Разработка модели внеурочной деятельности во взаимосвязи с учебной деятельностью в условиях реализации ФГОС НОО (оптимизационная)
проект на тему
Существует несколько моделей внеурочной деятельности, а в данной проектной работе разработана оптимизационная модель внеурочной деятельности в образовательном учреждении. Обозначена цель, ожидаемые результаты реализации проекта. Предлагается организовать работу по пяти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota.doc | 188.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная работа
Разработка модели внеурочной деятельности
во взаимосвязи с учебной деятельностью в условиях реализации ФГОС начального общего образования
(оптимизационная)
Введение. Концепция проекта
«Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными, выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).
Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющий осуществлять программу воспитания и социализации школьников через основные направления развития личности, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.
Внеурочная деятельность содействует обеспечению достижения планируемых результатов обучающихся 1 - 4 классов в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования общеобразовательного учреждения.
Внеурочная деятельность направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся, путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.
При разработке модели внеурочной деятельности мы изучали документы ФГОС НОО, взяли за основу приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009г. №373, Письмо директора Департамента общего образования Минобрнауки РФ Е.Л.Низиенко от 12 мая 2011г. № 03-296, опирались на труды Асмолова А.Г., Д.В.Григорьева, П.В.Степанова, Б.В.Куприянова, А.А.Логиновой, А.Я.Данилюка.
Цель: развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействию личному профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Задачи:
- определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся 1- 4 классов;
- разработать критерии оценки эффективности воспитательных воздействий; сориентированных на планируемые результаты освоения начальной образовательной программы;
- апробировать разработанную модель в рамках внеурочной деятельности;
- разработать рабочие программы внеурочной деятельности;
- использовать условия реализации внеурочной деятельности.
Ожидаемые результаты проекта:
- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, краю, чувства гордости, что я – гражданин России;
- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
- формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
- развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Планируемые результаты:
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- осознание своей этнической принадлежности;
- гуманистическое сознание;
- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
Индикаторы
В результате реализации программы должно обеспечиваться достижение обучающимися:
воспитательных результатов — тех духовнонравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в какомлибо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
эффекта — последствий результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря деятельности педагога, других субъектов духовнонравственного воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.
Воспитательные результаты могут быть распределены по трём уровням.
Первый уровень результатов (1 класс)— приобретение обучающимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов (2-3 класс) — формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества и к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов (4класс) — приобретение обучающимся опыта самостоятельного социального действия .
Поэтому нами разрабатывается диагностический материал, направленный на выявление уровня сформированности качеств:
- формирование основ российской идентичности;
- осознание базовых национальных ценностей;
- развитие нравственного самосознания;
- укрепление духовного и социальнопсихологического здоровья;
- позитивное отношение к жизни;
- доверие к людям и обществу и т. д.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовнонравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов
к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовнонравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социальнопсихологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Целевая группа проекта – обучающиеся 1-4 классов.
Партнеры проекта
1) ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов
2) Завод СПС ОАО «Нижнекамскнефтехим»
3) ГАОУ СПО «Нижнекамский педагогический колледж»
Место реализации проекта - МБОУ «Гимназия №22» НМР РТ
Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта с 17.04.15 по 01.08.16.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный
- Основной
- Заключительный
Спортивно-оздоровительное направление
Регламенты (комплекс мер (план) по разработке
и реализации регламента)
№ | Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
1 | Кружок «Азбука здоровья» | Малый спортивный зал | В течение года | Учитель физкультуры Петров Е.Н. |
2 | Общешкольные спортивные соревнования «Папа, мам и я - спортивная семья», День здоровья | Большой спортивный зал | Октябрь, апрель | Учитель физкультуры Петров Е.Н., классные руководители, заместитель директора по ВР Шумилова Е.П. |
3 | Шахматные турниры, посвященные Дню матери, Дню защитника Отечества | Шахматный клуб | Ноябрь, февраль | Тренер по шахматам Бахтиев Р.А., классные руководители, педагог - организатор |
4 | Секции «Баскетбол», «каратэ» | Большой спортивный зал | В течение года | Учителя физкультуры Бубнов А.И., Мачтакова Н.И. |
5 | Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, прогулки на свежем воздухе во время группы продленного дня | Кабинеты школы | В течение года | Классные руководители, совет старшеклассников |
6 | Походы выходного дня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…» | Городской парк, загородные базы отдыха | В течение года | Учитель Миннуллина Л.З. |
Диагностика №1 Определение уровня сформированности личностных результатов
- Дневник здоровья.
