Планирование внеурочной деятельности "Умелые ручки" (34 ч). ФГОС. 3 класс.
учебно-методический материал (3 класс) на тему
Учитель: Кучковская Светлана Михайловна. БОУ г. Омска "СОШ № 63".
Программа кружка расчитана на учащихся начальной школы, занятия проходят один раз в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_kl._vn._d._umelye_ruchki._34_ch_fgos_13_l.docx | 46.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное образовательное учреждение города Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 63»
Программа внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
(34 ч)
Руководитель: Светлана Михайловна
Кучковская
г. Омск
2013 – 2014
Программа кружка «Умелые ручки»
34 ч (1 ч в неделю)
Пояснительная записка
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
- непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
- развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
- системная организация управления учебно – воспитательным процессом.
Цель программы художественно – эстетического направления состоит в том, чтобы:
- дать возможность детям проявить себя,
- творчески раскрыться в области различных видов искусства,
- развить творческую деятельность школьника.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в разных видах искусства;
- научить приёмам исполнительского мастерства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно – творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время два раза в неделю.
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно – прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
Программа помогает решить:
- учебные задачи:
- овладение детьми основных правил изображения;
- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
- развитие стремления к общению с искусством;
- воспитательные задачи:
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
- творческие задачи:
- умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи;
- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Занятия проводятся в классе.
Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта 68 часов (по 2 часа в неделю).
По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, концертные залы, театры, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников, композиторов, артистов.
Итоги занятий планируется подводить в форме отчётной выставки мастеров народных промыслов и ремёсел с приглашением родителей детей, друзей, педагогов учебных заведений художественно – эстетического профиля.
Учебно – тематический план (34 часа)
№ п/п | Тема ________________________________________________________ | Количество часов |
1 | Вводные занятия | ( 3) |
*** | Практическая работа: сбор природных материалов, посещение музеев. | |
2 | Работа с бумагой | ( 10-3=7) |
*** | Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. | _ |
3 | Работа с различными тканями | ( 6-3=3) |
*** | Практическая работа: освоение безопасной работы со швейной иглой при работе на электрической швейной машинке; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки. | - |
4 | Работа с природными материалами | ( 8-2=6) |
*** | А). Практическая работа: упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук. | - |
*** | Б). Практическая работа: обработка бересты; изготовление панно, украшений, игрушек, полезных бытовых вещей. | - |
| ||
5 | Морские пришельцы (работа с ракушками) | (3) |
*** | Практическая работа: сортировка и систематизация ракушек, проектирование изделий из ракушек; оформление работ из ракушек; оформление рамок для поделок. | - |
6 | Работа на пришкольном участке. Разработка авторского проекта: «Школьная клумба». | (2+4+2+2=10) |
*** | Практическая работа: разработка авторского проекта: «Школьная клумба». | - |
7 | Отчётная выставка работ школьников | (2) |
*** | Практическая работа: проведение выставки. | - |
Всего: | 34 |
Учебно – тематический план (34 часа)
№ п/п | Тема ________________________________________________________ | Количество часов |
1 | Вводные занятия | ( 3) |
*** | Практическая работа: сбор природных материалов, посещение музеев. | _ |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
2 | Работа с бумагой | ( 10-3=7) |
*** | Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. | _ |
А).
- на дальность полёта, - на облёт препятствия, - на «сверхдальний перелёт» и др.; | 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
Б).
