"Драматизация русской народной сказки"Заюшкина избушка" Проект
проект на тему
Сказка занимает особое место в жизни ребенка. А сказка, показанная самим ребенком, надолго остается в памяти детей. Детям нравится драматизировать сценки из сказок, используя для этого персонажей из разных видов театра (на палочках, настольно – плоскостного, конусного, пальчикового и других).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dramatizaciya_russkoy_narodnoy_skazki.docx | 92.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Драматизация русской народной сказки
«Заюшкина избушка»
Проект
Автор – составитель:
Денисова Вера Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №224 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников».
Содержание
Информационная карта проекта……………………………………………...4
Актуальность проекта…………………………………………………………8
Цели и задачи проекта…………………………………………………………9
Условия реализации проекта………………………………………………… 10
Ожидаемые результаты………………………………………………………..11
Этапы реализации проекта…………………………………………………….12
Механизм реализации проекта……………………………………………...…12
Мониторинг реализации проекта………………………………………………17
Ресурсное обеспечение проекта………………………………………………..24
Перспективы распространения проекта ………………………………………25
Приложение 1 (Беседа «Волшебство театра»…………………………………26
Приложение 2 (Конспект НОД «Изготовление афиши и билетов к сказке»)30
Приложение 3 (Игровые занятия)………………………………………………31
Приложение 4 (Конспект НОД «Игра – драматизация по сказке «Заюшкина избушка»)………………………………………………………………………………………………………….36
Приложение 5 (Консультация для родителей «Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»)……………………………………………………………….42
Информационная карта проекта
Наименование проекта | «Драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка» |
Вид проекта | Творческий, ролево-игровой |
Основание для разработки проекта |
|
Цель проекта | Формирование творческой личности ребенка средствами театрализации сказки. |
Задачи проекта | 1. Обогащать духовный мир детей; 2. Воспитать чувство ответственности перед коллективом; 3. Развить речевой аппарат и пластическую выразительность движений; 4. Развить основные психические процессы и качества: восприятие, память, внимание, наблюдательность, фантазию, коммуникабельность, чувство ритма, смелость публичного самовыражения; 5. Раскрыть индивидуальные способности ребенка, эмоционально – образное восприятие окружающего мира. |
Описание проекта | В проекте представлена системная технология развития творческих способностей дошкольников посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую. При этом учитывается интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей. Содержание проекта включает в себя работу над спектаклем: анализ содержания произведения; обсуждение с детьми; деление на эпизоды; рассказывание с помощью иллюстраций и различных видов театра; распределение ролей; игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету; постановочная работа над целостным спектаклем (игровые, музыкальные занятия, репетиции). Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки малоактивных детей, помогает им преодолевать застенчивость и зажатость. Проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и педагогов, который содержит перспективное планирование работы с детьми, конспекты игровых занятий, беседы о театре, театральных профессиях, театрализованные, речевые, творческие игры и задания, словесные, дыхательные тренинги. Широко представлена работа по вовлечению родителей в реализацию проекта: перспективный план взаимодействия с семьёй, включающий различные формы работы:
Для эффективной реализации проекта необходимы условия, которые представлены функциональными центрами, материально-техническим обеспечением. Проект универсален, может быть использован воспитателями в работе со старшими дошкольниками и в кружковой работе при драматизации любой сказки. |
Сроки реализации проекта | 3 месяца (с февраля 2013г. по апрель 2013г.). |
Этапы реализации проекта | I этап (подготовительный - информационный).
II этап (деятельный)
III этап (результативный)
|
Порядок управления реализации проекта | Управление реализацией проекта осуществляется педагогом дошкольного учреждения в процессе воспитательно-образовательного процесса ДОУ. |
Участники проекта | Дети, родители, педагоги |
Место реализации проекта | г.Кемерово, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №224 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников» |
Разработчик проекта | Денисова Вера Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №224 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников» |
Порядок мониторинга проекта | Оценка творческой деятельности воспитанников отслеживается через диагностику уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности (адаптированная диагностика Комаровой Т.С. и Антипиной Е.А), которая проводится на основе творческих заданий, бесед с детьми; отражение своих впечатлений в рисунках; наблюдения во время проектной деятельности; отзывы родителей и коллег. |
Ожидаемые результаты |
|
Актуальность проблемы
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет
он жизненной тропой.
