной и межкультурной коммуникации; - начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища - начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями; уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; - знание традиций своей семьи , бережное отношение к ним. |
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. Экологическое воспитание «Здоровым будешь – всё добудешь» | - Формирование стремления к здоровому образу жизни. - Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. - Формирование негативного отношения к вредным привычкам и устойчивых навыков здорового образа жизни. - Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. | Тематические классные часы, профилактические беседы, спортивные соревнования, встречи со специалистами, проведение инструктивных и тренировочных занятий по отработке навыков безопасного поведения. Внеурочная деятельность: занятия в объединениях «Я – пассажир и пешеход», «Разговор о правильном питании», «Белая ладья», «Подвижные игры», «Мини-футбол», «Танцы» |
|
Личностное и интеллектуальное саморазвитие. Профессиональное самоопределение «Я познаю себя» | - Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образователь-ной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов. - Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. - Формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире. - Развитие самооценки, рефлексии. - Формирование целостной и научно обоснованной картины мира. - Развитие познавательных способностей. | Внеурочная деятельность по предметам Интеллектуальные игры, олимпиады, исследовательские проекты. Тренинги, анкетирование, беседы, использование Интернет-ресурсов Внеурочная деятельность: занятия в объединении «Юным умникам и умницам»», «Занимательный английский», «Робототехника» |
|
Эстетическое и культурное развитие. «Я, ты, он, она – вместе целая страна» | - Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. - Стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, культурным критериям. - Воспитание чувственной сферы, чуткости, видения прекрасного. - Осознание важности семьи в жизни человека и обществе, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. - Просвещение родителей и детей в осознании ценности семьи как основополагающей ячейки общества, формирующей общепринятые ценности и нормы. - Повышение роли и авторитета семьи. | Посещение культурных центров города, области, КВН, классные часы, праздники, Просмотр и обсуждение спектаклей, кинофильмов, концертов. Внеурочная деятельность: занятия в объединении «Радуга», «Шалуны», «Чудеса из бумаги», «Мастерица» |
|
Внеурочная деятельность обучающихся
Цель : развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время; создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ , реализуемых во внеурочное время.
Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:
- усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
- продолжать выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
- оказывать помощь в поисках «себя»;
- создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
- создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширять рамки общения с социумом;
- воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Направление | Цель и задачи | Прогнозируемый результат |
Духовно-нравственное: «Праздники, традиции и обычаи народов России» | Цель программы: привитие учащимся первых классов элементарных понятий добра и зла, понятий справедливости, нравственности и морали. Задачи программы: - способствовать формированию навыков поведения в обществе, - способствовать воспитанию чувства коллективизма, - способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям; - способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни. | Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). 3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Регулятивные УУД: 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). 4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». 5. Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. 5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. Ожидаемые предметные результаты: обогащение личного опыта общения детей; ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения; овладение нормами речевого этикета и культуры поведения. Требования к уровню подготовки учащихся. Должен знать правила этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой Ученик должен усвоить сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, интерес, любовь к ближнему, вежливость, самолюбие, себялюбие, грубость, наушничество, подлость, обман, черствость души, щедрость души. Должен знать, как помочь товарищу в учебе и как принять эту помощь. Должен уметь для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, соблюдать правила дорожного движения. Следить за результатами. Производить мелкий ремонт. Знать состав своей семьи и уметь с ними общаться. применять "золотое правило нравственности" в повседневной жизни при общении с людьми; овладеть основами вежливого обращения и знакомства с людьми; согласно правилам этикета здороваться и прощаться с людьми; овладеть культурой поведения в школе, семье, на улице, общественном транспорте, в театре; овладеть культурой разговора, искусством спора; использовать в речи вежливые интонации и не допускать использования грубых слов. |
