Модель внеурочной деятельности младших школьников при МБОУ Жердевской СОШ №1
статья на тему
О внеурочной деятельности В МБОУ Жердевской СОШ №1
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_vneurochnoy_deyatelnosti_mladshikh_shkolnikov_pri_.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель внеурочной деятельности младших школьников при
МБОУ Жердевской СОШ №1
Пояснительная записка.
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, в материалах Концепции духовно-нравственного развития учащихся, являющейся «идеологической и методологической основой ФГОС», внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе: «Внеурочную деятельность следует понимать как личностно - ориентированное взаимодействие педагога и ребенка, целью которого является обеспечение условий развития ребенка, становление его как личности в школьные годы».
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени. Она ориентирована на создание условий для:
- творческой самореализации ребенка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;
- социального становления личности ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
- профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.
В письме Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 года «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального стандарта общего образования» определены основные задачи внеурочной деятельности и даны организационные модели:
-модель дополнительного образования на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования;
- модель «школы полного дня»;
-оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
-инновационно-образовательная модель.
Анализ условий воспитания и социализации учащихся, имеющихся в школах и муниципалитетах, показал, что для организации внеурочной деятельности в нашем регионе в большей степени подходят следующая модель: оптимизационная модель, в реализации которой принимают участие педагогические работник организует социально значимую, творческую деятельность обучающихсяи МБОУ ЖСОШ №1.
Оптимизационная модель внеурочной деятельности на основе оптимизации внутренних ресурсов МБОУ СОШ № 1 предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники.
В каждом классе координирующую роль выполняет учитель, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом школы;
- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
Преимущества оптимизационной модели:
- минимизация финансовых расходов на внеурочную деятельность;
- создание единого образовательного и методического пространства в школе;
- формирование содержательного и организационного единства всех подразделений школы.
Таким образом, актуальность данной модели обусловливается:
- необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;
- спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие;
- оптимизацией внутренних ресурсов МОУ СОШ № 9
Принципы реализации Модели:
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
- связь теории с практикой;
- доступность и наглядность;
- включение в активную жизненную позицию;
Модель организации внеурочной деятельности нашей школы состоит из 2 направлений деятельности:
Направления | Решаемые задачи |
Художественно-эстетическое («Оригами», Мастерим игрушки сами», «Слушание музыки», «Декоративное творчество») | Развитие творческих возможностей учащегося, с учетом его возрастных и внутренних психологических наклонностей. Формирование эстетического вкуса |
Интеллектуально-познавательное («Риторика», «Занимательная математика») | Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности |
Школьные ресурсы:
- материально-техническая база: школьный информационный центр; спортивный зал, спортивный комплекс на улице; кабинет здоровья; актовый зал, кабинет музыки; школьный музей, библиотека;
- кадровый потенциал: учителя–предметники, организующие внеурочную деятельность по предмету; классные руководители, воспитатели ГПД, библиотекари, медицинские работники школы, заместители директоров по воспитательной и учебно-воспитательной работе и т.д.;
- традиции школы, воспитательные мероприятия: день школы, дни науки, туристические праздники, исследовательская деятельность, театральные фестивали, фестивали искусств, спортивные праздники, посвящение в ученики, чествование педагогов и учеников, вечера встреч выпускников; деятельность детских и юношеских общественных объединений и др.
Цели и задачи внеурочной деятельности
Цель - развитие ребенка, его становление как личности в школьные годы, приобретение им социально значимых знаний, формирование социально нравственных отношений, накопление опыта социальных действий.
Задачи:
- изучение интересов, запросов детей и родителей, на их основе корректировка и разработка программ воспитательной деятельности школы; создание системы внеурочной деятельности;
- анализ возможностей школы и среды для реализации поставленных целей;
- создание нормативно-правовой базы, определяющей механизм взаимодействия школы с социальными партнерами;
- повышение профессиональной компетентности педагогов как воспитателей.
Формы внеурочной деятельности (основной единицей внеурочной деятельности являются культурные практики)
- коллективные, групповые, индивидуальные формы работы; работа в группах постоянного и сменного состава;
- акции, трудовые десанты, разработка проектов социально значимой деятельности;
- ролевые, познавательные, развивающие, подвижные игры;
- конференции, дискуссии, дебаты; экскурсии, походы;
- беседы, викторины, конкурсы, олимпиады;
- спортивные соревнования, турниры, оздоровительные акции;
- коллективные творческие дела;
- концерты и т.д.
Внешние связи и партнерство
Учащиеся нашей школы активно посещают учреждения дополнительного образования:
- музыкальную школу
- художественную школу
- танцевальный коллектив «Подснежник».
Ожидаемые результаты деятельности
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьников в деятельности, а именно:
- приобретение социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, наука и культура, труд);
- получение опыта самостоятельного общественного действия.
Занятия внеурочной деятельностью играют значительную роль в достижении результата, соответствующего выпускному нормативу ученика начальной школы:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир; владеющий основными умениями учиться;
- любящий родной край и свою страну;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2010.
2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
3.ФГОС.Примерные программы начального образования. «Просвещение», Москва, 2009.
4.ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования. «Просвещение», Москва. 2009.
5.Бондаренко Е. Урок гражданина /Е. Бондаренко// Начальная школа: Еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября», 2004 №31
6. Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения» М.: Русская энциклопедия, 1998г.
7. Дубровина И.В. «Интересы как одно из условий развития способностей школьника» Москва: Академия, 1998г.
8.Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »
Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В материале представлены тезисы выступления по данной теме....
Педагогический проект "Формирование коллективной творческой деятельности младших школьников как составной части внеурочной деятельности"
В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способст...
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...
Концепция на тему:"Исследовательская деятельность младших школьников как форма организации познавательной деятельности"
Интересный материал для учителей начальных классов, которые работают с одарёнными детьми....
Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»
Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»...
статья "Развитие внимание у младших школьников, как основного компонента успешности учебной деятельности младших школьников.»
В данной статье описывается значимость развития внимания у младших школьников, рассказывается о свойствах внимания, приводятся упражнения на развитие внимания...