Внеурочное занятие курса «Уроки нравственности», направленное на воспитание нравственных качеств
план-конспект занятия (2 класс)

Ишбулатова Дарья Александровна

Внеурочное занятие по курсу Уроки нравственности, или «Что такое хорошо, и что такое плохо» для 2 класса, предназначено для работы в любой системе начального образования, который можно будет применять в процессе организации работы курса «Уроки нравственности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_uroki_nravstvennosti.docx443.33 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия.

Сегодня, ребята, я познакомлю вас с доброй замечательной сказкой Натальи Абрамцевой, которая называется «День рождения старой ели».

Жила-была елка. Уважаемая всем лесом старая ель. Ей исполнялось сто лет. Это много — сто лет. Даже ель, дерево сильное, в этом возрасте считается пожилым. Столетняя елка много повидала на своем веку и многое умела.

Умела ель предсказывать погоду. Это ей было совсем не трудно, потому что все на свете ветры и даже маленькие ветерки были ее добрыми друзьями. Они и научили ее узнавать погоду. Прилетит ли завтра туча из-за леса и прольет ли дождь над лесом, или туча улетит далеко за речку, и погода будет ясной. А ведь лесным жителям очень важно, какая будет погода. Если солнечно — белкам можно грибы на зиму сушить, а если пасмурно, прохладно — можно лягушатам по влажной траве прыгать в соседний ручей в гости к бабушке. Ну а если сильный ливень приближается, значит, всем по норкам прятаться.

 А еще старая ель умела рассказывать удивительные сказки и истории. И откуда она их столько знала? А вот откуда!

Учитель по ходу чтения делает ударение на выделенных словах.

Самые короткие сказки рассказывала елке быстрая молния. Самые длинные истории поведали долгие зимние ночи. Самые веселые сказки рассказывали солнечные лучи. Самые грустные — осенние дожди. 

Задание 1. Подумайте почему именно такие выражения использовал автор:

  • самые короткие – быстрая молния;
  • самые длинные – долгие зимнее ночи;
  • самые веселые – солнечные лучи;
  • самые грустные – осенние дожди?

Ответ. Жизнь молнии коротка: она неожиданно появляется и быстро исчезает, поэтому и сказки молния рассказывала самые короткие. Зимой рано темнеет на улице и ночи кажутся очень длинными, поэтому они и рассказывали самые длинные сказки. Солнечные лучи всех согревают, от них становится веселее на душе, поэтому самые веселые сказки – у солнечных лучей. А самые грустные сказки – у осенних дождей, ведь осенние затяжные дожди никому не приносят радости.

Прикройте фразы. Закончите:

самые короткие – быстрая молния;

самые длинные – долгие зимнее ночи;

самые веселые – солнечные лучи;

самые грустные – осенние дожди.

За сто лет много разных историй узнала елка, а ведь интересные сказки все любят. Вот и прибегают к елке зайчата, ежата, медвежата, прилетают синицы, дрозды и просят: «Елка, елка, расскажи сказку! Пожалуйста!»

Как видите, ёлка знала множество сказок. А вы? Давайте проверим.

Задание 2. Узнайте сказку по трем словам или выражениям, относящимся к ней.

  • Звери, лечение, Африка. («Айболит», автор К.И. Чуковский.)
  • Жар-птица, Царь-девица, чудо-юдо рыба-кит. («Конек-Горбунок», автор П.П. Ершов.)
  • Снег, костер, облако. («Снегурочка», русская народная сказка.)
  • Повар, конюх, плотник. («Сказка о попе и работнике его Балде», автор А.С. Пушкин)
  • Медвежонок, поросёнок, ослик. («Винни-Пух и все-все-все», автор А. Милн.)
  • Птичий двор, зло, лебеди. («Гадкий утенок», автор Х.К. Андерсен.)
  • Штат Канзас, фургон, злая волшебница. («Волшебник Изумрудного города», автор А. Волков.)
  • Милиционер, огромный рост, известность, («Дядя Степа», автор С. Михалков.)
  • Юноша, джин, лампа. («Волшебная лампа Аладдина», арабская сказка.)

Молодцы! Слушаем сказку дальше.

И за сказки любили елку, и за то, что про погоду все знала, а главное, за то, что доброй и справедливой была. Поэтому, когда стал приближаться день рождения старой ели, весь лес задумался: чем бы ее порадовать? Ведь это не простой день рождения, а сотый!

— Послушайте меня, — важно сказал дедушка медведь. — Хоть и считается, что слуха у меня нет и в музыке я ничего не понимаю, а все-таки я точно знаю, что лучше всех в нашем лесу поет розовый дрозд. Давайте попросим его спеть для елки свои самые лучшие песни.

— Я очень рад, что вам нравятся мои песни, уважаемый дедушка медведь, — вежливо поклонился розовый дрозд, — но я пою их часто и не могу дарить на день рождения то, что дарю каждый день.

— Дрозд прав, — застрекотала сорока. — Нельзя дарить уже подаренное.

— Придумал! — весело подпрыгнул заяц. — Мы, зайцы, соберем самые красивые грибы, а белки пусть нанижут их на ветки старой ели. Мне рассказывала одна маленькая елочка, что деревья очень любят, когда их украшают грибами.

— Ну-у-у! Тоже придумал, — насмешливо фыркнула рыжая белочка. — Мы уже неделю назад нанизали на ёлкины веточки самые красивые грибы.

