"Использование игровых методов в обучении младших школьников"
статья

Игра - средство познания действительности. Дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование игровых методов в обучении младших школьников»

Игра - это одновременно развивающая деятельность, форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореализации, сотрудничества, содружества со взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого. Школа современности нацелена на индивидуальный подход к каждому ребенку. Игра - незаменимый в этом помощник. Потому что всех учителей интересуют вопросы: как сделать обучение наиболее эффективным, и какими методами поддерживать интерес к учению.

По мнению ученого Эльконина Д.Б., если игру использовать в обучении осознанно, опираясь на научное понимание социальных и психологических закономерностей жизни и развития ребенка, исходя из представлений о месте игры в процессе школьного обучения и о механизме воздействия игры на протяжении этого процесса, тогда игра оказывает на формирование ребенка положительное влияние.

Обучающая игра приносит ребёнку радость и пользу, содействует его успешному развитию, если учитель хорошо разбирается в условиях продуктивного применения игры для организации школьного обучения.

В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, упорство, настойчивость в достижении цели. Также игра развивает коммуникативные способности, логическое мышление, учит предвидеть последствия своих и чужих поступков.

Игровой метод помогает:

  • организовать внимание детей,
  • повысить активность,
  • облегчить запоминание учебного материала.

Для успешного обучения ребенок должен испытать радость умственного напряжения, которое доставляет решение учебных задач. Но для этого просто необходимо, чтобы он захотел включиться в их решение. Вот тут развивающая игра может оказаться незаменимым помощником учителя, если только учитель осознает ее роль в саморазвитии школьника. Помочь учащемуся начальной школы включиться в решение учебных задач - значит, сделать важный шаг в достижении стратегического результата начального обучения. При таком использовании игры у детей формируются такие необходимые качества, как:

а) положительное отношение к школе, к учебному предмету;

б) умение и желание включаться в коллективную учебную работу;

в) умение слушать друг друга;

г) добровольное желание расширять свои возможности;

д) раскрытие собственных творческих способностей;

е) самовыражение, самоутверждение.

Игры на уроках начальной школы просто необходимы. Ведь только игра умеет делать трудное - лёгким, доступным, а скучное - интересным и весёлым. Игровой метод на уроке можно использовать и при объяснении нового материала, и при закреплении, при отработке навыков чтения, для развития речи обучающихся.

Дидактическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровой метод строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов.

Место и роль игрового метода в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции и классификации педагогических игр.

По мнению Даниила Борисовича Эльконина, функции игры как педагогического феномена:

-Развлекательная. Основная функция игры -- развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес.

-Коммуникативная. Игра вводит учащихся в реальный контакт сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения.

-Самореализация. Игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не её результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры -- это пространство самореализации. игра урок математика обучение

-Игротерапевтическая. Игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении.

-Диагностическая. Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Игра -- это особое «поле самовыражения».

-Коррекционная. При соблюдении учащимися правил сюжета игры, знаний своей роли и ролей партнера психологическая коррекция в игре происходит естественно. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклонением в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.

-Социализация. Эта функция заключается в синтезе усвоения богатства культуры, воспитания и формирования личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

Сущность игрового метода заключается в том, что деятельность учащихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Об обучающих возможностях игр известно уже давно. Используя игры, как средство обучения в учебном процессе, многие педагоги отмечали, что они содержат большие потенциальные возможности. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребёнка в особенности.

На фоне остальных уроков, уроки, имеющие игровую окраску, воспринимаются учащимися с заметной радостью, что является очень существенной предпосылкой к расположению учащихся лично к преподавателю и, самое главное, учебным предметам.

Немаловажным представляется и то, что каждый учащийся получает возможность сравнения своего уровня подготовки по предмету с соответствующим уровнем одноклассников, причем сделать это в мягкой, неконфликтной форме.

Наряду с решением обучающих задач, игра способствует решению и ряда воспитательных, как, например: формирование сотрудничества между участниками игры, преломление индивидуальных качеств каждого из участников к виду необходимому для деятельности в коллективе, что способствует формированию учащегося как члена общества, личности и т.д.

При включении дидактических игр в урок, у преподавателя появляются более широкие возможности для установления межпредметных связей.

Игра, проводимая на уроке со всем классом, должна содержать в себе дифференцированный подход к учащимся с различной степенью подготовки. Так, для учащихся с невысоким уровнем познавательной активности, приоритетными должны являться формы, способствующие концентрации волевых усилий ребенка, направленных на напряженную самостоятельную работу и привитие интереса к предмету, призванного в дальнейшем обеспечить надежный переход от эпизодической, ситуативной активности к более устойчивому познавательному отношению. В то же время, остальные учащиеся воспринимают дидактическую игру как неожиданную, своеобразную возможность творчески использовать имеющиеся знания, умения и навыки в новых условиях. Очевидно, что при работе с этой группой учащихся, учителю следует стараться направить игру на дальнейшую активизацию их деятельности. Очень перспективным представляется использование дидактической игры в качестве вознаграждения за хорошую работу учащихся на уроке.

В зависимости от типа урока учителю следует использовать те или иные виды дидактических игр. Так, наиболее часто, игра используется как средство закрепления материала. Очевидно, что это совершенно оправданный метод для такого типа уроков.

Период обучения детей младшего школьного возраста является особенно интенсивным и имеет большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и применение игрового метода в этом возрасте должно занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий в обучении младших школьников

Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современн...

Использование соревновательно-игрового метода в обучении младших школьников на уроках физической культуры

Соревновательно — игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания младших школьников не только для начального обучения движениям или избирател...

Выступление на тему «Возможности использования сингапурского метода в обучении младших школьников»

В этой статье описываются сингапурские технологии и их испльзование в обучени младших школьников....

«Игровые методы по обучению младших школьников английскому языку»

Использование сказок при обучении ознакомительному чтению.Новыми составляющими современного востребованного обществом качества образования можно назвать владение информационными технологиями, умение з...

Игровые методы развития речи младших школьников

Новейшие медико-психологические исследования показывают стойкую связь трудностей овладения письмом и чтением с недостаточным речевым развитием. Причины недостаточно сформированной речи разнообразны: э...

Игровые методы развития речи младших школьников.

Играя решаем проблему развития и преодоления дефекта...

«Использование игровых технологий внеурочной деятельности младших школьников»

        Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных ...