Программа воспитательной работы «Школа полного дня – школа творческого взаимодействия»
методическая разработка на тему
Программа внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 40.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Малоатлымская средняя общеобразовательная школа»
Программа внеурочной деятельности
«Школа полного дня – школа творческого взаимодействия»
Составитель: Греку Светлана Викторовна,
учитель 1 категории
Малый Атлым,
2010 г.
Введение.
Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социально-природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.
В последнее время в РФ наблюдается тенденция роста внимания к развитию воспитания.
Впервые за многие десятилетия в основополагающем государственном документе - Национальной доктрине образования в Российской Федерации - определены цели воспитания и обучения как единого процесса. Социальный заказ государства на воспитание человека современного, образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности, нашел отражение в таких важнейших документах, как Концепция модернизации российского образования на предстоящее десятилетие и Государственная программа патриотического воспитания граждан России.
Если сопоставлять традиционный и инновационный подходы к воспитанию, то между ними - существенная разница. Когда в обществе происходит резкая смена образа жизни и социального поведения, неэффективными оказываются многие стереотипы, к которым привык педагог, родители, сами воспитанники. Обнаруживается внутренняя сущность человека, его естественные потребности, социальные устремления, право быть самим собой - то, что обычно не входит в круг педагогических целей и ценностей, развивается стихийно.
В образовательном учреждении воспитательная работа уже не может рассматриваться как набор определенных мероприятий, добавочных по отношению к урочной деятельности либо вообще вынесенных «за скобки» преподавательской деятельности учителя. Сегодня воспитание может и должно быть понято не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия.
Исходя из вышесказанного, возникла необходимость пересмотра воспитательной работы в школе и разработки программы «Школа полного дня – школа творческого взаимодействия», реализуемой в условиях сельской общеобразовательной школы.
Вышеназванные документы и опыт работы школы № 359 города Санкт-Петербурга легли в основу программы развития воспитания в школе, которая направлена на обновление содержания и повышение роли воспитательной деятельности, целью которой является формирование социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру.
Концепция воспитательной системы школы творческого взаимодействия.
В современных условиях человеку приходится решать две противоположные задачи:
- Становление самим собой, сохранение, познание, развитие и реализация собственной индивидуальности в условиях ее нивелировки.
- Становление межсубъектного взаимодействия с людьми и миром в условиях растущего непонимания.
Процесс воспитания, понимаемый как помощь в самосозидании человека, видится в этом случае как единство самореализации - раскрытия творческой индивидуальности и социализации - включения в межсубъектное взаимодействие.
Цель воспитания - человек, выстраивающий свою жизнь как творческое взаимодействие с миром, людьми, собой на основе трех принципов:
- личностного самоопределения;
- ценностно-смыслового равенства;
- постижения красоты;
- творческое взаимодействие.
Личностное самоопределение понимается как содержательное конструирование жизненного поля, включающего в себя как совокупность индивидуальных жизненных смыслов, так и пространство реального действования (актуального и потенциального) (М.Р. Гинзбург).
Деятельность человека на основе данного принципа характеризуется сформированностью и дальнейшим развитием таких интегральных качеств, как:
- Наличие системы индивидуальных жизненных смыслов и осуществление реального целеполагания на ее основе.
- Готовность к выбору средств и достижение спроектированного результата.
- Адекватная самооценка и постоянная саморефлексия.
Ценностно-смысловое равенство понимается как признание права каждого субъекта на собственные ценности и смыслы, их равенства и необходимости их понимания.
Деятельность человека на основе данного принципа характеризуется сформированностью и дальнейшим развитием таких интегральных качеств человека, как:
- Нравственно-гуманистической направленности личности.
- Готовности к диалогу «Я - другой» с любым субъектом жизнедеятельности.
- Терпимости в отношениях к людям, умению понять и простить.
Постижение красоты понимается как процесс осознания, формирования потребности, понимания и созидания красоты во взаимодействии с самим собой, людьми, миром.