Параметр исследования: наблюдение за самочувствием первоклассника в течение дня, ознакомление родителей обучающихся с анализом имеющихся нарушений самочувствия первоклассников. (Приложение №3.4)
- Памятка для родителей.
Задача: информировать родителей о режиме дня, рекомендовать для соблюдения первоклассниками; формировать у родителей правильное отношение к режиму дня детей. (Приложение №3.4)
- Анкета «Режим дня в жизни ребенка».
Задача: информировать родителей о режиме дня, рекомендовать для соблюдения первоклассниками; формировать у родителей правильное отношение к режиму дня детей. (Приложение №3.4)
- Карта «Физическое развитие школьника».
Параметр исследования: наблюдение за уровнем физического здоровья первоклассников, ознакомление родителей обучающихся с анализом имеющихся изменений. (Приложение №3.4)
- Советы детям и родителям «Секреты правильного питания».
Задача: информировать родителей о правилах здорового питания. (Приложение №3.4)
- Анкета для родителей.
Задача: способность осознанию родителями ответственности за формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью; дать советы и рекомендации родителям по поводу укрепления здоровья их ребенка и воспитания привычки к здоровому образу жизни. (Приложение №3.4)
7. Анкета для обучающихся.
Параметр исследования: пропаганда здорового образа жизни, определение основных аспектов здорового образа жизни; формирование позитивного образа физически и психически здорового человека. (Приложение №3.4)
Духовно-нравственное направление
Регламенты (комплекс мер (план) по разработке
и реализации регламента)
№ | Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
1 |
Ценности: любовь к России, поликультурный мир. Кружок по краеведению «Путешествие по России: прошлое и настоящее» | Школьный кабинет | В течение года | Классный руководитель 4 А класса |
2 |
Ценности: любовь к России, поликультурный мир. Урок Знаний «Универсиада – 2013. г.Казань» | Кабинеты школы | Сентябрь | Классные руководители |
3 |
Ценности: служение Отечеству. Экскурсии «Наши земляки – герои Великой Отечественной войны». Посещение музея Н. Кайманова | Музей села Прости | Апрель | Классные руководители 4-х классов |
4 |
Ценности: любовь к родному краю, поликультурный мир. Проект «Первостроители г.Нижнекамска» | Актовый зал школы | Октябрь | Классные руководители 3-х классов |
5 | Направление: воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: мораль. Классный час «Добро и зло в нашей жизни» | Школьный кабинет | Сентябрь | Классные руководители 1-х классов |
6 | Направление: воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: мораль. Неделя добра «Лучшее слово о дружбе» | Школьный кабинет | Октябрь | Классные руководители |
7 | Направление: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость. Праздник первой отметки | Актовый зал школы | Октябрь | Классные руководители 2-х классов |
8 | Направление: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду, бережливость; трудолюбие. Акция «Книжкина больница» | Библиотека школы | Май | Библиотекарь, родительский комитет, совет старшеклассников, социальный педагог |
9 | Направление: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Ценности: экологическое сознание. Объединение «Юный эколог» | Школьный кабинет | В течение года | Учитель Яковлева З.И. |
10 | Направление: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. Фестиваль английской культуры | Актовый зал школы | Январь | Английский клуб, совет старшеклассников, педагог-организатор |
11 | Направление: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве Выставка «Куклы народов мира(Англия)» | Актовый зал школы | Ноябрь | Английский клуб, совет старшеклассников, педагог-организатор |
Диагностика №2 Определение уровня сформированности личностных результатов
- Методика «Нравственные качества» (Автор А.А Логинова) - первый уровень воспитательных результатов.
Параметр исследования: знание моральных норм и нравственных качеств личности. (Приложение №3.2)
- Методика «Мне нравится» (Автор А.А. Логинова) - второй уровень воспитательных результатов.
Параметр исследования: сформированность эстетических интересов. (Приложение №3.2)
- Методика «Чувства и поступки» (Автор А.А. Логинова) - третий уровень воспитательных результатов.
Параметр исследования: эмоциональное отношение к нравственным и безнравственным поступкам. (Приложение №3.2)
Социальное направление
Регламенты (комплекс мер (план) по разработке
и реализации регламента)
№ | Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
1 | Факультатив «Экономика: первые шаги» | Кабинет школы | В течение года | Учитель Низамутдинова Р.М. |
2 | Концерт для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла | Актовый зал школы | Май | Совет старшеклассников, педагог-организатор |
3 | Сбор макулатуры | Школа | Осень, весна | Классные руководители, педагог-организатор |
4 | Акция «Письмо водителю» | Улицы города | Март | Классные руководители |
5 | Благотворительные акции (концерт, ярмарка поделок) для сбора средств помощи Герману Казанцеву (на лечение) | Актовый зал школы, фойе школы | Апрель | Совет старшеклассников, педагог-организатор, классные руководители, родит. комитет |
6 | Декада инвалидов | Кабинеты школы, посещение на дому | Декабрь | Совет старшеклассников, педагог-организатор, классные руководители, родит. комитет |
Диагностика №3 Определение уровня сформированности личностных результатов
- Методика «Я и другие» (автор Логинова А.А.)
Параметр исследования: альтруистическая направленность обучающихся. (Приложение №3.5)
- Методика «Дела класса, жизнь в школе» (автор Попова Т.А.)
Параметр исследования: сформированность представлений о поведении в коллективе. (Приложение №3.5)
- Методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя.
Задача: изучение профессиональных ценностей педагога как воспитателя. (Приложение №3.5)
Общеинтеллектуальное направление
Регламенты (комплекс мер (план) по разработке
и реализации регламента)
№ | Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
1 | Проект «Английский клуб «Wonder club» | Кабинет английского клуба | В течение года | Совет английского клуба |
2 | Научное общество | Кабинет научного общества | В течение года | Президент общества Садриева Г.И. |
3 | Интеллектуальный марафон | Кабинеты школы | 1 этап – ноябрь, 2 этап - март | Заместитель директора по МР Хайруллина Д.Д. |
4 | Декада начальной школы | Кабинеты школы | Апрель | Заместитель директора по УР Токарева Л.И. |
5 | Кружок «Почемучка» | Кабинет школы | В течение года | Учитель Прописнова Л.И. |
6 | Программа проектно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» | Кабинет школы | В течение года | Учитель Яковлева З.И. |
7 | Библиотечный урок к юбилею писателя | Библиотека | В течение года | Библиотекарь школы, классные руководители |
Диагностика №4 Определение уровня сформированности личностных результатов
- «Кодирование» (задание из теста Векслера).
Параметр исследования: проба на определение скорости и легкости формирования у ребенка обучаемости. (Приложение №3.3)
- Тест «Запоминание цифр».
Параметр исследования: уровень развития памяти у ребенка, способы запоминания и припоминания. (Приложение №3.3)
- Тест «Мотивы учения».
Параметр исследования: исследование мотивации учения у первоклассников. В основу методики положен принцип персонификации мотивов. (Приложение №3.3)
Общекультурное направление
Регламенты (комплекс мер (план) по разработке
и реализации регламента)
№ | Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
1 | Фестиваль «Минута славы» | Актовый зал школы | Февраль | Педагог-организатор, классные руководители, совет старшеклассников |
2 | Фотоконкурс «Мир без границ» | Пресс-центр английского клуба | Сентябрь | Педагог-организатор, классные руководители, совет старшеклассников |
3 | Выставки рисунков «Бабушка рядышком с дедушкой», «Милая мама моя», ко дню защитника Отечества, ко Дню Победы, к Дню защиты детей | Актовый зал школы | В течение года | Педагог-организатор, классные руководители, учитель изобразительного искусства |
4 | Выставка коллажей по темам «Здоровье – это…», «Это начальная школа…», «В мире шахмат» | Пресс-центр начальной школы | В течение года | Педагог-организатор, классные руководители, учитель изобразительного искусства, школьный психолог |
5 | Уроки – концерты с приглашением оркестра народных инструментов под управлением З.И. Плетневой, камерного оркестра С. Загриевой (г.Нижнекамск) | Актовый зал школы | В течение года | Педагог-организатор |
6 | Приглашение артистов театров городов Нижнекамска и Набережные Челны в школу | Актовый зал школы | В течение года | Педагог-организатор |
7 | Праздники на уровне школы: «Первое сентября – День знаний», «Посвящение в «Фантазеры» (детскую школьную организацию), Новый год, «Навруз», «Прощание с букварем», «Прощание с алифбой», «Прощай, начальная школа!», «Сабантуй», «Папа, мама и я – читающая семья» | Актовый зал школы | В течение года | Педагог-организатор, классные руководители, совет старшеклассников |
8 | Кружок хореографии | Хореографический зал | В течение года | Учитель Минкашева А.И. |
9 | Кружок изобразительного искусства «Пестрый мир» | Кабинет изобразительного искусства | В течение года | Учитель Мухамедзянова А.М. |
Диагностика №5 Определение уровня сформированности личностных результатов
- Анкета для учащихся.
