Технология использования игровых методов на уроке иностранного языка.
статья по иностранному языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Бусурина Алёна Николаевна

Статья о теоретических основах применения игровых технологий на уроке иностранного языка в современных условиях как средство реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igrovye_tehnologii.docx14.93 КБ

Предварительный просмотр:

Бусурина А.Н.

Технология использования игровых методов на уроке иностранного языка.

                                                       "Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,                                       когда он живет в мире  игры, сказки, музыки,

фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок".

В.А.Сухомлинский

         Одним из средств повышения мотивации к изучению иностранного языка является внедрение новых педагогических технологий. В нашей статье речь пойдет об игровой технологии, которая,  наряду с проблемным обучением, методом проектов, методом программируемого обучения, технологией уровневой дифференциации,  является одной из базовых в современном образовании.

         Несмотря на то, что игру как метод обучения люди использовали с древности, до сих пор нет однозначного определения этому понятию.  Н.Д. Ушинский пишет, что «игра - развитие души», а Л.С. Выготский охарактеризовал игру как первую школу воспитания ребенка, как арифметику социальных отношений.  Й. Хёйзинга считает, что сама человеческая культура возникает и развёртывается в игре и как игра.

Игра всегда эмоционально окрашена, и ее феномен состоит в том, что,  являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа  человеческих отношений и  проявлений в труде. Таким образом, игра – это специфический вид деятельности,  состоящий из определенных действий и операций, в ходе которых человек приобретает новый опыт, новые знания и умения. В педагогической науке игра рассматривается как способ обучения и воспитания.

Игра как деятельность имеет свои возрастные этапы. Она эволюционирует, развивается и в каждый возрастной период имеет свое место в структуре деятельности. Сравнивая место  познания, труда, общения и игры в структуре деятельности личности ребенка на разных этапах обучения в школе, необходимо подчеркнуть, что игра является ведущим видом деятельности в начальных классах. На среднем этапе она выходит на второе место после труда, и даже на старшем остается значимой, приобретая социальный характер. Именно поэтому, по мнению  И.П. Третьякова, для того, чтобы построить природосообразный адаптивный образовательный процесс, нельзя сводить его только к учебно-познавательной деятельности учащихся. В особенности это относится к младшим школьникам. Между тем, перекос в сторону интеллектуального развития можно назвать не просто тенденцией, а проблемой современного общества.

Предъявляя высокие требования к интеллектуальному и социальному развитию личности, нельзя не учитывать  особенности современного ребенка,  такие, как снижение когнитивного развития, снижение общего уровня энергичности детей (включая повышение утомляемости), снижение игровых навыков и недостаток социальной компетентности. Исследователи отмечают, что в настоящее время как в системе дошкольного образования, так и в семье игра рассматривается как нечто менее важное, чем обучение. Школа также отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека.  Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв, детям становится трудно учиться. Существует реальная опасность психологической перегрузки детей, которые обязаны усвоить большой объем информации. Только через игру они способны к активному усвоению знаний без ущерба своему здоровью. Кроме того, игра  является мощным инструментом подготовки ко взрослой жизни, средством формирования социальной компетентности учащихся.

Общеизвестно, что в концепции ФГОС выделен системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Вместе с тем, именно в условиях деятельностного подхода возможно коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку. Именно поэтому в Концепции фундаментального ядра  содержания общего образования обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования.

В процессе социального взаимодействия участники пытаются решить задачи совместной деятельности при помощи языка. В соответствии с этим принципом обучение должно осуществляться через деятельностные задания, которые строятся на основе игрового, имитационного общения.

Развитию личностных учебных действий способствуют все виды игр. Результатом их сформированности являются осознание и принятие жизненных ценностей  и нравственных норм, мотивация к учению и социальные компетенции.

Предметные, настольные, компьютерные и ролевые игры формируют регулятивные действия, т.к. дают учащимся возможность управления  познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля и коррекции своих действий и оценки успешности.

Познавательные действия формируются при использовании дидактических, развивающих и познавательных игр. Данные группы игр включают в себя  действия исследования, поиска и отбора  необходимой информации, ее структурирования; логические действия и операции; способы решения задач.

