Классный час на тему: «Милосердие. Нужно ли оно в наше время?»
классный час (4 класс) по теме
Этот материал можно использовать при проведении классных часов и внеклассных мероприятий в 4 классе. Он помогоает глубже раскрыть содержание понятия "милосердие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час на тему: «Милосердие. Нужно ли оно в наше время?» | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему:
«Милосердие. Нужно ли оно в наше время?»
Цели:
1.Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.
2. Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность», а также развитию нравственного самопознанию.
3.Усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.
Задачи:
- помочь учащимся раскрыть содержание понятия «милосердие».
- формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла.
- развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формировать умение совместно работать в парах;
- способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
- воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.
Оборудование: презентация , проектор, листы ватмана, краски.
Технологии: технология проблемного обучения, информационные технологии, групповая технология.
Содержание классного часа.
Красиво жить не запретишь
И с Божьей помощью быть может,
Ты где-то, в чем-то победишь,
И верю, Бог тебе поможет!
Поможет Он тебе любить,
Быть добрым, честным и бесстрашным,
Добро на всей земле дарить
И жить в гармонии, в мире нашем!
Я знаю, много есть всего,
Чего бы ты хотел увидеть.
Я знаю, есть добро и зло,
Есть те, кого можно обидеть!
Есть те, кто обижал тебя,
Весь мир ты можешь упрекать.
Поверь, всем надо жить любя.
Поверь, надо уметь прощать!
Учитель. Добрый день, ребята! Как прекрасно, что человек живет не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать.
Скажите, а какие качества вы больше всего цените в людях?
Дети зачитывают свои списки положительных качеств. Из ответов учащихся преобладают качества: доброта, забота, помощь, человечность и т.д.
Тема нашего классного часа «Милосердие .Нужно ли оно в наше время?» (слайд 1 )
Учитель: Что же такое милосердие? Как вы думаете? (отвечают дети)
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие».
(определение напечатано крупным шрифтом)
Назовите слова близкие по значению к слову милосердие (например: чуткий, отзывчивый, внимательный).
(слайд 2 )
Милосердие это сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку;
противоположность милосердия — равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие.
(слайд 3 )
( схема на доске в виде солнца, лучи которого согревают нас) давайте сейчас дадим имя каждому солнечному лучу из тех слов, что вы назвали Итак..
Вот сколько понятий включает в себя всего одно слово, но какое слово.
Творческое задание «Солнце человечности»
Разделите детей на группы, раздайте им по листу ватмана и попросите их нарисовать солнце человечности. Каждый участник группы рисует на солнце свой луч и подписывает на нем имя человека, который в трудную минуту жизни отнесся к нему по-человечески. Затем ребята по очереди рассказывают о своих лучах. Из работ делается выставка: «Солнце человечности».
Однажды учёные спросили многих людей: скажите, пожалуйста, каким характером вы бы хотели обладать?
Большинство ответило: «Я хотел бы быть твёрдым, решительным»
- А вы? (вопрос к ребятам?)
Тогда спросили людей: «А какими вы хотели бы видеть других?»
И почти все ответили: добрыми, милосердными.
- А вы? (вопрос к ребятам?)
• Термин «милосердие», к сожалению , непопулярен сегодня. «Сестра милосердия», «брат милосердия» в словаре даны как устаревшие сочетания слов.
- «Вернёмся» и мы на столетие назад.
(слайд 4 )
- СЕСТРЫ милосердия. Медицинские сестры. А чаще просто "сестрички"...
- Сколько людей на протяжении веков были обязаны им своей жизнью! К его формированию приложили руку крестоносцы-госпитальеры, кардинал Ришелье, Николай Пирогов, знаменитый врач Федор Гааз, многие другие известные люди.
- О действиях сестер милосердия прекрасно рассказал в своих "Севастопольских рассказах" Лев Толстой. 68 из прибывших на фронт женщин были награждены медалью "За оборону Севастополя ".
(слайд 5 )
Основоположницей современного сестринского дела являлась
Флоренс Найтингейл - ангел милосердия.