Задача: исследование художественных интересов учащихся. (Приложение №3.6)
- Анкета для родителей
Задача: выявить роль семьи в развитии эстетического восприятия ребенка. (Приложение №3.6)
- Тест-опросник выявления когнитивного компонента музыкально - эстетических ориентаций детей 6 – 8 лет. (Приложение №3.6)
Материальнотехнические условия реализации
основной образовательной программы
Для нормативного функционирования и развития школы имеется достаточно хорошая материально – техническая база. Гимназия функционирует в 3-хэтажном здании постройки 1987 года общей площадью 7287,3 кв.м. В учреждении имеются 43 учебных кабинета, из них 11 кабинетов начальных классов, 3 кабинета математики, 1 – химии, 1 – физики, 4 – информатики, 1 – биологии, 1 – географии, 2 – истории, 3 – русского языка и литературы, 5 – татарского языка, 8 кабинетов английского языка, 1 кабинет технологии, 1 – домоводства и кулинарии, 1 – ОБЖ, слесарная и столярная мастерские. Оснащенность кабинетов составляет 100%.
В гимназии работают кабинеты психолога, логопеда, медицинский и процедурный кабинеты, столовая на 300 посадочных мест, оборудованная трехступенчатой системой очистки воды, актовый зал на 200 посадочных мест с интерактивным оборудованием, хореографический кабинет.
Гимназия имеет доступ к Интернет, видео и компьютерные записи уроков, внеклассных мероприятий. Наряду с печатными учебниками, учителям доступны электронные учебники, ЦОР, нормативные документы, концепции, программы, планы работы школы, различные диагностические материалы, творческие задания для учащихся, образцы работ.
Информатизация образовательного процесса способствует повышению эффективности урока, активизации познавательной деятельности учащихся.
Работа по развитию и укреплению материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса приобретает особое значение в процессе реализации новых требований ФГОС начального образования, является приоритетной для администрации и учителей начальной школы.
В гимназии:
- 4 компьютерных кабинета;
- 32 мультимедийных проектора;
- 1 кабинет мультимедиа;
- 8 интерактивных досок;
- 1 мобильный класс;
- Количество ПК – 81, из них используются в управлении – 16, в учебном процессе – 65;
- электронная почта;
- сайт школы.
Что это дает:
1. Изучение ИКТ со 2 по 11 классы;
2. Проведение уроков с использованием информационных технологий;
3. Создание проектных творческих работ;
4. Проведение тематических конкурсов, внеклассных мероприятий, педагогических советов;
5. Использование информационных технологий в ведении финансовой отчетности, в работе по составлению планирования и анализа учебно-воспитательного процесса, в автоматизации делопроизводства, использовании администрацией программных продуктов.
В гимназии созданы условия для занятий физической культурой и спортом. Функционируют 2 спортивных зала, работают секции по волейболу, баскетболу, лыжам, настольному теннису, акробатике. Для занятий спортом во внеурочное время используется внешнее образовательное пространство. В целях оздоровления детей на базе школы работает летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием.
Кадровое обеспечение
Обеспеченность учебного процесса кадрами.
В 2014-2015 году образовательную деятельность осуществляют 77 педагогов, из них: 75 человек имеют высшее образование (97,4%), 2 педагога обучаются в высших учебных заведениях:
- Вьюгова Г.Л., учитель ОБЖ, проходит профессиональную переподготовку по направлению «Безопасность жизнедеятельности» в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института педагогики и психологии КФУ;
- Федорова А.М., учитель начальных классов, обучается в Елабужском педагогическом университете.
Образовательное учреждение укомплектовано медицинским работником, работниками пищеблока, вспомогательным персоналом.
Профессиональное развитие и повышение квалификации педагогических работников
Серьезным направлением работы школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров как путем самообразования, так и через курсовую систему переподготовки.
