Статья: «Использование ресурсов народного творчества для воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития учащихся на примере деятельности детских объединений в дополнительном образовании.
статья (3 класс)

статья предназначена педагогам дополнительного образования, учителям, воспитателям, методистам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volobueva_v.a._statya.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района Санкт-Петербурга

Статья

Тема: «Использование ресурсов народного творчества для воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития учащихся на примере деятельности детских объединений в дополнительном образовании.

педагог дополнительного образования

Волобуева О.В.

В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения-одна из актуальных на сегодняшний день проблем. Характерными причинами этой проблемы явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью. Для нас эта тема должна быть не менее актуальна, потому что именно мы имеем достаточное количество ресурсов и инструментов, для того чтобы повлиять на данную ситуацию в лучшую сторону.

Кто эти «мы»? Представители учреждений культуры, науки и образования. Педагоги и руководители - люди, которые непосредственно и «в живую» работают, общаются, воспитывают, обучают, имеют авторитет и влияние на подрастающее поколение. Те, к кому приходят в свое свободное время, те, кому доверяют и к чьему мнению прислушиваются.

Данную тему хочется через призму призму специфику в сфере хореографического искусства.

В начале учебного года идет запись и прием в различные секции учреждений дополнительного образования. В общении с родителями и детьми стала прослеживаться тенденция о том, что народный или классический танец стал не модным и не популярным…

На протяжении многих лет с экранов телевизоров идет засилье западных танцевальных шоу-проектов (Танцы на ТНТ и прочее), которые оказывают очень большое влияние на детей, подростков и их родителей. Шоу диктуют моду на танцевальные направления, стили, на восприятие искусства и сцены, формируют морально-нравственные установки, которые отнюдь «не о прекрасном, добром и вечном».  Когда «модно» - это бессмысленный «дрыг» под музыку в вульгарной одежде. Отсюда полное отсутствие популяризации той хореографии, на которой воспитывается не только тело, но и душа.

Хореографическая студия «Антураж» - коллектив, в котором занимаются дети в возрасте от 3-х до 18-и лет. На данный момент в студии занимается 170 человек. Основное направление деятельности нашего коллектива - это эстрадный, современный, стилизованный танец. Эстетическое, художественное и духовно-нравственное воспитание в коллективе происходит на основе классического, народного материала, что помогает сохранять истоки национальной культуры, прививает любовь к этой культуре и расширяет кругозор.

В коллективе патриотическое воспитание детей, формирование гражданского самосознания происходит на традициях народной культуры, любови к Родине, преданности Отечеству, знании истории и культуры своего народа.

Как же хореографическое искусство может повлиять на личностное развитие ребенка?

В коллективе работа ведется в трех крупных направлениях:

Первое из которых - образовательная программа. 

С недавнего времени, помимо обучения современному и классическому танцу, ввели в программу обучения народный танец и региональные особенности русского народного танца. Чтобы танцевать народный танец, нужно развить определенное внутреннее состояние, статную красоту. Это способствует полному погружению учащихся в национальную культуру и музыку.

Второе направление – Хореографическая практика

Сюда входит работа с репертуаром, народным и патриотическим: полное погружение - от истории, идеи, переживаний и рождения образов до создания костюмов и исполнения танца. В репертуаре нашего коллектива созданы такие номера как «С чего начинается Родина…», «Земля моя», «Небо славян», «За тихой рекою…», «Моя Россия» и пр. Это позволяет нам участвовать в совместных выступлениях с народными вокалистами и театральными коллективами. Такая практика дает юным танцорам возможность прожить, прочувствовать русский дух танцевального искусства, корни русской культуры.

Третье направление - Зрительская практика и погружение в профессиональную среду.

Очень важно показывать учащимся пример профессионалов. Так учащиеся получают одновременно и уровень, к которому нужно стремиться, и сопричастность к происходящему. Важными становятся творческие встречи с артистами и представителями танцевального искусства.

Таким образом, правильно организуя досуг детей и поставив определенные цели в работе коллектива, используются все возможные ресурсы, которые помогают нам в нашем общем деле - воспитании патриотизма и духовно-нравственного развития учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья «Использование социообразовательной среды в патриотическом воспитании школьников (на примере проектной деятельности)

В статье говорится о том, как в нашем ОУ через метод проектирования реализуется патриотическое воспитание школьников и какое место имеют проекты учащихся в годовом общешкольном проекте....

Проектная деятельность в воспитании национального самосознания и духовно- нравственного становления личности учащихся.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориен...

Обобщение опыта работы по теме «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся через духовно-нравственное развитие личности»

Материал поможет педагогам начальных классов обобщить свой опыт работы по данной проблеме, увидеть недочеты и взять на заметку ещё неизвестное....

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся во взаимодействии общеобразовательной организации и семьи.

Важнейшим принципом школьного образования сегодня является признание определяющего значения духовных ценностей и необходимость воспитания духовных начал в человеке. Любой школьный предмет или внекласс...

Статья "Организация работы по развитию таланта и творческих способностей у обучающихся учреждений дополнительного образования"

В статье подробно описывается организация и осуществление работы по развитию таланта и творческих способностей у обучающихся учреждений дополнительного образования...