Использование игровых методов на уроках окружающего мира в начальной школе.
статья по окружающему миру
Среди требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) особое место занимают метапредметные результаты обучения, в частности, познавательные универсальные учебные действия. Для их формирования учитель должен вести целенаправленную работу по развитию познавательной активности младших школьников, под которой понимается деятельное состояние личности, характеризующееся стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями.
Одна из основных задач школьников, которую ставит перед нами школа, заключается в том, чтобы они научились учиться.
Для достижения целей урока необходимо решение проблемы познавательной активности младших школьников.
Познавательная активность - качество, характеризующее интеллектуальные способности школьника к учению. Как и другие способности, они проявляются в деятельности.
Учебный курс "Окружающий мир" позволяет формировать мировозрение школьников на первой ступени обучения благодаря интеграции содержания естественных и гуманитарных наук. Весь учебный курс является благодатной почвой развития познавательной активности.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения, необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащегося, как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышение его качества.
Формирование познавательных интересов учащегося в обучении может происходить по двум основным направлениям.
С одной стороны, способствует этому само содержание предмета. С другой развитие происходит путем определенной организации познавательной деятельности учащихся, составляющее ее многообразие.
Остановлюсь на втором направлении и расскажу об использовании дидактических игр, как одном из способов развития познавательной активности.
Игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация.
Структурными компонентами дидактической игры является: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия и правила, результат.
Дидактическая игра определяется содержанием программного учебного материала и воспитательными целями. Игровые действия составляют сюжет игры, причем не всегда практические внешние действия, когда нужно что - то тщательно рассмотреть, сравнить, разработать и другое. Это чаще всего сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного.
Разработанные правила игры направляют деятельность детей, обеспечивают выполнение ими поставленной задачи, имеют общий, организационный и дисциплинирующий характер.
Выполнение правил требует усвоение способов и культуры общения, ответственности, точности. Игры, в которых дети объединяются в команды, позволяют решать задачи более высокого уровня: формируют коллективизм, дружбу, переживания за успехи товарищей.
Немаловажно здесь и эмоциональное состояние учителя. Стараюсь не только руководить игрой, но и включаюсь в игровую деятельность вместе с детьми.
Игры провожу на различных этапах урока:
- организационный момент, сообщение темы и целей урока (кроссворды, загадки, ребусы)
- проверка домашнего задания (игра - лото, графический диктант, тесты)
- изучение нового материала (презентация, просмотр фильма с обсуждением, игры - предположения)
- физкультминутки (имитация движений того или иного животного)
- закрепление изученного (игры - поручения, игры - поиски)
Основная форма работы во время игры - фронтальная.
Например, при изучении темы "Кто и что?" провожу игру на внимание "Летает - не летает?" и др.
Во втором классе игровые приемы усложняются, могут проводиться в течении всего урока- это игры - путешествия, настольные игры: кроссворды, чайнворды, лото.
В этом возрасте обучающиеся осуществляют воспроизводящую, творческую, поисковую деятельность.
В третьем классе использую сюжетно-ролевые игры. При работе над проектом "Разнообразие природы родного края" детям пригодились познавательные игры "Мир животных", экологическая игра "Птицы наших водоемов", создание мини - книжек о животных.
Для того чтобы сделать уроки более красочными, яркими, привлекающими внимание детей использую ИКТ, ЭОР и др.
Преимущества использования дидактических игр:
- Игра - средство познания действительности.
- Повышение активности детей.
- Игра - это школа социальных отношений.
- Игра обеспечивает межличностное общение.
Во время игры ребенок демонстрирует свой познавательный интерес. Игры развивают у обучающихся гибкость мышления, оперативность памяти, обобщают знания, позволяют эффективно повторить пройденный материал, развивают умение слышать другого человека, развивают быстроту реакции.
В процессе игровой деятельности происходит формирование коммуникативных, регулятивных, познавательных универсальных учебных действий. Проведение дидактических игр позволяет нам создать такие ситуации, в которых учащиеся могут самостоятельно оценить свою работу и сделать вывод о своих успехах и неудачах.
Ценность игры в том, что она играет роль эмоциональной разрядки, предотвращает утомляемость ребенка.
И сегодня актуальны слова великого педагога Ш.А. Амонашвили. Он говорит о том, что без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока. Использование дидактических игр приносит хорошие результаты. Играя с увлечением, дети лучше усваивают материал, закрепляют и систематизируют его на уроках повторения. На протяжении четырех лет не теряют интереса к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
приложение | 50.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Загадки
2 класс
Профессии
Лесов строительных он житель,
Возводит нам дома ... (Строитель.)
