Программа воспитательной работы «Ступеньки» для обучающихся 1-4 классов
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа предназначена для классных руководителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_progr._vospit_rab.docx | 75.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Среднеапоченская средняя общеобразовательная школа»
Горшеченского района Курской области
Рекомендована к использованию педсоветом школы Протокол от _________ № _____ | «Утверждаю» Приказ от _________ № ____ Подпись директора ________________ |
/Сидорова Т.М./
Программа воспитательной работы
«Ступеньки»
для обучающихся 1-4 классов
классного руководителя Малыхиной Елены Николаевны
с. Средние Апочки
2016г.
Паспорт программы
Наименование программы | Программа воспитательной работы «Ступеньки» |
Назначение программы | Программа является организационной основой развития и воспитания классного коллектива |
Основание для разработки программы | Закон «Об образовании» Конвенция о правах ребёнка Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка» ФГОС |
Разработал программу | Учитель начальных классов МКОУ «Среднеапоченская средняя общеобразовательная школа» Горшеченского района Курской области Малыхина Елена Николаевна |
Цель программы | Создание условий для самореализации творческой личности через организацию КТД и совместную деятельности взрослых и детей. |
Основные задачи |
|
Принципы реализации программы |
|
Сроки и место реализации программы. | Сроки реализации программы: 2016 – 2020уч.г. Место реализации программы: МКОУ «Среднеапоченская средняя общеобразовательная школа» Горшеченского района Курской области |
Контингент учащихся | Учащиеся 1 – 4 классов |
Перечень основных направлений программы |
|
Методы и формы работы с классным коллективом |
|
Ожидаемые результаты | К концу 4 класса ученики видятся личностью: -духовной;
К концу 4 класса классный коллектив представляется как:
|
Контроль за исполнением программы | Контроль за исполнением программы осуществляет администрация школы (заместитель директора по воспитательной работе) |
Актуальность программы
Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни. Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, трудности и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность.
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать в ребёнке заложенные природой задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Со всей остротой в начальной школе встает вопрос об активизации внутренних возможностей личности. Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.
Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия – вот главное условие успешного воспитания.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Цели и задачи программы
Цель программы: создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностно-нравственных качеств, для саморазвития и самореализации личности учащихся.
Задачи:
- воспитывать у школьников желание самосовершенствоваться, волевые и нравственные качества, чувство дружбы;
- создать условия для оздоровления, сохранения и поддержания здоровья учащихся;
- сплотить классный коллектив;
- развивать творческие способности обучающихся через совместную деятельность;
- формировать здоровый образ жизни;
- прививать навыки культуры поведения, навыки самообслуживания
- привлечение родителей к участию во внеклассной и школьной деятельности
- воспитание любви к семье, школе, родному краю.
Концепция воспитательной программы
Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент жизни также активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события, чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, доподлинное знание всего, чем живет, о чем мечтает, знание его психологических особенностей, его окружения.
Ребенок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть в другом человеке личность со своим неповторимым мироощущением.
Педагогические принципы и подходы
Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.
Принцип | Характеристика принципа |
Гуманистический | Отношение педагога к учащимся как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегия взаимодействия, основанная на субъект — субъективных отношениях |
Природосообразности | Воспитание учащихся сообразно их полу, возрасту: формирование у них ответственности за развитие самих себя, за действия и поведение |
Культуросообразности | Воспитание на общечеловеческих ценностях в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям. |
Личностно-ориентированного воспитания | В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности. |
Эффективности социального взаимодействия | Формирования навыков социальной адаптации, самореализации. |
Успешности | Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности. |
Комплексного подхода | Позволяет воспитывать и развивать какие-либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон. |
Деятельный подход | Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой. |
Целостный подход | Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами. |
Методы работы: научно-исследовательский, метод проектов, коммуникативный, личностно-ориентированный, метод креативного мышления, репродуктивный.
