Новые подходы к планированию воспитательной работы в группе продленного дня
материал по теме

Быкова Светлана Алексеевна

 

Здесь вы можете найти структуру плана воспитательной работы ГПД, использование личностно-ориентированного подхода 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikaciya_bykovoy._doc.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

 К.Маркс писал: «Пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове». Без предвидения и предвосхищения ситуации  будущего трудно целенаправленно и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось планирование. И сейчас трудно представить жизнь школы без перспективного и календарного плана, без плана подготовки мероприятий, без плана работы с детьми и родителями, без плана воспитательной работы.

Планирование позволяет уменьшить долю неопределенности и упорядочить протекание педагогических процессов в воспитании и обучении школьников.

Педагогическое планирование затрагивает различные сферы и стороны жизнедеятельности школы, в том числе и воспитательную работу.

Под планированием воспитательной работы в группе продленного дня следует понимать процесс совместной деятельности воспитателя, детей и взрослых по определению целей, содержания  и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности сообщества, организаторов и участников намеченных дел, сроков их проведения.

За последнее время в школе сложилась своя воспитательная система, где основное внимание уделяется созданию условий для формирования интеллектуально развитой, нравственно и физически здоровой личности. В связи с этим были пересмотрены подходы к планированию воспитательного процесса. Составление планов строится с учетом личностно ориентированного подхода и здоровьесберегающих технологий.

Личностно ориентированный подход нацелен, прежде всего, на раскрытие и развитие личности каждого ребенка, его самобытной индивидуальности. Необходимо исходить из потребностей детей, поэтому функции воспитателя заключаются в следующем:

- забота о здоровье детей;

- забота об их успешности в сфере учения;

- забота о развитии культуры общения в детской среде;

- забота о нормальной социализации детей;

-забота о становлении индивидуальности каждого ребенка и его готовности к жизненному определению.

Забота воспитателя побуждает детей к заботе друг о друге, о своих близких и даже незнакомых людях.

При планировании необходимо учитывать следующие принципы личностно ориентированного подхода:

- самоактуализации  - в каждом ребенке существует потребность в актуализации и развитии своих возможностей и способностей, воспитатель ему должен в этом помочь;

- индивидуальности – каждый ребенок должен быть самим собой;

- субъектности – надо помочь ребенку стать субъектом жизнедеятельности сообщества;

- выбора – какой я сделал выбор, таким человеком стал;

- творчества и успеха;

- доверия и поддержки.

По своей структуре план традиционный. Он состоит из следующих разделов:

- анализ воспитательной работы за прошедший год;

- цель, задачи;

- основные направления и дела;

- индивидуальная работа с учащимися;

- работа с родителями;

- работа с педагогами;

- изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в группе продленного дня;

- социальный паспорт группы: сведения о родителях, список членов родительского комитета, сведения о занятости в кружках и секциях и другое.

Анализ работы за прошедший год является основой для планирования воспитательной работы на последующий период. Без анализа пережитого опыта совместной деятельности и общения, определения достижений и выяснения слабых мест в воспитательном процессе в группе без понимания социальных процессов, выявления тенденций личностного развития учащегося невозможно наметить новые ориентиры, определить приоритетные направления, выбрать формы и методы работы. Нередко мы испытываем затруднения в написании проблемно-ориентированного анализа. Для этого существуют определенные схемы, пока не выработается своя специфика анализа.

Проблемно-ориентированный анализ предполагает целостный анализ воспитательного процесса: цель, содержание, приемы, формы и методы, результаты деятельности, проблемы и противоречия, а также развитие личности ребенка, личностные достижения учащихся, становление и проявление индивидуальных особенностей.

Исходя из проблем, ставлю цель (ожидаемый результат деятельности) и задачи, направленные на достижение цели.

Для меня важно, чтобы в планировании участвовали и дети, и родители. Как только сформирован состав группы, раздаю анкеты.

Примерное содержание анкеты:

Какое мероприятие тебе понравилось в прошлом году, почему?

В каких делах ты бы хотел(а) поучаствовать?

Что бы мне хотелось провести в этом году?

Для учащихся 4 -5 класса использую «Незаконченный тезис»:

Больше всего меня волнует…

Мне кажется, что нам надо обсудить…

Можно использовать методику «Строим свой дом»

На ватмане рисую контур дома. Из цветной бумаги делаю столько квадратиков, сколько учащихся в группе. Строим дом из этих квадратиков, но при этом каждый воспитанник предлагает мероприятие или дело, чтобы жить в доме было интересно.

Дети предлагают чаще всего увеселительные мероприятия. Это их естественный мир.

Самый сложный раздел плана – «Индивидуальная работа с учащимися».  В этом разделе содержится  такой пункт: «Содействие ребенку в проявлении индивидуальности». Он включает в себя организацию воспитательных дел, направленных на представление интересов учащихся и презентацию их личных достижений. Это и персональные выставки, и спортивные выступления, и мероприятия состязательного характера.

Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество воспитателя с родителями. Сделать родителей активными участниками воспитательного процесса – это важная задача воспитателя.

Успешность воспитательной работы в ГПД напрямую зависит от правильно составленного плана работы, от  личности воспитателя, его способности  к позитивному общению с детьми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование воспитательной работы в группе продленного дня

Тема: "Игровая деятельность – как средство реализации здоровьесберегающих технологий».Цели: развитие мелкой моторики рук при работе с бумагой, пластилином, солёным тестом и с другим подручным ма...

Планирование воспитательной работы в группе продленного дня

Тема: "Игровая деятельность – как средство реализации здоровьесберегающих технологий».Цели: развитие мелкой моторики рук при работе с бумагой, пластилином, солёным тестом и с другим подручным ма...

Календарно- тематическое планирование воспитательной работы в группе продленного дня в 3 классе

Аннотация:Календарно-тематическое планирование воспитательной работы в группе продленного дня в коррекционной школе VII вида. Каждая неделя чередуется тематикой в соответствии с ФГОС.Понедельник ...

Статья " Планирование воспитательной работы в группе продленного дня"

Планирование воспитательной работы в группе продленного дня на основе выбора приоритетных направлений воспитательной работы....

Планирование воспитательной работы в группе продленного дня.

Планирование воспитательной работы -значимое звено в общей системе деятельности педагога.  Планирование -это организация  учебного процесса, в котором главное место отводится активной и...

Статья "Планирование воспитательной работы в группе продленного дня"

ГПД по-прежнему занимает большую роль в организации воспитательной работы школы. Главная цель ГПД  - создание условий для полноценного развития личности школьника: развитие эмоций. творческих спо...

Статья " Роль портфолио в планировании воспитательной работы в группе продленного дня"

В данной статье раскрывается роль портфолио для повышения самооценки учащихся...