Планирование внеурочной деятельности "Умелые ручки" (68 ч). ФГОС. 2 класс.
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме

Кучковская Светлана Михайловна

Учитель: Кучковская Светлана Михайловна. БОУ г. Омска "СОШ № 63".

Программа расчитана на учащихся начальных классов, занятия проходят 2 раза в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_kl._vn._d._umelye_ruchki._68_ch_fgos_14_l.docx47.54 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение города Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 63»

Программа внеурочной деятельности

Кружок  «Умелые ручки» (68 ч)

                                                          Руководитель: Светлана Михайловна                  

                                                                                      Кучковская

                                                                                                                                     

                                                                         

                                   

                                                                             

г. Омск

2012 – 2013 уч. г.

Программа кружка  «Умелые ручки»

(2 ч в неделю)

Пояснительная записка

   В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

  • непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;    
  • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;  
  • системная организация управления  учебно  –  воспитательным процессом.                   

     Цель  программы художественно – эстетического направления состоит в том, чтобы:

  • дать возможность детям проявить себя,
  • творчески раскрыться в области различных видов искусства,
  • развить творческую деятельность школьника.  

     Задачи:

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в разных  видах искусства;
  • научить приёмам исполнительского мастерства;
  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
  • научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.  

     Программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно – творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время два раза в неделю.  

     Задания направлены на освоение языка художественной выразительности искусства (живопись, графика, скульптура),  а также языка декоративно – прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.

     Программа помогает решить:  

  • учебные задачи: 
  • овладение детьми основных правил изображения;  
  • овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
  • развитие стремления к общению с искусством;

  • воспитательные задачи: 
  • формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
  • развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
  • формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной  деятельности;

  • творческие задачи: 
  • умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи;
  • развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

     Занятия проводятся в классе.

     Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта 68 часов (по 2 часа в неделю).

     По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, концертные залы, театры, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников, композиторов, артистов.  

     Итоги занятий планируется подводить в форме отчётной выставки мастеров народных промыслов и ремёсел с приглашением родителей детей, друзей, педагогов учебных заведений художественно – эстетического профиля. 

                 

Учебно  –  тематический план (68 часов)

№ п/п

                                                   Тема  ________________________________________________________      

Количество часов                    

 1

 Вводные занятия

              ( 6)

***

Практическая работа: сбор природных материалов, посещение музеев.

 2

 Работа с бумагой

        (19+2=12)    

***

Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

_

 3

 Работа с различными тканями

              (12)

***

Практическая работа: освоение безопасной работы со швейной иглой при работе на электрической швейной машинке;  ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.

-

 4

 Работа с природными материалами

       (8+5=13)

***

А).

 Практическая работа:  упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.  

-

***

Б).

     Практическая работа: обработка бересты; изготовление панно, украшений, игрушек, полезных бытовых вещей.  

-

 5

 Кожная пластика

              (4)

***

     Практическая работа: подготовка кожи к работе, изготовление панно, украшений, игрушек, полезных бытовых вещей.  

-

 6

 Морские пришельцы (работа с ракушками)

             (3)

***

     Практическая работа: сортировка и систематизация ракушек, проектирование изделий из ракушек; оформление работ из ракушек; оформление рамок для поделок.

-

 7

Плетение узорных поясов, тесьмы.

Разработка авторского проекта.

              (6)

***

Практическая работа: разработка авторского проекта художественного изделия, сувенира.

-

 8

Работа на пришкольном участке.

 Разработка авторского проекта: «Школьная клумба».

              (2+4+2+2=10)

***

Практическая работа: разработка авторского проекта:  «Школьная клумба».

-

 9

 Отчётная выставка работ школьников

               (2)

***

     Практическая работа: проведение выставки.

-

 Всего:

               68

Учебно  –  тематический план (68 часов)

№ п/п

                                                   Тема  ________________________________________________________      

Количество часов                    

 1

 Вводные занятия

              ( 6)

***

Практическая работа: сбор природных материалов, посещение музеев.

_

  • Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства.

1

  • Техника безопасности при работе с природным материалом.

1

  • Экскурсия в лесопарк.

1

  • Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, кора сосны, берёзы, еловые шишки, мох, цветы, семена и т. д.).

1

  • Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.  

1

  • Экскурсия в местный краеведческий или художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.

1

 2

 Работа с бумагой

       (10+2=12)    

***

Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

_

А).