Формы работы: классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации, конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы, представления, выступления, фестивали; дискуссии, круглые столы, конференции; встречи с интересными людьми, клубы по интересам
Основные направления воспитательной работы
Направление | Цели и задачи | Формы проведения |
Нравственность | Формирование у учащихся нравственной культуры миропонимания, умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. Воспитание эстетического вкуса, потребности в достойном поведении в повседневной жизни, формирование норм поведения. Воспитание высоких моральных качеств и чувства долга. |
|
Гражданственность | Формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него. |
|
Интеллект | Изучение и развитие интересов, любознательности и интеллектуальных способностей учащихся. Создание условий для формирования мотивации учения в урочной и внеклассной деятельности. Развитие учебных интересов и умений учащихся. Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов собственным трудом. |
|
Здоровье | Сотрудничество с медицинским персоналом школы, учителем физкультуры, психологической службой с целью изучения состояния физического и психического здоровья школьников. Создание необходимых условий для полноценного физического и психического развития школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению режима дня, правильному питанию. |
|
Семья | Изучение семей учащихся. Сотрудничество с психологической службой школы. Поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей. |
|
Досуг | Формирование потребности учащихся участвовать в коллективных творческих делах класса, школы. Воспитание нетерпимого отношения к вредным привычкам, стремления к интересному и полезному время провождению. Средствами внеклассных мероприятий демонстрация интересов и достижений учащихся, их таланта и творческих способностей. Привлечение родителей класса к совместному с учащимися время провождению. |
|
Сроки и этапы реализации программы
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
I этап (1 класс)
Воспитательная работа в первом классе, основной целью которой является формирование качеств личности, необходимо:
- обеспечить успешную адаптацию учащихся на первом этапе образования;
- обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся к активной коллективной деятельности через проведение конкурсов, игр;
- создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка;
- нацеливать детей на успех через сотрудничество, личное старание и труд;
- формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;
- использовать разнообразные формы организации работы с детьми;
- привлечь родителей к реализации данной программы.
II этап (2класс)
Во 2-м классе уделяется внимание обучению коллективной деятельности:
- создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности;
- воспитывать коммуникативную культуру школьника;
- нацеливать детей на успех через сотрудничество, личное старание и труд;
- формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни.
III этап (3класс)
После заложенного начала формирования качеств личности и обучения коллективной деятельности основной целью работы в 3-м классе является формирование культуры личности:
- совершенствовать познавательную активность учащихся;
- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
- воспитывать у учащихся потребность к расширению своего культурного кругозора;
- создавать условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса;
- формировать организационно-деятельностные умения учащихся.
IV этап (4класс)
Основной целью воспитательной работы в 4-м классе становится формирование самосознания:
- обеспечивать устойчивую потребность у учащихся к совершенствованию способностей;
- поддерживать увлеченность учащихся различными видами внеурочной деятельности;
- обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие класса в общешкольных мероприятиях.
Содержание программы
1 класс
Направление | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения |
Нравственность | показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей, формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего | «День Учителя». «Вежливые слова» «Покормите птиц зимой» «Без друга в жизни туго» «Чудо земли – хлеб» «Да здравствует вежливость и доброта» | Изготовление поздравительных открыток фотовыставка беседа изготовление кормушек рейды «Проверь кормушку» |
Гражданственность | создание условий для первичной социализации личности, для вхождения ребенка в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и себе в нем | «Ты ученик» «Мое поручение» «Мои сверстники и друзья» - День освобождения с. Средние Апочки от немецко-фашистских захватчиков. «Будь природе другом» «Что я знаю о войне» Линейка памяти, посвященная Дню Победы. | тематические классные часы конкурсы викторины встречи с интересными людьми |
Интеллект | формировать любознательность, интерес к знаниям. | Игра- путешествие по русским народным сказкам. «В мире загадок» Игра «Умники и умницы» | игра-викторина конкурсы |
Здоровье | формировать понимание значимости здорового образа жизни | «Режим дня», «Путь в страну Здоровья», «Красный, желтый, зеленый»- правила поведения на улице. «Веселые старты» «Школа светофорных наук» «Осторожно, огонь!» | конкурс рисунков беседы о режиме дня спортивные праздники |
Семья | формировать нравственную культуру семьи, направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей | «Семейные традиции» «Как трудится моя семья» | беседы создание альбомов выставка рисунков |