| 2 | |
3 | Работа с различными тканями | ( 6-3=3) |
*** | Практическая работа: освоение безопасной работы со швейной иглой при работе на электрической швейной машинке; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки. | - |
| 1 | |
| ||
| ||
| 2 | |
4 | Работа с природными материалами | ( 8-2=6) |
*** | А). Практическая работа: упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук. | - |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
*** | Б). Практическая работа: обработка бересты; изготовление панно, украшений, игрушек, полезных бытовых вещей. | - |
Обработка бересты. Техника безопасности при работе с берестой. | 1 | |
| ||
| 1 | |
| 1 | |
5 | Морские пришельцы (работа с ракушками) | (3) |
*** | Практическая работа: сортировка и систематизация ракушек, проектирование изделий из ракушек; оформление работ из ракушек; оформление рамок для поделок. | - |
Техника безопасности при работе с ракушками. | 1 | |
| 2 | |
6 | Работа на пришкольном участке. Разработка авторского проекта: «Школьная клумба». | (1+3+(2+2)+2=10) |
*** | Практическая работа: разработка авторского проекта: «Школьная клумба». | - |
|
| 1 |
| 3 | |
| 2 (осенью) +2 (весной) = 4 | |
* перекопка почвы; * посадка семян цветочно – декоративных культур в грунт. | 2 | |
7 | Отчётная выставка работ школьников | (2) |
*** | Практическая работа: проведение выставки. | - |
| 1 | |
| 1 | |
Всего: | 34 |
Содержание курса
1. Вводные занятия (3 ч)
- Вводные занятие.
- Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства.
- Техника безопасности при работе с природным материалом.
- Экскурсия в лесопарк.
- Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, кора сосны, берёзы, еловые шишки, мох, цветы, семена и т. д.).
- Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.
- Экскурсия в местный краеведческий или художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.
Практическая работа: сбор природных материалов, посещение музеев.
2. Работа с бумагой (7 ч)
А).
- Порядок создания занимательных игрушек из бумаги:
- самолётиков на дальность полёта с последующим состязанием:
- на дальность полёта,
- на облёт препятствия,
- на «сверхдальний перелёт» и др.;
- корабликов разных типов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции;
- моделей автомобилей различных типов;
- модели робота;
- модели светофора и др.
Б).
- Проведение конкурса.
Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.
3. Работа с различными тканями (3 ч)
- Понятие о мягкой игрушке.
- Народные традиции в изготовлении игрушек.
- Знакомство с различными образцами мягкой игрушки.
- Порядок проектирования мягкой игрушки.
- Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.
Практическая работа: освоение безопасной работы со швейной иглой при работе на электрической швейной машинке; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.
4. Работа с природными материалами (6 ч)
А).
- Дары леса.
- Заготовка природного материала.
- Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно – декоративных растений.
- Сушка собранного материала.
- Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.
Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями; работа с гербариями «Лекарственные растения нашего леса», «Полевые цветы»; создание букета из сухих цветов, тематических композиций; работа со скорлупой кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек ( оформление панно «Зайчата», «Белочка», «Цвет яблони», «Поздравляю!» и т. д.).
Б).
- Береста – один из прочных и красивых материалов для изготовления панно, украшений, игрушек, полезных бытовых вещей.
- Время заготовки бересты.
- Способы заготовки и хранения бересты.
- Обработка бересты.
- Техника безопасности при работе с берестой.
Практическая работа: обработка бересты; изготовление панно по замыслу детей и педагога; изготовление кормушек для птиц, развешивание кормушек; оформление книжек – малышек; оформление стенда «Знаете ли вы?».
5. Морские пришельцы (работа с ракушками) (3 ч)
- Сбор ракушек.
- Виды ракушек, хранение их и обработка.
- Техника безопасности при работе с ракушками.
- Использование ракушек для создания композиций аппликации.
- Оформление объёмных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек.
- Ракушка как дополнительный материал для поделки.
Практическая работа: сортировка и систематизация ракушек, проектирование изделий из ракушек; оформление работ из ракушек; оформление рамок для поделок.
6. Работа на пришкольном участке. Разработка авторского проекта: «Школьная клумба». (10 ч)
- Виды работ на пришкольном участке, требующие рационализации.
- Правила техники безопасности труда на пришкольном участке.
- Проверка, подготовка собранных и сохранённых семян цветочно – декоративных культур.
- Разработка авторского проекта: «Школьная клумба».
- Электронный вариант авторского проекта: «Школьная клумба».
- Подготовка материала для создания портфолио авторского проекта: «Школьная клумба».
- Уборка от мусора пришкольного участка.
- Подготовка пришкольного участка к оформлению клумбы для цветочно – декоративных культур:
* перекопка почвы;
* посадка семян цветочно – декоративных культур в грунт.
Практическая работа: разработка авторского проекта: «Школьная клумба».
7. Отчётная выставка работ школьников (2 ч)
- Подведение итогов.
- Подготовка итоговой выставки работ школьников.
- Организация и проведение школьной выставки и аукциона поделок школьников.
- Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки.
Методические рекомендации
Программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на обучение детей работе с бумагой, картоном и пластилином, с использованием разнообразных подручных и природных материалов. Следовательно, на занятиях кружка при работе необходимо использовать следующие инструменты и материалы:
- пластилин;
- дощечку;
- набор стеков;
- природный материал:
- собранные и высушенные детьми листья, семена;
- лекарственные растения леса;
- полевые цветы;
- живые и сухие цветы;
- лепестки цветочно – декоративных растений;
- скорлупу фисташек, грецких орехов и кедровых орешков;
- косточки вишен и слив;
- бересту;
- ракушки;
- клей: карандаш, ПВА, «Момент»;
- белую бумагу ( формата А – 4);
- простой карандаш, резинку;
- цветную бумагу и картон;
- ножницы;
- нож – резак;
- цветные карандаши, фломастеры;
- акварельные краски, кисти, палитру;
- коробки из–под спичек, различные коробочки и баночки;
- проволоку;
- различные по цвету, фактуре ткань и кожу;
- вату, поролон, кусочки меха;
- пуговицы, бусинки;
- швейные иглы.
Список литературы:
Гринёва А. А., Рагозина Т. М., Кузнецова И. Л. «Азбука мастерства». - Москва: Академкнига / Учебник, 2005.
Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала». - Москва: «Просвещение», 1984.
Косминская В.Б., Халезова Н. Б. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей». Лабораторный практикум. – Москва: «Просвещение», 1987.
«Оригами. Бумажный конструктор для детей: - Перевод с японского. Выпуск 1. – Новосибирск: «Студия Дизайн ИНФОЛИО», 1994.
«Оригами. Игрушки из бумаги: - Перевод с японского. Выпуск 2,3. – Новосибирск: «Студия Дизайн ИНФОЛИО», 1995.
Попова О. С. «Русские художественные промыслы». Народный университет. Факультет литературы и искусства. – Москва: «Знание», 1984.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В. А. Горского. – Москва: «Просвещение», 2011.
Проснякова Т. Н. «Азбука мастерства». Учебник. 1 класс. – Москва: «Академкнига/ Учебник, 2003.
Рондели Л. Д. «Народное декоративно – прикладное искусство». Книга для учителя. – Москва. «Просвещение», 1984.
Цейтлин Н. Е., Демидова А. П. «Справочник по трудовому обучению: Пособие для учителя. Библиотека учителя начальных классов. – Москва: «Просвещение», 1983.
Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Технология». Уроки творчества. – Самара: «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.
Шпикалова Т. Я. «Изобразительное искусство». Пособие для учителя. – Москва: «Просвещение», 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование внеурочной деятельности."Занимательная грамматика 3 класс."
Внеурочная деятельность по русскому языку в 3 классе."Занимательная грамматика"....
Планирование внеурочной деятельности "Умка" для начальных классов
планировае внеурочной деятельности "Умка"...
Календарно-тематическое планирование внеурочных занятий "Учимся общаться" (3 класс) .Использование программы Т. Ладыженской "Детская риторика"
В данном календарно-тематическом планировании представлены 34 темы внеклассных занятий. состоящие из 2 разделов: 1раздел- "Общение" (15ч), 2 раздел- "Речевые жанры (19ч).В планировании указаны ф...
Тематическое планирование внеурочной деятельности Спортивная секция 2 класс
Программа спортивной секции «В здоровом теле здоровый дух» для учащихся 2 класса составлена на основе положения о рабочей программе по внеуроч...
Тематическое планирование внеурочной деятельности Веселые нотки 4 класс
Программа курса «Веселые нотки» для учащихся 4 класса составлена на основе положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУСОШ №5 в начальной школе. Данное полож...
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Добрый дела моего класса" 1 класс
КТП...
Статья:"Планирование внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО для учащихся с ОВЗ"
Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы вне...