Планирование внеурочной деятельности "Весёлые каникулы с мячом" (37 ч). ФГОС. 1 - 4 классы.
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

Кучковская Светлана Михайловна

Учитель: Кучковская Светлана Михайловна. БОУ г .Омска "СОШ № 63".

Программа кружка расчитана на учащихся начальных классов, занятия проходят один раз в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение города Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 63»

Программа внеурочной деятельности

«Весёлые каникулы с мячом»

                                        Руководитель: Светлана Михайловна                  

                                                                    Кучковская

                                                                                                                                     

                                                                         

                                   

                                                                           

г. Омск

2012 – 2013 уч. г.

Модульная программа внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного направления

«Весёлые каникулы с мячом»

Пояснительная записка

Высокая интенсивность учебной нагрузки, трудности в усвоении учебных программ, школьные страхи, эмоциональное напряжение в общении отрицательно сказывается на физическом и психологическом здоровье младших школьников.

Ценности физической культуры и высокий потенциал двигательной активности оказывают положительное влияние на физическое развитие и воспитание детей, формирование у них устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья.

Основная идея программы - восполнение дефицита двигательной активности младших школьников путём освоения подвижных и спортивных игр с мячом в каникулярное время. Играя в мяч, дети не только организовано проводят свой досуг в психологически комфортной атмосфере, но и получают опыт освоения игровых ролей, развивают свои коммуникативные способности через командное взаимодействие. Использование в подвижных играх мяча развивает координацию, скоростно-силовые качества, обитую и мелкую моторику, что положительно влияет на процесс обучения, на развитие «чувства мяча» и «ручной умелости», которые в дальнейшем будут необходимы при изучении раздела «Спортивные игры» на уроке «Физическая культура».

Включение в программу нетрадиционных, малоизвестных игр с мячами разных форм и размеров, самостоятельное изготовление инвентаря поддерживает интерес к освоению программы.

Модульная программа «Весёлые каникулы с мячом» состоит из трёх модулей: «Эстафеты с мячом», «Футбэг», «Подвижные игры во дворе». Общая продолжительность -37 часов. Занятия проводятся ежедневно по два часа. Реализует программу учитель физической культуры в каникулярное время.

Программа разработана для школьников 1 -4 классов, ориентирована на достижение второго уровня результатов.

Цель программы — формирование у младших школьников устойчивых мотивов к занятиям физической культурой через освоение подвижных и спортивных игр с мячами.

Задачи программы:

  • совершенствовать физические навыки младших школьников;
  • развивать творческую инициативу при игре с мячом;
  • формировать коммуникативную культуру в процессе игры;
  • формировать умения самоорганизации.

В результате освоения образовательной программы младшие школьники

Узнают:

  • о новых подвижных играх с мячами;
  • о нетрадиционных спортивных играх с мячом;
  • о безопасном игровом пространстве;
  • о спортивных и игровых правилах.

     Получат опыт:

  • проживания игровых ролей;
  • изготовления инвентаря для игры с мячом,
  • составления спортивных эстафет с мячом,
  • командного игрового взаимодействия.

       Смогут:

  • принимать активное участие в играх во дворе;
  • контролировать свои действия и действия партнеров при соблюдении игровых правил;
  • самостоятельно придумывать игры и спортивные эстафеты с мячом;
  • планировать двигательную активность в своём режиме дня.

В ходе освоения программы младшие школьники получат возможность формирования универсальных учебных действий:

В сфере личностных учебных действий формируется установка на здоровый образ жизни, знание основных правил коллективной игры; умение определять нравственное содержание и смысл собственных поступков и поступков окружающих людей, понимание чувств других людей и сопереживание им в игровой деятельности, осмысление влияния физической культуры на здоровье человека;

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся определяют и формулируют цель игровой деятельности, отличают игру по правилам и без правил, определяют последовательность своих действии; учатся совместно с педагогом и другими участниками группы создавать безопасное игровое пространство, давать эмоциональную оценку своей деятельности, соблюдать правила безопасной игры, планировать двигательную активность в своём режиме дня.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся проявляют активность при коллективном составлении спортивных эстафет, комплексов упражнений, игровых ситуаций; осваивают новые игровые и социальные роли; находят дополнительную информацию по спортивным и подвижным играм с мячами.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваются и приходят к общему решению при организации игры; объективно оценивают свой вклад в общее решение группы; учатся различному ролевому поведению, используют речевые средства для решения коммуникативных задач.

Тематическое планирование

п/п

Наименование тем

Количество часов

Форма представления результата

общее

КОЛ-ВО

часов

теорет

практ. занятия

           Дата

План

Факт

Модуль «Эстафеты с мячом»

мячом мячом»

1.

Мой весёлый звонкий мяч

2

1

1

Правила честной игры, оформленные на листе ватмана

2

Как приручить мяч

2

    -

2

Копилка общеразвивающих упражнений, спортивных игр с мячом

3

Подвижные игры с мячом

3

1

2

Результата экспресс-диагностики «Моё эмоциональное состояние»

4

Спортивные эстафеты с мячом

3

1

2

Описание спортивных эстафет с мячом

5

Соревнования по играм с мячом (итоговое занятие)            

2

    -

2

Фотогазета по итогам соревнований

………………….

ИТОГО:

12

3

0

Модуль «Футбэг»

1

Летучий носок

1

1

Выставка групповых работ «Играем в футбэг»

2

Вяжем мяч сами

3

1

2

Фотографии образцов мячей для игры в футбэг

3

Футбэг в кругу

4

    -

4

Копилка финтов

4

Футбэг через сетку

4

    -

4

Копилка финтов

5

Командные соревнования (итоговое занятие)

2

    -

2

Фотогазета по итогам соревнований                        

           

ИТОГО:

14

2

12

Модуль «Подвижные игры во дворе»

1

Игры малой подвижности

2

    -

2

Копилка дворовых игр с мячом

2

Игры на внимание

2

    -

2

Копилка дворовых игр с мячом

3

Командные игры

2

    -

2

Копилка дворовых игр с мячом

4

Сюжетные игры

2

    -

2

Копилка дворовых игр с мячом

5

Своя игра (итоговое занятие по организации и проведению подвижных игр с мячом в группе продлённого дня или на дворовых площадках)

3

1

2

Фотогазета по итогам дня

ИТОГО:

11

1

10

ВСЕГО:

37

6

31

   

Содержание деятельности

Модуль «Эстафеты с мячом»

 1.        Мой весёлый звонкий мяч

Командная викторина «Игры с мячом». Игровое задание «Продолжи список». Групповая работа по дополнению списка спортивных игр с мячом. История происхождения подвижных игр с мячом. Коллективное определение правил честной игры. Знакомство с техникой безопасности при игре с мячом. Оформление правил на стенде.

Практикум: Свободная групповая игра в мяч. Индивидуальная демонстрация умений владения мячами. Взаимообучение игровым трюкам и упражнениям с мячом. Групповая рефлексия.

 2.        Как приручить мяч

      Индивидуальное выполнение общеразвивающих упражнений с большим и малым мячами, упражнений с мячом у стены, выполнение броска и передами мяча с различных исходных положений, сложных координационных двигательных действий с мячом в быстром темпе и в изменяющихся условиях. Выполнение в парах упражнения «Бросай - поймаю», «Пас ногой по кругу».

      Выполнение в группе упражнения «Гонка мячей в колоннах» с усложнением: передача мяча в колоннах с поворотом вправо, влево; вправо-влево; над головой; между ног. Простая спортивная эстафета на основе общеразвивающих упражнений с большим и малым мячами. Групповая рефлексия (С каким мячом было удобнее выполнять упражнения? Что вы испытывали, когда с первого раза не удалось выполнить упражнение? Какие чувства вы испытали, когда твоя команда выиграла (проиграла)? ). Закрепление правил честной игры. Оформление общеразвивающих упражнений с мячом на стенде.

 3.        Подвижные игры с мячом

        Подвижные игры с мячом «Волейбол ногами», «Гонка мячей по кругу», «Пионербол», «Меткий стрелок». Закрепление двигательных действий, с мячом. Экспресс-диагностика «Моё эмоциональное состояние».        

4.        Спортивные эстафеты с мячом

        Групповое моделирование спортивных эстафет с мячом на основе разученных игровых действий. Анализ моделей эстафет (доступность, возможность воспроизведения другими креативность, вариативное использование инвентаря, продолжительность). Свободное распределение игровых ролей (судья, статист, помощник на линии, капитан команды). Групповая рефлексия. Оформление эстафет в копилку.

        Практикум: Обучение проведению спортивных эстафет, составленных командами. Проведение групповой рефлексии (Какая из эстафет понравилась тебе больше и почему? Какое из заданий оказалось наиболее сложным? Почему не удалось выполнить упражнение правильно? Какие качества помогли твоей команде выиграть? Что помешало твоей команде победить?).  

5.        Соревнования по играм с мячом (итоговое занятие)

      Соревнования по спортивным и подвижным играм с мячом. Проведение большой эстафеты с мячами. Выполнение игровых ролей. Групповая рефлексия. Оформление фотогазеты по итогам соревнований.

                                  Модуль «Футбэг» 

       1.Летучий носок

      Групповая игра «Ассоциации» («Футбэг»: особенности игры; форма мяча и материал, из которого он сделан; правила игры). Коллективный просмотр видеофрагмента игры. Сопоставление предположений с новыми знаниями о нетрадиционной игре. Знакомство с правилами спортивной игры, экипировкой спортсменов и инвентарём. Оформление материалов, наработанных в группах «Этот загадочный футбэг».