  • Порядок создания занимательных игрушек из бумаги:
  • самолётиков на дальность полёта с последующим состязанием:  

- на дальность полёта,

- на облёт препятствия,

- на «сверхдальний перелёт» и др.;

2

  • корабликов разных типов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции;

2

  • моделей автомобилей различных типов;

2

  • модели робота;

2

  • модели светофора и др.

2

Б).

  • Проведение конкурса.

2

 3

 Работа с различными тканями

              (12)

***

Практическая работа: освоение безопасной работы со швейной иглой при работе на электрической швейной машинке;  ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.

-

  • Понятие о мягкой игрушке.

1

  • Народные традиции в изготовлении игрушек.

1

  • Знакомство с различными образцами мягкой игрушки.

1

  • Порядок проектирования мягкой игрушки.

3

  • Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.

6

 4

 Работа с природными материалами

        (8+5=13)

***

А).

 Практическая работа:  упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.  

-

  • Дары леса.
  • Заготовка природного материала (сбор природного материала для работы над аппликациями)

1

  • Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно – декоративных растений.

1

  • Работа с гербариями:     «Лекарственные растения нашего леса».
  •  «Полевые цветы».
  • Сушка собранного материала.  

1

  • Создание букета из сухих цветов, тематических композиций.  

1

  • Работа со скорлупой кедровых орешков,  с косточками                                              вишен и слив, со скорлупой фисташек ( оформление панно «Зайчата», «Белочка»,                                                                                                                                                                               «Цвет яблони», «Поздравляю!» и т. д.).

4

***

Б).

     Практическая работа: обработка бересты; изготовление панно, украшений, игрушек, полезных бытовых вещей.  

-

  • Береста – один из прочных и красивых материалов. Время, способы заготовки и хранения бересты.

Обработка бересты.

Техника безопасности при работе с берестой.

1

  • Изготовление панно по замыслу детей и педагога

1

  • Изготовление кормушек для птиц, развешивание кормушек.

1

  • Оформление книжек – малышек.

1

  • Оформление стенда «Знаете ли вы?».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

1

 5

 Кожная пластика

              (4)

***

     Практическая работа: подготовка кожи к работе, изготовление панно, украшений, игрушек, полезных бытовых вещей.  

-

  • Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты.  Техника безопасности при работе с кожей.
  • Подготовка кожи к работе; работа над эскизом.

1

  • Подбор материала для работы.
  • Оформление (применяя термообработку):

* тематического панно,

* броши,

* сувенира,

* ремешка для часов,

* миниатюр.

3

 6

 Морские пришельцы (работа с ракушками)

             (3)

***

     Практическая работа: сортировка и систематизация ракушек, проектирование изделий из ракушек; оформление работ из ракушек; оформление рамок для поделок.

-

  • Сбор ракушек. Виды ракушек, хранение их и обработка.

Техника безопасности при работе с ракушками.

1

  • Использование ракушек для создания композиций аппликации.
  • Оформление объёмных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек.
  • Ракушка как дополнительный материал для поделки.     
  • Оформление рамок для поделок.       

2

 7

Плетение узорных поясов, тесьмы.

Разработка авторского проекта.

              (6)

***

Практическая работа: разработка авторского проекта художественного изделия, сувенира.

-

  • Краткая история ковроткачества и плетения поясов, тесьмы.
  • Правила техники безопасности труда на рабочих местах.

1

  • Материалы, используемые для плетения узорных поясов, тесьмы, закладки для книг и др.

1

  • Способы плетения.
  • Технология плетения поясов на дощечках и бёрдышке.

2

  • Отделка пояса кистями, бисером, стеклярусом и т.п.

2

 8

Работа на пришкольном участке.

 Разработка авторского проекта:  «Школьная клумба».

                   (1+3+(2+2)+2=10)

***

Практическая работа: разработка авторского проекта:  «Школьная клумба».

-

 

  • Виды работ на пришкольном участке, требующие рацио-нализации.
  • Правила техники безопасности труда на пришкольном участке.
  • Проверка и подготовка собранных и сохранённых семян цветочно – декоративных культур.

1

  • Разработка авторского проекта:  «Школьная клумба».
  •  Электронный вариант авторского проекта:  «Школьная клумба».
  • Подготовка материала для создания портфолио авторского проекта:  «Школьная клумба».

3

  • Уборка от мусора пришкольного участка.

2 (осенью)

+2 (весной) = 4

  • Подготовка пришкольного участка к оформлению клумбы для цветочно – декоративных культур:

         * перекопка почвы;

         * посадка семян цветочно – декоративных культур

            в грунт.

