«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КЛУБ «МАТЕМАТИКУС»
методическая разработка (4 класс) по теме
Программа курса «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КЛУБ «МАТЕМАТИКУС»» разработана для учащихся экспериментального 4-го класса в рамках реализации программы «Школа Нового Поколения» . ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ реализации программы заключается в создании условий для развития творческой личности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Чтоб врачом, моряком
Или лётчиком стать.
Надо прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессий
Вы заметьте-ка,
Где бы вам не пригодилась
Математика! Александр Городницкий
Программа курса «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КЛУБ «МАТЕМАТИКУС»» разработана для учащихся экспериментального 4-го класса в рамках реализации программы «Школа Нового Поколения» в МБОУ СОШ № 4 на 2013-2014 учебный год. ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ реализации программы ШНП в МБОУ СОШ № 4 заключается в создании условий для развития творческой личности учащихся. Данная программа способствует развитию пытливости, любознательности каждого ученика, интереса учащихся к математике, математических способностей (внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления), интереса к познавательной игровой деятельности. Программа расчитана на учащихся, мотивированных на изучение математики, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование личности учащегося, способного к самостоятельному поиску, активно участвующего в разнообразных творческих конкурсах и викторинах по предмету, привитие интереса к математике, систематизация и углубление математических знаний.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся, решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений обучающихся;
- развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- повышение математической культуры ученика;
- воспитание настойчивости, инициативы.
- сформировать представление о методах и способах решения арифметических задач;
- развить комбинаторные способности учащихся;
- научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию.
Срок реализации данной Программы - 1 год. Форма организации – курс дополнительного образования детей во второй половине дня. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- индивидуальный подход к учащимся.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, с использованием дидактических и раздаточных материалов, ребусов, кроссвордов, головоломок;
- решение занимательных тематических задач;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
- самостоятельное составление кроссвордов, ребусов;
- подготовка и участие в викторинах, конкурсах по предмету
- игры командные и индивидуальные (на личное первенство) «Математическая драка», «Математическая карусель», «Устная олимпиада», «Умники и умницы», «Интеллектуальный марафон», личная олимпиада «Ребусомания», математический конкурс «Кенгуру»
- решение занимательных и комбинаторных задач, задачи на разрезание, перекладывание;
- конкурсы знатоков, КВНы, игровые занятия, знакомство с научно-популярной литературой, с великими математиками;
- участие в математической олимпиаде, различных математических конкурсах;
- выпуск математических газет, работа с ЦОР «Виртуальные лаборатории: «Перекладывания», «Взвешивания», «Переправы» и др.
- особое внимание в работе кружка уделяется подготовке детей к участию в математических олимпиадах школьного, районного уровня, в международном математическом конкурсе-игре “Кенгуру». Этому посвящены отдельные занятия, где рассматриваются задачи олимпиад прошлых лет, изучаются приемы решения олимпиадных задач, а также разбираются материалы конкурса “Кенгуру”.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ:
- технология дифференцированного обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- информационно-коммуникативная технология.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Занятия должны помочь учащимся:
- Решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
- Решение комбинаторных задач путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
- Проведение и успешное участие в математических соревнованиях
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах. http://www.metaschool.ru/challenge.php
- Массовые мероприятия.
- Планируется участие детей в школьном туре олимпиады по математике, всероссийском математическом конкурсе «Кенгуру», в отчетной конференции «Мир моих увлечений», а также выпуск математических газет для учащихся начальной школы.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
Калентарно-тематическое планирование занятий курса
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КЛУБ «МАТЕМАТИКУС»
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Планируемый результат |
1 | Вводное занятие. Решение ребусов. | 1 | Научатся решать математические ребусы | |
2 | Решение ребусов и логических задач. | 1 | Научатся находить верное решение в логических задачах | |
3 | Решение занимательных задач в стихах. | 1 | Развивать смекалку и сообразительность | |
4 | Как люди научились считать. | 1 | Развить интерес к математике | |
5 | Задачи-шутки. Отгадывание чисел. | 1 | Научатся искать ответы на каверзные вопросы с «подвохом», логически размышлять | |
6 | Загадки-смекалки. Игра «Знай свой разряд». | 1 | Расширить математические знания | |
7 | Подумай и реши. | 1 | Освоят приемы логического мышления при решении задач | |
8 | Выпуск математической газеты. | 1 | Коллективное составление газеты | |
9 | Математические горки. Игра «У кого какая цифра». | 1 | Научатся находить решение в совместной деятельности | |
10 | Задачи на разрезание | 1 | Научатся разрезать фигуры согласно инструкции | |
11 | Решение занимательных задач. Меры в пословицах. | 1 | Разучивание пословиц | |
12 | Математические фокусы. | 1 | Развитие логического мышление | |
13 | Конкурс знатоков (отборочный тур). | 1 | Научатся проявлять свои знания в разных ситуациях | |
14 | Задачи-смекалки. Логическая игра «Молодцы и хитрецы». | 1 | Развитие творческих способностей детей | |
15 | Логические задачи. Высказывания. Истинные и ложные высказывания | 1 | Научатся высказывать свои мысли и отношения | |
16 | «Знакомство» с Архимедом. Решение задач с многовариантными решениями. | 1 | Научатся находить одни верный ответ из многовариантных возможностей, объяснить свой выбор | |
17 | Математический КВН. | 1 | Умение работе в группе | |
18 | Старинные меры длины. | 1 | Узнают, какие меры длины существовали раньше, сравнят с современностью | |
19 | Школьный тур олимпиады | 1 | Участие в олимпиаде | |
20 | Числовые горизонтали с пустыми клетками. | 1 | Научатся решать ребусы | |
21 | Магический квадрат. | 1 | Освоят методы решения заданий с математическоми квадратами | |
22 | Математические дорожки. | 1 | Научатся решать задания на логику | |
23 | Шкафы в комнате (задачи-шутки). | 1 | Научатся находить ответы в заданиях с необычным содержанием | |
24 | Немного истории. Детям о времени. | 1 | Формирование интереса к предмету | |
25 | Решение олимпиадных задач. Подготовка к конкурсу «Кенгуру». | 1 | Научатся оформлять свои решения | |
26 | Решение олимпиадных задач. Подготовка к конкурсу «Кенгуру». | 1 | Приобщение к самостоятельной деятельности | |
27 | Талантливая женщина-математик С. В. Ковалевская. Игра «Задумай число». | 1 | Научатся анализировать деятельность человека по его результатам | |
28 | Задачи на движение. Игра «Удивительный квадрат». | 1 | Научатся играть в игру | |
29 | Открытие нуля. Задачи-загадки | 1 | Научатся ценить каждую секунду в жизни | |
30 | Решение задач повышенной трудности. | 1 | Научить применять на практике полученные знания | |
31 | Знакомство с математиком Пифагором. Задачи с многовариантными решениями. | 1 | Научатся находить одни верный ответ из многовариантных возможностей, объяснить свой выбор | |
32 | Игра «Крестики-нолики». | 1 | Научатся использовать свои знания | |
33 | Участие в дистанционных конкурсах | 1 | Научатся использовать свои знания | |
34 | Итоговое занятие. Игра «Цифры в буквах». | 1 | Научатся высказывать своё мнение, подводить итои своей деятельности, ставить цели на будущее |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа интеллектуального клуба «Школа Гениев»
Данная программа предназначена для внеурочной деятельности, расчитана на учащихся 1-4 классов и составлена на 4 года обучения. Цель программы: развитие интеллектуально- творческого потенциала учащихся...
Анализ внеурочной деятельности интеллектуального клуба «Занимательная математика» общеинтеллектуальной направленности
Анализ внеурочной деятельности интеллектуального клуба «Занимательная математика» общеинтеллектуальной направленности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (внеурочная деятельность, общеинтеллектуальное направление) Интеллектуальный клуб «Игровая логика»
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИРМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18 С...
Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...

Рабочая программа интеллектуального клуба "Почемучка"
Рабочая программа по внеурочной деятельности...

Занятие интеллектуального клуба "Умники и умницы» Игра «Брэйн – ринг»
Все учителя располагают особой методической копилкой, содержащей доклады и выступления, планы уроков, а также внеклассных мероприятий. Главной целью, которая ставит перед учителем методическая ра...

Программа по направлению Интеллектуальный клуб «Почемучка»
Программа по направлению Интеллектуальный клуб «Почемучка» содержит 4 раздела (всего 32 часа): «Наша загадочная планета»; «В гостях у сказки»; «Веселая...