Статья на тему «Организация исследовательских работ в начальной школе в рамках воспитательной работы». Составил работу воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна, школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.
статья (3 класс)
Навыки исследовательской работы в начальной школе, как метод и организация маладших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Организация исследовательских работ в начальной школе в рамках воспитательной работы». Составил работу воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна, школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.
В связи с необходимостью перехода от традиционного образования к образованию, инновационному, реализующему ФГОС возникает необходимость перехода на новые формы и методы обучения с использованием в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Приоритетной целью ФГОС в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ученика нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относятся исследовательская деятельность в воспитательной работе.
Каждое исследование ученика должно быть подчинено определенным этапам:
- Формирование проблемы, обоснование актуальности темы
- Постановка цели и конкретных задач
- Определение объекта и предмета исследования
- Выбор метода проведения исследования
- Описание процесса исследования
- Обсуждение результатов
- Формирование выводов и оценка результатов.
Исследовательская деятельность определяется стандартом как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Исследование - это бескорыстный поиск истины или неизвестного, выдвижение гипотез и теорий, их проверка в виде эксперимента или теоретически. Цель исследовательской деятельности является уяснение сущности явления, истины, открытий новых закономерностей. Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Методы и приемы исследования формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать нужную информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
В организации исследовательской деятельности должны учитывать возрастные психолого- физиологические особенности детей младшего школьного возраста, а именно:
- Учет возрастных особенностей учащихся
- Темы работ выбираются из содержания учебных предметов
- Учет познавательных интересов ребенка
На занятиях дети знакомятся с перечисленными процессами проведения исследовательской работы. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности, создании презентаций. Постижение каждого нового умения предполагает выбор самостоятельного объекта исследования, нахождение и обрабатывание материала, анализирование и систематизирование полученной информации. Целесообразно в процессе работы над темой проводить экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших детей, родителей, коллег - педагогов и руководителей). Систематически организованная работа по обучению ребенка исследовательской деятельности позволяет ребенку без затруднений выполнять поставленные задачи и ведет к глубокому и прочному усвоению материала.
Опыт работы свидетельствует, что в использовании исследовательских методов в начальных классах эффективна определенная последовательность: от недолговременных однопредметных исследований к долговременным, межпредметным, от личных исследований к групповым и общеклассным. В исследовательской деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы:
- Мотивационный
- Планирующий
- Информационно-операционный
- Рефлексивно-оценочный
Степень активности учащихся и учителя на разных этапах разная. В учебном исследовании ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений, навыков исследовательской деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного исследования, степень активности, самостоятельности можно представить по-разному. Но на последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу самим сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые и поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
В процессе исследовательской деятельности формируются следующие умения и навыки:
- рефлексивные умения- умение отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?»
- Поисково-исследовательские умения
- умение самостоятельно генерировать идеи, изобретая способы действия и привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно находить недостающую информацию и у эксперта;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Навыки оценочной самостоятельности
- Умения и навыки работы в сотрудничестве
- умение осуществлять коллективное планирование;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умение оказывать взаимопомощь в группе при решении общих задач;
- навыки делового общения;
- умения находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
- Коммуникативные умения
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки устного опроса.
В ходе исследований у младших школьников формируется представление о своих возможностях. Ученик учится рисковать, выигрывать, проигрывать, идет самоутверждение. И всегда приятно услышать в конце работы от ученика: «у меня возникла идея по новой теме…..».
Актуальность организации исследовательской работы у младших школьников обосновывается необходимостью подготовки эрудированных учащихся, грамотных, вооруженных навыками пользования исследовательскими технологиями в такой степени, в какой это им будет необходимо для активной творческой и общественной деятельности, для дальнейшего самостоятельного изучения разнообразных видов технологий после окончания школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие в группе продлённого дня: «Колобок. Музыкальная сказка » воспитателя группы продленного дня ГБОУ СОШ № 354 Московского района г. Санкт – Петербурга Аввакумовой Альфии Умаровны
Музыкальная сказка " Колобок" поможет моим коллегам разнообразить досуг учащихся в группе продленного дня...
Православные храмы Приморского района города Санкт - Петербурга
Знакомство учащихся, родителей и педагогов с православными храмами города Санкт - Петербурга (адреса, история, служения)....
Презентация на тему"Организация исследовательской деятельности в начальной школе как одно из условий развития личности школьника"
Учитель раскрывает понятие исследовательской деятельности, её этапов и показывает, как это реализуется на практике в начальной школе...
План работы по самообразованию воспитателя группы продленного дня Свойкиной Татьяны Валерьевны Тема: «Нравственное воспитание учащихся путем приобщения к народным промыслам»
План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год воспитателя ГПД Свойкиной Татьяны Валерьевны...
Конспект исследовательского занятия в 3 классе на тему «Чудо природы – Солнечный камень». Составил воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна. Школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.
Исследование свойств янтаря...
Заслуженные работники и ветераны пожарной охраны, ВДПО Пушкинского района города Санкт-Петербурга
Потушить костёр или даже загоревшееся полотенце на кухне может любой из нас. Но когда речь идёт о полномасштабном пожаре - тут в бой со стихией вступают отважные профессионалы. Название им - пожарные....
Мастер-класс на тему "Организация исследовательской деятельности в начальной школе"
Знакомство участников мастер - класса с основными теоретическими аспектами организации исследовательской деятельности учащихся....