— Я знаю, что сделать! — сказал маленький зеленый лягушонок. — Нужно спросить у самой елки, какой подарок она хотела бы получить.

 На том и порешили. Пошли к елке.

— Дорогая наша именинница, — сказал дедушка медведь,— мы долго думали, что подарить тебе, чем порадовать в твой сотый день рождения. Думали, да придумать не смогли. Не подскажешь ли ты нам?

— Спасибо, друзья, — зашуршала иголками старая ель. — Спасибо, что помните о моем празднике. Мы старые друзья, и поэтому открою я вам мою тайну. Есть у меня заветное желание…

Замерли звери и птицы — слушают.

— Девяносто девять раз встречала я свой день рождения зеленым-презеленым летом. А ведь день рождения — это начало нового года моей жизни. Это праздник — почти как Новый год. У нас, у елок, традиция — встречать Новый год в пушистом легком платье из нежных трепетных снежинок. Но я знаю, — вздохнула елка, — что даже вы, мои верные друзья, не сможете подарить мне ни единой снежинки. Только зима со снегом могут сделать это…

Неужели желание ёлки не исполниться? Обидно… Но, может быть, мы с вами сможем что-нибудь придумать? Давайте сделаем так: каждый из вас нарисует для ёлочки по одной очень красивой снежинке — пусть она порадуется. Только не забудьте, что настоящая снежинка имеет шесть граней — не больше и не меньше!

Задание 3. Нарисуйте снежинку для Ёлочки.

Я уверена, что ёлочке понравились ваши работы. Но что же было дальше?

 Опечалились лесные жители: действительно, как исполнить желание ели? Вдруг крохотная белая бабочка опустилась на лапу дедушки медведя. Посмотрел медведь на белую бабочку, задумался и понял, что не просто так прилетела она.

— Бабочка, — тихо спросил он, — много ли у тебя подружек?

— Много, дедушка медведь: и в лесу, и на лугу, и в поле, и в березовой роще.

— Они такие же белые, нежные, легкие, как ты? Так же похожи на снежинки?

— Да, дедушка медведь. Правда, я никогда не видела снега — ведь мы. бабочки, спим зимой. Но однажды старая ель сказала мне, что я похожа на большую снежинку. Вот я и подумала…

— Ты замечательно придумала, маленькая белая бабочка. Собирай своих подружек. — И медведь легонько подбросил бабочку. …

Вот и настал день рождения ели. Друзья пришли поздравлять ее. И бабочка здесь. Она тихонько что-то сказала дедушке медведю.

— Милая ёлка, — торжественно произнес дедушка медведь, — с днем рождения! Закрой, пожалуйста, только на одну минутку глаза. Закрыла ель зеленые глаза. (Почему зеленые? Конечно, зеленые. Какие же глаза могут быть у ели. Только зеленые-презеленые.) Закрыла ель глаза. А когда открыла, увидела, что на каждой ее веточке, на каждой ее хвоинке сидит, взмахивая крылышками, легкая, невесомая, почти белая бабочка. Бабочка-снежинка.

Задание 4. Перерисуй по клеточкам бабочку-снежинку.https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/27/s_5a6cbbced56f4/813247_1.jpeg

https://marisolca.ru/wp-content/uploads/3/6/f/36f6f35e7bbf4c7b51859665f1093c71.jpeg

Представьте, как это красиво: множество взмахивающих крыльями бабочек-снежинок на зеленой ёлочке!

Послушайте окончание сказки.

Такого необыкновенного, прекрасного живого снега ель еще никогда не видела. Она была очень счастлива, благодарно кивала ветками и думала: «Как хорошо, как радостно жить на свете, если рядом настоящие друзья». А друзья повторяли:

— С Новым годом! С днем рождения!

Вот с такой замечательной сказкой мы познакомились сегодня. Чему она учит? (Быть добрым, отзывчивым, приходить на помощь друзьям.)

Задание 5. Расшифруй пословицу, выражающую главную мысль сказки.

1 ∙, 2 ∙, 2 ◊, 3 •, 1 ∙, 3 ◊, 1 ◊         3 ∙, 2 ∙, 1 ♦, 1•, 1 Δ, 3 ◊        

3 ∙, 2 ♦, 2 ∙, 2 ♦, 1•, 2 ◊               1 Δ, 2 ♦, 2•, 3 ◊, 2 Δ, 3 ♦, 2 Δ, 3 Δ, 3 ◊

Δ

1

к

ж

б

я

у

2

р

г

т

е

о

3

д

п

в

а

с

Код:

Ответ. Крепкая дружба дороже богатства.

Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял)…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности КРУЖОК «ТЕАТР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» (духовно-нравственное направление)

Данная  рабочая программа  составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе методической ...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов,  духовно - нравственное направление -  кружок "Школа вежливых наук"...

Внеклассное занятие по теме: « Доброта и милосердие ». (Духовно-нравственное направление) (3 «Б» класс)

laquo;Никакой туман не устоит против лучей правды», - говорил Ф. М. Достоевский....

Внеклассное занятие по теме: « Доброта и милосердие ». (Духовно-нравственное направление) (3 «Б» класс)

laquo;Никакой туман не устоит против лучей правды», - говорил Ф. М. Достоевский....

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Уроки нравственности»

Программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности»  составлена на основе программы Э. Коз­лова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности  на основании пис...