Научно-познавательное «Юным умникам и умницам»», «Занимательный английский», «Робототехника» | Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи программы: Обучающие: - развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; - приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; - пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; - развитие мотивации к изучению русского языка; - развитие творчества и обогащение словарного запаса; - совершенствование общего языкового развития учащихся; - углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Воспитывающие: - воспитание культуры обращения с книгой; - формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развивающие: - развивать смекалку и сообразительность; - приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; - развивать умение пользоваться разнообразными словарями; учить организации личной и коллективной деятельности | Личностные результаты: 1.Осознавать роль языка и речи в жизни людей; 2. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; 3.Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; 4.Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: 1.Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; 2.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; 3.Учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: 1.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 2.Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: 1.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); 2.Слушать и понимать речь других; 3.Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
Спортивно-оздоровительное: «Я – пассажир и пешеход», «Разговор о правильном питании», «Белая ладья», «Подвижные игры», «Мини-футбол», «Танцы» | Основная цель: Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Задачи программы: - Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика. - Профилактика вредных привычек. - Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни. - Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта. - Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни. - Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей. | Универсальные компетенции 1.Умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния полного благополучия (физического или соматического, психологического и социального); 2.Умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена; 3.Умение доносить информацию по здоровье сберегающей тематике в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Личностные результаты 1.Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья; 2.Проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья; Метапредметные результаты 1.Характеристика личного и общественного здоровья как социально-культурного феномена, его объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; 2.Обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям; 3.Планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования своего здоровья во всех его проявлениях; 4.Управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия. |
Общекультурное: «Радуга», «Шалуны», «Чудеса из бумаги», «Мастерица» | Основная цель: Развитие личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений. Задачи программы - Через практические занятия помочь учащимся развивать координацию движений, глазомер, мелкую моторику рук; наблюдать предметы окружающей действительности, выделять главное, наиболее характерное; - Приучать к самостоятельности, к аккуратности, к внимательности; - Способствовать пробуждению интереса к творческому поиску; - Воспитывать эстетический и художественный вкус | Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; - называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД: - проговаривать последовательность действий на занятии учиться высказывать своё предположение (версию) с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; - выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Коммуникативные УУД: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; - слушать и понимать речь других. |
Индивидуальная работа с обучающимися
Этапы индивидуальной работы:
- 1 этап: диагностические исследования личности ребенка, определение направлений совместной деятельности.
- 2 этап: вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности и использование различных методов и приемов для изучения относительно устойчивых свойств личности (способности, темперамент, характер) и неустойчивых (поступки, психическое состояние и действия обучающихся.
- 3 этап: проектирование развития ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств школьника.
- 4 этап: дальнейшее изучение возможностей, продвижение обучающегося на пути собственного развития, проектирование его поведения и взаимоотношений в различных ситуациях, использование методов индивидуального воздействия.
- 5 этап: корректирование.
Фамилия, имя | Основные задачи |
Помочь приобрести новых друзей среди одноклассников, развивать доброжелательное отношение к окружающим, умение дружить и принимать правила микро группы | |
Развивать уверенность в своих учебных способностях, интерес к познанию | |
Развивать уверенность в себе, способствовать повышению самооценки | |
Развивать умение ставить перед собой цели и достигать их | |
Развивать нравственные качества, способствовать вовлечению в общие дела, развивать интерес к учебе | |
Развивать умение дружить и принимать правила микро группы, способствовать соблюдению норм поведения | |
Развивать способность анализировать свою работу, адекватно оценивать ее |
Работа с родителями
Основные направления:
- Составление характеристик семей обучающихся (согласно мониторингу развития класса).
- Организация диагностической работы по изучению семей.
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей (согласно плану проведения родительских собраний)
- Работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.
- Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
- Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и предупреждении негативных проявлений у детей.
- Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении школой, организации учебно-воспитательного процесса, помощь в организации деятельности Совета школы.
- Активное включение в работу с семьей педагогов-психологов, социального педагога, логопеда.
- Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений.
- Разработка тематического наглядного материала и оформления по работе с семьей.