2

 9

 Отчётная выставка работ школьников

               (2)

***

     Практическая работа: проведение выставки.

-

  • Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ школьников.

1

  • Организация и проведение школьной выставки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

1

 Всего:

               68

Содержание курса

   1.  Вводные занятия (6 ч) 

  • Вводные занятие.
  • Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства.
  • Техника безопасности при работе с природным материалом.
  • Экскурсия в лесопарк.
  • Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, кора сосны, берёзы, еловые шишки, мох, цветы, семена и т. д.).
  • Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.  
  • Экскурсия в местный краеведческий или художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.

     Практическая работа: сбор природных материалов, посещение музеев.

  2.  Работа с бумагой (12 ч)

А).

  • Порядок создания занимательных игрушек из бумаги:
  • самолётиков на дальность полёта с последующим состязанием:  

- на дальность полёта,

- на облёт препятствия,

- на «сверхдальний перелёт» и др.;

  • корабликов разных типов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции;
  • моделей автомобилей различных типов;
  • модели робота;
  • модели светофора и др.

Б).

  • Проведение конкурса.

      Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

    3.  Работа с различными тканями (12 ч)

  • Понятие о мягкой игрушке.
  • Народные традиции в изготовлении игрушек.
  • Знакомство с различными образцами мягкой игрушки.
  • Порядок проектирования мягкой игрушки.
  • Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.

     Практическая работа: освоение безопасной работы со швейной иглой при работе на электрической швейной машинке;  ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.

      4.  Работа с природными материалами (13 ч)

 А).

  • Дары леса.
  • Заготовка природного материала.
  • Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно – декоративных растений.
  • Сушка собранного материала.  
  • Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.  

      Практическая работа:  сбор природного материала для работы над аппликациями; работа с гербариями «Лекарственные растения нашего леса», «Полевые цветы»; создание букета из сухих цветов, тематических композиций; работа со скорлупой кедровых орешков,  с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек ( оформление панно «Зайчата», «Белочка»,                                                                                                                                                                               «Цвет яблони», «Поздравляю!» и т. д.).

Б).

  • Береста – один из прочных и красивых материалов для изготовления панно, украшений, игрушек, полезных бытовых вещей.
  • Время заготовки бересты.
  • Способы заготовки и хранения бересты.
  • Обработка бересты.
  • Техника безопасности при работе с берестой.

     Практическая работа: обработка бересты; изготовление панно по замыслу детей и педагога; изготовление кормушек для птиц, развешивание кормушек; оформление книжек – малышек; оформление стенда «Знаете ли вы?».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

     5. Кожная пластика (4 ч)  

  • Художественная обработка кожи.
  • Технологические свойства кожи.
  • Виды работы с кожей и рабочие инструменты.
  • Техника безопасности при работе с кожей.
  • Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров.  

     Практическая работа: подготовка кожи к работе; работа над эскизом; подбор материала для работы; оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов, миниатюр (применяя термообработку).

     6.  Морские пришельцы (работа с ракушками) (3 ч)

  • Сбор ракушек.
  • Виды ракушек, хранение их и обработка.
  • Техника безопасности при работе с ракушками.
  • Использование ракушек для создания композиций аппликации.
  • Оформление объёмных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек.
  • Ракушка как дополнительный материал для поделки.           

     Практическая работа: сортировка и систематизация ракушек, проектирование изделий из ракушек; оформление работ из ракушек; оформление рамок для поделок.

 7.  Плетение узорных поясов, тесьмы. Разработка авторского проекта. (6 ч)

  • Краткая история ковроткачества и плетения поясов, тесьмы.
  • Правила техники безопасности труда на рабочих местах.
  • Материалы, используемые для плетения узорных поясов, тесьмы, закладки для книг и др
  • Способы плетения.
  • Технология плетения поясов на дощечках и бёрдышке.
  • Отделка пояса кистями, бисером, стеклярусом и т.п.

Практическая работа: разработка авторского проекта художественного изделия, сувенира.

8.  Работа на пришкольном участке. Разработка авторского проекта:  «Школьная клумба». (10 ч)

  • Виды работ на пришкольном участке, требующие рационализации.
  • Правила техники безопасности труда на пришкольном участке.
  • Проверка, подготовка собранных и сохранённых семян цветочно – декоративных культур.
  • Разработка авторского проекта:  «Школьная клумба».
  •  Электронный вариант авторского проекта:  «Школьная клумба».
  • Подготовка материала для создания портфолио авторского проекта:  «Школьная клумба».
  • Уборка от мусора пришкольного участка.
  • Подготовка пришкольного участка к оформлению клумбы для цветочно – декоративных культур:

         * перекопка почвы;

         * посадка семян цветочно – декоративных культур в грунт.

