« Использование игровых методов обучения при развитии речевой культуры учащихся начальной школы в процессе изучения ими филологических дисциплин»
опыты и эксперименты (чтение, 1 класс) по теме

Темченко Елена Валерьевна

Опытно-экспериментальная работа была проведена на основе выдвинутой гипотезы: развитие речевой культуры в начальной школе будет проходить успешно, если:

*          обеспечить наличие образцовой среды и единых требований к речи на протяжении всего периода обучения в начальных классах;

*          работа на уроке - это процесс общения, который предполагает доверительные отношения, поиски открытия истин, сотрудничество с учителем;

*          в работу будут включены темы, позволяющие развивать культуру общения, культуру речи с использованием игровых технологий;

*          результаты формирования речевой культуры будут систематически анализируемы и контролируемы учителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya-upr.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ 1

Каждому ученику предлагалось ответить на предложенные вопросы:

1. С какими словами обращаемся утром к маме, папе, бабушке? А вечером, перед сном? Предлагаемые ответы: доброе утро, спокойной ночи, счастливых снов).

2.С какими словами обращаемся утром к учителю, товарищу по классу?

3.Что мы желаем людям, когда произносим слово «здравствуйте»?

4.Какие слова уместны в разговоре с незнакомым взрослым человеком при встрече?

A)Пока   Б) Привет   B)Здорово   г) Здравствуйте   д) Доброе утро   е) Хеллоу

5.Кто должен первым здороваться?

А) Взрослые с вами Б) Вы со взрослыми.

6.Что надо сказать, когда тебе в чем-то помогли, что-то подарили или оказали услугу?

7.С какими словами обращаешься к незнакомому человеку, чтобы он позвал кого-то нужного тебе, передал книгу, пропустил к выходу в транспорте, чтобы указал дорогу.

8.Если вы просите взрослых оказать какую-либо вам помощь, какое слово вы обязательно должны употребить в своей просьбе?

9. Что надо сказать, когда тебя о чем-то просят, а ты не можешь выполнить просьбу?

ЗАДАНИЕ 2

«Напиши свое поздравление маме с Днем Рождения. В поздравлении напиши, почему твоя мама - самая лучшая мама на свете».

Задание оценивать по следующим критериям:

  • оригинальность поздравления,
  • неповторяемостъ,
  • правильное построение предложений и формулирование мыслей,
  • словарный запас,
  • пожелание и подпись к поздравлению.

Исходя из примеров были разработаны уровни оценки:

Высокий - оригинальное, неповторимое поздравление, правильное построение предложений и формулирование мыслей, достаточный словарный запас, пожелание и подпись.

Средний - неповторяющееся поздравление, допущены речевые ошибки при изложении мыслей, построении предложений, но есть пожелание, подпись.

Низкий -неточное употребление слов, скудный словарный запас, повтор слов или сочетаний слов, синтаксическое однообразие, неудачное словотворчество и пр. Использовано поздравление. Отсутствует пожелание и подпись.

Вид упражнений, направленных на развитие этикетных норм выражения извинения.

      Задумайся над тем, что такое вежливость, вежливый человек. Что значит - быть вежливым? Какого человека вы считаете вежливым и воспитанным? Может быть это тот, кто знает все-все вежливые слова?

1.Речевая задача.

     Прочитайте стихотворение И .Антонова. Чтобы вы ответили девочкам на поставленный вопрос?

Вежлив Витя или нет?

Малыша обидел Витя

 Перед школою в строю

Витя просит:

 - Извините,

Я ошибку признаю.

На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал.

Следом Витя:

 - Извините,

Я немного опоздал.

 - Тихомиров!

Покажите

Нам на карте город Псков

 - Извините,

 - Шепчет Витя, -

Я к уроку не готов.

Мы поспорили с Наташей

Вежлив Витя или нет?

 Разберитесь в споре нашем

 И пришлите нам ответ!

