Календарно-тематичекое планирование внеурочной деятельности "Бабочка над заливом" для 4 класса
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности «Бабочка над заливом» для 4 класса разработана на основе регионального компонента базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ленинградской области и авторского учебно-методического комплекта «Бабочка над заливом. Книга для семейного чтения о природе, истории и культуре Ленинградской области» (автор Т.А. Кудрявцева, изд. «Первый класс», 2011)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
babochka_nad_zalivom.docx | 36.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Бабочка над заливом» для 4 класса разработана на основе регионального компонента базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ленинградской области и авторского учебно-методического комплекта «Бабочка над заливом. Книга для семейного чтения о природе, истории и культуре Ленинградской области» (автор Т.А. Кудрявцева, изд. «Первый класс», 2011)
Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Приказ Министерства образования РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательногостандарта начального общего образования»
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2010.
- Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №2»
- Учебно-методический комплект «Бабочка над заливом. Книга для семейного чтения о природе, истории и культуре Ленинградской области» (автор Т.А. Кудрявцева, изд. «Первый класс», 2011)
В соответствии с федеральным государственным стандартом цель исторического образования состоит в приобщении учащихся к национальным и мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формировании гражданского самосознания.
Это общая цель определяет задачи программы «Бабочка над заливом», изучение которой направлено на:
-овладение учащимися основными знаниями по истории и культуре Ленинградской области;
-формирование основ системных исторических знаний;
- формирование личностного отношения к истории своей страны через изучение истории родного края;
-воспитание уважения к истории, традициям и культуре народов, проживающих на территории Ленинградской области;
- воспитание интереса к чтению, путешествиям;
-формирование культуры организации досуга;
-развитие мышления, внимания, памяти, речи, восприятия, расширение кругозора;
-развитие эмоционально-волевой сферы.
Общая характеристика курса
Программа соответствует целям образования в целом и направлена на обогащение знаний учащихся об окружающем мире, истории и культуре Ленинградской области, формирование гражданственности, патриотизма, любви к своей родине, к своему краю.
Изучение курса «Бабочка над заливом» дает школьнику знание своих корней, истории родного края, о том, кто населял эту землю с древности, каким был Северо-Запад Руси, каковы истоки современной культуры и этнические особенности области, как наши предки защищали нашу землю в годы войн, как строили жизнь в послевоенные годы, чем живет регион сегодня.
Настоящий курс позволяет осуществлять связь региональной истории с историей России, показать роль Ленинградской области как активного участника и творца всемирной истории и на этой основе сформировать у учащихся:
- уважение к истории, традициям и культуре народов, проживающих на территории Ленинградской области;
- чувство гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов своего края;
- умение применять полученные знания в повседневной жизни.
Курс разработан с учетом возрастных особенностей учащихся. Учитель может самостоятельно определять количество часов по разделам.
Целесообразность реализации программы курса обусловлена ее практической значимостью для повседневной жизни ребенка.
Место курса
На изучение курса в 4 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов за год.
Формы организации:
В процессе изучения курса использованы следующие формы организации познавательной деятельности: занятия-практикумы; дидактические игры;экскурсии; работа с историческими источниками (в том числе организованной по группам учащихся)
Планируемые результаты изучения учебного курса«Бабочка над заливом»
Личностные результаты:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, проживающих на территории, входящей ныне в Ленинградскую область, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, в том числе, проживавших и проживающих на территории нашего края;
· толерантность.
Метапредметные результаты:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов, проживавших и проживающих ныне на территории, входящей сегодня в Ленинградскую область, как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных краеведческих древних и современных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории нашего края и человечества в целом;
· готовность применять краеведческие исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей малой родины, страны и мира.
Содержание программы.
Введение - 1 час
Ленинградская область на карте России. Символы Ленинградской области.
Раздел 1. Истории из истории
Откуда кто пришёл? - 4 часа
Древние племена.
Мой дом – моя крепость– 6 часов
Каменные твердыни Северо-запада. Старинные крепости
Про знаменитые дачи – 12 часов
Дворцы и парки земли Ленинградской. Дачи и усадьбы знаменитых людей.
Военные истории – 7 часов
Первая мировая и гражданская война. Великая Отечественная война на территории Ленинградской области. Возрождение земли Ленинградской. Памятники и мемориальные комплексы.
Народы нашего края – 2 часа
Вепсы, водь, ижоры, карелы
История – это мы– 2 часа
Культурная и историческая память. Музеи Ленинградской области.
Раздел 2. Сочинения по географии
Спроси у моря погоду – 1 ч
Погода нашего края. Создание обсерватории для наблюдениями за погодой. Пулковская обсерватория.
Прогулка по водам – 4 ч
Озёра и реки Ленинградской области.
Похвала болотам -1 ч
Растения и животные болота.
Раздел 3. Природа разного рода
Кто, кто в теремочке живёт? – 3 ч
Многообразие животного мира нашего края
Смотрите, я расту – 2 ч
Многообразие растительного мира нашего края
Любим – значит бережём – 7 ч
Заповедники, заказники Ленинградской области. Редкие и охраняемые растения и животные. Природные парки и геологические памятники.
Раздел4. Загадки и отгадки по рисованию
Про гербы и символы – 6 ч
Что такое геральдика. Герб Ленинградской области и истории гербов городов Ленинградской области.
Свет древних икон – 4 ч
Монастыри, храмы старинные и современные.
