Воспитание нравственных качеств учащихся на примере изучения сказок К. И. Чуковского
статья (1 класс) на тему
В этой работе я рассматриваю влияние сказок К.И.Чуковского на детские души.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ СОШ с углубленным изучение иностранных языков № 1291
Воспитание нравственных качеств учащихся на примере изучения сказок К. И. Чуковского
Москва
Внимание учёных и практиков к проблеме нравственного воспитания вообще и подрастающего поколения в особенности всегда было неослабевающим.
Нравственное воспитание – многосторонний процесс формирования принципов и норм поведения, охватывающих отношение людей друг к другу и обществу.
Мы будем рассматривать этот процесс в складывающемся коллективе первоклассников.
Нравственные принципы складываются постепенно, в ежедневных контактах детей с воспитателем и между собой.
Литература всегда была тем необходимым инструментом, который помогал выработать систему нравственных взглядов на происходящее вокруг нас.
При помощи произведений детской литературы воспитатель осуществляет формирование норм поведения детей в новой для них школьной жизни.
Самые лучшие детские писатели в своих рассказах, сказках, повестях и стихах не навязчиво показывают детям примеры поведения героев, предлагая как бы побывать на их месте, задуматься о мотивах и последствиях поступках.
Первыми произведения, с которыми я познакомила детей, стали бессмертные сказки в стихах К.И.Чуковского. В них забавные герои – букашки, животные, щётки, чайники – учат детей заботе, доброте, храбрости, щедрости, высмеивают трусость, жадность, нерадивость, неблагодарность.
Наверное, нет семьи, где есть маленькие дети, в которой нет хотя бы одной книги Чуковского.
Но, проводя предварительную беседу перед чтением произведений этого мастера, я с удивлением и сожалением узнала, что только трое из всей группы помнят эти сказки. Тем важнее для меня начать это знакомство.
Первая сказка – «Муха-Цокотуха» – вызвала много положительных эмоций: дети начали вспоминать и повторять запомнившиеся строки. Затем прошла беседа по вопросам:
– Что сделала Муха после того, как нашла денежку? (купила самовар)
– А почему она купила самовар, а не маленький чайник? (она хотела пригласить друзей)
– Значит, она какая? (добрая, дружелюбная, щедрая)
Далее шло разъяснение этих понятий, затем приводились примеры из жизни семьи, класса, иллюстрирующие эти понятия.
– Как вела себя Муха с гостями? (она всех угощала, всем старалась угодить)
Знакомство с понятием «хлебосольная».
– А как назвать человека, который ни с кем не любит делиться? (жадный, скупой)
– Что сделали гости, когда Муху поймал Паук? (попрятались, разбежались)
– Как можно такое поведение назвать? (трусость)
– А вас когда-нибудь бросали в беде?
Дети вспоминают случаи из жизни, сравнивая поведение своих знакомых с поведением Мухиных гостей.
– А как бы поступили вы? (защитили бы Муху, ведь она их кормила и просила о помощи)
– Какими словами мы можем описать поступок Комара? (это смелый поступок, он спас Муху, хотя сам не очень сильный)
Эта сказка учит нас, ребята, быть добрыми, как Муха, смелыми, как Комар, и не бросать никого в беде.
Далее мы с детьми прочитали сказки «Тараканище» (беседа о трусости и страхе), «Мойдодыр» (воспитание чистоплотности и аккуратности), «Краденое солнце» (борьба добра со злом, наказание зла) «Телефон» (беседа о правилах вежливого телефонного разговора), «Федорино горе» (как поддерживать порядок в доме, в классе, на своем рабочем месте), «Айболит» (воспитание доброты, отзывчивости, сострадания, заботы о других, любви к своей профессии), «Бармалей» (беседа о послушании – надо прислушиваться к запретам взрослых; надо вступать в борьбу со злом).
Конечно, дети, приобретая нравственные знания, не могу сразу правильно ими воспользоваться, но при многократном повторении эти знания перейдут в желание поступать соответственно нормам этики. А дети получают представление об этичном поведении впервые из сказок, пословиц, басен и других произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/07/picture-218018-1420661706.jpg)
Реализуем стандарты нового поколения. Воспитание нравственных качеств личности в учебной деятельности
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой и...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-159853-1354898921.jpg)
«Учебно-воспитательный процесс как средство воспитания нравственных качеств личности младших школьников»
Возможности учебно-воспитательного процесса как средства воспитания нравственных качеств личности младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/06/picture-845092-1478460600.jpg)
«Формирование сплоченности коллектива через воспитание нравственных качеств учащихся младших классов»
«Формирование сплоченности коллектива через воспитание нравственных качеств учащихся младших классов»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/15/picture-142962-1568555770.jpg)
Рабочая программа по курсу «Воспитание нравственных качеств» Уроки нравственности или «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»
Программа по курсу "Воспитание нравственных качеств" поможет воспитывать у младших школьников нравственные чувства и знание этики....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/26/picture-615017-1645894929.jpg)
Мастер-класс «Проблемная ситуация как средство формирования духовно-нравственных качеств личности в процессе изучения литературы».
Тема моего мастер-класса «Проблемная ситуация как средство формирования духовно-нравственных качеств личности в процессе изучения литературы». Элементами проблемного обучения является проб...
Статья: «Использование ресурсов народного творчества для воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития учащихся на примере деятельности детских объединений в дополнительном образовании.
статья предназначена педагогам дополнительного образования, учителям, воспитателям, методистам...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/24/picture-1396260-1648131737.jpg)
«Воспитание нравственных качеств детей младшего школьного возраста посредством русских народных сказок»
задачи:- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у младших школьников- создать необходимые услови...