Сюжетные, ролевые, деловые, игры-драматизации обеспечивают возможности сотрудничества, формируя тем самым коммуникативные действия. В ходе игры учащиеся учатся планировать и совместно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию, распределять роли друг друга, слушать и слышать партнера, уметь договариваться, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве самого себя.

Использование игровых технологий в обучении иностранному языку способствует выполнению важных методических задач, таких как:

1) Создание психологической готовности учащихся к речевому общению;

2) Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

3) Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к  ситуативной  спонтанности речи вообще.

Можно использовать игровую деятельность на уроке английского языка в следующих случаях:

- в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы учебного предмета:

- как элемент более обширной технологии;

- в качестве урока (игровая оболочка) и  его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологию внеклассной работы.

Классификации игр в современной дидактике различны. Многие методисты делят игры на языковые (грамматические, орфографические, лексические, фонетические), способствующие формированию языковых навыков,  и коммуникативные (ролевые), способствующие дальнейшему развитию речевых умений. Кроме того,  хотелось бы отметить немаловажную здоровьесберегающую функцию подвижных игр, которые часто сопровождаются песнями и стихами на иностранном языке, помогают снять эмоциональное напряжение, возникающее  в результате интенсивного обучения на уроке.

В любой вид деятельности на иностранном языке можно внести элемент игры, и тогда занятие приобретает увлекательную форму,  и учащиеся легче усваивают материал. Что касается более серьезной, ролевой игры, то практически  все учебное время в ней отведено на речевую практику. При этом не только говорящий, но и слушающий максимально активны, т.к.  он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией и правильно отреагировать на нее. Ролевая игра хороша и тем, что в ее процессе школьники не только произносят слова роли, но и выполняют соответствующее действие, которое своей естественностью помогает снять напряжение, которое обычно наступает в момент речи.

Итак, игра — это необходимый компонент  в структуре деятельности личности ребенка, а актуальность применения игровых технологий в современном образовательном процессе не вызывает сомнений. Обучающие игры являются сильным мотивирующим  фактором в обучении иностранному языку. Они помогают учителю оживить урок, внести естественность в учебное общение на иностранном языке, облегчить процесс усвоения языкового материала. Игра делает учебный труд увлекательным, способствует поддержанию интереса и активности учащихся, возникновению у них желания общаться на иностранном языке.

Список литературы.

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Специальная литература, 1996. 
  2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология  развития. – СПб.: Питер, 2001.
  3. Зеленцова-Пешкова Н.В. Игротерапия для дошкольников. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
  4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 4-е изд. дораб. - М.: Просвещение, 2011.
  5. Хёйзинга Й. Человек играющий. М., 1991.  
  6. Эльконин Д.Б. Психология игры. -  М.: Педагогика, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы в преподавании иностранных языков на начальном этапе обучения.

Обучение детей младшего школьного возраста иностранному языку способствует всемерному развитию ребенка в процессе изучения языка, активному включению в этот процесс мышления, памяти, воображения...

Игровой метод в обучении иностранному языку младших школьников

Игра – разновидность общественной практики, действенное воспроизведение жизненных явлений вне реальной практической установки. Она всегда выступает в двух временных измерениях: в настоящем и будущем, ...

«Формирование речевых умений и навыков с использованием игровых методов обучения в английском языке».

Данная работа позволяет анализировать  игру, как метод обучения на уроках английского языка в начальных классах, что дает возможность выделить несколько  важных функций, которые она вып...

статья использование игровых приемов при изучении иностранного языка

в статье отражены рекомендации начинающим изучать язык и их обучающим...

Использование игровых методов на уроках окружающего мира в начальной школе.

Среди требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) особое место занимают метапредметные результаты обучения, в частности, познавательные...

Возможности использования CLIL-метода при обучении иностранному языку младших школьников

Доклад с методическими рекомендациями, методами, приемами...

Технология использования игровых методов в обучении и воспитании.

Технология использования игровых методов в обучении и воспитании....