Тематическое планирование внеурочной деятельности Умники и умницы (математика) 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Программа курса «Умники и умницы» для учащихся 4 класса составлена на основе положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУСОШ №5 в начальной школе. Данное положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью…
Проектно - исследовательская деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определённого отрезка времени. Она предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения.
Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребёнка с окружающим миром, освоения ребёнком окружающей среды; педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на собственный опыт ребёнка.
Программа рассчитана на 1 час в неделю. (4 класс – 34 часа).
Продолжительность занятия – 45 минут.
В МБОУ СОШ №5 города Лобня в связи наличием пункта ППЭ по сдаче ЭГЕ учащимися 11 классов - 33учебные недели.
4 класс – 33 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_4kl.docx | 35.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа курса «Умники и умницы» для учащихся 4 класса составлена на основе положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУСОШ №5 в начальной школе. Данное положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью…
Проектно - исследовательская деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определённого отрезка времени. Она предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения.
Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребёнка с окружающим миром, освоения ребёнком окружающей среды; педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на собственный опыт ребёнка.
Программа рассчитана на 1 час в неделю. (4 класс – 34 часа).
Продолжительность занятия – 45 минут.
В МБОУ СОШ №5 города Лобня в связи наличием пункта ППЭ по сдаче ЭГЕ учащимися 11 классов - 33учебные недели.
4 класс – 33 часа.
Цель: - данной программы реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания – через включение проектной деятельности.
Задачами:
- Привлечение интереса к изучен развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:
1.Уроки творчества (составление рассказов, рисование рисунков, плакатов, проектов).
2. Викторины, конкурсы, кроссворды.
3. Участие в школьных и городских математических конкурсах, олимпиадах.
5. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов.
Учебно-тематический план или Структура курса
№ | Содержание курса | Количество часов | Перечень универсальных действий обучающихся | |
Аудиторных | Неаудиторных | |||
1 | Системы счисления | 3 | Личностные УДД: - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Познавательные УДД: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные УДД: - стимулирование речевой активности, участие в учебном диалоге, опыт коллективного взаимодействия. | |
2 | Графики. Диаграммы. Таблицы. | 5 | ||
3 | Многогранники | 7 | ||
4 | Сетки. Отрезки. Углы. | 5 | ||
5 | План и масштаб. Карта. | 8 | ||
6 | Построение отрезка, угла, треугольника. | 2 | ||
7 | Повторение. | 3 |
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Введение. | |||||
1 | Вводное занятие | 1 | 03.09.(чт.) | ||
2 | Десятичная система счисления. | 1 | Дети узнают значение цифры в зависимости от места в записи числа. Десятичная система счисления: почему так называется? (исследование) | 10.09. | |
Графики. Диаграммы. Таблицы. | |||||
3 | Координатный угол. | 1 | Знакомство с координатным углом, осью ординат и осью абсцисс. Ввести понятие передачи изображений, умение ориентироваться по координатам точек на плоскости. Построение координатного угла. Чтение, запись названных координатных точек, обозначение точек координатного луча с помощью пары чисел. | 17.09. | |
4-5 | Графики. Диаграммы. Таблицы. Построения диаграмм, графиков, таблиц с помощью MS Office. | 2 | Использование в справочной литературе и СМИ графиков, таблиц, диаграмм. Сбор информации по таблицам, графикам, диаграммам. Виды диаграмм (столбчатая, круговая). Построение диаграмм, графиков, таблиц с помощью MS Office. | 24.09. 01.10. | |
6-7 | Проект «Стратегии». | 2 | Примеры подтем: игры с выигрышными стратегиями, стратегии в играх, стратегии в спорте, стратегии в компьютерных играх, стратегии в жизни (стратегии поведения), боевые стратегии, стратегии в древности, стратегия в рекламе, чемпионат по компьютерной игре в жанре «Стратегии», коллекция игр с выигрышными стратегиями, альбом со схемами сражений, выигранных благодаря правильно выбранным стратегиям, спортивные командные игры, рекламные ролики и плакаты. | 08.10. 15.10. | |
Многогранники | |||||
8 | Многогранник. | 1 | Понятие «многогранника» как фигуры, поверхность которой состоит из многоугольников. Грани, ребра, вершины многогранника. | 22.10. | |
Итого за 1 четверть | 8 | ||||
Примечание | |||||
9 | Прямоугольный параллелепипед. | 1 | Определение количества вершин, углов, граней многогранника. Знакомство с прямоугольным параллелепипедом. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. | 05.11. | |
10 | Куб. Развертка куба. | 1 | Куб – прямоугольный параллелепипед, все грани которого квадраты. Строим развертку геометрического тела (параллелепипед и куб) из бумаги. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда и куба. | 12.11. | |
11 | Каркасная модель параллелепипеда. | 1 | Изготовление каркасной модели прямоугольного параллелепипеда и куба из проволоки. Решение практических задач (расчет материала). | 19.11. | |
12 | Игральный кубик. Игры с кубиком. | 1 | Изготовление игрального кубика для настольных игр. Коллекция игр с кубиком. | 26.11. | |
13-14 | Объем прямоугольного параллелепипеда. | 2 | Понятие «объём геометрического тела». Кубический сантиметр. Изготовление модели кубического сантиметра. Кубический дециметр. Кубический метр. Два способа нахождения площади прямоугольного параллелепипеда. | 03.12. | |
Сетки. Отрезки. Углы. | |||||
