Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению танцевальный кружок "Детство".
рабочая программа (1 класс) по теме
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Программа предназначена для обучающихся 1 класса и рассчитана на 33 часа внеаудиторной занятости.Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание разделов и тем, календарно-тематическое планирование, содержит методические рекомендаци , список литературы и интернет-ресурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tantsy_kruzhok.docx | 46.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Воронежская область, город Бутурлиновка область, жская область | Г.Бутурлиновка Бутурлиновка |
(территориальный, административный округ (город, район, поселок) Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №4 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области | |
(полное наименование образовательного учреждения) | |
УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол № от____________ 20__ года | |
Председатель педсовета | |
Подпись, печать ОУ Ф.И.О. | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ художественно-эстетическое направление ____________________________________________________________ Танцевальный кружок « Детство» ____________________________________________________________ 2013-2014 г ____________________________________________________________ возраст 7-8 лет ____________________________________________________________ Сербина Инна Петровна (Ф.И.О. учителя, составителя) |
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Танцы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373) .
Данная программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и составлена на основе программы «Ритмика и бальные танцы» под редакцией Е.И.Мошковой. При составлении рабочей программы была использована образовательная программа дополнительного образования детей "Гармония" (ритмика и пластика на сцене), (автор-составитель - Никифоров П.А.).
Ключевые аспекты программы учитывают цели и задачи образовательной программы и программы развития школы.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”.
Это:
– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Курс внеурочной интегрированной деятельности «Танцы» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к традиционным культурным ценностям. Он посвящён процессу овладения детьми ритмическими движениями с музыкальным сопровождением.
В проекте программы «Наша новая школа» говорится, что важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности. Весомое значение приобретет внеаудиторная занятость учащихся». Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни. Поэтому особое внимание следует уделять раннему выявлению и развитию способностей детей.
Танец – это искусство музыкального театра. Уметь творчески, вдохновенно и виртуозно «танцевать» содержание музыки – значит обладать одним из главных элементов актерского мастерства.
Реализовать творческие возможности детей через национальный танец– задача нашей программы.
Все занятия включают элементы сюжетно-ролевых и тематических игр, состоящих из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать не только творческому развитию ребенка, но и привитию навыков здорового образа жизни
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Содержание курса направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Актуальность выбора курса
Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников, особенно младших классов. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние “полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. Физические движения – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма.
Одна из задач курса — привить учащимся культуру общения с одноклассниками, в паре в танце, с окружающими. Эта задача успешно решается путем организации танцевальных праздников, конкурсов, танцевальных игр и соревнований.
Приобретая опыт пластической интерпретации музыки на занятиях ритмикой, ребенок овладевает двигательными навыками и умениями, приобретает опыт творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения, развивает внимание, волю, память, подвижность мыслительных процессов, творческое воображение, способность к импровизации в движении под музыку.
Психолого-педагогические принципы
Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:
а) Личностно-ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
б) Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).
в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика)
Цели и задачи реализации учебного предмета
Целью данной программы является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
- Укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма
- Совершенствование жизненно-важных навыков и умений чувствовать и ощущать музыкальный ритм посредством обучения ритмическим движениям
- Развитие интереса к занятиям ритмикой, формам активного досуга, развитие координации движения, эстетического вкуса, художественно-творческой и танцевальной способности, фантазии, памяти, кругозора
- Формирование общих представлений о культуре движений
- Формирование культуры общения между собой и окружающими
- Воспитание организованной, гармонически развитой личности.
- Развитие основ музыкальной культуры
- Развитие музыкальности, способности становления музыкально-эстетического сознания через воспитание, способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движениях.
- Развитие умения воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в движениях, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности,
- Развитие умения определять музыкальные жанры (танец, марш, песня), виды ритмики (танец, игра, упражнение), понимать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки; быстрый, средний, медленный темп; громкая, умеренно-громкая, тихая музыка и т.д.).
- Формирование красивой осанки, выразительности пластики движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях
Содержание основных тем программы.
Настоящая программа рассчитана на 33 учебные недели по 1 часу в неделю.
Каждая тема состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, показ изучаемых элементов танца, объяснение принципа движения, беседу с учащимися, просмотр видеоматериалов. В данной программе не предусматривается проведение специальных теоретических занятий. Изучение теории вплетается в ткань каждого учебного занятия. Практическая часть включает разминку, отработку движений учащимися, составление вариаций из изученных движений и их исполнение. В конце каждого занятия учащиеся под руководством педагога анализируют свою работу, используя метод взаимооценки.
1. Хореографическая азбука.
Развитие отдельных групп мышц и подвижность суставов, опорно -
двигательного аппарата. Упражнения для различных частей тела: головы,
шеи, плечевого пояса, рук, корпуса, ног. Подбор упражнений,
способствующих разогреву мышц, развитию координации, скорости
мышечных реакций. Ритмическая основа упражнений должна
соответствовать музыкальному материалу.
Фигурная маршировка: различные построения рисунков и фигур. Приёмы
перестроения из одной фигуры в другую. Развитие ориентировки в
пространстве. Развитие чувства музыкального ритма и ритмичности
движения. Использование различных видов шагов. Создание музыкально-
двигательного образа на основе мелодии.
Изучение элементов классического танца на середине зала при
неполной выворотности ног. Постановка корпуса, ног, рук, головы.
Изучение элементов народного танца.
Балетная гимнастика: упражнения для развития тела, физических
данных. Упражнения предполагается исполнять на полу, на ковриках
(партер). Задачи партерного экзерсиса: гибкость суставов, улучшить
эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц.
2. Музыка и танец.
Взаимосвязь танцевального движения с музыкой. Понятие о строении
музыкальной и танцевальной речи (мотив, фраза, предложение).
Законченность мелодии и танцевального движения. Отражение в движениях
построения музыкального произведения. Понятие о трёх музыкальных
жанрах: марш – танец – песня. Знакомство с двухчастным и трёхчастным
музыкального произведения.
Понятие о музыкальных темпах. Выполнение движений в различных
темпах: переход из одного темпа в другой, ускорение и замедление заданного
темпа, сохранение заданного темпа после прекращения звучания музыки.
Понятие о динамике музыкального произведения. Определение на слух
динамических оттенков музыки. Выполнение движений с различной
амплитудой и силой мышечного напряжения в зависимости от динамических
оттенков.
Понятие о характере музыки (радостная, печальная, торжественная и
др.) Этюды – импровизация на самостоятельное создание различных образов,
развивающие творческую активность обучающихся. Понятие о сильных и
слабых долей, понятие о длительностях (целые, половинные, четвертные,
восьмые). Понятие о метре, ритме, ритмическом рисунке. Воспроизведение
разнообразных ритмических рисунков с помощью хлопков в ладоши,
притопов ног.
3. Танцевальные композиции.
Знакомство с основными правилами поведения в парном танце:
-приглашение на танец;
-постановка исполнителей в паре: положение корпуса,
положение рук,
ведущая роль партнёра.
Воспитание уважительного отношения партнёров друг к другу. Развитие
навыков исполнения парного танца.
Освоение композиционного пространства. Навыки коллективного
исполнительства. Обогащение исполнительской выразительности. Понятие
об ансамбле, как согласованном действии исполнений.
Предполагаемые результаты реализации программы
1.Владение элементарной хореографической терминологией.
2. Развитие коммуникативных способностей учащихся.
- Развитие творческого мышления, памяти, воображения средствами хореографического искусства.
- Овладение основными танцевальными движениями.
- Музыкальность и выразительность, правдивость и искренность в передаче танцевального образа.
- Сдержанность, благородство манеры исполнения.
- Осмысленное отношение к танцу как к художественному произведению, отражающему чувства и мысли.
- Понимание единства формы и содержания в танце.
- Понимание выразительности отдельных элементов танца и музыки в передаче определенного содержания.
- Эмоциональное восприятие хореографического искусства.
- Способность самостоятельно оценивать хореографическое произведение.
- Умение держать себя на сцене, показать суть танца.
- Овладение основными элементами бального танца.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности
Данный курс ориентирован на формирование гармонически развитой личности средствами курса .
К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены:
- личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей
- метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий
- предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.
Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей:
- контрольное выполнение отдельных элементов, частей и танцев целиком (индивидуально, по парам и всей группой);
- концерты для родителей, социума;
- участие в школьных мероприятиях и праздниках;
- участие в фестивалях и конкурсах;
- выступления вконцертах и праздничных программах;
- проведение итогового занятия.
Методические рекомендации
Целостный процесс обучения танцам можно условно разделить на три этапа:
- начальный этап – обучение отдельному движению;
- этап углубленного разучивания танцевальных движений;
- этап закрепления совершенствования танцев.
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления о танце. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует танец, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробывают танец.
Показ танца или отдельного движения должен быть ярким, выразительным и понятным, желательно в профессиональном исполнении (видеозапись). Показ танца является наиболее существенным звеном процесса обучения, где восприятие движений в большей степени связано со зрительным анализатором. Правильный показ создает образ – модель будущего танца, формирует представление о нем и о способе его выполнения.
Объяснение техники выполнения танца дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Объяснение должно быть образным и кратким.
Первые попытки опробования танцевальных движений имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка. Дети впервые выполняют движения на основе тех представлений, которые они получили. Важно, чтобы между ощущениями первой попытки и уже создавшимися представлениями о танце не было больших расхождений.
По первым попыткам выполнения упражнений педагог может судить о том, как обучаемый понял свою задачу и в зависимости от этого планировать дальнейший путь обучения. При обучении несложным упражнениям начальный этап обучения может уже закончиться на первых попытках. При обучении сложным движениям педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления о технической основе упражнения. Если танец можно разделить на основные части, целесообразно применять расчлененные методы.
Если танец нельзя разделить на составные части, применяется целостный метод обучения.
Педагог, проводя занятие, должен использовать разнообразные методические приемы обучения двигательным действиям. Так, образные сравнения, приводимые педагогом в объяснении того или иного танца, помогают детям правильно его осваивать, так как создают у детей особое настроение, что вызывает желание активно действовать, сопереживать. Положительные эмоции при игровом обучении, похвала активизируют работу сердца, нервной системы ребенка. Нельзя вести обучение на фоне отрицательных эмоций. Необходимо увлекать, заинтересовывать ребят – только тогда обучение движениям будет эффективно.
Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей, технике его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерности движения, усовершенствованию ритма, свободного слитного выполнения танца. Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение танца. Расчленение движения происходит только в случае уточнения его деталей. Количество повторений в одном занятии увеличивается по сравнению с предыдущим этапом.
Успех на этапе углубленного разучивания танца зависит и от активности детей. Повышению активности детей способствуют изменение условий выполнения танца, постановка определенных двигательных задач.
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Здесь применяется весь комплекс методов предыдущего этапа.
По мере многократного повторения танца двигательный навык формируется в основном варианте. Здесь необходимо, совершенствуя качество исполнения танца, формировать индивидуальный стиль.
Этап совершенствования танца можно считать завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва, 2000 год.
- Бекина СИ. Ломова Т.П. Музыка и движение, 2001г.
- Ваганова А.Я. Основы классического танца. С.-Пб, 2002.
- Детский фитнес. М., 2006.
- Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л., 1981.
- Базарова Н. Мей В. Азбука классического танца. Изд. Искусство г.
Ленинград 1983г.
- Звёздочкин В. Л. «Классический танец» г. Ростов на Дону 2003г.
- Пинаева Е. А. Методическое пособие по «Ритмике и танцу» г. Москва
2006г.
- .Пинаева е. Польки, вальсы, марши для детей. Учебно-методическое
пособие. г. Пермь ОЦХТУ «Росток» 2005г.
- .Пинаева Е. Массовые композиции для детей. Учебно-методическое
пособие г. Пермь ОЦХТУ «Росток» 2005г.
- Кауль Н. Как научиться танцевать. Спортивные бальные танцы. Ростов. 2004.
- Филатов С.В. От образного слова – к выразительному движению. М. 1993.
- Рубштейн Н. Психология танцевального спорта или что нужно знать, чтобы стать первым. М., 2000.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
- www.dance-city. narod.ru
- www.danceon.ru
- www. mon. gov. ru
- www.dancelife.ru
- www.chat.ru/~sdcb
- http://www.mfh.ru
- http://olympia.fortunecity.com/carson/196/index.html
- http://scarecrow.caps.ou.edu/~hneeman/dance_hotlist.html
- http://sunflower.singnet.com.sg/~telemati/dance/index.html
- http://www.idsf.net
- http://www.eijkhout.net/rad/
- http://www.dancesport.uk.com
Технические средства обучения
Магнитофон;
Компьютер.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Дата | Наименование разделов,блоков, тема урока | Всего часов | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудиторные | Внеаудиторные | |||||
1. | 1. Вводное занятие | 1 1 1 | 1 | Инструктаж по ТБ . | ||
2. | 2.Хореографическая азбука. Разучивание исходных позиций хореографии №1 | 1 | Упражнения на развитие моторной памяти, пластики, гибкости мышц ног и рук, правильная осанка | |||
3 | Разучивание исходных позиций хореографии №2 | 1 | Приёмы перестроения из одной фигуры в другую. | |||
4 | Разучивание исходных позиций хореографии №3 | 1 1 3 | 1 | Упражнения на развитие моторной памяти, пластики, гибкости мышц ног и рук, правильная осанка | ||
5 | Разучивание исходных позиций хореографии №1, №2, №3 | 1 | Выполнение движений в различных темпах: переход из одного темпа в другой, | |||
6-8 | 2. Музыка и танец. Русские народные танцы Их место в культуре России. | 2 | Разучивание хоровода « Во поле берёза стояла». | |||
1 | Знакомство с тремя музыкальными жанра- ми: марш – танец – песня. Понятие о музыкальных темпах. | |||||
9. | 3. Танцевальные композиции | 1 2 1 | 1 | Разучивание поскоков, кружение на носочках, «ковырялочка». | ||
10-11. | Детские танцы. | 2 | «Танец маленьких утят». | |||
12 | Фигурная маршировка. Фигурный марш. | 1 | Приёмы перестроения из одной фигуры в другую | |||
13. | 2. Музыка и танец. | 1 1 2 | 1 | Определение на слух динамических оттенков музыки. | ||
14. | Связь музыки и движения. | 1 | Исполнение демонстри- руемых танцевальных движений | |||
15. | Темп музыкального произведения в танцевальных движениях. | 1 | Выполнение движений в различных темпах | |||
16. | 1 | Умение исполнять демонстрируемые танцевальные движения | ||||
17. | 3. Танцевальные композиции. | 1 2 | 1 | Разучивание танца «Серебристые снежинки» | ||
18-19. | Парные композиции. | 2 | Разучивание танца «Серебристые снежинки» | |||
20. | 1..Хореографическая азбука. | 1 2 2 2 | 1 | Определение на слух динамических оттенков музыки | ||
21-22. | Элементы классического танца. | 2 | Разучивание движений хореографии | |||
23-24. | Элементы народного танца. | 2 | Исполнение притопов и элементов «веревочка», «ковырялочка» | |||
25-26 | Балетная гимнастика. | 2 | Развитие моторной памяти, пластики, гибкости и силы мышц спины, ног и рук, | |||
27-28 | 2. Музыка и танец. | 2 1 1 | 2 | Разучивание танца « Морячка» | ||
29. | История развития танцев. | 1 | Импровизация на самостоятельное создание различных образов. | |||
30. | Метроритм, специальные упражнения. | 1 | Развитие моторной памяти, пластики, гибкости и силы мышц спины, ног и рук, правильная осанка. | |||
31. | 3.Танцевальные композиции. | 1 1 1 | 1 | Разучивание приставного шага, шага с притопом. | ||
32. | Парные композиции. | 1 | Танец «Маленькая страна». | |||
33. | Массовые композиции. | 1 | Танец «Маленькая страна». | |||
ИТОГО: 33ч. 33 | 5ч. | 28ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Ритмика и танец»
Программа расчитана на 66 часа для учащихся 7-8 лет...
Программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению « Умелые ручки» для обучающихся 1-х классов
В соответствии с требованиями ФГОС, с учетом пожелания родителей и интересов учащихся, разработана модель внеурочной деятельности по художественно – эстетическ...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО_ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «УМЕЛЫЕ РУКИ» ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану в первом и втором ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению "Декоративно-прикладное искусство"
Декоративно- прикладное искусство способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию. Развивает эстетическое отношение к дейс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Веселый карандаш» 1-4 классы
рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ КУРС «ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1- 4 КЛАССОВ 3 КЛАСС
Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.Програ...