Календарно-тематичекое планирование внеурочной деятельности "Бабочка над заливом" для 4 класса
рабочая программа (4 класс) на тему

Кукушкина Надежда Олеговна

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Бабочка над заливом» для 4 класса разработана на основе регионального компонента базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ленинградской области и авторского учебно-методического комплекта «Бабочка над заливом. Книга для семейного чтения о природе, истории и культуре Ленинградской области» (автор Т.А. Кудрявцева, изд. «Первый класс», 2011)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл babochka_nad_zalivom.docx36.92 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Бабочка над заливом» для 4 класса разработана на основе регионального компонента базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ленинградской области и авторского учебно-методического комплекта «Бабочка над заливом. Книга для семейного чтения о природе, истории и культуре Ленинградской области» (автор Т.А. Кудрявцева, изд. «Первый класс», 2011)

Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  1. Приказ Министерства образования РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательногостандарта начального общего образования»
  2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2010.
  3. Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин  МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная  школа №2»
  4. Учебно-методический комплект «Бабочка над заливом. Книга для семейного чтения о природе, истории и культуре Ленинградской области» (автор Т.А. Кудрявцева, изд. «Первый класс», 2011)

Цель программы:

В соответствии с федеральным государственным стандартом цель исторического образования состоит в приобщении учащихся к национальным и мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формировании гражданского самосознания.

Это общая цель определяет задачи программы «Бабочка над заливом», изучение которой  направлено на:

-овладение учащимися основными знаниями по истории и культуре Ленинградской области;

-формирование основ системных исторических знаний;

- формирование личностного отношения к истории своей страны через изучение истории родного края;

-воспитание  уважения к истории, традициям и культуре народов, проживающих на территории Ленинградской области;

- воспитание  интереса  к  чтению, путешествиям;

-формирование  культуры  организации досуга;

-развитие мышления, внимания, памяти, речи, восприятия, расширение кругозора;

-развитие эмоционально-волевой сферы.

Общая характеристика курса

Программа  соответствует целям образования в целом и направлена на обогащение знаний учащихся об окружающем мире,  истории и культуре Ленинградской области, формирование гражданственности, патриотизма, любви к своей родине, к своему краю.

Изучение курса «Бабочка над заливом» дает школьнику знание своих корней, истории родного края, о том, кто населял эту землю с древности, каким был Северо-Запад Руси, каковы истоки современной культуры и этнические особенности области, как наши предки защищали нашу землю в годы войн, как строили жизнь в послевоенные годы, чем живет регион сегодня.

Настоящий курс позволяет осуществлять связь региональной истории с историей России, показать роль Ленинградской области как активного участника и творца всемирной истории и на этой основе сформировать у учащихся:

  • уважение к истории, традициям и культуре народов, проживающих на территории Ленинградской области;
  • чувство гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов своего края;
  • умение применять полученные знания в повседневной жизни.

Курс разработан с учетом возрастных особенностей учащихся. Учитель может самостоятельно определять количество часов по разделам.

Целесообразность реализации программы курса обусловлена ее практической значимостью для повседневной жизни ребенка.

Место курса

На изучение курса в 4 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов за год.

Формы организации:

В процессе изучения курса использованы следующие формы организации познавательной деятельности: занятия-практикумы; дидактические игры;экскурсии;  работа с историческими источниками (в том числе организованной по группам учащихся)

Планируемые результаты изучения учебного курса«Бабочка над заливом»

Личностные результаты:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, проживающих на территории, входящей ныне в Ленинградскую область,  способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, в том числе, проживавших и проживающих на территории нашего края;

· толерантность.


Метапредметные результаты:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность  —  учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов, проживавших и проживающих ныне на территории, входящей сегодня в Ленинградскую область,  как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных краеведческих древних и современных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории нашего края и человечества в целом;
· готовность применять краеведческие исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей малой родины, страны и мира.

Содержание программы.

Введение - 1 час

Ленинградская область на карте России. Символы Ленинградской области.

Раздел 1. Истории из истории

Откуда кто пришёл? - 4 часа

Древние племена.

Мой дом – моя крепость– 6 часов

Каменные твердыни Северо-запада. Старинные крепости

Про знаменитые дачи – 12 часов

Дворцы и парки земли Ленинградской. Дачи и усадьбы знаменитых людей.

Военные истории – 7 часов

Первая мировая и гражданская война. Великая Отечественная война на территории Ленинградской области. Возрождение земли Ленинградской. Памятники и мемориальные комплексы.

Народы нашего края – 2 часа

Вепсы, водь, ижоры, карелы

История – это мы2 часа

Культурная и историческая память. Музеи Ленинградской области.

Раздел 2. Сочинения по географии

Спроси у моря погоду – 1 ч

Погода нашего края. Создание обсерватории для наблюдениями за погодой. Пулковская обсерватория.

Прогулка по водам – 4 ч

Озёра и реки Ленинградской области.

Похвала болотам -1 ч

Растения и животные болота.

Раздел 3. Природа разного рода

Кто, кто в теремочке живёт? – 3 ч

Многообразие животного мира нашего края

Смотрите, я расту – 2 ч

Многообразие растительного мира нашего края

Любим – значит бережём – 7 ч

Заповедники, заказники Ленинградской области. Редкие и охраняемые растения и животные. Природные парки и геологические памятники.

