"Реализация программы воспитательной работы школы через организацию внеурочной деятельности классного руководителя" .
учебно-методический материал по теме
Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_klassnogo_rukovoditelya.docx | 28.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль классного руководителя
в организации внеурочной деятельности обучающихся
Соловьева Любовь леонидовна
заместитель директора школы по УВР
МКОУ «Самохваловская СОШ»
“Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно”.
Киплинг
Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. С 2011-2012 уч. года филиал МКОУ «Самохваловская СОШ» «Яутлинская НОШ» переходит на ФГОС НОО, одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации внеурочной деятельности младших школьников. В школе разработана Основная образовательная программа начального общего образования , которая содержит раздел «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования», в который в соответствии с рекомендациями МОиН РФ включается программа внеурочной деятельности.
В организации и проведении внеурочной деятельности учащихся особая роль отводится классному руководителю.
С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы, педагога-дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе нишей школы всегда организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных кружков.
Главной задачей классного руководителя, осуществляющего внеурочную работу, является формирование личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.
Что касается механизма реализации внеурочной деятельности в нашей школе, то именно здесь и начинают возникать проблемы:
- Мероприятия проводятся во второй половине дня.
- Школа не имеет свободного помещения для организации внеурочной деятельности.
- Нет ставок на дополнительное образование.
- отсутствие компетентности у учителей в вопросах новых подходов к содержанию и организации внеурочной деятельности.
- Отсутствие опыта в разработке программы внеурочной деятельности;
- Отсутствие материально-технических условий;
- Проблемы финансового обеспечения.
Что делать?
В этом случае наша школа «Яутлинская НОШ» использует возможности социокультурных учреждений села Яутла и учреждений Шатровского района:
- детский сад (группа кратковременного пребывания детей);
- сельский дом культуры;
- сельская библиотека;
- районный краеведческий музей;
- районная детская библиотека;
- Яутлинский ФАП;
- муниципальный пожарный пост;
- школа –кружок «Очумелые ручки»;
- и др.
Внеурочная деятельность построена по типу оптимизационной модели. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учитель - Коурова А.М., социальный педагог – Строжкова Н.В.)
В плане воспитательной работы школы МКОУ «Самохваловская СОШ» предусмотрено 7 направлений работы классного руководителя: Общеинтеллектуальная деятельность, гражданско-патриотическое воспитание, спортивно-оздоровительная деятельность, духовно-нравственное воспитание, экологическое воспитание, профориентационная работа.
№ п.п. | Направления воспитательной работы | Форма реализации | социокультурных учреждений |
1 | Общеинтеллектуальная деятельность | Олимпиады разных уровней, викторины, дистанционные олимпиады. | школа |
2 | Гражданско-патриотическое воспитание | экскурсии | районный краеведческий музей; |
3 | Спортивно-оздоровительная деятельность | Веселые старты, конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» «Подвижные игры», | школы |
4 | Духовно-нравственное воспитание | Беседы, классные часы, экскурсии «Азбука добра» «Творим добро» «Учимся управлять собой» | Школа, сельская библиотека; - районный краеведческий музей; - районная детская библиотека; |
5 | Экологическое воспитание | Конкурсы рисунков, фотоработы, классные . часы | школа |
6 | Социальное направление | Помощь в проведении праздников | сельский дом культуры; |
7 | Профориентационная работа | Классные часы, круглые столы, беседы, встречи | Яутлинский ФАП; муниципальный пожарный пост; почта. |
Важно, чтобы работа классного руководителя в школе не была исключительно ситуативной, бессистемной, когда классный руководитель только реагирует на текущие события, происходящие в классе, а не организует, не строит систему работы. Поэтому методисты предлагают некий цикл воспитательной работы классного руководителя, который представляет собой комплекс, набор следующих действий, этапов работы.
- Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических, педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности).
- Формулировка воспитательных задач, общих для класса или отдельных групп, учеников класса, типовых для определенного периода обучения и индивидуальных.
- Планирование воспитательной работы - составление плана, оперативного документа для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач, направлений и дел по их решению.
- Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом: проведение классных часов, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и пр.
- Анализ и оценка результатов воспитания, которые выражаются в уровне воспитанности учеников. Наблюдение, опросники и другие методы позволяют судить о результатах и ставить новые задачи, а также о собственной профессиональной компетенции и личностном росте классного руководителя как воспитателя.
В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
- организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества оптимизационной модели состоят в создании единого образовательного и методического пространства в школе, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется школой и согласуется с родителями обучающихся.
Ещё одним из основных и очень важных направлений работы в нашей школе с учащимися является работа с одаренными детьми. Традиционно в школе проходит неделя начальных классов, проводится школьный тур предметных олимпиад с целью привития интереса к различным предметам, выявления одаренных детей, организации индивидуальной работы с этими учащимися.
Качество образования - это обучение + воспитание. Показатель обученности – активная поисково-исследовательская, интеллектуальная, творческая, здоровьесберегающая деятельность детей на уроках, участие в олимпиадах, викторинах, конкурсах, соревнованиях различных уровней..
Классный руководитель – это особый наставник, который должен помогать другим учителям в порученном ему классе, найти контакт с детьми, устранять возникающие конфликтные ситуации. Классный руководитель должен присутствовать на остальных уроках в этом классе (хотя бы 1 раз в неделю), проводить мероприятия, праздники.
Родительские собрания по большей части проводят тоже классные руководители. Собрание проводится примерно 1 раз в 2 месяца. Классный руководитель должен знать всех родителей (или лиц, их заменяющих) лично, поговорить с каждым отдельно, помочь решить проблемы или попытаться найти общее решение вместе с родителями.
В школах, помимо учебы, существует масса организационных вопросов. Например, сбор денег на ремонт школы. В обязанности классного руководителя входит подробное объяснение родителям, на что пойдут эти деньги, он должен найти подход не только к ученикам, но и к их родителям, найти со всеми общий язык.
Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать «огонь» в каждом ребенке.
Хочу напомнить слова Конфуция, великого китайского мудреца и философа: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, и шагать в ногу со временем, достоин быть учителем!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы “ Развитие творческой личности в классном коллективе”.
Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руко...
Программа воспитательной работы “ Развитие творческой личности в классном коллективе”.
Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руко...
Анализ воспитательной работы за 2011-2012уч. год классного руководителя 2 «а» класса Семиковой Надежды Леонидовны.
В чём заключается моя воспитательная деятельность? Это прежде всего создание благоприятной эмоциональной обстановки в детском коллективе, организация свободного времени детей, изучение их индиви...
Программа воспитательной работы школы
В обстановке общего кризиса идей происходит пересмотр ключевых понятий педагогики, и прежде всего понятия «воспитание». В течение долгого времени в общественном сознании укрепляется взгляд на шк...
Программа воспитательной работы «Школа полного дня – школа творческого взаимодействия»
Программа внеурочной деятельности...
Мастер — класс «Реализация программы духовно — нравственного воспитания через внеурочную деятельность»
Распространение опыта работы учителя начальных классов по реализации программы духовно-нравственного воспитания через внеурочную деятельность....
Программа Воспитательной работы "Школа Вежливых наук", Программа работы с родителями на 2023-2027 уч.гг.
Программа Воспитательной работы "Школа Вежливых наук" 2023-2027 уч.гг.Программа работы с родителями "Содружество" 2023-2027 уч.гг.Страничка Экскурсии и праздники | О...