Технология использования игровых методов на уроке иностранного языка.
статья по иностранному языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Статья о теоретических основах применения игровых технологий на уроке иностранного языка в современных условиях как средство реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igrovye_tehnologii.docx | 14.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Бусурина А.Н.
Технология использования игровых методов на уроке иностранного языка.
"Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок".
В.А.Сухомлинский
Одним из средств повышения мотивации к изучению иностранного языка является внедрение новых педагогических технологий. В нашей статье речь пойдет об игровой технологии, которая, наряду с проблемным обучением, методом проектов, методом программируемого обучения, технологией уровневой дифференциации, является одной из базовых в современном образовании.
Несмотря на то, что игру как метод обучения люди использовали с древности, до сих пор нет однозначного определения этому понятию. Н.Д. Ушинский пишет, что «игра - развитие души», а Л.С. Выготский охарактеризовал игру как первую школу воспитания ребенка, как арифметику социальных отношений. Й. Хёйзинга считает, что сама человеческая культура возникает и развёртывается в игре и как игра.
Игра всегда эмоционально окрашена, и ее феномен состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Таким образом, игра – это специфический вид деятельности, состоящий из определенных действий и операций, в ходе которых человек приобретает новый опыт, новые знания и умения. В педагогической науке игра рассматривается как способ обучения и воспитания.
Игра как деятельность имеет свои возрастные этапы. Она эволюционирует, развивается и в каждый возрастной период имеет свое место в структуре деятельности. Сравнивая место познания, труда, общения и игры в структуре деятельности личности ребенка на разных этапах обучения в школе, необходимо подчеркнуть, что игра является ведущим видом деятельности в начальных классах. На среднем этапе она выходит на второе место после труда, и даже на старшем остается значимой, приобретая социальный характер. Именно поэтому, по мнению И.П. Третьякова, для того, чтобы построить природосообразный адаптивный образовательный процесс, нельзя сводить его только к учебно-познавательной деятельности учащихся. В особенности это относится к младшим школьникам. Между тем, перекос в сторону интеллектуального развития можно назвать не просто тенденцией, а проблемой современного общества.
Предъявляя высокие требования к интеллектуальному и социальному развитию личности, нельзя не учитывать особенности современного ребенка, такие, как снижение когнитивного развития, снижение общего уровня энергичности детей (включая повышение утомляемости), снижение игровых навыков и недостаток социальной компетентности. Исследователи отмечают, что в настоящее время как в системе дошкольного образования, так и в семье игра рассматривается как нечто менее важное, чем обучение. Школа также отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв, детям становится трудно учиться. Существует реальная опасность психологической перегрузки детей, которые обязаны усвоить большой объем информации. Только через игру они способны к активному усвоению знаний без ущерба своему здоровью. Кроме того, игра является мощным инструментом подготовки ко взрослой жизни, средством формирования социальной компетентности учащихся.
Общеизвестно, что в концепции ФГОС выделен системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Вместе с тем, именно в условиях деятельностного подхода возможно коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку. Именно поэтому в Концепции фундаментального ядра содержания общего образования обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования.
В процессе социального взаимодействия участники пытаются решить задачи совместной деятельности при помощи языка. В соответствии с этим принципом обучение должно осуществляться через деятельностные задания, которые строятся на основе игрового, имитационного общения.
Развитию личностных учебных действий способствуют все виды игр. Результатом их сформированности являются осознание и принятие жизненных ценностей и нравственных норм, мотивация к учению и социальные компетенции.
Предметные, настольные, компьютерные и ролевые игры формируют регулятивные действия, т.к. дают учащимся возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля и коррекции своих действий и оценки успешности.
Познавательные действия формируются при использовании дидактических, развивающих и познавательных игр. Данные группы игр включают в себя действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; логические действия и операции; способы решения задач.
Сюжетные, ролевые, деловые, игры-драматизации обеспечивают возможности сотрудничества, формируя тем самым коммуникативные действия. В ходе игры учащиеся учатся планировать и совместно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию, распределять роли друг друга, слушать и слышать партнера, уметь договариваться, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве самого себя.
Использование игровых технологий в обучении иностранному языку способствует выполнению важных методических задач, таких как:
1) Создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
2) Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
3) Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Можно использовать игровую деятельность на уроке английского языка в следующих случаях:
- в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы учебного предмета:
- как элемент более обширной технологии;
- в качестве урока (игровая оболочка) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологию внеклассной работы.
Классификации игр в современной дидактике различны. Многие методисты делят игры на языковые (грамматические, орфографические, лексические, фонетические), способствующие формированию языковых навыков, и коммуникативные (ролевые), способствующие дальнейшему развитию речевых умений. Кроме того, хотелось бы отметить немаловажную здоровьесберегающую функцию подвижных игр, которые часто сопровождаются песнями и стихами на иностранном языке, помогают снять эмоциональное напряжение, возникающее в результате интенсивного обучения на уроке.
В любой вид деятельности на иностранном языке можно внести элемент игры, и тогда занятие приобретает увлекательную форму, и учащиеся легче усваивают материал. Что касается более серьезной, ролевой игры, то практически все учебное время в ней отведено на речевую практику. При этом не только говорящий, но и слушающий максимально активны, т.к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией и правильно отреагировать на нее. Ролевая игра хороша и тем, что в ее процессе школьники не только произносят слова роли, но и выполняют соответствующее действие, которое своей естественностью помогает снять напряжение, которое обычно наступает в момент речи.
Итак, игра — это необходимый компонент в структуре деятельности личности ребенка, а актуальность применения игровых технологий в современном образовательном процессе не вызывает сомнений. Обучающие игры являются сильным мотивирующим фактором в обучении иностранному языку. Они помогают учителю оживить урок, внести естественность в учебное общение на иностранном языке, облегчить процесс усвоения языкового материала. Игра делает учебный труд увлекательным, способствует поддержанию интереса и активности учащихся, возникновению у них желания общаться на иностранном языке.
Список литературы.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Специальная литература, 1996.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития. – СПб.: Питер, 2001.
- Зеленцова-Пешкова Н.В. Игротерапия для дошкольников. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 4-е изд. дораб. - М.: Просвещение, 2011.
- Хёйзинга Й. Человек играющий. М., 1991.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые методы в преподавании иностранных языков на начальном этапе обучения.
Обучение детей младшего школьного возраста иностранному языку способствует всемерному развитию ребенка в процессе изучения языка, активному включению в этот процесс мышления, памяти, воображения...
Игровой метод в обучении иностранному языку младших школьников
Игра – разновидность общественной практики, действенное воспроизведение жизненных явлений вне реальной практической установки. Она всегда выступает в двух временных измерениях: в настоящем и будущем, ...
«Формирование речевых умений и навыков с использованием игровых методов обучения в английском языке».
Данная работа позволяет анализировать игру, как метод обучения на уроках английского языка в начальных классах, что дает возможность выделить несколько важных функций, которые она вып...
статья использование игровых приемов при изучении иностранного языка
в статье отражены рекомендации начинающим изучать язык и их обучающим...
Использование игровых методов на уроках окружающего мира в начальной школе.
Среди требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) особое место занимают метапредметные результаты обучения, в частности, познавательные...
Возможности использования CLIL-метода при обучении иностранному языку младших школьников
Доклад с методическими рекомендациями, методами, приемами...
Методологические особенности использования игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе.
Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного улучшения движений, физических качеств, поскольку в игровом методе существуют благоприят...