Деятельность человека на основе данного принципа характеризуется сформированностью и дальнейшим развитием таких интегральных качеств человека, как:
- Эстетическая направленность личности.
- Понимание красоты природы и человеческой культуры.
- Способности к созиданию красоты в мире, в человеческих отношениях, в самом себе.
Творческое взаимодействие понимается как межсубъектная совместная деятельность, в которой сохраняется и развивается индивидуальность каждого. А сама деятельность и ее результаты носят творческий характер.
Человек, готовый и способный к творческому взаимодействию, характеризуется сформированностью и дальнейшим развитием таких интегральных его качеств, как:
- Потребность в постоянном саморазвитии, самоактуализации.
- Познавательная активность.
- Творческий характер результатов деятельности.
Заявленные выше интегральные проявления человека могут быть диагностированы, сформированы и развиты в процессе воспитания в школе целостно. Это позволит достигнуть заявленной цели воспитания.
В условиях традиционной школы достижение данной цели невозможно. Это реально лишь при создании нового типа образовательного учреждения, в основе которого будет воспитательная система, ориентированная на такие ценности, как личностное самоопределение, ценностно-смысловое равенство, постижение красоты, творческое взаимодействие. Ведущими в ней будут технологии творческого взаимодействия:
- Совместная учебная творческая познавательная деятельность.
Учителя и учащиеся становятся субъектами учебной деятельности, которая носит творческий, поисковый, исследовательский характер.
Основные формы: урок, факультатив, кружок.
- Коллективная творческая деятельность.
Учителя и учащиеся становятся субъектами деятельности и общения, в процессе которого создается коллектив, где каждому уютно, но при этом у каждого свое лицо, отношения носят характер творческой заботы, строятся на основе ценностного смыслового равенства.
Основные формы: КТД, игры, праздники.
3.Совместное самосовершенствование.
Учителя и учащиеся становятся субъектами самосовершенствования. В совместной рефлексии анализируются собственные проблемы, создаются ситуации, требующие целеполагания, выбора, самооценки.
Основные формы: лагерные сборы, игры, социально-психологические тренинги.
Чтобы учесть возрастные особенности учащихся, в школе создается три подсистемы:
1. Школа индивидуально-личностного взаимодействия (1-4-е классы).
Цель: освоение ценностей воспитательной системы на индивидуально-личностном уровне. Осознание учащимися собственных потребностей, возможностей, особенностей.
2. Школа деятельностного взаимодействия (5-8-е классы).
Цель: формирование потребностей к реализации и освоению ценностей воспитательной системы в различных видах деятельности.
3. Школа общения и мировоззрения (9-11е классы).
Цель: Формирование способностей к реализации и освоению ценностей воспитательной системы в общении, диалог мировоззренческих позиций.
Содержание программы включает в себя девять творческих периодов (приложение 1) и следующие направления:
♦ Гражданско-патриотическое, трудовое - раздел «Мой родной край».
♦ Духовно-нравственное - раздел «Общение и культура».
♦ Спортивно-оздоровительное - раздел «Здоровье».
♦ Художественно-эстетическое – раздел «Досуг».
♦ Общественно-социальное – раздел «Образ жизни».
Структура воспитательной системы школы творческого взаимодействия.
Ценностные ориентации воспитательной системы | |||
личностное самоопределение | ценностно-смысловое равенство | постижение красоты | творческое взаимодействие |
Диагностика ценностных ориентаций субъектов воспитательной системы | ||
учителя | учащиеся | родители |
Формирование мотивации на ценности воспитательной системы | ||
учителя | учащиеся | родители |
Технология творческого взаимодействия | ||
Совместная творческая познавательная деятельность | Коллективная творческая деятельность | Совместное самосовершенствование |
Формы работы | ||
Урок, факультатив, кружок | Коллективные творческие дела, игры, праздники | Лагерные сборы, игры, социально-психологические тренинги |
Анализ результатов | ||
учителя | учащиеся | родители |
Логика реализации программы:
- Коллективное планирование.
- Информирование о различных видах деятельности (беседа, экскурсия, работа с книгой, стенная газета)
- Коллективные творческие дела, в процессе которых учащиеся имеют возможность проявить себя в каком-либо виде человеческой деятельности.
- Творческие дела, направленные на формировании доброжелательных отношений: взаимопомощи, взаимоответственности.
- Фиксация достижений (конкурсы, викторины, выставки)
Предполагаемые результаты:
В результате реализации данной программы происходит формирование:
- доброжелательного отношения к людям (сверстникам, младшим, старшим);
- способности, потребности и готовности к творческому взаимодействию в различных видах деятельности;
- общеобразовательного кругозора и познавательного интереса;
- адекватной самооценки.
Схема взаимодействия образовательных структур школы творческого взаимодействия.
Детское объединение
«ООК»
Театральное Научное
объединение общество
учащихся
Объединение
декоративно-прикладного
искусства школа творческого Редколлегия
взаимодействия газеты «Светлячок»
Спортивные
секции
Классно-урочная система
Танцевальный классические типы Нетрадиционные
коллектив уроков типы уроков:
-урок-фантазирование
Клуб -урок-путешествие
военно-патриотического -урок-спектакль;
направления «Патриот» -урок-сказка;
-урок-игра;
Программа внеурочной воспитательной деятельности школы индивидуально-личностного взаимодействия предназначена для работы классных руководителей с обучающимися начальных классов.
Цель: освоение ценностей воспитательной системы на индивидуально-личностном уровне. Осознание учащимися собственных потребностей, возможностей, особенностей.
Ведущей технологией организации жизнедеятельности коллективов 1-4-х классов является коллективная творческая деятельность, творческие и ролевые игры, конкурсы, праздники, соревнования.
В результате реализации данной программы происходит формирование:
-доброжелательного отношения к людям (сверстникам, младшим,
старшим);
-способности, потребности и готовности к творческому взаимодействию в различных видах деятельности;
-общеобразовательного кругозора и познавательного интереса;
Программа внеурочной воспитательной деятельности школы деятельностного взаимодействия предназначена для работы классных руководителей с учащимися пятых - восьмых классов.
Целью программы является создание условий для развития и самореализации учащихся в различных видах деятельности. Такими условиями являются:
-знакомство ребят с различными видами деятельности человека;
-предоставление возможности испытать себя в различных видах
деятельности;
-поощрение желаний учащихся участвовать в различных видах деятельности;
-создание доброжелательных отношений между учащимися;
-предоставление возможности быть организатором в различных видах деятельности;
-формирование коллектива.
Ведущей технологией организации жизнедеятельности коллективов 5-8-х классов является коллективная творческая деятельность, творческие и ролевые игры, конкурсы, праздники, соревнования.
В результате реализации данной программы происходит формирование:
-доброжелательного отношения к людям (сверстникам, младшим,
старшим);
-способности, потребности и готовности к творческому взаимодействию в различных видах деятельности;
-общеобразовательного кругозора и познавательного интереса;
-адекватной самооценки.
Программа внеурочной воспитательной деятельности школы общения и мировоззрения предназначена для работы с учащимися 9-11 классов.
Позволяет:
- целенаправленно организовать процесс общения подростков, воспитывать у них культуру общения;
- в различных формах общения в процессе коллективной творческой деятельности повысить мотивацию социально-значимой деятельности;
- прививать социально-значимые ценности, в частности, ценности здорового образа жизни;
- формировать у учащихся представления, навыки, культуру самоорганизации в проведении активного досуга.
Целью данной программы является создание условий для самоопределения и самореализации, учащихся в общении со сверстниками, с взрослыми, с окружающим миром в целом.
Такими условиями являются:
- Развитие навыков цивилизованного общения.
- Предоставление возможностей самовыражения в различных формах общения.
Программа реализуется классными руководителями.
Включает в себя:
1. Внеурочные занятия в классе:
- диагностическое занятие;
-психологический практикум;
-занятие-тренинг;
- занятие-рефлексия.
- Внеурочные мероприятия в школе.