Раздел4. Загадки и отгадки по рисованию

Про гербы и символы – 6 ч

Что такое геральдика. Герб Ленинградской области и истории гербов  городов Ленинградской области.

Свет древних икон – 4 ч

Монастыри, храмы старинные и современные.

Раздел 5. Трудное дело – труд

Чем богаты, тем и рады  - 3 ч

Промышленные предприятия Ленинградской области

Про заботы и работы – 2 ч        

Сельское хозяйство в Ленинградской области

Итоговое занятие – 1 ч

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Введение

1 ч

Раздел 1. Истории из истории– 33 ч

2

Откуда кто пришёл?

4 ч

3

Мой дом – моя крепость

6 ч

4

Про знаменитые дачи

12 ч

5

Военные истории

7 ч

6

Народы нашего края

2 ч

7

История – это мы

2 ч

Раздел 2. Сочинения по географии – 6 ч

8

Спроси у моря погоду

1 ч

9

Прогулка по водам

4 ч

10

Похвала болотам

1 ч

Раздел 3. Природа разного рода – 12 ч

11

Кто, кто в теремочке живёт?

3 ч

12

Смотрите, я расту

2 ч

13

Любим – значит бережём

7 ч

Раздел4. Загадки и отгадки по рисованию – 10 ч

14

Про гербы и символы

6 ч

15

Свет древних икон

4 ч

Раздел5. Трудное дело – 6 ч

16

Чем богаты, тем и рады

3 ч

17

Про заботы и работы

2 ч

18

Итоговое занятие

1 ч

Итого

68 ч

Материально-техническое обеспечение:

  • КудрявцеваТ.А. «Бабочка над заливом. Книга для семейного чтения о природе, истории и культуре Ленинградской области» (изд. «Первый класс», 2010)
  • Карты Ленинградской области  и Кингисеппского района

Календарно-тематическое планирование

Тема

Плановые сроки проведения

Скорректированные сроки проведения

1

Введение

Ленинградская область на карте России. Символы Ленинградской области.

Раздел 1. Истории из истории -33 ч

2

Откуда кто пришёл?

Финно-угорские племена

3

Водь.

4

Корелы.

5

Славяне.

6

Мой дом – моя крепость.

Ладожская крепость.

7

Копорская крепость.

8

Крепость Орешек.

9

Ивангородская крепость

10

Крепость Ям

11

Крепость Корела.

12

Крепость Ниеншанц.

13

Выборгская крепость.

14-15

Кронштадт.

16-17

Про знаменитые дачи.

Петергоф.

18.

Ропшинский дворец.

19-20

Дворцовые парки.

21-22

Великие усадьбы.

23

Дома-музеи.

24-26

Военные истории.

Первая мировая война.

27-28

Великая Отечественная война.

29-30

Военные захоронения и памятники.

31-32

Народы нашего края.

33-34

История – это мы.

Раздел 2. Сочинения по географии – 6ч

35-36

Спроси у моря погоду.

37

Прогулка по водам.

Реки.

38-39

Прогулка по водам.

Озера.

40

Похвала болотам.

Раздел 3. Природа разного рода – 12 ч

41-43

Кто, кто в теремочке живёт?

44-45

Смотрите, я расту

46-47

Любим – значит бережём.

Птицы, рощи, леса.

48

Редкие и охраняемые растения.

49

Редкие и охраняемые животные.

50-51

Памятники природы.

52

Остров Гогланд.

Раздел4. Загадки и отгадки по рисованию -10 ч

53-55

Про гербы и символы.

56

Кроссворд по теме: Про гербы и символы.

57

Свет древних икон.

«Чудо Георгия о змии».

58

Икона Тихвинской Божьей Матери.

59

Святой апостол Иоанн Боговлов.

60

Поречский монастырь.

61

Рождественский собор.

62

Тест по теме: Свет древних икон.

Раздел5. Трудное дело – труд -5 ч + 1 итоговое

63-65

Чем богаты, тем и рады.

66-67

Про заботы и работы.

68

Итоговое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности 1-2 класс

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе "ОчУмелые ручки"  для 1-2 классов. В планирование  представлены  теоретические  и практические занятия; включены разделы: р...

"Шахматная планета" тематическое планирование внеурочной деятельности 2-3 класс

Программа разработана на основе различных информац. источников...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ на 2018-2019 учебный год

ПЛАНИРОВАНИЕ  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В 1 КЛАССЕ на 2018-2019 учебный год и Календарно-тематическое планирование + работа с родителями....

тематическое планирование внеурочной деятельности во 2 классе

В тематическом планировании для 2 класса отражены цели, задачи и мероприятия по 5 направлениям: духовно-нравственному, общекультурному, общеинтеллектуальному, социальному и спортивно-оздоровительному....

тематическое планирование внеурочной деятельности 1-4 классы

Полное  развернутое тематическое планирование кружка "Самоделкин"...

Тематическое планирование Внеурочно деятельности 2-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной вколы "Инфознайка" - 2-3 классы...