В текущем учебном году слушателями различных курсов явились 10 педагогов (из них 2 прошли дистанционное обучение на курсах повышения квалификации педагогического университета «Первое сентября» и Факультета педагогического образования МГУ им. Ломоносова, 6 – в ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», 2 – в Приволжском региональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГАОУ «КФУ», город Казань.
9 человек прошли курсы «Основы ИКТ – компетентности педагогических работников» на базе МАОУ «МУК» г. Нижнекамска.
В школе имеется перспективный план повышения квалификации педагогических работников на 2010-2015 годы, в учебно-воспитательном плане работы школы на 2014-2015 учебный год имеется план курсовой подготовки на текущий год
Перспективный план аттестации на 2012-2016 годы
Учебный год | 2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2012 |
Кол-во аттестующихся | 16 | 18 | 11 | 19 | 10 |
Перспективный план курсовой подготовки на 2012-2016 годы
Учебный год | 2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2012 |
Пройдут курсовую подготовку | 26 | 8 | 8 | 17 | 10 |
Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих конституционное право граждан на бесплатное и общедоступное общее образование. Объём действующих расходных обязательств отражается в задании учредителя по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Задание учредителя обеспечивает соответствие показателей объёмов и качества предоставляемых образовательным учреждением услуг (выполнения работ) размерам направляемых на эти цели средств бюджета.
Информационнометодические условия реализации основной образовательной программы
В соответствии с требованиями Стандарта информационнометодические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования обеспечиваются современной информационнообразовательной средой.
Под информационнообразовательной средой (или ИОС)
понимается открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационнотелекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в решении учебнопознавательных и профессиональных задач с применением информационнокоммуникационных технологий (ИКТкомпетентность), наличие служб поддержки применения ИКТ.
Основными элементами ИОС являются:
информационнообразовательные ресурсы в виде печатной продукции;
информационнообразовательные ресурсы на сменных оптических носителях;
информационнообразовательные ресурсы Интернета;
вычислительная и информационнотелекоммуникационная инфраструктура;
прикладные программы, в том числе поддерживающие администрирование и финансовохозяйственную деятельность образовательного учреждения (бухгалтерский учёт, делопроизводство, кадры и т. д.).
Необходимое для использования ИКТ оборудование должно отвечать современным требованиям и обеспечивать использование ИКТ:
в учебной деятельности;
во внеурочной деятельности;
в естественнонаучной деятельности;
при измерении, контроле и оценке результатов образования;
в административной деятельности, включая дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования, а также дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы и органами управления.
Учебнометодическое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;
ввода русского и иноязычного текста, распознавания сканированного текста; создания текста на основе расшифровки аудиозаписи; использования средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке; редактирования и структурирования текста средствами текстового редактора;
записи и обработки изображения (включая микроскопические, телескопические и спутниковые изображения) и звука при фиксации явлений в природе и обществе, хода образовательного процесса; переноса информации с нецифровых носителей (включая трёхмерные объекты) в цифровую среду (оцифровка, сканирование);
создания и использования диаграмм различных видов, специализированных географических (в ГИС) и исторических карт; создания виртуальных геометрических объектов, графических сообщений с проведением рукой произвольных линий;
организации сообщения в виде линейного или включающего ссылки сопровождения выступления, сообщения для самостоятельного просмотра, в том числе видеомонтажа и озвучивания видеосообщений;
выступления с аудио, видео и графическим экранным сопровождением;
вывода информации на бумагу и т. п. и в трёхмерную материальную среду (печать);
информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет, входа в информационную среду учреждения, в том числе через Интернет, размещения гипермедиасообщений в информационной среде образовательного учреждения;
поиска и получения информации;
использования источников информации на бумажных и цифровых носителях (в том числе в справочниках, словарях, поисковых системах);
вещания (подкастинга), использования аудиовидео
устройств для учебной деятельности на уроке и вне урока;
общения в Интернете, взаимодействия в социальных группах и сетях, участия в форумах, групповой работы над сообщениями (вики);
создания и заполнения баз данных, в том числе определителей; наглядного представления и анализа данных;
включения обучающихся в естественнонаучную деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования, цифрового (электронного) и традиционного измерения, включая определение местонахождения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуальнонаглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений;
исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных народных и современных инструментов и цифровых технологий, использования звуковых и музыкальных редакторов, клавишных и кинестетических синтезаторов;
художественного творчества с использованием ручных, электрических и ИКТинструментов, реализации художественнооформительских и издательских проектов, натурной и рисованной мультипликации;
создания материальных и информационных объектов с использованием ручных и электроинструментов, применяемых в избранных для изучения распространённых технологиях (индустриальных, сельскохозяйственных, технологиях ведения дома, информационных и коммуникационных технологиях);
конструирования и моделирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов; управления объектами; программирования;
занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных тренажёров;
размещения продуктов познавательной, учебноисследовательской деятельности обучающихся в информационнообразовательной среде образовательного учреждения;
проектирования и организации индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научноисследовательской и проектной деятельности обучающихся;
проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся с возможностью массового просмотра кино и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиасопровождением;
выпуска школьных печатных изданий, работы школьного телевидения.