 2. Вяжем мяч сами

      Свободное обсуждение вариантов изготовления мяча. Индивидуальное изготовление мяча на основе выбранного образца. Просмотр видеозаписи соревнований по футбэгу. Знакомство с этическими правилами игры. Оформление правил на стенде.

3.        Футбэг в кругу

      Коллективное освоение техники владения мячом. Подбивание мяча ногой ниже колена, приём на стопу, подбивание мяча пяткой с приёмом на внутреннюю сторону стопы, подбивание мяча носком стопы, приём на стопу. Освоение элементарных игровых трюков. Одиночная, парная, групповая игра в кругу. Самостаятельное совершенствование техники владения мячом и игровых трюков. Подготовка к соревнованиям.

4.        Футбэг через сетку

      Совершенствование техники игры в футбэг с усложнением задания. Передача мяча стопой н приём мяча на подъём ноги через низкую сетку в парах. Свободное распределение в команды. Проведение командных мини-соревнований. Самостоятельное совершенствование техники игры и игровых трюков, подготовка к соревнованиям.

5.        Командные соревнования (итоговое занятие)

      Проведение индивидуальных и командных соревнований по футбэгу по упрощённым правилам. Групповая рефлексия. Оформление фотогазеты по итогам соревнований.

Модуль «Подвижные игры во дворе»

1.        Игры малой подвижности

      Игры с мячом (Игра « Я знаю пять...», игра «Имена», игра «Чей отскок дальше», игра «Защита укрепления», игра «Стой!»). Взаимообучение любимым играм. Групповая рефлексия.

2.        Игры на внимание

      Игры с мячом (Игра «Съедобное-несъедобное», игра «Лови - не лови», игра «Три стихии»). Взаимообучение любимым играм. Групповая рефлексия.

3.        Командные игры        

      Игры с мячом (Игра «Двойная перестрелка», игра «Бомбардиры, игра «Обстрел»), Проведение спортивных эстафет с мячом. Взаимообучение любимым играм. Групповая рефлексия.

4.        Сюжетные игры

     Игры с мячом (Игра «Охотники и лисицы», игра «Лягушата и цапля»). Взаимообучение любимым играм. Групповая рефлексия.

5.        Своя игра (итоговoe занятие по проведению подвижных игр с мячом на дворовых площадках)

Групповое составление игровой программы. Подготовка игрового инвентаря. Свободное распределение игровых ролей, обязанностей. Проведение игровой программы «Своя игра». Групповая рефлексия.
Оформление фотогазеты по итогам игровой программы.

Список литературы

  1. Исакова А.В., Васильева Н.В. 300 упражнений с мячом. - Омск: БОУЦПО «ИРООО», 2009.
  2. Киселев П.А., Киселева СБ. Справочник учителя физической культуры. - Волгоград: Учитель, 2010.
  3. Козак О.Н. Летние игры для больших и маленьких. - СПб: Союз, 1997.
  4. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
  5. httр:/www.profootbag.ru Первый в России и странах СНГ ресурс о футбэге.
  6. Л.А. Кучегура, Е.И. Кривопаленко,  Н.В. Васильева. Школа здоровья: Методические рекомендации по формированию культуры здорового образа жизни младшего школьника с использованием «Дневника здоровья» / Авт.-сост.: Л.А. Кучегура Е.И., Кривопаленко,, Н.В. Васильева. – 2-ое изд. стереотипное. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2012. – 60 С.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование внеурочной деятельности "Умелые ручки" (34 ч). ФГОС. 3 класс.

Учитель: Кучковская Светлана Михайловна. БОУ  г. Омска "СОШ № 63".Программа кружка расчитана на учащихся начальной школы, занятия проходят один раз в неделю....

Планирование внеурочной деятельности "Школа здоровья" (32 ч). ФГОС. 1,2 класс.

Учитель: Кучковская Светлана Михайловна. БОУ г. Омска "СОШ № 63".Программа кружка расчитана на учащихся 1, 2 класов, занятия проходят один раз в неделю....

Планирование внеурочной деятельности "Умелые ручки" (68 ч). ФГОС. 2 класс.

Учитель: Кучковская Светлана Михайловна. БОУ г. Омска "СОШ № 63".Программа расчитана на учащихся начальных классов, занятия проходят 2 раза в неделю....

Календарно-тематичекое планирование внеурочной деятельности "Бабочка над заливом" для 4 класса

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Бабочка над заливом» для 4 класса разработана на основе регионального компонента базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ленинградс...

Тематическое планирование внеурочной деятельности Умники и умницы (математика) 4 класс

Программа курса «Умники и умницы»  для учащихся 4  класса составлена  на основе  положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУСОШ №5 в начальной школе. Данное пол...