Рабочая программа по внеурочной деятельности. Художественно-эстетическое направление «Пластилиновая фантазия» 2 класс .
рабочая программа (2 класс) на тему
В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества?
Да! И начинать, этот путь нужно с детства.
В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведет к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastilinovaya_fantaziya_vneur._2v_kl.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шеморданский лицей Сабинского муниципального района Республики Татарстан»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» «Согласовано»
Руководитель МО Заместитель Директор лицея методист ИМЦ
руководителя по ВР по начальному образованию
____________________ ________________ _____________ ____________________
Г.Ю. Байгузина И.Т. Кабирова Р.А.Вафин Каримуллина В.Э.
Протокол № 1 от Приказ № 183 от от_______________2012г.
27 августа 2012 г. 31августа 2012г. 31 августа 2012г
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
учителя начальных классов
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Шеморданский лицей Сабинского района РТ»
Закировой Гульназ Идвартовны
Художественно-эстетическое направление
«Пластилиновая фантазия»
2 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №1
от «27» августа 2012 г
2012-2013 учебный год
Учебно-тематическое планирование
по внеурочной деятельности
Класс 2в
Учитель: Закирова Гульназ Идвартовна
Количество часов
Всего 34 часа; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе составительской программы «Пластилиновая фантазия».
Пояснительная записка
В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества?
Да! И начинать, этот путь нужно с детства.
В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведет к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму. Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Программное содержание по лепке включает в себя два раздела.
Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приёмов.
Первый раздел – выполнение более простых изделий- это игрушки и зверушки. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
Второй раздел – выполнение более сложных изделий- это сказки. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются
Цель программы:
- организация досуговой деятельности детей.
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои
новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
- обучение выполнению сборки и оформлению работы.
Задачи:
- совершенствование практических умений и навыков детей при изготовлении
изделий из разных материалов;
- развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
- овладение элементарными трудовыми навыками, способами художественной
деятельности;
- воспитание усидчивости аккуратности, трудолюбия;
- формирование умения работать в коллективе;
- создание условий для самостоятельного творчества;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер;
В результате обучения школьники должны знать:
- названия и назначение инструментов;
-названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование,
применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином
Должны уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь,
проявлять самостоятельность.
Приёмы и методы организации занятий .
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:
игра, труд, учение, общение, творчество.
При определении содержания деятельности учитываются следующие
принципы:
- Учитель для ученика, а не ученик для учителя
- Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск
- Нет пределов совершенствования
- Учёт психофизических особенностей детей
- Создание атмосферы успеха.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная
- групповая
- выставка
Основной вид занятий – практический.
Формой занятий является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.
Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей.
Предлагаемая программа по лепке из пластилина рассчитана минимум на один год.
Количество часов за год составляет 34 часа.
Возраст детей 8-9 лет
Педагогические приемы:
- формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение);
- организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
- стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
- сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнѐрами в увлекательном процессе образования;
- свободного выбора.
Дидактическое и техническое оснащение занятий.
Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом:
индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);
таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; альбомы с образцами, фотографиями.
Материалы, инструменты, приспособления:
Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
2) организация рабочего места
3) повторение пройденного материала
4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
- инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный
- практическая работа
- физкультминутки
- подведение итогов, анализ, оценка работ
- приведение в порядок рабочего места.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии.
Внеурочная деятельность позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Во время занятий нужно делать перерывы для релаксирующих упражнений и пальчиковой гимнастики.
Необходимо хорошо знать особенности каждого ребенка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий.
Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно расположить их.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для занятий лепкой необходимо подготовить рабочие места для учителя и учеников, места хранения оборудования и незаконченных работ учеников.
Основное оборудование:
- нож (стек),
- материал (пластилин) имеется большой выбор пластилина, выпускаемого различными фирмами и обладающего различными качествами и назначением.
Дополнительное оборудование:
заостренные спички или зубочистки, картон, самоклеющаяся цветная плёнка для создания основы под картину небольшие кусочки мягкой тонкой проволоки, картонная коробка для хранения изделий, мягкая чистая тряпка, влажные салфетки, стакан с водой, различные зубчатые колесики для придания поверхности определенной структуры, многогранники, трубочки и др. приспособления. Для выдавливания пластичной массы используем пластиковые медицинские или кондитерские шприцы.
Демонстрационные пособия:
- основным наглядным пособием учителя является цветной рисунок-плакат, изображающий приемы лепки или поэтапную лепку изделия. Также у учителя должны быть лепные программные изделия-образцы. В число наглядных пособий можно включить и лучшие детские изделия.
- большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);
- таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;
- альбомы с образцами, фотографиями.
Методические рекомендации
Демонстрационная лепка учителя. Учителю надо знать, что качество его демонстрационной работы напрямую определяет будущую лепку его учеников – лучше учителя сразу ни один ученик еще никогда не лепил.
Цель предложенной программы – приблизиться в конце концов к качеству лепки учителя.
Пока ребенок не научится читать учебные плакаты, не освоит свойства пластилина, приемы и способы выполнения форм, хоть как-то не разовьет свой глазомер – ни одного качественного изделия он не сделает. Каждое новое изделие подается ученикам в определенном порядке:
1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то показ вида изделия на учебном плакате или в рисунке композиции, обращение к жизненному опыту учеников, к их зрительной памяти.
2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.
3. Поэтапная лепка изделия по нотации.
Лепка изделия по нотации. Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за учителем. Разделив все исполнение изделия на этапы, учитель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем.
Каждый этап нотации включает в себя следующее:
1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.
2. Словесное описание действия с одновременным показом его рисунка на учебном плакате. Если на рисунке имеются условные обозначения действия в виде стрелок, то необходимо объяснить их назначение. Объяснение схем, представляющих собой информацию, которую трудно изобразить на рисунке объемного изделия.
Дети быстро привыкают к условностям плаката и со временем легко справляются с его чтением.
3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий, исполняемых детьми, чтобы и с дальних парт хорошо были видны действия учителя.
4. Контроль исполняемого учениками действия. Прохождение по рядам и показ совершенного учителем действия каждому ученику вблизи. При необходимости можно на очень короткое время дать в руки ученику изделие учителя для развития сенсорики пальцев. Во время контроля учитель обычно ограничивается указанием на ошибки и просьбой исправить, если ученик согласен и видит свою ошибку. Если ошибка не видна ученику, следует провести сравнение с образцом – с работой учителя или с правильной работой любого другого ученика. (Вообще, сравнение – это лучший способ обучения.)
5. Если действие оказалось сложным для большинства учеников, следует вновь возвратиться к пунктам 2 и 3, кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном. Полезно некоторое время уделить анализу ошибок,
сравнивая различные работы. Убедившись, что большинство учеников справились с действием, можно переходить к следующему этапу нотации.
6. Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже изученного действия, учитель может просто напомнить изделие, на котором впервые встретилось это действие, показать плакат с изделием, напомнить способы исполнения, проконтролировать исполнение.
Навыки, приобретенные учениками:
1. умение свободно владеть лепным материалом.
2. знание исходных форм и умение выполнить их любых размеров и пропорций;
3. знание и правильное использование приемов доработки исходных форм;
4. правильное понятие о пропорциях и соразмерности;
5. умение использовать плоские рисованные изображения для создания объемных
форм;
6. умение пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;
7. развитие мелкой моторики пальцев рук;
8. видение пропорций и объемов;
9. развитие фантазии и объемного мышления.
Предполагаемые результаты.
1. Получение детьми необходимых знаний и практических навыков для создания
оригинальных изделий.
2. Многие дети, открыв для себя мир лепки, постараются остаться в нем и дальше.
3. Участие в выставках детского творчества
4. Распространение технологии за пределами школы.
5. Научившись использовать пластилин для творческих целей, дети будут бережнее
относиться к нему, приобщаться через эти занятия к искусству, будут уважать чужую работу.
Тематический план
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | |
план | факт | |||
I | Игрушки и зверушки. | 15 | ||
1 | Инструктаж по ТБ. С чего начать? Рыбка. | 1 | ||
2 | Поросёнок | 1 | ||
3 | Ёж. | 1 | ||
4 | Зайчик. | 1 | ||
5 | Собака. | 1 | ||
6 | Котик. | 1 | ||
7 | Козлик. | 1 | ||
8 | Барашек. | 1 | ||
9 | Медведь | 1 | ||
10 | Волк | 1 | ||
11 | Белочка | 1 | ||
12 | Лошадка. | 1 | ||
13 | Мышка | 1 | ||
14 | Петух | 1 | ||
15 | Лиса | 1 | ||
II | Пластилиновая сказка | 19 | ||
16 | Курочка Ряба. | 1 | ||
17 | Репка. | 1 | ||
18 | Колобок. | 1 | ||
19 | Лисичка-сестричка и волк. | 1 | ||
20 | Снегурочка. | 1 | ||
21 | Маша и медведь. | 1 | ||
22 | Царевна-лягушка. | 1 | ||
23 | Три поросёнка. | 1 | ||
24 | Дедушка Мазай и зайцы. | 1 | ||
25 | Дюймовочка. | 1 | ||
26 | Приключения барона Мюнхгаузена | 1 | ||
27 | Чебурашка и крокодил Гена. | 1 | ||
28 | Петух и Жемчужное зерно. | 1 | ||
29 | Ворона и Лисица. | 1 | ||
30 | Осёл и Соловей. | 1 | ||
31 | Волк и Журавль | 1 | ||
22 | Лебедь, Щука и Рак. | 1 | ||
33 | Стрекоза и Муравей. | 1 | ||
34 | Незнайка из Цветочного города. Всего: | 1 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарное планирование внеурочной деятельности художественно-эстетического направления для учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности (художественно-эстетическое направление) Маленький мастер 1 – 4 классы
Актуальность Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (художественно -эстетического направление) «Умей-ка»
Рабочая программапо внеурочной деятельности (художественно -эстетическое направление) «Умей-ка»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) «Основы хореографии» 1 класс
Рабочая программапо внеурочной деятельности(Художественно-эстетическое направление)«Основы хореографии»1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) «Основы хореографии» 2 класс
Рабочая программапо внеурочной деятельности(Художественно-эстетическое направление)«Основы хореографии»2 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) «Основы хореографии» 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) «Основы хореографии» 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Волшебный карандаш»
Программа «Волшебный карандаш» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.Актуальность программы о...