Раздел 5. Трудное дело – труд
Чем богаты, тем и рады - 3 ч
Промышленные предприятия Ленинградской области
Про заботы и работы – 2 ч
Сельское хозяйство в Ленинградской области
Итоговое занятие – 1 ч
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Введение | 1 ч |
Раздел 1. Истории из истории– 33 ч | ||
2 | Откуда кто пришёл? | 4 ч |
3 | Мой дом – моя крепость | 6 ч |
4 | Про знаменитые дачи | 12 ч |
5 | Военные истории | 7 ч |
6 | Народы нашего края | 2 ч |
7 | История – это мы | 2 ч |
Раздел 2. Сочинения по географии – 6 ч | ||
8 | Спроси у моря погоду | 1 ч |
9 | Прогулка по водам | 4 ч |
10 | Похвала болотам | 1 ч |
Раздел 3. Природа разного рода – 12 ч | ||
11 | Кто, кто в теремочке живёт? | 3 ч |
12 | Смотрите, я расту | 2 ч |
13 | Любим – значит бережём | 7 ч |
Раздел4. Загадки и отгадки по рисованию – 10 ч | ||
14 | Про гербы и символы | 6 ч |
15 | Свет древних икон | 4 ч |
Раздел5. Трудное дело – 6 ч | ||
16 | Чем богаты, тем и рады | 3 ч |
17 | Про заботы и работы | 2 ч |
18 | Итоговое занятие | 1 ч |
Итого | 68 ч |
Материально-техническое обеспечение:
- КудрявцеваТ.А. «Бабочка над заливом. Книга для семейного чтения о природе, истории и культуре Ленинградской области» (изд. «Первый класс», 2010)
- Карты Ленинградской области и Кингисеппского района
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Плановые сроки проведения | Скорректированные сроки проведения | |
1 | Введение Ленинградская область на карте России. Символы Ленинградской области. | |||
Раздел 1. Истории из истории -33 ч | ||||
2 | Откуда кто пришёл? Финно-угорские племена | |||
3 | Водь. | |||
4 | Корелы. | |||
5 | Славяне. | |||
6 | Мой дом – моя крепость. Ладожская крепость. | |||
7 | Копорская крепость. | |||
8 | Крепость Орешек. | |||
9 | Ивангородская крепость | |||
10 | Крепость Ям | |||
11 | Крепость Корела. | |||
12 | Крепость Ниеншанц. | |||
13 | Выборгская крепость. | |||
14-15 | Кронштадт. | |||
16-17 | Про знаменитые дачи. Петергоф. | |||
18. | Ропшинский дворец. | |||
19-20 | Дворцовые парки. | |||
21-22 | Великие усадьбы. | |||
23 | Дома-музеи. | |||
24-26 | Военные истории. Первая мировая война. | |||
27-28 | Великая Отечественная война. | |||
29-30 | Военные захоронения и памятники. | |||
31-32 | Народы нашего края. | |||
33-34 | История – это мы. | |||
Раздел 2. Сочинения по географии – 6ч | ||||
35-36 | Спроси у моря погоду. | |||
37 | Прогулка по водам. Реки. | |||
38-39 | Прогулка по водам. Озера. | |||
40 | Похвала болотам. | |||
Раздел 3. Природа разного рода – 12 ч | ||||
41-43 | Кто, кто в теремочке живёт? | |||
44-45 | Смотрите, я расту | |||
46-47 | Любим – значит бережём. Птицы, рощи, леса. | |||
48 | Редкие и охраняемые растения. | |||
49 | Редкие и охраняемые животные. | |||
50-51 | Памятники природы. | |||
52 | Остров Гогланд. | |||
Раздел4. Загадки и отгадки по рисованию -10 ч | ||||
53-55 | Про гербы и символы. | |||
56 | Кроссворд по теме: Про гербы и символы. | |||
57 | Свет древних икон. «Чудо Георгия о змии». | |||
58 | Икона Тихвинской Божьей Матери. | |||
59 | Святой апостол Иоанн Боговлов. | |||
60 | Поречский монастырь. | |||
61 | Рождественский собор. | |||
62 | Тест по теме: Свет древних икон. | |||
Раздел5. Трудное дело – труд -5 ч + 1 итоговое | ||||
63-65 | Чем богаты, тем и рады. | |||
66-67 | Про заботы и работы. | |||
68 | Итоговое занятие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности 1-2 класс
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе "ОчУмелые ручки" для 1-2 классов. В планирование представлены теоретические и практические занятия; включены разделы: р...
"Шахматная планета" тематическое планирование внеурочной деятельности 2-3 класс
Программа разработана на основе различных информац. источников...
Краеведение планирование внеурочной деятельности во 2 классе
планирование 2 класс краеведение...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ на 2018-2019 учебный год
ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ на 2018-2019 учебный год и Календарно-тематическое планирование + работа с родителями....
тематическое планирование внеурочной деятельности во 2 классе
В тематическом планировании для 2 класса отражены цели, задачи и мероприятия по 5 направлениям: духовно-нравственному, общекультурному, общеинтеллектуальному, социальному и спортивно-оздоровительному....
тематическое планирование внеурочной деятельности 1-4 классы
Полное развернутое тематическое планирование кружка "Самоделкин"...
Тематическое планирование Внеурочно деятельности 2-3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной вколы "Инфознайка" - 2-3 классы...