Практическая работа: разработка авторского проекта:  «Школьная клумба».

    9.  Отчётная выставка работ школьников (2 ч)

  • Подведение итогов.
  • Подготовка итоговой выставки работ школьников.
  • Организация и проведение школьной выставки и аукциона поделок школьников.
  • Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

     Практическая работа: проведение выставки.

                     

Методические рекомендации

          Программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на обучение детей работе  с бумагой, картоном и пластилином, с использованием разнообразных подручных и природных материалов. Следовательно, на занятиях кружка при работе необходимо использовать следующие инструменты и материалы:

  • пластилин;
  • дощечку;
  • набор стеков;
  • природный материал:                                                                                                                                                                                  
  • собранные и высушенные детьми листья, семена;
  • лекарственные растения леса;
  • полевые цветы;
  • живые и сухие цветы;
  • лепестки цветочно – декоративных растений;
  • скорлупу фисташек, грецких орехов и кедровых орешков;
  • косточки вишен и слив;
  • бересту;
  • ракушки;
  • клей: карандаш,  ПВА, «Момент»;
  • белую бумагу ( формата  А – 4);
  • простой карандаш, резинку;
  • цветную бумагу и картон;
  • ножницы;
  • нож – резак;
  • цветные карандаши, фломастеры;  
  • акварельные краски, кисти, палитру;
  • коробки из–под спичек, различные коробочки и баночки; 
  • проволоку;
  • различные по цвету, фактуре ткань и кожу;
  • вату, поролон, кусочки меха;
  • пуговицы, бусинки;
  • швейные иглы. 

                         

Список литературы:

   

     Гринёва А. А., Рагозина Т. М., Кузнецова И. Л. «Азбука мастерства». - Москва: Академкнига / Учебник, 2005.

     Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала». - Москва:  «Просвещение», 1984.  

     Косминская В.Б., Халезова Н. Б. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей». Лабораторный практикум. – Москва: «Просвещение», 1987.  

     «Оригами. Бумажный конструктор для детей: - Перевод с японского. Выпуск 1. – Новосибирск: «Студия Дизайн ИНФОЛИО», 1994.  

     «Оригами. Игрушки из бумаги: - Перевод с японского. Выпуск 2,3. – Новосибирск: «Студия Дизайн ИНФОЛИО», 1995.  

    Попова О. С. «Русские художественные промыслы». Народный университет. Факультет литературы и искусства. – Москва: «Знание», 1984.

     Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В. А. Горского. – Москва: «Просвещение», 2011.    

     Проснякова Т. Н. «Азбука мастерства». Учебник. 1 класс. – Москва: «Академкнига/ Учебник, 2003.

     Рондели Л. Д. «Народное декоративно – прикладное искусство». Книга для учителя. – Москва.  «Просвещение», 1984.

     Цейтлин Н. Е., Демидова А. П. «Справочник по трудовому обучению: Пособие для учителя. Библиотека учителя начальных классов. – Москва: «Просвещение», 1983.    

     Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Технология». Уроки творчества. – Самара: «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.

     Шпикалова Т. Я. «Изобразительное искусство». Пособие для учителя. – Москва: «Просвещение», 1983.                                        

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование внеурочной деятельности."Занимательная грамматика 3 класс."

Внеурочная деятельность по русскому языку в 3 классе."Занимательная грамматика"....

Планирование внеурочной деятельности "Умка" для начальных классов

планировае  внеурочной деятельности "Умка"...

Календарно-тематическое планирование внеурочных занятий "Учимся общаться" (3 класс) .Использование программы Т. Ладыженской "Детская риторика"

В данном календарно-тематическом планировании представлены 34 темы внеклассных занятий. состоящие из  2 разделов: 1раздел- "Общение" (15ч), 2 раздел- "Речевые жанры (19ч).В планировании указаны ф...

Тематическое планирование внеурочной деятельности Спортивная секция 2 класс

       Программа спортивной секции «В здоровом теле здоровый дух»  для учащихся 2  класса составлена  на основе  положения о рабочей программе по внеуроч...

Тематическое планирование внеурочной деятельности Веселые нотки 4 класс

Программа курса «Веселые нотки»  для учащихся 4  класса составлена  на основе  положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУСОШ №5 в начальной школе. Данное полож...

Статья:"Планирование внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО для учащихся с ОВЗ"

Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы вне...