Заключение
Ожидаемые результаты реализации проекта
Подводя итоги работы над проектом, необходимо отметить, что нами были:
- определены основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся 1- 4 классов;
2) разработаны критерии оценки эффективности воспитательных воздействий; сориентированных на планируемые результаты освоения начальной образовательной программы;
3) разработаны рабочие программы внеурочной деятельности;
4) изучены условия реализации внеурочной деятельности.
Мы считаем, что в результате апробации разработанной модели в рамках внеурочной деятельности, можно достичь следующих ожидаемых результатов:
- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, краю, чувства гордости, что я – гражданин России;
- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
- формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
- развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Риски в реализации проекта
Среди основных факторов, способных повлиять на результаты апробации Программы внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС НОО, можно выделить следующие:
1)низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки;
2) отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов;
3) дефицит учебно-методических пособий;
4) недостаточная методическая подготовка педагогов.
Данную модель внеурочной деятельности можно реализовать в общеобразовательных школах города в условиях реализации ФГОС НОО.
Основная литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г./ Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
2. Письмо директора Департамента общего образования Минобрнауки РФ Е.Л.Низиенко от 12 мая 2011г. № 03-296
3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2010.
4.Данилюк А.Я., КондаковА.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение , 2011.
5.Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. — 2009.
6.ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования. «Просвещение», Москва. 2009.
7.СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
8.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
9.Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010.
10.Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. Программы внеурочной деятельности. М.,2010.
11.В.Григорьев, П.В.Степанов. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М.,2011.
12.Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011.
13.Б.В.Куприянов. М.И.Рожков, И.И.Фришман. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей. Учебно-метод. Пособие. – М.,2001
14.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.В.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2009.
Дополнительная литература
1.Логинова А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 1 класс / А.А.Логинова, А.Я.Данилюк. – М.: Просвещение, 2012.
2.Логинова А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 2 класс / А.А.Логинова, А.Я.Данилюк. – М.: Просвещение, 2012.
3.С.Д.Поляков. Технологии воспитания. М.,2002.
4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
5.П.В.Степанов, И.В.Степанова. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания. М.,2007.
6.Вестник образования №12, 2011 год. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности.
7.Спутник классного руководителя. Научно-практический журнал. 2011.
Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС"
Огромные возможности для развития творческой познавательной активности ребят, самореализации, самовыражения имеет русский язык, который содержит задания, направленные на развитие этих качеств. Использ...
Презентация "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"
Презентация подготовлена для проведения КРУГЛОГО СТОЛА по проблемам внеурочной деятельности. Участники и разработчики данного мероприятия свели воедино теоретическую и практическую часть своей работы....
Выступление на педагогическом совете: Геймификация как фактор активизации учебной деятельности учащихся и повышения мотивации обучения в условиях внедрения ФГОС
Геймификация как фактор активизации учебной деятельности учащихся и повышения мотивации обучения в условиях внедрения новых Государственных образовательных стандартов. «Игры детей – в...
Доклад Тема: «Организация культурно-досуговой деятельности в рамках организации социального направления в условиях реализации ФГОС»
Организация культуно-досуговой деятельности с соц.партнерами города....
«Значение театрализации во внеурочной деятельности для социального благополучия младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»
Использование театрализации во внеурочной деятельности является совершенно необходимой для современной школы, поскольку обладает мощным потенциалом целостного воздействия на ребенка. Она предлаг...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭТИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ “ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ”»
Данная методическая разработка подготовлена с учётом требований ФГОС и Рабочей программы по этической грамматике. Технологическая карта занятия составлена на основе рассказа В.Ю. Драгунского «Та...
«Планируемые результаты внеурочной деятельности «Я исследователь» в начальной школе в условиях реализации ФГОС средствами СДО»
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках...