Модель внеурочной деятельности МБОУ Лицей №126
статья по теме

Каблашова Олеся Васильевна

При организации внеурочной деятельности, предусмотренной новым стандартом, мы, как и, наверное, любая школа столкнулись с определенными проблемами:

-   отсутствие программ внеурочной деятельности, интегрированных с программами общего образования;

- работа лицея в две смены, т.к. общая численность обучающихся 798 человек, из них начальное звено – 357 человек, 7 классов начального звена,  6-е и 7- е классы учатся во вторую смену.

Данные проблемы мы решили за счет ресурсов лицея, привлекая учителей-предметников и учреждений ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kablashovoy_vneurochka.docx633.97 КБ

Предварительный просмотр:

                    Модель внеурочной деятельности                             МБОУ Лицей №126

Каблашова Олеся Васильевна

 учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

МБОУ Лицей № 126 Калининского района

В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста.

Сформированные педагогическим коллективом представления о целевых ориентирах, принципах, содержании, организации и ожидаемых результатах внеурочной деятельности обучающихся,  изложены в содержательном разделе  основной образовательной программы начального общего образования, согласно приказу  № 2357 от 22 сентября 2011года  «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 г. N 373»:

Цели организации внеурочной деятельности детерминированы изложенными в государственном стандарте требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей, целевыми установками педагогического коллектива образовательного учреждения.

В организации внеурочной деятельности условно можно выделить три этапа:

1)     проектный, включающий в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей и проектирование на ее основе результатов системы организации внеурочной деятельности;

2)     организационно-деятельностный, в рамках которого происходит создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения;

3)     аналитический, в ходе, которого осуществляется анализ функционирования созданной системы.

Результаты диагностики, проведенной на проектном этапе, показали, что дети пришли в лицей с разносторонними интересами и увлечениями.

Изучение пожеланий родителей показало, что приоритеты с их стороны отданы деятельности по укреплению здоровья детей, формированию гражданской позиции школьников, их интеллектуальной и творческой деятельности.

При организации внеурочной деятельности, предусмотренной новым стандартом, мы, как и, наверное, любая школа столкнулись с определенными проблемами:

-   отсутствие программ внеурочной деятельности, интегрированных с программами общего образования;

- работа лицея в две смены, т.к. общая численность обучающихся 798 человек, из них начальное звено – 357 человек, 7 классов начального звена,  6-е и 7- е классы учатся во вторую смену.

Данные проблемы мы решили за счет ресурсов лицея, привлекая учителей-предметников и учреждений ДО.

В организации внеурочной деятельности помимо учителей начальных классов участвуют учителя – предметники, педагог-психолог, библиотекарь и руководитель школьного музея, а также - дом творчества «Содружество», спортивный центр «Лидер», бассейн «Нептун», театр народного танца «Метелица».

В Федеральном стандарте предлагается организовать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей (общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное).

Внеурочная деятельность в учебном плане представлена 10 часами в неделю и соответственно тремястами тридцатью – в год по пяти направлениям и в различных формах.

Дух.-нравственное напрвление:  библиотечные уроки по программе «Я гражданин России» – 1 час и кружок в музее по программе «Школа юного экскурсовода» – 1 час.

Общеинтеллектуальное: кружок по программе «Я-исследователь» 0,5 часа

и занятие «Английский язык» 0,5 часа

Социальное:  кружок по программе «Психология общения»  1 час

Общекультурное: занятия по программе «Добрый мир» (декоративно-прикладное творчество) и «Окрась мир красками» (фольклор) на базе дома творчества «Содружество»;  кружок ИЗО «Волшебный карандаш»

Физкультурно-оздоровительное: секция «Каратэ» - спортивный центр «Лидер», занятие «Лечебная физкультура» - преподаватель лицея, занятие «Физкультура для всех» - на базе бассейна «Нептун».

Изменен в соответствии с требованиями ФГОС режим занятий с целью реализации внеурочной деятельности.

После окончания уроков для обучающихся 1-х классов введен 40-минутный перерыв. Затем  первое занятие, которое имеет повышенную двигательную активность, далее кружки в соответствии с расписанием.

Для эффективной организации внеурочной деятельности младших школьников организована работа во второй половине дня. При этом учитываются познавательные потребности детей, а также возрастные особенности младших школьников: приём пищи, прогулки на свежем воздухе. Составлено единое расписание, как первой, так и второй половины дня. Пример расписания одного из первых классов.

Результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет общение ученика со своими учителями  как носителями социального знания и повседневного опыта (1 класс)

Второй уровень – получение школьником опыта переживания, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы (2,3 классы)

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, юный человек становится социальным деятелем, гражданином.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде (4-6 классы).

Модель внеурочной деятельности школьников лицея по 5 направлениям, с 1 по 4 класс, в усложняющихся формах в зависимости от уровня результата:

1 класс – 1 уровень; 2,3 классы – 2 уровень; 4 класс – 3 уровень, с указанием места и времени проведения (рис.1)

Эта вертушка имеет одно преимущество – она может разрастаться по всем направлениям, у нас в лицее для этого все готово.

В середине учебного года проводилось изучение комфортности учащихся в школе по методике «Самочувствие. Активность. Настроение» (рис.2). Из результатов диагностики видно, что учащимся 1Б класса в школе довольно комфортно и чувствуют они себя хорошо 83%. Большинство учеников активны на уроках, имеют тягу к знаниям. Настроение во время пребывания в школе у учащихся хорошее (96%).

Только один человек в результате диагностики показал сниженное настроение и активность, что связано с плохим самочувствием ребенка.

 «Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается» (А.С.Макаренко).

Однако целостность воспитания личности предполагала, прежде всего, соединение школьного образования с жизнью, с социальной средой.

Урочные и внеурочные занятия школьников в педагогическом процессе генетически взаимосвязаны и взаимозависимы. Взаимосвязь урочной и внеурочной работы в учебно-воспитательном процессе обеспечивается тремя основными связями: взаимодействия, организации и управления. Каждому педагогу необходимо стремиться к системной организации урочно-внеурочной работы совместно с другими участниками педагогического процесса: учащимися, их родителями, работниками внешкольных учреждений. Педагогу целесообразно осуществлять осознанный выбор форм урочных и внеурочных занятий (компонентов системы) для создания оптимальной системы УВР.

                                                                                        Рисунок 1

        

                                                                                

                                                                                        Рисунок 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель внеурочной деятельности в МБОУ «ООШ пос.Прибрежный»

Особенности организации внеурочной деятельности в сельской основной школе...

Модель внеурочной деятельности в МБОУ «ООШ пос.Прибрежный»

Организация внеурочной деятельности в рамнах сельской школы...

Модель внеурочной деятельности младших школьников при МБОУ Жердевской СОШ №1

О внеурочной деятельности В МБОУ Жердевской СОШ №1...

Разработка модели внеурочной деятельности во взаимосвязи с учебной деятельностью в условиях реализации ФГОС НОО (оптимизационная)

Существует несколько моделей внеурочной деятельности, а в данной проектной работе разработана оптимизационная модель внеурочной деятельности в образовательном учреждении. Обозначена цель, ожидаемые ре...

МОДЕЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» П.Г.Т. УРЕНГОЙ

Проект внеурочной деятельности "Арктическое путешествие"-длительная воспитывающая игра-путешествие по Ямалу и Арктике для детей младщего школьного возраста...

Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности

  Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...