Воспитательная система "Ступеньки успеха"
методическая разработка (1 класс) на тему
Краткое содержание воспитательной системы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stupenki_uspeha._kratkoe_soderzhanie.docx | 126.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Лысковского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №2 г.Лысково
СОГЛАСОВАНО:
Зам.директора
_______Якимова Т.В.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА
«Ступеньки успеха»
возраст детей – с 6,5 лет
программа рассчитана на 4 года
автор-составитель программы:
Корнилова Е.Ю., учитель
начальных классов
1 категории
2017 г.
Содержание
Введение
- Пояснительная записка
- Обоснование актуальности
- Цель и задачи программы
- Ожидаемые результаты
- Концептуальные основы
- Механизм функционирования воспитательной системы
- Содержание деятельности
- Управление
- Взаимодействие с социумом
- Изучение состояния и эффективности воспитательной системы класса
- Промежуточные результаты
- Результативность деятельности программы
- Список литературы
Приложение
Введение
«Нам кажется недостаточным оставить
тело и душу детей в таком состоянии,
в каком они даны природой, мы заботимся
об их воспитании и обучении, чтобы хорошее
стало много лучшим, а плохое изменилось
и стало хорошим»
Древнегреческий философ Лукиан
Современное общество требует изменений в подходах к воспитанию детей, формах и методах для достижения цели воспитания современного, образованного, компетентного молодого человека, способного к успешной социализации и адаптации на рынке труда. Осуществляет и направляет процесс воспитания – классный руководитель, педагог – профессионал, духовный посредник между обществом, ребенком и родителем. Он является организатором системы отношений через разнообразные виды деятельности, создателем развивающей среды и морально – психологического климата.
В «Конвенции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (стандарты второго поколения) говорится о том, что именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающего. Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной воспитательной системы.
Ребенок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
- Пояснительная записка
Проблемой воспитания занимались многие педагоги прошлых лет. К. Д. Ушинский называл нравственность золотой оправой образования. В. А. Сухомлинский ставил перед собой задачу: способствовать нравственному становлению ребенка. Ш. А. Амонашвили считает, что духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Построение воспитательной системы является не только желанием классного руководителя, но объективной необходимостью. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Что же такое воспитательная система класса? Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного коллектива, представляющего собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующего развитию личности и коллектива.
- Обоснование актуальности
Современное общество ставит перед образованием новые задачи и предъявляет новые требования к воспитанию учащихся. Прежде всего, это создание условий для формирования личности, вооруженной ключевыми компетентностями – коммуникативной и информационной, способной к творчеству и самоопределению и имеющую навыки продуктивного общения.
Только через системный подход к организации жизнедеятельности класса, возможно, обеспечить целостность становления личности воспитанника. Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников. Вместе с учениками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого. Воспитание в начальных классах, должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, т.к. основной задачей начального обучения считается создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития, следовательно, в овладении приемами и способами поведения.
Каждый педагог должен быть убежден в том, что ребенок – это маленький человек, со своими переживаниями, мыслями, чувствами, со своим мироощущением. Окружающий мир дети познают чувствами. Для формирования чувств ребенка большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему. А положительные эмоциональные состояния – это основа принятия самого себя, доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха, отчуждения. Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и зависят от методов и средств воспитания, от условий, в которых они живут – положение ребенка в семье, в школе, круг его интересов и дел. Но ребенок умеет не только чувствовать, но и думать, размышлять, анализировать. Надо научить своих воспитанников в любой ситуации находить правильный путь: этичный по отношению к себе самому и к окружающим. Другими словами находиться в гармонии со своей совестью и нравственными нормами жизни и морали.
- Цель и задачи программы
Цель: создание условий для развития нравственной, гармоничной, физически здоровой личности ребенка, способной к творчеству и самоопределению.
Задачи:
- Развивать творческие способности каждого ребенка
- Формировать умение давать оценку своим поступкам и поступкам других
- Создавать условия для всестороннего развития личности: эстетического, физического, нравственного, интеллектуального.
- Способствовать развитию личности в классном коллективе.
- Ожидаемые результаты
- Приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира
- Активная жизненная позиция школьника
- Уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим.
- Позитивная динамика личностного роста учащихся.
- Толерантное отношение к окружающим
- Сформированность детского коллектива, в котором всем комфортно.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе; осознание детьми норм социального поведения; снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников; улучшение состояния здоровья детей; повышение мотивации к обучению; формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
- Концептуальные основы.
Достичь цели и задач возможно лишь опираясь на следующие принципы и подходы:
- личностно-ориентированный подход (уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям)
- принцип соуправления (совместное переживание факта или явления, создающего напряжение и яркий эмоциональный выход)
- природосообразность воспитания (надо принимать ребенка таким, каков он есть)
- принцип целостности (охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную и внеурочную деятельность)
- принцип сотрудничества (работа строится на отношениях партнерства,
уважения, доверия)
- деятельностный подход (в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками)
- культуросообразность воспитания
- эстетизация среды жизнедеятельности и развития.
Особенностью воспитательной системы «Ступеньки успеха» является ориентация на создание эмоционально привлекательной среды для пребывания детей в образовательном учреждении, обеспечивающей всестороннее развитие личности ребенка. Это возможно только при правильно организованной совместной деятельности родителей, обучающихся и педагогов.
Сроки и этапы реализации программы
Настоящая программа рассчитана на 4 года с первого по четвертый класс.
Этапы реализации программы:
I этап – этап проектирования (1 класс) – 2017 – 2018 уч. год
- изучение личностных характеристик членов классного коллектива, их интересов, потребностей
- изучение запросов родителей
- формирование единого воспитательного пространства
- определение перспектив жизнедеятельности класса
- закладывание основ проектной деятельности
II этап – этап становления системы (2 класс) – 2018 – 2019 уч. год
- развитие в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, творчества
- создание коллектива единомышленников: классный руководитель, родители и ученики
- укрепление межличностных отношений
- развитие традиций класса на основе коллективного творчества - отработка содержания деятельности и структуры системы
III этап – этап стабильного функционирования (3 – 4 класс) – 2019 – 2020, 2020-2021 уч. годы
- развитие самоуправления в классе
- интеграция учебной и внеучебной деятельности
- школьный коллектив переходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью
- возрастает роль самоуправления и саморегуляции
IV этап – этап завершения функционирования системы (конец 4 класса)
– переход в среднее звено, смена классного руководителя
- опыт всего лучшего в жизнедеятельности класса становится достоянием школы, нового классного руководителя
Список литературы
- К.Фопель Как научить детей сотрудничать (психологические игры и упражнения).- М.,2000
- Тренинг партнёрского общения. Под ред. С.В.Поляковой .-М.,1996.
- Л.Г.Федоренко. Секреты общения.-С-Пб.,2003.
- 3агре6ина Г.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. /Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России., Москва «Просвещение»,2009г
- Ожегов С.И. ,Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка/Российская АН.; Российский фонд школы;- 2-е изд., испр. и доп.- М.:АЗЪ,1994-928с.-ISBN
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.:Просвещение,2010.
- Цветкова И. В. Как составить и успешно реализовать программу воспитания: Методическое пособие. – М., 2003.
- Воспитательная система класса: теория и практика. Методические рекомендации/Под ред. Е. Н. Степанова. - М.,ТЦ Сфера, 2005.
- Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя (1-4 классы) / Под ред. И. С. Артюховой. – М., ВАКО, 2005
- Рожков М. И. Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.:ГИЦ Владос, 2001.
- Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.:2001.
- Научно-методический журнал «Классный руководитель», №5, 2008.
- Научно-методический журнал «Классный руководитель» №3, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная система школы "Путь к успеху"
PUT_K_USPEHU.jpg...
Как достичь успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности
Выступление на педсовете на тему:"Как достичь успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности"(из опыта работы)....
Система воспитательной работы "Искорки успеха"
Главная задача педагога - раскрыть в каждом ребёнке способности, выявить элементы творчества, активизировать стремление идти вперёд. В основе системы воспитательной работы лежит целостный подход, кото...
Организация ситуации успеха в воспитательной деятельности.
В теоритической части доклада даны понятия учебно - воспительной ситуации и ее видов....
Создание ситуации успеха в учебно - воспитательном процессе младшего школьника
Отражены технологические приемы и методы работы учителя с младшими школьниками по созданию ситуации успеха на уроке и во внеурочной деятельности....
педагогический проект "Ситуация успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника"
В новой школе необходимо использовать активные методы обучения, изменить подход к отметке и системе оценивания знаний. Необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание н...
Программа воспитательной работы "На пути к успеху"
Программа воспитательной работы в начальной школе....