Г.Попова
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», выдвинутая Президентом РФ Д.Медведевым, ставит перед российскими педагогами новые задачи, предполагая не только внедрение в образовательный процесс инновационных, информационных технологий, но и воспитание творческой личности, способной самостоятельно выявлять способности и профессиональные навыки. Поэтому в настоящее время педагогами дошкольного образования уделяется огромное внимание творческому развитию дошкольников.
С чего же начинается развитие творческой личности?
С народных потешек, прибауток стихотворений, и конечно сказок. Как отмечал В.А. Сухомлинский, «сказка-это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший его этап - инсценирование.»
Сказки являются ключом в волшебный яркий мир театра, где детям представляется широкое творческое поле деятельности. Некоторые старые, всем знакомые сказки дети проигрывают на новый лад, переживают новые приключения любимых героев, помогают им выйти из трудных ситуаций. Детей привлекает очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и всегда победа добра над злом. Маленькие фантазеры порой сами сочиняют новые сказки и с интересом в них играют.
Инсценированные сказки (короткие сценки и целые спектакли) способствуют сплочению, дружбе, дети приобретают новые знания и умения. Работа над ними не только объединяет детей, но и зарождает у них чувства партнерства, взаимовыручки, ускоряется процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает перешагнуть через «я стесняюсь», поверить в себя.
Самое главное, это настоящий праздник, как для детей, так и для взрослых, эмоциональный всплеск, восторг, от участия в общем деле.
Дети - прекрасные актеры, и такие непосредственные. А как светятся глаза от счастья и чувства собственного достоинства, когда им рукоплещет зал. И такое возможно только в театрализованном действе, спектакле, представлении, потому что театр всегда чудо, волшебство, бесконечный мир фантазии и радости. И сказки - это чудесное приглашение в этот загадочный мир. Вышеизложенное и легло в основу выбора темы проекта: «Драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Цель и задачи.
Цель проекта: Формирование творческой личности ребенка средствами театрализации сказки.
Задачи: 1. Обогащать духовный мир детей;
2. Воспитать чувство ответственности перед коллективом;
3. Развить речевой аппарат и пластическую выразительность движений;
4. Развить основные психические процессы и качества: восприятие, память, внимание, наблюдательность, фантазию, коммуникабельность, чувство ритма, смелость публичного самовыражения;
5. Раскрыть индивидуальные способности ребенка, эмоционально – образное восприятие окружающего мира.
Условия для реализации проекта
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- материально-техническое обеспечение;
- методические разработки «Занимательный материал»;
- интеграция специалистов дошкольного учреждения.
Продукт детской деятельности
- Премьера спектакля «Заюшкина избушка»;
- выставка детских рисунков по сюжету спектакля-сказки.
Формы и методы работы
Основные формы и методы работы с детьми:
- Игровые, музыкальные занятия;
- Творческие беседы (введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
- Чтение и разыгрывание сказки;
- Театрализованные, творческие, речевые игры с детьми;
- Словесные тренинги;
- Словотворчество;
- Игры-драматизации;
- Создание вместе с детьми ситуаций–моделей, этюдов;
- Метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в создании новые образы);
- Метод моделирования ситуаций;
- Метод «погружения в сказку»;
- Музыкально-ритмические, подвижно-расковывающие игры-танцы;
- Изготовление атрибутов к спектаклю;
- Изготовление приглашений;
- Рисование по сюжету спектакля-сказки;
- Лепка сказочных героев.
В ходе подготовки к спектаклю необходимо соблюдать несколько основных правил:
1) не перегружать детей;
2) не навязывать своего мнения;
3) не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
4) предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
Всю работу с дошкольниками над спектаклем мы разделили на девять основных этапов:
- Выбор сказки или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
- Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
- Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
- Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
- Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
- Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
- Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.
- Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля.
- Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми, подготовка выставки рисунков детей по спектаклю.
Ожидаемые результаты.
В процессе реализации проекта предполагаются следующие результаты:
- У старших дошкольников развит устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектакле по сюжету сказки.
- Воспитанники умеют импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию).
- Дети выразительно исполняют монологи, диалоги, реплики, песни.
- У дошкольников развиты творческие способности в различных видах деятельности (изобразительной, художественной, речевой, музыкальной и игровой).
- Родители являются активными участниками работы над спектаклем.
- В группе пополнена предметно–развивающая среда костюмами, декорациями, атрибутами к спектаклю, видами театра, персонажами кукольного театра.
- Дети становятся дружнее, сплоченнее, зарождается чувство партнерства, взаимовыручки. Дошкольники овладевают навыками публичных выступлений.
Этапы реализации проекта
I Этап (подготовительный - информационный).
- Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
- Планирование деятельности с детьми и родителями (беседы, чтение сказки, рассматривание иллюстраций, разыгрывание, моделирование сказки, проведение родительского собрания)
- Разработка методического сопровождения
II Этап (деятельный)
- Работа над спектаклем.
- Изготовление афиши.
- Создание декораций, костюмов.
III Этап (результативный)
- Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.
- Отзывы родителей
- Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю.
Механизм реализации проекта.
Перспективный план работы с детьми
№ п/п | Тема | Цель | Месяц |
1 | Беседа «Волшебство театра» | Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности. Раскрыть основные понятия, связанные с театром. | Февраль |
2 | Игра «Волшебные превращения» в героев сказки «Заюшкина избушка» | Развивать внимание, зрительную память, координацию движений, умение с помощью мимики и жестов передавать образ сказочных героев. | Февраль |
3 | Д/игра «Узнай по силуэту» | Закрепить знания о героях сказки. Учить по силуэту, характерной форме узнавать сказочных героев, описывать их внешний вид, характерные признаки по которым их определили. | Февраль |
4 | Рассматривание иллюстраций | Учить рассказывать о сюжетах сказки по иллюстрациям. | Февраль |
5 | Музыкальная минутка.
| Учить воспринимать музыку веселого характера, слышать её выразительные средства. Развивать творческую самостоятельность в передаче сказочного образа, используя песенную и танцевальную импровизацию. | Февраль |
6 | Разыгрывание сказки с использованием магнитного театра «Заюшкина избушка». | Учить разыгрывать знакомую сказку с помощью магнитного театра. | Февраль |
7 | Речевая игра «Один - много» на основе сказки «Заюшкина избушка» | Учить образовывать множественное число имен существительных в именительном и родительном падежах. | Февраль |
8 | Игра-драматизация «Заюшкина избушка» | Побуждать детей принимать участие в театрализованной игре-драматизации по мотивам хорошо знакомой сказки, использовать костюмы, маски и атрибуты. | Февраль |
9 | Моделирование сказки. Рассказывание сказки с помощью геометрических фигур | Учить передавать содержание сказки с помощью геометрических фигур. | Февраль |
10 | Лепка «Одну простую сказку» | Учить создавать настольный пластилиновый театр сказки, проявляя творческую самостоятельность в создании пластилиновых героев сказки обыгрывании их. | Март |
11 | Речевая игра «Слова-родственники» на основе сказки | Учить подбирать родственные слова. | Март |
12 | Театрализованная игра «Заюшкина избушка» | Поддерживать желание активно участвовать в театрализованной игре. Развивать творческие способности в передаче художественного образа. | Март |
13 | Игровое занятие «Мы веселые ребята» | Побуждать использовать жесты в игровой импровизации для создания художественного образа. Формировать умение оценивать характер персонажа, его настроение, передавать их с помощью мимики, жестов, выразительной интонации. Обогащать словарь детей. | Март |
14 | Разыгрывание сказки (стендовый и пальчиковый театр) | Учить разыгрывать отрывки сказки используя пальчиковый и стендовый театр. | Март |
15 | Речевая игра «Слова наоборот» | Упражнять в подборе антонимов. | Март |
16 | Двигательное упражнение «Лесные жители» | Развивать общую моторику. | Март |
17 | Музыкально-ритмический танец «Петушок» | Учить передавать образ сказочных героев в музыкально-ритмическом танце. | Март Апрель |
18 | Игровое занятие «Сказка за сказкой» | Совершенствовать умение различать и изображать разные эмоции. Побуждать проявлять творчество в создании игровых сказочных персонажей. Разыгрывание игрового сюжета «Встреча зайчика с петушком». | Март |
19 | Сказка по кругу (с мячом) | Учить рассказывать сказку, передавая мяч друг другу. | Апрель |
20 | Игровое задание «Представьте себе» | Развивать творческое мышление детей. | Апрель |
21 | Тренинг «Каждое слово говорим два раза» | Формировать выносливость при произнесении длинных текстов. | Апрель |
22 | Словотворчество «Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем» | Поддерживать стремление детей проявлять творчество в сочинении новых сказок про зайца и лису. | Март |
23 | Игровое занятие «Мы любим сказку» | Продолжать работу над эпизодами сказки «Заюшкина избушка». Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа. Объединить в единое целое картины третью и четвертую часть театрализованной игры с использованием декораций костюмов. | Апрель |