Формы работы:
- Родительские собрания
- Групповые консультации по типичным проблемным ситуациям
- Индивидуальные консультации
- Внеклассные мероприятия, проводимые с участием родителей
- Работа с родительским комитетом
- Ведение документации по работе с семьей
Родительский комитет:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
План работы с родителями
Время проведения | Мероприятие |
Сентябрь | Родительский практикум «В семье третьеклассник» (инд. встречи) Анкетирование родителей Индивидуальные консультации Встреча с психологом, логопедом, учителями-предметниками, работающими с классом. |
Октябрь | Родительское собрание «Как обеспечить безопасность детей» (выступление детей перед родителями на тему ПДД «Берегите нас!») Проверка учебников родительским комитетом Клуб выходного дня «День именинника» |
Ноябрь | Индивидуальные консультации КТД «Есть светлый на Земле приют» (День Матери) Клуб выходного дня «Папа, мама, я – спортивная семья». |
Декабрь | Родительское собрание «Роль родительского авторитета в воспитании ребенка» КВД «Мастерская Деда Мороза» КТД «Встреча с Дедом Морозом» (елка в классе) |
Январь | Родительский практикум «Узнать можно лишь тогда, когда учишься…» Индивидуальные консультации Встречи с психологом, учителями-предметниками, работающими с классом. Клуб выходного дня «День именинника». |
Февраль | Родительское собрание «Человеком быть совсем не просто, или как воспитывать в детях нравственные качества» Участие в МВПР КВД «Лыжная вылазка» КТД «Праздник пап и мальчиков» |
Март | Родительский практикум «Как воспитать полезные привычки» Индивидуальные консультации КТД «Праздник мам и девочек» КВД «Катание на санках, лыжах» |
Апрель | Родительское собрание «Трудовое воспитание в вашей семье» Профилактическая и коррекционная работа с семьями. КВД «День именинника» |
Май | Индивидуальная работа Встреча с психологом, логопедом Проверка учебников родительским комитетом Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей...» КТД «До свидания, третий класс!» |
Формирование классного коллектива
1.Изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка.
2. Формирование традиций в классном коллективе.
3. Организация дежурства в классе.
4. Контроль за выполнением детьми поручений.
5. Проведение коллективных творческих дел (КТД)
и клубов выходного дня (КВД).
Структура ученического самоуправления
Класс:
Наш девиз:
Лидер класса:
- 1 группа
- 2 группа
- 3 группа
- 4 группа
Наши поручения:
- Учебный сектор
- Спортивный сектор
- Досуговый сектор
- Сектор здоровья
- Сектор связи с библиотекой
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио как инструмент педагогического роста учителя
Электронное портфолио учителя....
Учитель начальной школы, возможности профессионального роста
Статья "Учитель начальных классов, возможности профессионального роста"...
Система работы. Развитие самостоятельных умений - как путь к личностному росту обучаемых.
Работа содержит теоретический и практический материал по развитию самостоятельности у обучаемых....
Коллективная исследовательская работа по теме: "Влияние предметов неживой природы на рост и развитие растений"
После комплекса уроков изучения предметов неживой природы: состава и свойств воды, воздуха, почвы, дети заинтересовались влиянием данных объектов на растительный мир и решили провести сери...
Стихотворема "Витамин роста" О.Е.Григорьев, 3 класс, литературное чтение УМК "Школа 2100"
Урок литературное чтение в 3 классе (УМК "Школа 2100") по теме: " Стихи Олега Григорьева о ребятах и секретах роста"Цель:познакомить со стихотворемой и понять какой...
Стихотворема "Витамин роста" О.Е.Григорьев, 3 класс, литературное чтение УМК "Школа 2100"
Урок литературное чтение в 3 классе (УМК "Школа 2100") по теме: " Стихи Олега Григорьева о ребятах и секретах роста"Цель:познакомить со стихотворемой и понять какой...
Программа по воспитательной работе "Ступеньки роста" 1-4 класс
Данная программа была разработана учителем начальных классов Белозеровой Еленой Владимировной, принята на МО учителей начальных классов ЦО №491, согласована с кафедрой воспитательной работы ЮВОУО. Про...