Коррекционная работа в группе продленного дня.
статья по теме
В статье даются некоторые рекомендации по коррекционной работе в ГПД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа в группе продленного дня.
В законе “Об образовании” говорится, что коррекционная работа - одно из самых деликатных направлений в педагогической науке. Она проводилась всегда, но в настоящее время стала более актуальна.
Под коррекционной работой понимают систему мероприятий, направленных на исправление соматических, психологических недостатков или поведения человека с помощью специальных средств психолого-педагогического воздействия, создания условий для компенсации или особой среды для детей с особыми образовательными потребностями.
Коррекционная работа строится не как отдельные упражнения по совершенствованию каких-либо личностных качеств или норм поведения ребенка, а как целостная система мер, направленных на создание комфортности в обучении младших школьников.
Решая поставленные задачи, важно создать о каждом ребенке полную картину его развития, соотнести ее с семейной и школьной ситуацией, с особенностями личности и характера.
Это в свою очередь возможно при условии осуществления совместных усилий в деятельности учителя начальных классов, школьного психолога, дефектолога, логопеда и родителей и воспитателя ГПД.
Я работаю воспитателем группы продленного дня и хочу поделиться своим опытом работы.
Более подробно хочется остановиться на работе с неуспевающими детьми.
I Необходимо установить причины неуспеваемости.
Есть различные классификации. Если взять за основу классификацию П.П. Борисова, то мы выделим четыре блока причин.
- Педагогическую причину: недостатки преподавания, пробелы в знаниях за предыдущие годы.
- Социально – бытовые причины: неблагополучные условия жизни, отсутствие режима, безнадзорность ребенка.
- Физиологические причины: болезни, общая слабость здоровья, нарушение двигательных функций центральной нервной системы, болезни нервной системы.
- Психологические причины: особенности развития внимания, памяти, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
Для определения причин, вызывающих трудности в учебе работу можно разделить на 5 этапов:
- Сбор предварительных данных об ученике, их анализ;
- Диагностика с использованием методик;
- Сопоставление результатов первого и второго этапов;
- Выбор необходимого педагогического воздействия;
- Правильное построение работы с учеником
II Работа по устранению этих причин.
Воспитатель группы продленного дня может и должен включаться в коррекционную работу.
Как было сказано выше, неуспевающих детей можно разделить на 2 группы:
- дети с ослабленным здоровьем;
- дети с психологическими причинами
Понятно, что дети 1 группы пропускают много уроков и часто не могут в полной мере овладеть учебным материалом самостоятельно. Необходимы дополнительные занятия с учителем, воспитателем. При выполнении заданий таким учащимся требуется уделять больше внимания. Ориентировать их на изученный ранее материал.
Дети второй группы нуждаются в специальных занятиях по развитию памяти, внимания, развития речи, расширения кругозора.
В книге Г. Мониной, Е Панасюк «Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником» разработан тренинг эффективного взаимодействия с такими учениками, приводятся игры, в которые можно играть на уроках и переменах, после уроков. Тренинг направлен на сплочение детей, отработки навыков командного взаимодействия, повышения самооценки отдельных учащихся.
Для развития памяти и внимания можно использовать различные игры, которые будут полезны всем детям.
Я использую в своей работе такие:
- найди отличия
- повтори узор
- угадай, что исчезло, что появилось
- кто быстрее (в тексте зачеркнуть 1 или несколько одинаковых букв )
- найди ошибки
Физкультминутки:
- запретное движение
- топ – хлоп (даются фразы, понятия, дети на правильный вариант хлопают, на неправильный топают)
Приемы мнемотехники (воспитатель Николаева Н. И.):
Игра «Кто больше» - развитие зрительной памяти, мыслительных процессов, восприятия.
Дети за 10 – 15 секунд должны запомнить, как можно больше окружающих предметов одного размера или формы, цвета, в названиях которых 2 слога и т.д. Затем они закрывают глаза и перечисляют.
Игра «Прятки» - развивает тактильную память, умение подчинять поведение определенным требованиям)
Несколько мелких предметов ребенок с закрытыми глазами ощупывает двумя руками. Позже эти предметы помещаем среди других, ребенок должен узнать.
Игра «Пары слов» - помогает освоить приемы запоминания, развивает умение связывать слова по смыслу, объединять их.
Яма лопата
Груша ваза
Конфета друг
Корабль море.
Очень важно развивать речь детей. Для ее развития необходимы:
- упражнения на развитие мелкой моторике руки (штриховка, разукрашивание, лепка, гимнастика для рук)
Приведу примеры такой гимнастики.
- Сжать кисть в кулак, большой палец сверху прижимает 4 остальных. Затем, 4 пальца прижимают большой (10 – 15 раз).
- Круговые движения каждым пальцем в отдельности.(8 раз).
- Сгибание пальцев в ногтевых и средних фалангах (20 – 25 раз).
- Сведение и разведение пальцев (16 – 18 раз).
- Поочередное поднимание каждого пальца (5 раз).
- Поочередное поднимание каждого пальца и движение им вправо, влево.
- Пальцы разведены врозь. Начиная с мизинца последовательно согнуть все пальцы в кулак. Также последовательно разогнуть, начиная с мизинца. (10 – 12 раз).
- Большой палец приведен к ладони. Одновременно согнуть 4 пальца и отвести большой. (14 – 15 раз).
- Пальцы разведены и опираются на стол. Статическое напряжение мышц кисти (54 – 7раз).
- Большой и указательный пальцы опираются о стол. Упражнение «шпагат».
- игры со словами
- использование приемов мнемотехники.
Хорошее упражнение, когда дети, слушая рассказ , рисуют отдельные предметы. Затем по этим предметам восстанавливают весь текст.
Для расширения кругозора провожу следующее:
- беседы (о природе, по этике, по истории, о знаменательных датах и т.д.);
- праздники (совместно с учителем или без);
- чтение и обсуждение книг, знакомство с писателями;
- разгадывание загадок и рисунки к ним;
- составление кроссвордов.
Коррекционная работа помогает детям стать уверенными в себе и успешными. Задача педагогов, наша задача, – помочь им в этом.
Литература.
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Г. Монина, Е Панасюк «Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником» .Издательство “Речь”, Санкт – Петербург, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательной работы в группе продленного дня (3 класс)
План воспитательной работы в группе продленного дня.В плане отражены воспитательные мероприятия, которые проводятся в течение учебного года с учащимися 3 класса....
План работы в группе продленного дня.
План воспитательной работы в группе продленного дня для 3 класса на 2011-2012 учебный год....
Рассуждение о работе воспитателя группы продленного дня.
Часто люди не хотят работать в группе продленного дня. Бытует мнение, что это неблагодарный труд. Дети не умеют себя вести и если в первой половине дня они как-то ...
Новые подходы к планированию воспитательной работы в группе продленного дня
Здесь вы можете найти структуру плана воспитательной работы ГПД, использование личностно-ориентированного подхода...
Планирование воспитательной работы в группе продленного дня
Тема: "Игровая деятельность – как средство реализации здоровьесберегающих технологий».Цели: развитие мелкой моторики рук при работе с бумагой, пластилином, солёным тестом и с другим подручным ма...
Статья на тему «Организация исследовательских работ в начальной школе в рамках воспитательной работы». Составил работу воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна, школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.
Навыки исследовательской работы в начальной школе, как метод и организация маладших школьников....