В результате реализации данной программы происходит формирование:
- социального опыта в общении, навыков цивилизованного общения
со сверстниками, взрослыми, окружающим миром;
- способности, потребности и готовности к творческому взаимодействию;
- общеобразовательного кругозора и познавательного интереса;
- адекватной самооценки.
Для выявления степени эффективности программы можно использовать программу деятельности службы сопровождения по отслеживанию развития учащихся.
Задачами службы сопровождения являются:
1. Оказание психологической (поддерживающей, коррекционной,
просветительской) помощи.
2. Отслеживание результативности воспитательного процесса.
Для решения этих задач работают:
1. Классные руководители.
2. Учителя-предметники.
3. Руководитель службы сопровождения заместитель директора по воспитательной работе.
Содержание деятельности:
1.Изучение условий, в которых происходит становление личности. Выявление личностных психологических трудностей.
2.Проведение психологической диагностики различного профиля и
предназначения.
3.Оказание психологической помощи ученикам, родителям (лицам,
их заменяющим), членам педагогического коллектива в решении
конкретных проблем.
4.Изучение степени адаптации детей при переходе из одной школы
(подсистемы) в другую.
5. Разработка и осуществление развивающих программ с учетом психофизиологических и половозрастных особенностей.
6. Психолого-педагогический анализ:
- формирования личностных отношений к различным сторонам жизни в процессе разных видов деятельности;
- формирования адекватной самооценки;
- психологического климата и отношений между детьми, личностного статуса в классном коллективе;
- степени включенности каждого ребенка в творческом взаимодействии;
- способности к самоопределению и саморазвитию;
- уровня воспитанности ребенка.
7.Осуществление педагогического анализа результативности воспитательного процесса.
8. Просвещение педагогических кадров по вопросам психо-физиологических особенностей детей различного возраста и пола, причинам возникновения психологических проблем и способов их разрешения.
9.Обучение педагогических кадров методикам психолого-педагогического анализа педагогической деятельности.
Формы работы:
1.Семинары.
2.Консультации для педагогов и родителей (лиц их заменяющих).
3.Разработка необходимой документации и материалов.
4.Обобщение аналитических материалов.
5.Групповая и индивидуальная работа.
6.Проведение различного типа и назначения диагностических методик.
Критерии результативности воспитательной работы:
1. Уровень воспитанности анализируется по пяти показателям (методика Ю.В. Васильева):
- свобода личности;
- гуманность личности;
- духовность личности;
- творчество личности;
- практичность личности.
2. Целостное формирование личности ребенка как совокупности личностных отношений к:
- здоровью, собственным физическим возможностям;
- волшебству и собственным возможностям творить «чудеса»;
- истории, в том числе истории России, семьи;
- людям, в том числе членам семьи, ровесникам, себе;
- творческим способностям;
- познаниям.
3.Доброжелательная творческая атмосфера в коллективах различного
уровня и масштаба; ценность и самоценность каждого в коллективе.
4. Положительная динамика формирования самооценки.
5.Активность, самостоятельность и добровольность участия в творческом взаимодействии.
6.Нравственная направленность выбираемой деятельности.
7.Готовность к выбору привлекательной для себя деятельности, детского сообщества, социальной роли в них, нравственных ценностей.
Схема диагностирования результатов
Диагностика показателей результативности |
Степень психологический занятость самооценка
обученности климат в кружках
детей по в коллективе и секциях
предметам
отношение удовлетворенность гражданственность
ребёнка родителей состоянием
к школе обученности и воспитанности
ребенка
Диагностика факторов, влияющих на результативность деятельности воспитательной системы |
Уровень уровень стиль взаимоотношений состояние
преподавания интеллекта «учитель-ученик», «ученик- здоровья
учащихся ученик»
мотивация интенсивность позиция семьи,
учения воспитательной социальный
работы запрос
Показатели развития учащихся школы творческого взаимодействия
Диагностическая карта
1.Личностное самоопределение учащихся
1.1.Наличие системы индивидуальных жизненных смыслов и осуществление реального целеполагания на ее основе.
а) наличие любимых видов деятельности;
б) самостоятельное осуществление некоторых видов деятельности;
в) наличие индивидуального стиля организации деятельности.
1.2. Готовность к выбору средств и достижение проектируемого результата. а) выбор пути осуществления деятельности, с учетом собственных способностей; б) успешность в деятельности;
в) использование в деятельности полученных знаний.
1.3. Адекватная самооценка и постоянная рефлексия.
а) адекватная самооценка возможностей в любом виде деятельности; б) совершенствование способа осуществления деятельности;
в) осознание алгоритма осуществления деятельности.
2. Ценностно-смысловое равенство в отношениях с людьми. 2.1. Нравственно-гуманистическая направленность личности.
а) осуществление любого вида деятельности на основе соблюдения нравственных норм;
б) ненасильственное включение в личнозначимый вид деятельности других людей;
в) направленность деятельности на заботу об окружающих людях.
2.2. Готовность к диалогу «Я - другой» с любым субъектом жизнедеятельности.
а) умение помочь в осуществлении деятельности окружающим;
б) отказ от деятельности, разрушающей результаты труда окружающих; в) адаптация к различным партнерам по совместной деятельности.
2.3. Терпимость в отношениях с людьми.
а) осуществление совместной деятельности с любыми партнерами;
б) согласование ритма осуществления-деятельности;
в) бесконфликтное распределение ролей в современной деятельности.
3. Постижение красоты в жизнедеятельности.
3.1. Эстетическая направленность личности.
а) эстетический компонент результата деятельности;
б) отказ от деятельности, разрушающей красоту;
в) идеал деятельности.
3.2. Понимание красоты в природе и человеческой культуре. а) экологический характер деятельности;
б) деятельность, связанная с освоением человеческой культуры.
3.3. Способность к созданию красоты в мире, человеческих отношениях, в самом себе.
а) эстетическое оформление собственной деятельности;
б) забота о собственном здоровье;
в) эстетика результата деятельности.
4. Творческое взаимодействие с миром, людьми, самим собой
4.1.Потребность в самоактуализации.
а)готовность к постоянному испытанию себя в различных видах деятельности; б)самосовершенствование в деятельности; в)повышение результатов деятельности.
4.2. Познавательная активность.
а) компетентность в деятельности;
б) самообразование в процессе деятельности;
в) освоение новых видов деятельности.
4.3. Творческий характер результатов деятельности.
а) творческий характер организации деятельности;
б) участие в творческой деятельности;
в) творческий компонент результата деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация работы школы полного дня (ФГОС)
Презентация представляет собой режим работы образовательного учреждения, обеспечащего полноценное полнодневное пребывание ребёнка в школе, включающего в себя интеграцию основного и дополнительного ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.
В статье освещается роль образовательного проекта в формировании экологической культуры младших школьников...
Использование игровых оздоровительных технологий в режиме работы Школы полного дня.
Игра должна стать одним из основных средств воспитания и развития учащихся в режиме полного дня. Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно,...
Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов Муниципального образовательного учреждения "Средняя (полная) общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ)"
Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов Муниципального образовательного учреждения "Средняя (полная) общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ...
«Внеклассное чтение в начальной школе как средство творческого взаимодействия школьника-читателя с текстом литературного произведения»
Одним из важнейших источников знаний для человека является книга. Подсчитано, что в раннем детстве человек задает окружающим до 500 вопросов в день. С годами их число значительно снижается. Это происх...
«Внеклассное чтение в начальной школе как средство творческого взаимодействия школьника – читателя с текстом литературного произведения»
Работа содержит методические рекомендации по организации системы уроков внеклассного чтения в 1-4 классах. Разработан план совместных мероприятий с городской библиотекой. Разработана программа кружка...
Статья "Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках работы школы полного дня"
Статья рассматривает специфику организации проектно-исследовательской работы с учащимися прогимназии № 698 г. Санкт-Петербурга, функционирующего в режиме школы полного дня. Статья раскрывает основные ...