Проект занятия«Огонь. Танец огня. Огненный танец» по программе дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно-эстетического направления.
план-конспект занятия (2 класс) по теме
Проект занятия по развитию выразительных (экспрессивных) движений. Блок «Стихии». Занятие 4. «Огонь. Танец огня. Огненный танец».
В представленном занятии интегрируются все три направления программы дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно-эстетического направления: музыкальное, хореографическое и блок развития экспрессивно – двигательных навыков и способностей учащихся (выразительных движений).
Цель: развитие творческих способностей детей и формирование интереса и уважительного отношения к культуре других народов.
Задачи:
· Знакомство с характером испанской музыки, особенностей пластики испанского танца, костюмом испанских танцовщиц.
· Развитие коммуникативных умений: умения использовать выразительные движения при выполнении этюдных упражнений;двигаться в группе, в паре.
· Развитие двигательных умений: свободно владеть мышцами обеих рук;свободно перемещаться в пространстве по сигналу преподавателя; умения самостоятельно создавать статическую форму с эмоциональной окраской.
· Развитие творческих способностей через движение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_tanec_ognya_kulikovskaya_o_p.docx | 30.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект занятия по программе дополнительного образования
«Оранжевые нотки» художественно-эстетического направления (Блок развития выразительных движений – кружок «Пластика»).
Куликовская О.П., учитель начальных классов, классный руководитель 3 «е» класса МАОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов № 118 Московского района г. Нижнего Новгорода.
Проект занятия по развитию выразительных (экспрессивных) движений. Блок «Стихии». Занятие 4. «Огонь. Танец огня. Огненный танец».
Вступление.
Гражданин – человек, служащий Родине, народу, заботящийся об общественном благе, подчиняющий свои интересы общественным, т.е. человек с активной жизненной позицией. Действительно будущее наших детей напрямую зависит от того, смогут ли они приобрести необходимые знания, умения, навыки, занять активную позицию в жизни, развиваться и самореализовываться в условиях школьной и внешкольной деятельности. Первостепенной задачей в развитии личностных характеристик учащихся является формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. А так же формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов, других стран. Решить эти задачи помогает программа музыкально – эстетического развития, которая реализуется на базе 3 «е» класса МАОУ СОШ № 118 города Нижнего Новгорода. Огромное внимание в этой программе уделяется развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Актуальность программы обусловлена и тем, что на современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения. Это повлекло за собой повышение интереса к созданию и реализации программ сориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей.
Программа состоит из трёх блоков: музыкального, хореографического и блока развития экспрессивно – двигательных навыков и способностей учащихся (выразительных движений). Учащиеся в ходе занятий не только развивают творческие способности и совершенствуют вокальные, драматические и хореографические навыки, но и знакомятся с культурой разных народов. Ансамбль «Смайлик», созданный на базе моего класса является активным участником районных и школьных мероприятий: концерты, посвящённые «Дню Победы», «Дню Матери», «Дню учителя»; спектакли об Отечественной войне 1812 года и Нижегородском ополчении, Нижегородской ярмарке и др..
Представляю занятие, в котором интегрируются все три направления данной программы.
Цель: развитие творческих способностей детей и формирование интереса и уважительного отношения к культуре других народов.
Задачи:
- Знакомство с характером испанской музыки, особенностей пластики испанского танца, костюмом испанских танцовщиц.
- Развитие коммуникативных умений: умения использовать выразительные движения при выполнении этюдных упражнений;двигаться в группе, в паре.
- Развитие двигательных умений: свободно владеть мышцами обеих рук;свободно перемещаться в пространстве по сигналу преподавателя; умения самостоятельно создавать статическую форму с эмоциональной окраской.
- Развитие творческих способностей через движение.
Оборудование:диапроектор, белый экран, платки, красные перчатки
(по количеству детей), музыкальное сопровождение для изображения свечи, костра, полета искр, танца огня (выбор музыки - по желанию).
Ход занятия.
I. Вводная часть
Дети в зал входят рядами: мальчики и девочки.Выполняются перестроения парами, четвёрками, приветствие – поклон под музыку «Пасодобль».
Учитель: Как называется этот танец? Из какой страны он пришёл? Как вы можете охарактеризовать эту музыку? Какую стихию на ваш взгляд олицетворяет этот танец? (Ответы детей: Испания, Италия. Выясняем, что это испанский танец, который олицетворяет сражение быка и тореадора. Музыка чёткая, ритмичная, энергичная, жёсткая, страстная, горячая, пламенная. Похожая на ветер или огонь.)
Учитель: Предлагаю начать занятии с повторения игры стихии. Дети образуют круг. Проводится игра «Стихии».
Играющие стоят по кругу, ведущий (преподаватель) договаривается с ними, что если он скажет «Земля», все должны сесть на корточки, обхватив колени руками, голову положить на колени; если слово «Вода» - руки в стороны, волнообразные движения вверх-вниз; «Воздух» - круговые движения руками вперед с небольшими приседаниями; «Огонь» - руки перед собой, импульсы кистями вверх, поочередно. Дети разбегаются и по сигналу преподаватель (огонь, вода и т.д.) выполняют соответствующие движения и разбегаются снова. Играем несколько раз.
II. Основная часть (проводится на ковре).
- «Какой бывает огонь?» преподаватель с детьми беседует о том, какой бывает огонь.
Учитель: Чтобы лучше понять движения языков пламени, пластику, характер огня посмотрим на его изображение. Вслушайтесь в музыку, она поможет вам создать образ огня. (Презентация: звучит музыка Manuel' deFal'ya «Ритуальный танец») Какой же бывает огонь? (Ответы детей: игривый, горячий, опасный, жестокий, мирный; Мне представляется картина, как огонь сначала разгорается, охватывает всё вокруг и полыхает жарким пламенем и т.д.) Методические рекомендации. Очень важно послушать, что говорят дети, какие слова для описания огня они используют, говорят целыми предложениями, или отдельными словами.Затем преподаватель предлагает детям изобразить эмоциональные статические образы.
Учитель: поработаем над мимикой и жестами. Я предлагаю вам изобразить такие ситуации: « Сидят у костра, греются».
Выразительные движения: подносим к воображаемому огню руки, на лице улыбка.Чтобы создать ощущение, что дети находятся у костра, преподаватель может предложить детям небольшие высказывания, например: «Вот как тепло!»; «Ух, хорошо!»; и т.д.
Костер разгорелся. Он большой. Стало жарко.Выразительные движения: сидя, расслабленная поза, делаем вид, что растёгиваем воротник, обмахиваемся. Слова высказывания: «Как жарко!»; «Я хочу пить!»; «Очень жарко!».
Очень большой костер. К нему близко подходить опасно.Выразительные движения: Отходим от воображаемого костра. На лице - тревога, рука перед собой - загородиться от костра. Высказывания: «Очень большой огонь!»; «К нему подходить опасно!»
2.Учитель: Сегодня мы попытаемся изобразить огонь. Начнём с самого маленького огонька, пламени свечи. Не забудем что трепетное и лёгкое, может в любую минуту погаснуть. Посмотрим на изображение свечи и постараемся повторить. (Презентация: изображение пламени свечи и музыка оркестра Поля Мариа)
«Свеча». Луч диапроектора направляем на экран или на светлую, однотонную стену и преподаватель показывает с помощью движений кисти пламя свечи, а дети должны догадаться, что это такое. После того, как дети догадались, преподаватель предлагает им изобразить огонек по показу.
Выразительные движения: рука перед собой, кисть расположена пальцами вверх. Сначала плавные движения пальцами. Затем волнообразное движение кистью от пальцев вправо-влево, движение кистью от запястья.
После того, как дети выполнили задание и правой, и левой рукой, преподаватель включает диапроектор (звучит музыка) и предлагает изобразить свечу сначала двоим, чтобы лучше было видно создаваемый образ, а затем всем вместе, но расположиться так, чтобы дети не «перекрывали» друг друга.
3.Учитель: Ну а теперь попробуем изобразить целый костёр, каждый из вас превратится в язык пламени, разбиваемся на группы по 6 человек, образуем круг. «Костер». Дети сидят в кругу на коленях, преподаватель раздает детям красные перчатки. Задание выполняется по показу. Сначала он рассказывает о том, как возникает костер, как появляются маленькие язычки огня, они разрастаются, увеличиваются, и костер становится большим, но потом дрова сгорают и огонь становится меньше, меньше, и только искры разлетаются в разные стороны.
Выразительные движения:сидя на полу, руки перед собой, плавные движения пальцами. Затем кисти ставим пальцами вверх: сначала двигаем пальцами из стороны в сторону, затем волнообразное движение каждым пальцем, постепенно к этому движению подключается кисть. Двигаем обе кисти навстречу друг другу. Следующее движение: поочередное поднимание кисти вверх с небольшим замиранием в верхней точке движения. Следующее движение: включается вся рука, поочередное быстрое поднимание и опускание рук, после 3-4 движений надо встать.
Следующее движение стоя. Для изображения разгоревшегося костра можно использовать приседание с движениями рук, наклоны вперед вправо, влево с движениями рук и движение по кругу.Методические рекомендации. Все двигаются в группе, когда движения выполняют все вместе, создается ощущение разгоревшегося костра. Движение выполняется сначала без музыки, а затем под музыкуManuel' deFal'ya.
После показа, преподаватель вместе с детьми выполняет все движения. Когда «костер затухает» дети медленно опускаются на пол.
III. Заключительная часть
1. Расслабление. Дети в расслабленных позах сидят или лежат на полу. Преподаватель включает музыку и предлагает детям вслушаться, представить картины.
2. Учитель: Сейчас я предлагаю вам опять обратиться к экрану, вслушаться ещё раз в музыку испанского танца и подумать: почему его часто называют огненным танцем. (Презентация: картины с изображением испанских танцовщиц фламенко, музыка: Бизе –Р. Щедрин«Кармен – сюита» или П. И. Чайковский «Испанский танец») Какая музыка? Что услышали? С чем можно сравнить?(Ответы детей: музыка яркая, страстная, огненная, жаркая, как огонь, ритмичная; слышим звук кастаньет, дробь туфель.) Обратите внимание на костюм танцовщицы, движение платка напоминает языки пламени. Этот танец появился как смешение танцевальной культуры разных народов: индийцев, мавров, евреев. Особое влияние оказали танцы испанских цыган, огонь в жизни которых играл важную роль. Пластика рук напоминает движение языков пламени. Это танец свободы и борьбы гонимых народов, поэтому в нём столько чувств, страсти. Кто попробует изобразить свой танец под эту музыку. (Дети пробуют станцевать, используя пластику испанского танца.)
3. «Танец огня». Творческое задание. Дети сидят в кругу. Преподаватель предлагает вспомнить, что они делали на занятии, с музыкой какого народа познакомились, что больше всего запомнилось, предлагает детям послушать незнакомую музыку и придумать как танцует огонь. Задание выполняется самостоятельно. Преподаватель второй раз включает музыку, а дети в движении придумывают танец. В танце детям предлагается использовать лёгкий платок. (Танцуют индивидуально и в группе)
Методические рекомендации. Не обязательно, чтобы дети двигались на протяжении всей музыкальной композиции. Это может быть и 30 секунд, и одна минута, и более - по желанию детей.
4. Заключительное построение. Два ряда. Поклон и перестроения под музыку танца «Пасодобль». Домашнее задание перед зеркалом тренироваться показать пламя свечи и подготовить сообщение об истории танца фламенко.
Литература и информационные ресурсы:
- Вербовская, Е.В., Лебедев, Ю.А., Филиппова, Л.В. Психомоторное и эмоциональное развитие шестилетнего ребёнка средствами выразительных экспрессивных движений: учебное пособие/ Е.В. Вербовская, Ю.А.Лебедев,Л.В.Филиппова. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2007.- 296 с.
- http://www.flamenco-nn.ru
- http://www.belcanto.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Ритмика и танец»
Программа расчитана на 66 часа для учащихся 7-8 лет...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Художественно-эстетическое направление «Пластилиновая фантазия» 2 класс .
В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит...
Программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению « Умелые ручки» для обучающихся 1-х классов
В соответствии с требованиями ФГОС, с учетом пожелания родителей и интересов учащихся, разработана модель внеурочной деятельности по художественно – эстетическ...
Упражнения и игры на развитие эмоциональности. Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления. Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».
Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления.Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».Упражнен...
Рабочая программа "Этика и этикет". Художественно-эстетическое направление.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правил...
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению танцевальный кружок "Детство".
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Программа предназначена для обучающихся 1 класса и рас...
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...