Знает каждый в доме житель -
Этот дом возвёл ... (Строитель.)
Поезд длинный голосист,
Дал сигнал нам ... (Машинист.)
Тепловозы я вожу,
Пассажирам я служу.
Я не токарь, не горнист,
Я весёлый ... (Машинист.)
Под оркестр поёт наш хор,
Впереди нас - ... (Дирижёр.)
Струны гитары, терпенье, талант
Плюс вдохновенье равно ... (Музыкант.)
Сон и отдых позабыты:
Песню пишет ... (Композитор.)
Пел с душою, молодец!
Будешь знатный ты ... (Певец.)
Он красив и голосист,
Хора нашего ...(Солист.)
Пачку, пуанты надела Марина,
На сцену впорхнула, она - ...(Балерина.)
Царь сегодня, завтра - вор,
Роли все сыграл ... (Актёр.)
Ведёт с актёром жаркий спор
На сцене театра ...(Режиссёр.)
Что побоится сделать актёр,
Выполнит смело в кино ...(Каскадёр.)
Вдохновения заложник,
У мольберта наш ... (Художник.)
Натянутый холст, краски, треножник -
Пишет с натуры картину ... (Художник.)
С книгой кто в руке - читатель,
Книги пишет кто - ... (Писатель.)
Детских песенок куплеты
Сочиняют нам ... (Поэты.)
Почерком быстрым исписан весь лист -
Очерк в газету строчит ... (Журналист.)
Послезавтра, в понедельник,
Смелет всё зерно нам ... (Мельник.)
Сапогам хромым помощник,
Каблуки прибьёт ... (Сапожник.)
Победит огонь коварный
Тот, кого зовут ... (Пожарный.)
Герои легендарные,
В огонь идут ... (Пожарные.)
Секунды зря не тратили,
Детей спасли ... (Спасатели.)
Чтоб дымоход был свободен и чист,
Лезет на крышу всегда ... (Трубочист.)
К телевизору запчасти
Подберёт нам ... (Телемастер.)
В поле комбайнов слышится хор,
Хлебный корабль ведёт ... (Комбайнёр.)
Груши, яблони, крыжовник
Посадил весной ... (Садовник.)
Путь его тяжёл и долог,
Ищет залежи ... (Геолог.)
Весь наукой увлечённый,
Ставит опыты ... (Учёный.)
Задания на карточках
Соедини стрелками название каши и крупы, из которой ее делают:
Игра "Лото"
Тема "Лес - дом для животных". 3 класс.
Учитель выбирает карточку из 8 разложенных на столе, читает текст под выбранным номером. Играющие отгадывают, о какой птице идет речь. Фишкой с номером, соответствующим описанию, закрывают правильный ответ. Выигрывает тот, кто правильно и быстро угадает птиц.
Если учитель желает проверить работу каждого ученика, то дети могут в таблице рядом с названием соответствующей птицы поставить номер описания.
- Какая птица охотится ночью? (Сова)
- У какой птицы птенцы появляются зимой? (Клест)
- Каких птиц называют "березовыми птицами"? (Дятел. Из-за окраски: когда дятел сидит на березе его сложно заметить)
- Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка)
- Какая самая маленькая птичка наших лесов? (Королек)
- Какая птичка может передвигаться по стволу деревьев вниз головой? (Поползень)
- Какая птица ночует в снегу? (Тетерев)
- Какую птицу называют и "кошкой" и "флейтистом"? (Иволга)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова
Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В....
Использование метода проектов на уроках окружающего мира в начальной школе
Использование метода проектов на уроках окружающего мира в начальной школе...
мастер-класс "Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников"
В мастер-классе рассказывается о том, как с помощью применения данного метода можно сделать уроки окружающего мира более интересными и познавательными....
Мастер-класс "Использование цифрового микроскопа на уроках окружающего мира в начальной школе"
Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных технологий в различные области человеческой деятельности. Это вполне справедливо и для учебного ...
"Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников", мастер-класс
Мастер-класс об использовании метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе....
Примеры использования Интернет-ресурсов на уроках окружающего мира в начальной школе
О возможности применения на уроках в начальной школе материалов не только со специализированных методических сайтов, но и ресурсов, изначально не предназначенных для учебных целей, этот материал из оп...
Методологические особенности использования игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе.
Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного улучшения движений, физических качеств, поскольку в игровом методе существуют благоприят...