Использование игровых методов в деятельности педагога
статья по теме
В настоящее время школьные учреждения находятся в процессе поиска новых средств, форм и методов социальной адаптации детей.
Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые,
- во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру,
- во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности,
- в-третьих, интересны детям,
- в четвертых, органически вписывается в современные учебно-воспитательные системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovykh_metodov_v_deyatelnosti_pedagoga.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых методов в деятельности педагога
06.02.2013, 20:57 | |
В настоящее время школьные учреждения находятся в процессе поиска новых средств, форм и методов социальной адаптации детей. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, - во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру, - во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности, - в-третьих, интересны детям, - в четвертых, органически вписывается в современные учебно-воспитательные системы. Таким средством воспитания, на наш взгляд, является народная игра. Она, как и любая другая игра, имеет развивающую, познавательную, диагностическую, корректирующую и другие воспитательные функции. Одновременно, являясь феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей, толерантности (терпимости), гуманного межнационального общения. В современной ситуации общественного развития обращения к народным истокам, прошлому является весьма современным. Игра уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Безусловно, культуру нельзя сводить к игре и, наоборот, ибо внутри культуры возникают принципиальные различия между игровой и неигровой деятельностью. Хотя, например, Й. Хейзинга понятие игры интегрирует в понятие культуры. У каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у каждого поколения свои любимые игры. Анализируя игру в ее историческом развитии, мы можем сказать, что изначально, издревле игра формируется как народная игра. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Народная игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых и пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. В современной отечественной и зарубежной психологии развивается новое направление использования игры – игротерапия. Игра рассматривает здесь исследователями как средство самовыражения ребенка, позволяющее успешно решать различные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений между ребенком и взрослым, ребенком и сверстниками, с окружающим миром. Не составляет, на наш взгляд, исключение и народная игра. Специфика народной игры (коллективный характер, наличие обязательных для игроков норм и правил взаимоотношений и поведения, добровольность и равноправие при распределении ролей, разновозрастной состав группы, простота и доступность оснащения и др.) позволяет достаточно быстро включать в нее детей, варьировать условия, организовывать непосредственное наблюдение и ненавязчиво управлять действиями и поведением играющих. И в то же время именно народная игра входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: трудовые, семенные, празднично-игровые и прочие. Другими словами, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры. Народная игра может выступать результатом всех жизненных позиций ребенка. Как известно, дети недоигравшие в детстве, страдают, по словам академика В.П. Зинченко, «игровой дистрофией» и сохраняют ее на всю жизнь. Такая социальная психологическая «ущербность» позднее уже практически не поддается коррекции. Многие авторы единодушно признают наиболее «игровым» младший подростковый возраст. Именно в играх можно ненавязчиво откорректировать искаженное понимание нравственных качеств, если поставить ребенка в ситуацию, где он сможет проявить и смелость, и терпимость, и самостоятельность, и мужество. Об этом свидетельствуют и заповеди народной мудрости, выраженные в пословицах и поговорках. В них бережное отношение к игре, ее роль в воспитании детей, указание на необходимость, возрастного подхода к игре, соблюдение меры, недопущение опасных крайностей: «старый хочет спать, а молодой - играть», «ребенок играет куклой, мышка – мышью, а всяк – любимой мечтою», «игра потеху любит», «то не игра, что взаправду пошла», «в игре да в дороге узнают людей», «игра расчетом красна», «делу время – потехе час», «тем не играют, от чего умирают», «играй, да не заигрывайся». Нравственные характеристики, заложенные в них, пронизывают не только игровую деятельность ребенка, включенного в народные игры, но всю деятельность в целом. Однако занять ребенка – еще не значит воспитывать, - подчеркивает С.А. Беличева. Чрезвычайно важную роль при этом играет характер отношений, который складывается в процессе этой деятельности, насколько гуманизированы отношения сверстников, взрослых и детей, как и какие духовные ценности культивируются в коллективе. И в этом народная игра может выступать уникальным средством социализации детей, поскольку позволяет: - принимать игровые роли, отражающие социальные отношения; - оптимизировать межличностные и межгрупповые отношения детей в игровой деятельности; - имитировать ситуации, адекватные эталонам гуманистических отношений (сопричастность и переживание за собственными действиями товарищей; стремление каждого к установлению гуманистических отношений; участие в регулировании этих взаимоотношений; открытость и понимание других, солидарность; признание права других быть иным, чем ты); - овладеть культурой собственного народа через игровую деятельность и знакомиться с многообразием других народных культур и традиций. Ребенок познает игру через мир, человеческие отношения, в игре формируются его фантазия, воображение, творческие способности, воля. Однако, для того, чтобы игра выполняла роль ведущей деятельности, необходимо, чтобы она проходила не под диктовку взрослого, а спонтанно, чтобы она доставляла ребенку непосредственное удовольствие. Развитие игровой деятельности у детей обычно понимаются как обучение игровым навыкам, как передаче некоторого опыта. В то же время педагогу необходимо создать условия для того, чтобы обеспечить игру как свободную, спонтанную деятельность, для чего необходимо, как минимум, следующее: - создание обстановки максимальной безопасности; - наличие свободного, нерегламентированного времени; - возможность самому ограничить пространство для игры. Перечисленные условия достаточно просты. Неумение детей играть – первый яркий показатель их неготовности к школьному обучению. Но, поскольку существует взлет игровых интересов у детей, связанный с возросшим значением коллектива в дошкольном возрасте, нам необходимо уделять как можно больше внимание к данному направлению. Ребенок в игре проверяет (самодиагностирует) свои силы, имеет возможность проверить их в свободных действиях, самовыражаясь и самоутверждая себя. Игра побуждает его к самопознанию и одновременно создает условия внутренней активности личности. Огромное количество игр построено на интриге «познай себя», «проверь себя». Для педагогов и воспитателей игра – законный и наиболее удобный метод диагностики потому, что она – форма поисково-экспериментального поведения детей. Известно, игра наиболее объективно выявляет ресурсы интеллекта, двигательный потенциал, творческие задатки и характер, качество межличностных отношений друг с другом (симпатии и антипатии). Игровая деятельность дает педагогу возможность увидеть проявление индивидуальности и способности детей. «В игре обнаруживается активность, инициативность, самостоятельность, справедливость, коллективизм ребят и пассивность, индивидуализм, комфортность других».
Литература: 1. Конникова Т.Е. Творческая игра в воспитательной работе. Л., 1966 2. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М.1995. 3. Фришман И.И. Игра как средство гуманизации социальных отношений в детских и подростковых организациях. Дис. …канд. пед. наук. Казань, 1992. 4. Шмаков С.А. Ее величество – игра. М. 1992. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование игровых методов обучения при развитии речевой культуры учащихся начальной школы в процессе изучения ими филологических дисциплин»
Опытно-экспериментальная работа была проведена на основе выдвинутой гипотезы: развитие речевой культуры в начальной школе будет проходить успешно, если:*...
Использование игрового метода обучения на уроках английского языка в начальной школе.
Каждый преподаватель (учитель) стремится внедрить свою методику обучения иностранным языкам в программу общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением иностранных языков, а также неязыковых ву...
«Формирование речевых умений и навыков с использованием игровых методов обучения в английском языке».
Данная работа позволяет анализировать игру, как метод обучения на уроках английского языка в начальных классах, что дает возможность выделить несколько важных функций, которые она вып...
Технология использования игровых методов на уроке иностранного языка.
Статья о теоретических основах применения игровых технологий на уроке иностранного языка в современных условиях как средство реализации ФГОС....
Использование игровых методов на уроках окружающего мира в начальной школе.
Среди требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) особое место занимают метапредметные результаты обучения, в частности, познавательные...
"Использование игровых методов в обучении младших школьников"
Игра - средство познания действительности. Дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности....
«Использования игровых методов как средства активизации познавательной активности младших школьников на занятиях английского языка».
использование различных игровых методов...