15-16 | Сетки. Игра «Морской бой», «Крестики-нолики» (в том числе на бесконечной доске) | 2 | Новый вид наглядного соотношения между величинами. Построение координаты на луче, на плоскости. Организация игр «Морской бой», «Крестики-нолики» на бесконечной доске. | 10.12. 17.12. 24.12. 31.12. | |
Итого за 2 четверть | 8 +2 | ||||
Примечание | |||||
17 | Деление отрезка на 2, 4, 8,… равных частей с помощью циркуля и линейки. | 1 | Практическое задание: как разделить отрезок на 2 (4, 8, …) равные части, пользуясь только циркулем и линейкой (без шкалы)? | 14.01. | |
18 | Угол и его величина. Транспортир. Сравнение углов. | 1 | Повторение и обобщение знаний об угле как геометрической фигуре. Величина угла (градусная мера). Измерение величины угла в градусах при помощи транспортира. Разные способы сравнения углов. Построение углов заданной величины. | 21.01. | |
19 | Виды углов. | 1 | Классификация углов в зависимости от величины угла. Острый, прямой, тупой, развернутый угол. Построение и измерение. | 28.01. | |
План и масштаб. Карта. | |||||
20 | Классификация треугольников. | 1 | Классификация треугольников в зависимости от величины углов и длины сторон. Остроугольный, прямоугольный, тупоугольный треугольник. Разносторонний, равнобедренный, равносторонний треугольник. | 04.02. | |
21 | Построение прямоугольника с помощью линейки и транспортира. | 1 | Практическое задание: как можно построить прямоугольник с заданными сторонами с помощью транспортира и линейки. Повторение способов нахождения площади и периметра прямоугольника. | 11.02. | |
22-23 | План и масштаб. | 2 | План. Понятие «масштаб». Чтение масштаба, определение соотношения длины на плане и местности. Запись масштаба плана. Чертеж плана классной комнаты, одной из комнат своей квартиры (по выбору). Соблюдение масштаба. | 18.02.- 25.02. | |
24 | Карта. | 1 | 03.03. 10.03. | ||
Итого за 3 четверть | 9+1 | ||||
Примечание | |||||
25 | Карта. Игра «Поиск сокровищ». | 1 | Карта. Координатная сетка из параллелей и меридианов. Масштаб карты: чтение и запись. Вычисление реальных расстояний с помощью карты. Игра «Поиск сокровищ» | 24.03. | |
26-27 | Проект «Топонимика моего края». | 2 | История названий городов, сел, деревень, рек, озер, улиц. Проектная и поисковая деятельность учащихся: проект «Улицы нашего города» (установление истории названия); проект «Почему Лобня носит такое название?» | 07.04. 14.04 | |
Построение отрезка, угла, треугольника. | |||||
28 | Построение отрезка и угла, равных данным. | 1 | Построение отрезка и угла, равных данным (без выполнения измерений), с помощью линейки без шкалы и циркуля. | 21.04 | |
29 | Построение треугольников. | 1 | Построение треугольников по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим углам, по трем сторонам. | 28.04. | |
Повторение. | |||||
30-31 | Геометрические тела: параллепипед, цилиндр, конус, пирамида, шар. Обобщение изученного материала. | 2 | Повторение и коррекция знаний учащихся о геометрических телах. Развертки цилиндра, конуса, пирамиды. Сравнение количества граней, вершин, ребер по разверткам многогранников, оформление результатов работы в таблице. | 05.05. 12.05. | |
32-33 | Итоговая работа. Защита проекта «Математика вокруг нас» (или «Профессии, требующие хорошей математической подготовки») | 2 | 19.05. | ||
Итого за 4 четверть | 9-1 | ||||
Примечание | |||||
ИТОГО | 33 |
Перечень информационно-методического обеспечения
Печатные пособия:
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
- Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/Методическое пособие 1-4 классы.- М.: РОСТ книга.
3. Холодова О. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей. Рабочие тетради для учащихся – М.: РОСТ книга.
Видео-, аудиоматериалы:
- Презентации.
- Аудиозаписи.
Оборудование:
1. Видеопроектор.
2. Интерактивная доска.
3. Компьютерная техника
4. Магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
5. Экспозиционный экран.
Предполагаемая результативность курса:
1 – приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия.
Прогнозируемые результаты
В результате прохождения программы «Умники и умницы» у четвероклассников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия.
У учащихся будут сформированы:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- формирование желания выполнять учебные действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.
Обучающий получит возможность для формирования:
- личностного самоопределения
- развития Я- концепции
- смыслообразования
- мотивации
- нравственно-эстетического оценивания
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
- Обучающийся получит возможность научиться:
- -создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Обучающийся получит возможность:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности,
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс
Программа составлена на основе примерной прграммы Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....
Викторина по математике - технологическая карта по внеурочной деятельности «Умники и умницы», 1 класс
Проведённое занятие соответствует требованиям ФГОС НОО. Материал урока опирается на знания обучающихся, полученных в детском саду и приобретенных на уроках в 1 классе. По типу – это урок изучения новы...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс
Актуальность курса определена тем, что программа создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувст...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" (математика)
Рабочая программа по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы (блок математика)» для 1-4 классовБазовый уровень...
Календарно-тематическое планирование кружка "Умникам и умницам" 4 класс
Календарно-тематическое планирование кружка "Умникам и умницам" 4 класс...
Тематическое планирование по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 4 класс
Темат6ическое ланирование по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 4 класс...