Досуг | создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности. | «Здравствуй, осень!» «Наш веселый Новый год» «Дорогие и любимые. Праздник бабушек и мам» Предновогодняя ярмарка «Прощай, азбука» День матери. | праздник концерт инсценирование походы экскурсии |
2 класс
Направление | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения |
Нравственность | создавать условия для творческой самореализации обучающихся, приобщать к традициям школьного коллектива | «Честность - прежде всего» «Культура речи»» «Помоги другу» «Уважай старших» «День птиц» «Правила поведения в общественных местах» | Творческий конкурс создание классного журнала акция |
Гражданственность | создание условий для социализации личности, для вхождения ребенка в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и себе в нем | «С чего начинается Родина?» «Никто не забыт, ничто не забыто» «Права и обязанности» «Символика России» «Кем быть?» | тематические классные часы викторины встречи с интересными людьми |
Интеллект | знакомить с общественно-политической жизнью страны, приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям | «Все обо всем на свете» «Мой ум» «Развивай свою память» «День Наума Грамотника» | интеллектуальные конкурсы викторины игры-путешествия |
Здоровье | формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни. | «Полезные привычки» «Веселые старты» «Расти здоровым» Беседы по ПДД | викторина соревнование в параллели классов спортивный праздник конкурс плакатов |
Семья | воспитывать уважение к членам своей семьи, уважение к семейным традициям | «Фотографии моей семьи» | беседы конкурсы родительские собрания |
Досуг | создавать условия для проявления творческой индивидуальности, воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства. | «Здравствуй, осень золотая!» «А, ну-ка, мальчики» «А, ну-ка, девочки» «Здравствуй, здравствуй, Новый год» «Игрушечный город» | конкурс -викторина конкурсная программа походы экскурсии |
3 класс
Направление | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения |
Нравственность | формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни, формировать понимание значимости исторического прошлого, создавать атмосферу взаимной заинтересованности. | «Услышать сердце человека» «Правила хорошего тона»» Я и мои друзья» «Имею право. Мои права» «Спешите делать добро» | конкурс стихов коллаж дискуссия игры акции |
Гражданственность | формирование знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него | «Что такое ответственность» «День народного единства» «Россия, Русь… Храни себя, храни!» «Экологическая тропа» «Этот праздник со слезами на глазах» | тематические классные часы викторины акции |
Интеллект | приобщать детей к разнообразной творческой деятельности, формировать потребность в самообразовании. | «Космические дали» «Познай самого себя» «Кто хочет на загадки находить отгадки?» «Следствие ведут знатоки» «В мире очевидного и невероятного» | турниры игры диспуты |
Здоровье | Формировать способности управлять своим здоровьем | «Опасные и безопасные ситуации» «Скажем: «НЕТ» вредным привычкам» «Твое здоровье» Беседы по ПДД | театрализация беседы круглый стол |
Семья | Совершенствовать семейное воспитание на примерах традиций семьи, продолжать формировать у родителей культуру принадлежности к школьному образовательно - воспитательному процессу. | «Как трудится моя семья» «Загляните в семейный альбом» «День матери» | беседы индивидуальные и тематические консультации дни творчества помощь в организации и проведении внеклассных дел. |
Досуг | формировать желание проявлять творческую инициативу | «Осенние посиделки», «Рыцарский турнир», «Новый год» День Учителя» Неделя детской книги» | акция добра праздник представление изготовление игрушек украшение комнат и класса |
4 класс
Направление | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения |
Нравственность | формировать желание активно преобразовывать действительность, обучать пониманию смысла человеческого существования. Развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны | «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть» «Праздник дружбы» «Чем богат наш край» «О бескорыстии и дружбе» «Поговорим об этикете» | обыгрывание ситуации беседы трудовые десанты и акции игры-путешествия поисковая работа, акции |
Гражданственность | формирование знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него | «Я люблю тебя, Россия» «Школьные правила, надо ли их выполнять» «Декларация прав ребенка» «Поклонимся великим тем годам» «День народного единства» | тематические классные часы викторины акции |
Интеллект | создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии. | «Хочу все знать» «Что? Где? Когда?» «Три клада у природы есть» «Хорошая книга- мой спутник, мой друг» | турниры конкурсы игры КВН НПК |
Здоровье | формировать умение анализировать и нести ответственность за свое здоровье | «Как помочь сохранить себе здоровье» «Умеем ли мы правильно питаться» «О простуде и гриппе» Беседы по ПДД | устный журнал беседы кросс игра-путешествие |
Семья | вовлекать родителей в учебно - воспитательный процесс | «Книги мы семьей читаем» « Режим дня» «Компьютер, телевизор и воспитание ребенка» «Всей семьей на старт» | беседы тестирование семейная спартакиада индивидуальные и тематические консультации тренинги |
Досуг | учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности. | «Осенняя катавасия», «Защитники Отечества», «Как трудно быть мамой», «На волшебном поезде» «Прощай, начальная школа» | КВН конкурсная программа встречи с интересными людьми |
Прогнозируемые результаты
- Развитие органов классного ученического самоуправления.
- Накопление банка психолого-педагогических диагностик классного коллектива и учащихся.
- Повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности.
- Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, края, государства.
- Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка.
- Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.
Критерии оценки
Критериями оценки результатов воспитательной программы являются следующие:
- Уровень сформированности классного коллектива.
- Результаты коллективных и индивидуальных психолого-педагогических диагностик.
- Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.
- Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.
- Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.
Диагностические средства
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам диагностических средств: наблюдений, анкетирования, тестов.
- Заполнение социального паспорта класса, семьи.
- Оценка уровня комфортности учащихся.
- Оценка удовлетворенности школьной жизнью учащихся.
- «Психологический климат классного коллектива» (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриев).
- «Сформированность основных нравственных качеств личности» (Капустин Н.П.)
- «Диагностика уровня воспитанности учащихся» (Капустин Н.П.)
Изучение эффективности воспитательной работы
с классным коллективом.
Для определения эффективности воспитательной работы с учащимися использую различные диагностические методики.
Классному руководителю необходимо знать интересы и увлечения ребят, их взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого можно воспользоваться следующими психолого – педагогическими методиками изучения личности младшего школьника.
Задачи диагностики:
- определить уровни развития ребёнка;
- обнаружить изменения в лучшую или худшую сторону;
- увидеть норму или отклонения;
- проанализировать полученные факты;
- установить причины изменений;
- выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
Отбирая диагностические методики, классный руководитель должен руководствоваться следующими критериями:
- возраст учащихся;
- особенности формирования детского коллектива;
- готовность учащихся к диагностическому исследованию;
- степень взаимодействия учащихся и педагога.
Виды диагностических методик:
- Метод беседы: изучение индивидуальных особенностей ребёнка, его интеллектуальной и личностной сферы.
- Метод наблюдения: изучение участия ребёнка в конкретном виде деятельности.
- Опросник: изучение мотивации действий учащихся, интересов конкретного ребёнка или группы класса в целом; уровеня тревожности учащихся класса.
- Проектные тесты: изучение отношений учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.
- Анкеты: дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нём.
- Графические и рисуночные тесты: позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействия с педагогами и родителями.
- Сочинения: изучение интеллектуальных умений учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущения ребёнка.
Диагностика оценки привлекательности классного коллектива”
(7-10 лет).
Межличностные отношения детей в классном коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей. В коллективе у младшего школьника реализуется потребность в социальном соответствии: желание соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным. Это побуждает ребенка проявлять интерес к сверстникам, искать друзей.
Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества (умение понимать одноклассников, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль. Духовное влияние коллектива и личности взаимно.
Для изучения привлекательности классного коллектива можно использовать
“ Методику оценки привлекательности классного коллектива” (7-10 лет).
Методика предназначена для оценки привлекательности для ученика классного коллектива. Представляет собой анкету, в которой к каждому вопросу предлагается определенным количеством баллов:
Ответ
- “а” - 5 баллов,
- “б” - 4 балла,
- “в” - 3 балла,
- “г” - 2 балла,
- “д” - 1 балл,
- “е” - 0 баллов.
Таким образом, максимальное количество баллов, которые может набрать ребенок после заполнения анкеты, составляет 25 баллов.
Анкета для оценки привлекательности классного коллектива
1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?
а) Чувствую себя членом класса, частью коллектива;
б) Участвую в большинстве видов деятельности;
в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;
г) Не чувствую что являюсь членом коллектива;
д) Учусь, не общаясь с другими детьми класса;
е) Не знаю, затрудняюсь ответить.
2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?
а) Да, очень хотел бы перейти;
б) Скорее всего, перешел бы, чем остался;
в) Не вижу никакой разницы;
г) Скорее всего, остался бы в своем классе;
д) Очень хотел бы остаться в своем классе;
е) Не знаю, трудно сказать.
3. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?
а) Лучше, чем в любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;
г) Хуже, чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
е) Не знаю.
4. Каковы взаимоотношения учеников с воспитателем (классным руководителем)?
а) Лучше, чем в любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как большинстве классов;
г) Хуже, чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
е) Не знаю.
5. Какого отношение учеников к учебе в классе?
а) Лучше, чем любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;
г) Хуже ,чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
е) Не знаю.
Все баллы, полученные ребёнком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:
- 25-18 баллов – классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива
( 5 человек)
- 17-12 баллов – ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка. ( 10 человек)
- 11-6 баллов – нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем
( 4 человека)
- 5 и менее баллов – негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре ( 0 человек)
2. Анкета « Оценка уровня школьной мотивации»
Детям предлагается ответить (а педагогам с их слов записать) ответы на 10 вопросов, которые оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1 балл, положительный – 3 балла).
Для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета, состоящая из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное
ВОПРОСЫ АНКЕТЫ
1. Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень
- нравится
- не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу
4.Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
9.У тебя в классе много друзей?
- мало
- много
- нет друзей
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся
- не очень
- не нравятся
Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
1) 25 - 30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п. ( 5 человек)
2) 20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой ( 10 человек)
3) 15 - 19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
4) 10 -14 баллов - низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.
5) Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывания в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно - психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Для сплочения детского коллектива, формирования положительной эмоциональной сферы в общении, для того, чтобы поближе узнать ребёнка в неформальной обстановке, можно использовать в своей работе различные игры и тренинги :
- «Полёт на МАРС»
Условия игры: в полёт можно взять только один неодушевлённый предмет, один одушевлённый предмет и памятную вещь.
- «Подарок»
Условия игры: это должно стать традицией в классном коллективе: на День рождения каждому однокласснику готовятся небольшие подарки (творческие или своими руками) и вручаются с пожеланиями; если подарок не приготовлен, то он может быть импровизированным.
- Игра с мячом
Условия игры: дети стоят в кругу; нужно передать мяч и сказать комплимент или слова одобрения рядом стоящему однокласснику.
- «Продолжи фразу…»
-Я не люблю., когда…
- Я люблю, когда…
- Мне радостно, когда…
- Мне грустно, когда…
- «Солнечный лучик»
Условия игры: ребята рисуют солнышко и столько лучиков, скольким бы детям они хотели бы их подарить; затем лучики отрываются и дарятся с объяснением: почему подарил этому человеку и за что.
- «Паровозик»
Условия игры: выбирается «машинист». Все остальные дети становятся «вагончиками» друг за другом; их задача двигаться за «машинистом», не нарушать движения и никого не потерять.
Работа с родителями
Взаимодействие семьи и школы – важная и сложная проблема в работе каждого педагога. Самое главное, чтобы взаимодействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.
На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает литовский педагог Вильма Сикорските - Войшнене: «Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения, познания и понимания, создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и между собой, со школой, подать как можно больше информации о школе, об обучении, воспитании и других интересующих родителей вопросах. Обязательно нужно дать родителям высказаться».
Цель: содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания; помощь семье в осознании и оформлении своей системы жизненных ценностей; помощь родителям в овладении навыками творческой семейной педагогики.
Задачи:
- Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, формирование у них активного педагогического сознания.
- Просвещение родителей в вопросах духовной культуры и духовно – нравственных основ семейного воспитания.
- Помощь родителям в изучении и осознании особенностей своего ребенка и своей семьи.
- Помощь родителям в овладении навыками совместного проживания с детьми семейных событий: будничных и праздничных.
Тематика родительских собраний
1 класс
Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы | Задачи собрания | Форма и дата проведения |
«Первый раз – в первый класс»
|
3. Выборы родительского комитета | торжественное собрание |
«Трудности адаптации первоклассников к школе» | 1. Познакомить родителей с трудностями адаптации детей в первый год обучения. 2. Обсудить с родителями моменты воспитания, связанные с обучением в 1 кл. 3.Помочь родителям практическими советами психологов, педагогов | информационно-аналитическая беседа |
«Поговорите со мною, родители» |
| тренинг |
«Родителям о внимании и внимательности» | Показать родителям важность и значимость проблемы. 2.Ознакомить родителей с методами и приёмами развития внимания первоклассников. | творческая лаборатория родителей |
«Самооценка младшего школьника» |
2.Рассказать о способах развития положительной самооценки детей | информационно-аналитическая беседа
|
2 класс
Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы | Задачи собрания | Форма и дата проведения |
«Мы - второклассники» |
| торжественное собрание |
«Садимся за уроки» |
| собрание - консультация |
«Школьные трудности» или как помочь своему ребенку» |
| родительский лекторий |
«Как научить ребенка стать самостоятельным»» |
| информационно-аналитическая беседа |
3 класс
Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы | Задачи собрания | Форма и дата проведения |
«Мы - третьеклассники» |
| торжественное собрание |
«Знаете ли вы своего ребёнка» |
| собрание с элементами тренинга |
«Если ваш ребёнок не хочет учиться» |
| деловая игра |
«О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников» | Формировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей младшего школьного возраста в семье |
родительско-ученический капустник
|
4 класс
Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы | Задачи собрания | Форма и дата проведения | ||
«Мы – четвероклассники» |
| семейный праздник
| ||
«Особенности организации учебного труда в 4 классе» | 1. Познакомить родителей с учебными задачами на новый учебный год. 2. Обсудить с родителями моменты воспитания, связанные с обучением в 4 кл. 3. Помочь родителям практическими советами психологов, педагогов | информационно-аналитическая беседа
| ||
«Наши трудные дети» |
2. Развивать умения поиска выхода в сложных ситуациях общения с трудными детьми. | круглый стол | ||
«Значение памяти в интеллектуальном развитии ребенка» | 1. оказать родителям результаты работы памяти (и логического мышления) учащихся класса в учебной деятельности. 2. Показать родителям методы и приемы развития памяти детей.
| занятие в школе интеллектуального развития ребенка
| ||
«Авторитет! Как завоевать, а не потерять» | Формировать у родителей психолого-педагогические знания о ложных и истинных типах родительского авторитета. | дискуссионный клуб
|
Литература
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2010.
- Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2007.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.
Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.1-4 класс. - М.:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по воспитательной работе "Ступеньки роста" 1-4 класс
Данная программа была разработана учителем начальных классов Белозеровой Еленой Владимировной, принята на МО учителей начальных классов ЦО №491, согласована с кафедрой воспитательной работы ЮВОУО. Про...
Программа воспитательной работы "Ступеньки"
Авторская программа воспитательной работы с младшими школьниками разработана на четыре года.В программе выделены направлениядеятельности, описано содержание программы....
Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)
Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...
Программа воспитательной работы "Ступеньки роста"
Программа содержит основные разделы воспитательной работы и план мероприятий....
Программа воспитательной работы "Ступенька успеха"
Программа воспитательной работы "Ступенька успеха"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Музыка» для обучающихся 3 – 4 классов по обновленной программе ФГОС НОО
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации особенно важна музыка для становления личности обучающегося – как способ, форма и опыт самовыражения...