Модель внеурочной деятельности младших школьников при МБОУ Жердевской СОШ №1
статья на тему

Чехранова Яна Сергеевна

 О внеурочной деятельности В МБОУ Жердевской СОШ №1

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_vneurochnoy_deyatelnosti_mladshikh_shkolnikov_pri_.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модель  внеурочной деятельности младших школьников при

МБОУ Жердевской СОШ №1

Пояснительная записка.

В Федеральном государственном  образовательном стандарте общего образования, в материалах Концепции духовно-нравственного развития учащихся, являющейся «идеологической и методологической основой ФГОС», внеурочной деятельности  школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе: «Внеурочную деятельность следует понимать как личностно - ориентированное взаимодействие педагога и ребенка, целью которого является обеспечение условий  развития ребенка, становление его как личности в школьные годы».

Сущность и основное  назначение внеурочной деятельности  заключается в создании  дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной  организации  их свободного времени.  Она ориентирована на создание условий для:

             - творческой самореализации ребенка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;

            - социального становления личности ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;

           - профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.

В письме Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 года «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального стандарта общего образования» определены  основные задачи внеурочной деятельности и даны организационные модели:

-модель дополнительного образования на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования;

- модель «школы полного дня»;

-оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

-инновационно-образовательная модель.

Анализ условий воспитания и социализации учащихся, имеющихся в школах и муниципалитетах, показал, что для организации внеурочной деятельности в нашем регионе в большей степени подходят следующая модель:  оптимизационная модель, в реализации которой принимают участие педагогические работник организует социально значимую, творческую деятельность обучающихсяи МБОУ ЖСОШ №1.

Оптимизационная модель внеурочной деятельности на основе оптимизации внутренних ресурсов МБОУ СОШ № 1 предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники.

В каждом классе координирующую роль выполняет учитель, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

  • взаимодействует с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом школы;
  • организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

Преимущества оптимизационной модели:

  •   минимизация финансовых расходов на внеурочную деятельность;
  •   создание единого образовательного и методического пространства в школе;
  •  формирование содержательного и организационного единства всех подразделений школы.

 Таким образом, актуальность данной модели обусловливается:

  • необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;
  •  спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие;
  •  оптимизацией внутренних ресурсов МОУ СОШ № 9

Принципы реализации Модели:

  • учёт возрастных особенностей;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
  • связь теории с практикой;
  • доступность и наглядность;
  • включение в активную жизненную позицию;

Модель организации внеурочной деятельности нашей школы состоит из 2 направлений деятельности:

Направления

Решаемые задачи

Художественно-эстетическое («Оригами», Мастерим игрушки сами», «Слушание музыки», «Декоративное творчество»)

Развитие творческих возможностей учащегося, с учетом его

возрастных и внутренних психологических наклонностей.

Формирование эстетического вкуса

Интеллектуально-познавательное («Риторика», «Занимательная математика»)

Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности

Школьные ресурсы:

- материально-техническая база:  школьный информационный центр; спортивный зал,  спортивный комплекс на улице; кабинет здоровья; актовый зал, кабинет музыки; школьный музей, библиотека;

- кадровый потенциал: учителя–предметники, организующие внеурочную деятельность по предмету; классные руководители, воспитатели ГПД, библиотекари, медицинские работники школы, заместители директоров по воспитательной и учебно-воспитательной работе и т.д.;

- традиции школы, воспитательные мероприятия: день школы, дни науки, туристические праздники, исследовательская деятельность, театральные фестивали, фестивали искусств, спортивные праздники, посвящение  в ученики, чествование педагогов и учеников, вечера встреч выпускников; деятельность  детских и юношеских общественных объединений и др.

Цели и задачи внеурочной деятельности

Цель - развитие ребенка, его становление как личности в школьные годы, приобретение им социально значимых знаний, формирование социально нравственных отношений, накопление опыта социальных действий.

Задачи:

 - изучение интересов, запросов детей и родителей, на их основе корректировка и разработка программ воспитательной деятельности школы; создание системы внеурочной деятельности;

- анализ возможностей школы и среды для реализации поставленных целей;

-   создание нормативно-правовой базы, определяющей механизм взаимодействия школы с социальными партнерами;

   - повышение профессиональной компетентности педагогов как воспитателей.

Формы внеурочной деятельности (основной единицей внеурочной деятельности являются культурные практики)

 - коллективные, групповые, индивидуальные формы работы; работа в группах постоянного и сменного состава;

    - акции,  трудовые десанты, разработка проектов социально значимой деятельности;

    - ролевые, познавательные, развивающие, подвижные игры;

    - конференции, дискуссии, дебаты; экскурсии, походы;

    - беседы, викторины, конкурсы, олимпиады;

    - спортивные соревнования, турниры, оздоровительные акции;

    - коллективные творческие дела;

    - концерты и т.д.

Внешние связи и партнерство

Учащиеся нашей школы активно посещают учреждения дополнительного образования:

  • музыкальную школу
  • художественную школу
  • танцевальный коллектив «Подснежник».

Ожидаемые результаты деятельности

Результат – это то, что стало непосредственным  итогом участия школьников в деятельности, а именно:

- приобретение социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- получение опыта переживания и позитивного отношения  к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, наука и культура, труд);

- получение опыта  самостоятельного общественного действия.

               Занятия внеурочной деятельностью играют значительную роль в достижении результата, соответствующего выпускному нормативу ученика начальной школы: 

- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;  владеющий основными умениями учиться;

- любящий родной край и свою страну;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Литература

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального  общего образования / Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2010.

2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.

3.ФГОС.Примерные программы начального образования.  «Просвещение»,  Москва,  2009.        

4.ФГОС.  Планируемые результаты начального общего  образования.  «Просвещение»,  Москва.  2009.        

5.Бондаренко Е. Урок гражданина /Е. Бондаренко// Начальная школа: Еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября», 2004 №31

6. Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения»  М.: Русская энциклопедия, 1998г.

7. Дубровина И.В. «Интересы как одно из условий развития способностей  школьника» Москва: Академия, 1998г.

8.Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников.    Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

Педагогический проект "Формирование коллективной творческой деятельности младших школьников как составной части внеурочной деятельности"

      В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способст...

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...

Концепция на тему:"Исследовательская деятельность младших школьников как форма организации познавательной деятельности"

Интересный материал для учителей начальных классов, которые работают с одарёнными детьми....

Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»

Доклад «Условия формирования  социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»...

статья "Развитие внимание у младших школьников, как основного компонента успешности учебной деятельности младших школьников.»

В данной статье описывается значимость развития внимания у младших школьников, рассказывается о свойствах внимания, приводятся упражнения на развитие внимания...