(слайд 6 )
В 1854 г. Великая княгиня Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия, которых готовили для работы в военных госпиталях осажденного Севастополя.
Российский Красный Крест - неотъемлемая часть международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, которое объединяет свыше 500 миллионов человек в 181 стране мира, в т.ч. - Международный Комитет Красного Креста и Международную Федерацию обществ КК и КП, 181 национальное общество КК и КП, 77 миллионов членов обществ, 20 миллионов добровольцев. Ежегодно 233 миллиона человек становятся получателями помощи Красного Креста.
(слайд 7 )
Представители Царского Дома тоже участвовали в движении сестер милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Федоровна и четыре Великие Княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители Дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность.
Фрагмент документального фильма «Княгиня милосердия»
(слайд 8 )
С.Есенин для императрицы Александры Федоровны Романовой написал такие строки:
- В багровом зареве закат шипуч и пенен,
Березки белые горят в своих венцах.
Приветствует мой стих младых царевен
И кротость юную в их ласковых сердцах.
Где тени бледные и горестные муки,
Они тому, кто шел страдать за нас,
Протягивают царственные руки,
Благословляя их в грядущей жизни час.
На ложе белом, в ярком блеске света,
Рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть…
И вздрагивают стены лазарета
От жалости, что им сжимает грудь.
Все ближе тянет их рукой неодолимой
Туда, где скорбь кладет печать на лбу.
О, помолись, святая Магдалина,
За их судьбу.
(слайд 9 )
Мать Тереза (имя в миру — Агнес Гонджа Бояджиу) католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации
"Сестры Миссионерки Любви", занимающейся служением бедным и больным.
(слайды 10 - 11 )
В ХХ веке она стала не просто символом милосердия, но вместе со своими последовательницами являла реальную силу, с которой нельзя было не считаться. Ею восхищались, перед ней преклонялись, ее боготворили.
(слайды 12 - 15 )
Но вот беда – все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тысяч брошенных детей при живых родителях – результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле, как будто это стало делом привычным.
Да, время жестоко. Многие люди живут в бедности, даже в нищете, многие взрослые не имеют работы, алкоголизм, наркомания. И очень много жестоких людей. Как теперь жить? В страхе забиться в угол? Самому стать жестоким, уверяя себя: «Если все люди злые, то и я буду таким же».
Нет, нет и нет! Мир всегда был жестоким, но всегда были люди, которые не ожесточались в ответ и старались быть добрее, старались любить людей и любить свой мир, свой век, своё время – потому что это же наше время, другого для нас не будет.
Учитель. Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется прежде всего отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, стремлением помогать людям в несчастье.
Вопросы для беседы.
Стоит ли в наше время быть милосердным?
Кому милосердие и сострадание нужнее всего?
Стоит ли рассказывать всем о своих милосердных поступках и ждать за них благодарности?
Можно ли упрекать других людей за то, что они не проявляют милосердия?
Легко ли вам проявлять милосердие, к кому и в каких ситуациях?
Есть ли люди не достойные милосердия?
Творческое задание «Оазис милосердия»
Представьте, что каждый милосердный поступок превращается в цветущий оазис в пустыне. Нарисуйте такой оазис и расскажите, что должно измениться на земле, чтобы все пустыни превратились в оазисы, и возможно ли это.
Музыка « Маленького принца»
(слайды 16 - 21 )
Как не вспомнить слова Маленького принца «Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили»
Запись песни «Котёнок.»(отрывок)
(слайды 22 - 26 )
"Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире".
Зигфрид Ленц
Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.
(слайд 27 )
У врат обители святой
Стоял просящий подаянье
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Когда лишь хлеба он просил,
А взор являл живую муку,
Но кто-то камень положил
В его протянутую руку.
(слайды 28 - 31 )
Помогать нужно всем, кто просит и ждет нашей помощи. Всем тем, кто обделен вниманием. И тут не надо раздумывать и пытаться выстроить в своем сердце «очередность». Помогать нужно до тех пор, пока есть такая возможность и силы. И не обманывать себя мыслью, что не уверен в своих силах, а потому лучше уж и совсем не начинать. Даже если мы пришли в больницу или детский дом всего только несколько раз, а потом поймем, что это нам не под силу — главное, что первый шаг уже сделан, и это, возможно, изменит чью-то жизнь .
Твердо верьте, добро живет, ПОКА ЕСТЬ ЛЮДИ НА ЗЕМЛЕ.
(слайд 32 )
- Милосердие - путеводная звезда человечества
«Не жертвы я хочу, но милости» - заповедовал Христос.
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят…»
(слайды 33 -39 )
Как мало нужно человеку для счастья . Да и счастье оно такое разное.
Самое главное чтобы человек знал, что кто-то есть рядом и он поможет.
Ведь мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы её получим.
Творческое задание «Проект помощи»
«Люди во всем мире могут выглядеть по-разному, принадлежать к разным вероисповеданиям, могут получать разное образование и находиться на разных ступенях социальной лестницы, но все они одинаковы. Все они люди, которых надо любить и которым надо помогать, если они нуждаются в нашей помощи».
Ребята делятся делятся на группы. Каждая группа должна составить проект деятельности благотворительной организации. Дети должны написать: как будет называться их организация; кому она будет помогать; на каких условиях в ней будут работать люди; кто ее будет финансировать; ее основные принципы и т.д.
После того как представители групп расскажут о своих проектах, дети обсуждают, какой из них и как можно осуществить в рамках школы.
Можно предложить ребятам составить собственный план деятельности в рамках благотворительного проекта.
Вместе с педагогом дети обсуждают свои планы и составляют общий план деятельности. Затем «Проект помощи» вывешивается на стенд, и ребята приступают к его осуществлению.
(слайды 33 -39 )
Мы заканчиваем классный час.
И я вам советую: вечером, перед тем, как уснуть, подумайте: кого я сегодня простил? Чего от меня стало сегодня в мире больше – злобы или милости?
И закончить классный час я хотела бы следующими стихами, вдумайтесь в них, проникнитесь ими:
(слайды 40 - 42 )
У милосердия порою много лиц…
И странно видеть в чём оно одето…
Но, главное ведь в нём не это,
А удивительно, что нет ему границ !!!
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть нашей жизни оправдание.
Список рекомендуемой литературы
Инновационные технологии в воспитательном процессе: методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений / Чанилова Н.Г., Дворцова Н.Б., Полякова Н.А., Домникова СВ. - Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008.
Коваленко Н.С. Актуальные проблемы России: что мы можем сделать. - Брянск: Курсив, 2001.
Ю.Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. - М., 2002.
Современное образование: от традиций к инновациям: Сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Н.Г. Чаниловой, И.А. Ушаковой. - Саратов: «Научная книга», 2008.
Умняшова И. Акция «Самый культурный класс» // Воспитание школьников. - 2005. - № 8.
Шутова В. Педагогическая мастерская по теме «Милосердие» // Воспитание школьников. - 2005. - № 8.
Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. - М., 1997.
Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю., Савченко А.П., Осипова Е.А. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему `Милосердие`
Разговор с учащимися.Тема:»Милосердие… Нужно ли оно в наше время?Цели: 1. Расширить знания детей о милосердии.2. Формировать у учащихся нравственные качества милосердие, доброту; выявить представление...
Классный час по теме "Милосердие" 2 класс
Познакомить с понятием «милосердие». Воспитать стремление помочь окружающим. Развивать умение уважать другие точки зрения, быть терп...
Классный час на тему: "Милосердие"
Цель: формирование у обучающихся способности сознательно выстраивать отношение к себе, к другим людям, к обществу.Задачи: раскрыть понятие «милосердие»; организовать критическое...
Классный час на тему «Милосердие»
Речь о главном враче Кировской области Шулятьеве....
Классный час на тему: "Милосердие"
Классный час на тему: "Милосердие"...
Классный час "Милосердие. Нужно ли оно в наше время?"
quot;Милосердие. Нужно ли оно в наше время?"...