Классный час на тему: "Золотое правило нравственности".
классный час (4 класс) по теме
Классный час на тему: "Золотое правило нравственности" поможет классному руководителю в решении вопросов нравственного воспитания, а также учителю светской этики интересно провести урок по этой теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Классный час на тему: «Золотое правило нравственности».
Форма проведения: час общения с элементами тренинга
Цель:
Создать условия для формирования среди учащихся представлений о ценностях, существующих в среде окружающих их людей
Задачи:
1. Учить детей выражать свою точку зрения и уметь выслушивать мнения других;
2. Учить детей находить главное, делать выводы, анализировать ситуации;
3. Способствовать процессу самовоспитания, саморазвития среди учащихся
Ход классного часа.
I. Вызов.
«Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.
Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
– Я.
– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».
(По книге «Классическая басня».)
У.: Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?
Денис: я думаю, что речь идёт о том, что в жизни каждому нужно быть дружелюбным.
Аня: Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и слова людей.
Стрижко: И зло обернётся к тебе тоже.
Толя.: Мне мама не раз говорила, что людей обижать нельзя. Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились.
У.: Очень хорошая мысль. Но когда и где появилось это высказывание?
II. Сообщение нового материала.
У.: Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»?
Золотая монета, золотая брошь, золотое правило
(Золотое правило, потому что прилагательное золотой употребляется в переносном значении)
У.: Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку?
Денис: Я думаю, мы будем говорить о правилах поведения.
У.:, Да, ребята. Темой нашего классного часа будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило нравственности».
А что такое нравственность?
Это система правил поведения личности,
отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло.
У.: Как и когда появилось это правило?
Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков.
СОКОЛОВ Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов. Он говорил: «не делай другим того, что сам считаешь злом».
Мискарян: Примерно в то же время в Китае жил великий философ Конфуций ,который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших». «Только добро ведёт к счастью».
Дима В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».
Олеся А в начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
У.: Чему учат эти правила?
(Никита) Настя: Быть добрым. Творить добро в жизни.
Саша: Думать о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло.
Даша: Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека.
Стрижко: Учат правильно жить.
У.: Вот так разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Это правило названо золотым правилом нравственности .Оно вошло в жизнь людей и живёт уже тысячи лет. И сегодня остаётся главным правилом доброго человека.
Прочитаем его ещё раз.
В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в нашей душе, а какое победит – решаешь сам ты.
ПРИТЧА О ДВУХ ВОЛКАХ
О чём эта притча?
СОНЯ: Я умаю, эта притча о том, что мы сами должны решить, какими нам быть: добрыми или злыми.
А сейчас, ребята, послушайте ещё одну притчу. Возможно, она поможет вам понять, как сделать мир немножечко добрее.
3. Притча.
Маленький мальчик решил изменить мир. Но мир такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город такой большой, а мальчик такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей пятеро. Тогда мальчик добрался до того единственного, что он в силах изменить будучи таким маленьким, …… -самого себя.
- О чём эта притча? Какой вывод вы сделали для себя?
(Если что – то хочешь изменить, нужно начинать с себя).
А что это значит, начать с себя?
Даша: Разобраться в себе: что у меня хорошее, а что плохое. Постараться исправить это плохое.
Ребята, давайте проведём игру, которая позволит вам дать самооценку. Игра называется “Исповедальная свеча”. Послушайте внимательно ход и правила игры:
- Вот зажжённая свеча! Любой из вас может сейчас выйти и взять эту свечу в руки. Вы садитесь на стул, спиной к товарищам, чтобы никто не мешал вам своими взглядами сосредоточиться, вы будете смотреть только на свечу.
На этот стул может сесть любой, кто возьмёт на себя обязательство отвечать на вопросы откровенно. Остальные ребята будут задавать вопросы, интересующие вас, но вопросы следует задавать не случайные, а такие, которые раскрывали его качества.
Денис: Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты хотел изменить?
Саша: Я бы хотел изменить отношение к себе. Потому что считаю, что оно не всегда справедливое
Даша: Как бы ты хотел ,чтобы к тебе относились?
Саша: Я хочу ,чтобы друзья у меня были верные, не предавали меня и не подставляли. Хочу, чтобы окружающие относились ко мне с уважением, а не оскорбляли.
СОКОЛОВ: Считаешь ли ты себя вежливым и воспитанным человеком?
Саша: Пока ещё не во всём и не всегда.
Толя: Какие хорошие качества присущи тебе?
Саша: Я помогаю маме, вожусь с братом, забочусь о нём. Я всегда помогу, если, кому - то трудно.
Всегда поделюсь тем, что у меня есть.
Дима: Какие плохие качества присуще тебе?
Саша: Я бываю несдержанным, ,иногда ленюсь и не хочу учить уроки.
Аня: Был ли в твоей жизни поступок, за который тебе до сих пор стыдно?
