Тема: "Золотое правило нравственности"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Цель: научить применять в жизни «золотое правило нравственности»
Задачи:
  -   дать определение понятия о «золотом правиле нравственности»;
 активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждение вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о морали;
 воспитывать уважительное отношение к людям.
Оборудование: учебное пособие «Основы светской этики»,  проектор, компьютер, интерактивная доска, тест «Какой Я?».

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Тема: «Золотое правило нравственности»

Конспект урока

по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

4 класс

Учитель начальных классов

Литвинова А.З., МБОУ«СОШ №2»;

 Тема: "Золотое правило нравственности"  Слайд 1.

Цель: научить применять в жизни «золотое правило нравственности»

Задачи:

  -   дать определение понятия о «золотом правиле нравственности»;

  1.  активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждение вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о морали;
  2.  воспитывать уважительное отношение к людям.

Оборудование: учебное пособие «Основы светской этики»,  проектор, компьютер, интерактивная доска, тест «Какой Я?».

Ход урока

I. Организационный момент.        Слайд 2.

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженною, солнце достать

И подарить его людям.

- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.

  1. Введение в новую тему.

У. Наш урок мы посвятим очень важному вопросу для каждого из нас. А наш разговор мы начнём с прочтения басни. Ваша задача — внимательно прослушав, выразить своё отношение к ней.

1. Работа басней.

Слайд 4.

«Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.
Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
– Я.
– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».
(По книге «Классическая басня».)

У.: Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?

Д.: В жизни каждому нужно быть дружелюбным.

Д.: Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и слова людей.

Д.: И зло обернётся к тебе тоже.

Д.: Мне мама не раз говорила, что людей обижать нельзя. Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились.

У.: Очень хорошая мысль. Но когда и где появилось это высказывание?

2.   Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Игра «Лишнее словосочетание»

Слайд 4.

У.: Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них, по вашему мнению,  «лишнее»?

Золотая монета, золотая брошь, золотое правило

Д. «Золотое правило», потому что прилагательное «золотой» употребляется в переносном значении.

У.: Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку?

Д.: Мы будем говорить на уроке о правилах поведения.

Д.: Я думаю, темой нашего урока будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило».

У.: Итак, тема нашего урока «Золотое правило нравственности».  Слайд 5.

III.  Решение проблемы, открытие новых знаний.

1.Чтение статьи учащимися по учебному пособию на стр. 42–43

У.:- По ходу чтения статьи я попрошу вас на полях страниц сделать карандашом следующие пометы: Слайд 6.

  1. + «знаю»
  2. V «совершенно новая информация»
  3. ? «не понял»
  4. = «знал, но забыл»

Физкультминутка- Слайды 7,8,9

-В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Она озаряет  своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость, внимание. А доброе солнышко поможет провести гимнастику для глаз, которые устали. Отдохнули? Продолжаем.

2. Анализ прочитанного.

У.: Почему появилось золотое правило?

Д.: Люди хотят знать, как нужно поступать в том или ином случае.

Д.: Как правильно доказать, что я правильно поступил.

У.: Подтвердите ваши мысли цитатой из статьи.

У.: Как и когда появилось это правило?

3.Сообщение учителя о возникновении золотого правила нравственности.

Слайд 10.

Ответ на это вопрос возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делай другим того, что сам считаешь злом».

В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».


Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (Учитель Кун), который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших». «Только добро ведёт к счастью».



У.: Чему учат эти правила?

Д.: Быть добрым. Творить добро в жизни.

Д.: Думай о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло.

Д.: Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека.

Д: Учат правильно жить.

У.: Вот так в разных местах разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно.Слайд 11 

Это правило названо  «золотым правилом нравственности». Прочитаем его ещё раз .

У.: Как применять это правило в жизни? Можно ли составить алгоритм

применения этого правила? Перечитайте последний абзац статьи.

VI. Выполнение продуктивных заданий  по теме.

1. Работа в группах . Составление алгоритма «Дай себе помочь...»  ( работа с текстом учебника на стр. 43).

Слайд 12:

- Попытаюсь встать на место того человека, на которого будет направлено моё действие.

- Каково будет мне, если со мной так поступят?

- Хочу ли я, чтобы со мной так поступили?

Нет.
Лучше так не поступать.

У.: Вспомните примеры того, как действует это правило в жизни. Слайд 13.

2. Работа с тестом.

Тест «Какой Я?». Слайд 14.

У. В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в нашей душе, а какое победит – решаешь сам ты.

- Выполните на рабочих листах тест «Какой я?»

  1. Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? Напиши.
    __________________________________________________________________
    __________________________________________________________________
  2. Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?

Хочу избавиться

Хочу приобрести

 

 

 

 

 

 

3.Работа в парах. Микроитог    Слайд 15.

У. Прочитайте мудрые мысли известных людей. Согласны ли вы с их мнением?

    V. Домашнее задание Слайд 16.

         № 1.Расспроси своих близких о том, каким принципом они руководствуются в жизни.         Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности.

  1. Мама ...
  2. Папа ...
  3. Брат/сестра ...
  4. Бабушка/дедушка …

№2. Оцени поступки главных героев сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик» с точки зрения золотого правила нравственности (ТПО урок 20, задание 4).

   VI. Итог  урока.

У. Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации, но он должен всегда помнить принципы нравственности и руководствоваться ими в жизни .         Слайд 17 «Помни!»

VII. Рефлексия. Слайд 18.

Ребята, а  что вы для себя решили после нашего урока?

Детям предлагается продолжить предложения:

Сегодня я узнал…

      Было интересно…

      Было трудно…

      Я выполнял задания…

      Я понял, что…

      Я почувствовал, что…

      Я приобрел…

      Я научился…

      У меня получилось …

      Я смог…

      Я попробую…

      Меня удивило…

      Урок дал мне для жизни…

      Мне захотелось…

Пусть добрые дела творятся чаще.

Пусть добрых людей будет больше.

Пусть мир будет лучше.

Я очень рада за вас. В вас очень много хорошего и доброго, приумножайте его, спешите делать добро. И всегда помните «золотое правило нравственности», старайтесь следовать ему в жизни всегда.

Звучит музыка «Дорогою добра».

Детям раздаётся памятка «Золотое правило нравственности»

Организационный момент


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Золотое правило нравственности"

Презентация по  курсу ОРКСЭ, модуль « Основы светской этики», тема урока    "Золотое правило нравственнсти"                     ...

Презентация к классному часу на тему: "Золотое правило нравственности".

Эта презентация поможет классному руководителю, а также учителю ОРКСЭ по модулю "Светская этика" рассказать детям о том, как и когда появилось "золотое правило нравственности"....

Классный час на тему: "Золотое правило нравственности".

Классный час на тему: "Золотое правило нравственности" поможет классному руководителю в решении вопросов нравственного воспитания, а также учителю светской этики интересно провести урок по этой теме....

Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"

Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...

Занятие кружка "Основы светской этики" по теме "Золотое правило нравственности"

Цель занятия: способствовать усвоению «золотого правила нравственности» как условия оценивания собственного поведения.Задачи:Обучающий аспект: вывести золотое правило этики, усвоить «золотое пра...

Буклет по теме "Золотое правило нравственности"

Цель занятия: способствовать усвоению «золотого правила нравственности» как условия оценивания собственного поведения.Задачи:Обучающий аспект: вывести золотое правило этики, усвоить «золотое пра...

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Тема: «Золотое правило нравственности»

Цель урока: способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах.Задачи урока:  развивать самостоятельность и ориг...