(И. Антонов)

2.Беседа «Учимся вежливости»

Приходилось ли тебе извиняться? В каких случаях? Какие слова извинения ты употребляешь?

Извини (те) (пожалуйста)

Прости (те) (пожалуйста)

Прошу прощения,  виноват!

3.Словарная работа

Подберите однокоренные слова к слову «вина».

4.Учимся вежливости

1)Посмотрите на иллюстрации, на которых изображены Волк и Заяц. Расскажите, как извинялся перед Волком вежливый Заяц и как ему отвечал невоспитанный Волк.

2)Представить себе, что вышла новая серия мультфильма «Ну, погоди!», где Волк решил подружиться с Зайцем. Волк долго думал, с чего начать, и понял, что лучше всего начать с извинения.

Какое извинение ты бы выбрал на месте Волка? Почему?

A)- Извини меня.

Б) - Извини меня, Заяц.

B)- Извини меня, пожалуйста, Заяц.

Г) - Извини меня, я виноват.

Д) - Прости меня, Заяц, за то, что я все время тебя преследовал.

•В каких предложениях используются вежливые слова и обращения?

•Как Волк объясняет свою вину?

•Каким тоном Волк просит извинения?

3)Заяц тоже хотел дружит с Волком. Наверное, он мог бы ответить Волку по-разному. Какой ответ выбрал бы ты? Почему?

A)Пожалуйста.

Б) - Ну так и быть, Волк.

B)-Ладно, Волк, пожалуйста.

Г)-Ну хорошо. Тебе всегда не везло.

Д) - Я принимаю твои извинения. Тебе всегда больше доставалось, чем мне.

•Какие слова Зайца показываю, что он принимает извинения Волка?

•Как бы ты ответил Волку?

•Какой жест Зайца говорит о том, что примирение состоялось?

5.Задания по разыгрыванию речевых ситуаций.

1)На катке было много народу и Миша на полной скорости наскочил на Настю. Она упала. Миша сказал: «Извини, пожалуйста. Я нечаянно. Ты ушиблась?»

«Ничего! Пройдет!» - ответила Настя.

•Как бы мог извиниться Миша?

•Как бы ему могла ответить Настя?

НЕ СТОИТ (ИВИНЕНИЯ)

НЕ ЗА ЧТО КАКИЕ ПУСТЯКИ НУ ЧТО ПОДЕЛАЕШЬ

Г) Диалог Миши и Насти не окончен. Что Миша должен сказать Насте и как поступить?

•Разыграй этот диалог.

6.Задание по разыгрыванию речевых ситуаций.

А теперь рассмотрим «кадры из мультфильма о коте Леопольде. Как вы думаете, почему мирно закончилась эта история? Что сказали в свое оправдание мышата? Почему Леопольд их простил?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в начальной школе

Игра позволяет преподавателю организовать деятельность обучаемых, сделать ее более активной, заинтересовать их в изучении предмета и в поиске дополнительных средств для получения информации – то...

Повышение речевой культуры учащихся начальной школы

Повышение речевой культуры учащиеся одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Особое значение имеет работа над правильностью речи, ее соответствия языковым нормам. Наблюдения показыв...

Использование игрового метода обучения на уроках английского языка в начальной школе.

Каждый преподаватель (учитель) стремится внедрить свою методику обучения иностранным языкам в программу общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением иностранных языков, а также неязыковых ву...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В статье рассматриваются некоторые методы активного обучения и способы их применения в начальной школе на уроках английского языка. Ключевые слова: активные методы обучения, мотивация, творческая зада...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕА-АЛИЗАЦИИ ФГОС

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕААЛИЗАЦИИ ФГОС...

Тема «Использование активных методов обучения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Игра «Скажем «Здравствуйте!»»Проводится по усмотрению учителя либо в паре, либо со всем классом одновременно.- Здравствуйте! -       ты скажешь че...