Саша: Да. Мне стыдно перед мамой за то, что я пробовал курить, но так и не признался ей в этом. А у нас с ней был об этом разговор.
- Какие хорошие качества ты хотел бы видеть в людях (одноклассниках)?
Хочу, чтобы люди стали добрее.
У.:
- Ребята, я вам советую чаще играть в эту игру: со своими друзьями, с самим собой, со своей совестью. Это поможет вам правильнее жить, видеть свои ошибки, быть добрее.
У. А вот знакомая всем ситуация. Давайте послушаем и разберёмся в ней.
2. Обсуждение ситуации:
Стрижко:
- «Серёже не везло. Играл он с ребятами «в прятки»и вот уже полчаса как «водит». Ему так обидно, что вот-вот расплачется. А тут ещё Димка нет-нет из-за угла: «Води, води, кашу не вари!» Ребята, видимо, заметили его состояние, поэтому после каждого кона говорят: «Ты смотри, отводись. А то будешь «неотвожа, красна рожа !» Совсем обидно стало Серёже. Но вдруг к нему неожиданно подошла Марина и предложила подменить его. «Это несправедливо! – закричали ребята.– Ты нарушаешь правила игры».
– Как вы относитесь к поведению детей?
(Думаю, то ребята поступили жестоко. Серёжа устал. Ему нужно помочь, а ребята не замечали этого).
А к предложению Марины? Как бы вы поступили?
Ребята, перед вами пословицы:
Добрые дела дороже денег.
Изменить мир не так уж сложно, начни с себя.
Добро не лихо - бродит тихо.
Доброе дело два века живёт.
Доброе слово лучше мягкого пирога.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Девочки расскажут вам о случае, который действительно произошёл в жизни. Прослушайте внимательно и скажите, какая из этих пословиц больше всего подходит к этому событию.
Олеся:
- Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке.
Соня:
- Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.
Олеся:
- Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.
Соня:
- Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
Ученик: Изменить мир не так уж сложно, начни с себя.
Учитель: Какое у вас ощущение, что вы чувствуете после прочтения рассказа?
Ученик: :
Аня:
- Мне стыдно за взрослых
Учитель: - Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?
Никита:
-- То. Что делала старушка – нужно и полезно для всех. Вот она это и делала. Я думаю, она была добрым и заботливым человеком
Учитель: Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали?
Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке?
- Пока ещё нет
- Мой вам совет: никогда не судите о человеке по первой встрече с ним, постарайтесь узнать его получше, чтобы ваше отношение к нему было справедливым.
Учитель:
- Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?
Ученик :
- В нём нельзя было бы жить.
Учитель:
- Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам.
Ученик:
- Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей т.д.
Учитель:
- Будьте им благодарны и не стесняйтесь им это чаще показывать.
Учитель: Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым
Сценка:
А что это у тебя в руке?
- Счастье...
- А почему такое маленькое?
- Оно только моё. Зато, какое лучистое и красивое...
- Да, восхитительно!
- Хочешь кусочек?
- Наверное...
- Давай ладошку, я поделюсь с тобой.
- Ой, оно такое тёплое!
- Нравится?
- Очень... Спасибо! Знаешь, мне намного лучше, когда счастье в руке...
- Так всегда бывает.
- А если я с кем-то поделюсь?
- Тогда у тебя прибавится своего!
- Почему?
- Не знаю. Только потом оно станет ещё более тёплым.
- А руки об него обжечь можно?
- Руки обжигает боль... Счастье не может обжечь...
Поделись своим кусочком счастья со всеми, кому ты его желаешь!
ДЕЛЮСЬ!!!
(ПОЖЕЛАНИЯ ДРУГ ДРУГУ)
Итог занятия.
Жизнь дана на добрые дела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Золотое правило нравственности"
Презентация по курсу ОРКСЭ, модуль « Основы светской этики», тема урока "Золотое правило нравственнсти" ...
Тема: "Золотое правило нравственности"
Цель: научить применять в жизни «золотое правило нравственности»Задачи: - дать определение понятия о «золотом правиле нравственности»; активизировать познавательную деятельность учащ...
Презентация к классному часу на тему: "Золотое правило нравственности".
Эта презентация поможет классному руководителю, а также учителю ОРКСЭ по модулю "Светская этика" рассказать детям о том, как и когда появилось "золотое правило нравственности"....
Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"
Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...
Конспект классного часа на тему «Золотая осень» 4 класс
Понятие «игра» воспринимается как развлекательная деятельность, присущая детям. Однако уже давно игровые программы рассматриваются учеными как важнейшее средство педагогического воздействия. При грамо...
Конспекты классных часов на тему «Золотая осень», "Год культуры России" 4 класс
Понятие «игра» воспринимается как развлекательная деятельность, присущая детям. Однако уже давно игровые программы рассматриваются учеными как важнейшее средство педагогического воздействия. При грамо...
Классный час на тему "Золотая хохлома"
Разработки внеурочных занятий...