24 | Аппликация: Пригласительная открытка на спектакль | Воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности, желание создавать открытки-приглашения для родителей, сотрудников детского сада. Поддерживать стремление проявлять свою творческую фантазию, воображение в изготовлении приглашений. | Апрель |
25 | Творческая игра «Вы попали в сказку» | Развивать творческое мышление детей. | Апрель |
26 | Спектакль «Заюшкина избушка» | Воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности, желание использовать бутафорские предметы. Поддерживать стремление детей проявлять творческие способности в передаче сказочных образов персонажей. Поощрять желание принимать активное участие в спектакле. | Апрель |
27 | Занятие по изодеятельности «Рисуем спектакль» | Учить выражать своё отношение к героям, отображать свои эмоции в рисунках, формировать и развивать творческий замысел и фантазию. | Апрель |
Перспективный план работы с родителями
№ п/п | Форма работы | Тема | Сроки |
1 | Консультация – рекомендация на информационном стенде «Чудо по имени Театр» | «Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр» | Февраль |
2 | Родительская Мастерская (изготовление атрибутов, костюмов, декораций для спектакля и кукольного театра «Заюшкина избушка» | Мастерим для театра | Февраль |
3 | Семейное словотворчество | Сказки вместе сочиняем, а потом мы в них играем. | Март |
4 | Работа библиотеки «В помощь родителям» | «Играем в сказку». Сборник игр, заданий, вопросов, игровых ситуаций по сюжетам сказок. | Март |
5 | Консультация-практикум | «Вкусная сказка из теста». (Лепка персонажей сказки «Заюшкина избушка») | Март |
6 | Изготовление театральной афиши (Детское творчество) | «Спешите видеть!» | Апрель |
7 | Просмотр спектакля | «Заюшкина избушка» | Апрель |
8 | Отзывы родителей на премьеру | «Спектакль ваш мы посмотрели» | Апрель |
Мониторинг реализации проекта
Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий
Творческое задание № 1
Разыгрывание сказки «Заюшкина избушка»
Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.
Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.
Материал: наборы кукол театров кукольного и настольного.
Ход проведения.
- Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
- Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, магнитного, пальчикового, трафаретного, стендового театра.
Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)
- Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры. Детям предлагаются детские музыкальные инструменты, фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки.
- Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
- Показ сказки зрителям.
Творческое задание № 2
Создание спектакля по сказке «Заюшкина избушка»
Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.
Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать. Давать характеристики главных и второстепенных героев. Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю. Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Проявлять активность в деятельности.
Материал: иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.
Ход проведения.
- К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.
- Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайца, лисы, собаки, ,волка, петуха и др. героев. Дети рисуют эскизы персонажей, коллективно выбирают самые интересные работы. Воспитатель предлагает детям по эскизам изготовить из материалов, которые на столе (цветная бумага, цветные нитки, пластиковые бутылочки), главных героев и декорации к сказке.
- Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
- Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
- Показ спектакля малышам.
Творческое задание № 3
Сочинение сценария и разыгрывание сказки
Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.
Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами.
Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации
Ход проведения.
- Воспитатель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
- Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации различных сказок по выбору воспитателя. Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).
• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.
- Воспитатель проводит жеребьевку с жетонами, на которых обозначены: исполнители ролей; гримеры и художники по костюмам; музыканты-оформители; художники-декораторы.
- Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
- Показ спектакля гостям.
Характеристика уровней знаний и умений
театрализованной деятельности
Высокий уровень (3 балла).
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения. Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Самостоятельно создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов. Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает характеристики к персонажам, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень (2 балла).
Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики персонажам сказки, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над сказкой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа и декорации к спектаклю. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (1 балл).
Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью воспитателя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. С помощью воспитателя создает рисунки (эскизы) к основным действиям спектакля. Не может самостоятельно изготовить декорации, персонажи к спектаклю. Затрудняется в подборе музыкальных фрагментов к спектаклю даже с помощью воспитателя. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью воспитателя.
Педагогическая диагностика театрализованной
деятельности детей дошкольного возраста
Т.С.Комарова акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делает не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля (Таблица 1).
Таблица 1
1. Основы театральной культуры | |||
Высокий уровень: 3 балла | Средний уровень: 2 балла | Низкий уровень: 1 балл | |
1. | Проявляет устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности (с удовольствием участвует в драматизации сказки) | Интересуется театральной деятельностью | Не проявляет интереса к театральной деятельности |
2. | Называет различные виды театра, знает из различия, с их помощью может разыгрывать сказку | Использует свои знания в театрализованной деятельности | Затрудняется назвать различные виды театра, отказывается принимать участие в игре, драматизации |
2. Речевая культура | |||
1. | Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание | Понимает главную идею литературного произведения | Понимает содержание произведения |
2. | Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев | Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев | Различает главных и второстепенных героев |
3. | Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения | Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета | Затрудняется выделить единицы сюжета |
4. | Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи | В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения) | Пересказывает произведение с помощью педагога |
3. Эмоционально-образное развитие | |||
1. | Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя | Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности | Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения |
2. | Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы | Передает в свободных пластических движениях характер музыки. | Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки |
4. Основы изобразительно-оформительской деятельности | |||
1. | Самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будут изготовлять | Создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля | Создает рисунки на основные действия спектакля |
2. | Проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе) | Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов | Затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов |
5. Основы коллективной творческой деятельности | |||
1. | Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем | Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности | Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем |
Вывод: Диагностика уровня развития детей на начало организации проекта показала, что 22 % имеют высокий уровень, 78% - соответствуют среднему.
49% воспитанников интересуются театрально-игровой деятельностью, участвуют в разыгрывании сказки, 71% - владеют знаниями о различных эмоциональных состояниях, могут их передавать с помощью мимики, жестов, движений, но нуждаются в помощи взрослого, особенно в самостоятельной импровизации; 33 % - используют языковые и интонационно-образные средства выразительности, 14 % - самостоятельно создают эскизы, декорации, персонажей сказки, проявляя творческую фантазию.
Вывод: Диагностика уровня развития детей по театрализованной деятельности детей на конец учебного года показала, что 66 % воспитанников проявляют устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, с удовольствием участвуют в спектакле; 74% - проявляют творческую импровизацию с использованием различных средств выразительности (мимики, жестов, движений); 55% - выразительно пересказывают, разыгрывают, исполняют роли, используя интонационно-образные средства речи;
48% проявляют творчество на всех этапах работы над спектаклем, самостоятельно создавая декорации, атрибуты, персонажей сказки, проявляя творческую фантазию. 56% детей имеют высокий уровень развития, 44% - соответствуют среднему.
Сравнительная диаграмма по результатам педагогической диагностики театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Выводы: Анализ полученных данных выявил положительную динамику, что свидетельствует об эффективности реализации данного проекта, успешном выполнении поставленных задач.
Ресурсное обеспечение проекта
Материально-техническое:
- Аудио, видео, CD-тека;
- Компьютер;
- Магнитофон;
- Информационный стенд «Чудо по имени Театр»;
- Театральные реквизиты по сказке;
- Набор театральных костюмов;
- Мультимедийная техника
Учебно-методическое:
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Театрализованные занятия и игры в детском саду. - М.: АРКТИ, 2010.- 144 с.
- Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. Спб. Речь; М.: Сфера, 2008. – 221 с.
- Рисуем кукольный спектакль: комплексные занятия, сюжетно- ролевые и дидактические игры/авт.-сост. Л.Г. Киреева, О.А. Саськова. - Волгоград: Учитель, 2008. – 127 с.
- Организация творческой деятельности детей 3-7 лет / авт.- сост. И.П.Посашкова. – Волгоград: Учитель,2009.- 222 с.
- Ребенок в мире сказок/сост.О.П. Власенько.- Волгоград: Учитель,2009-441 с.
- Театрализованная деятельность. Занимательные материалы/ авт-сост. Р.А. Жукова-Волгоград: ИДТ «Корифей».-112 с.
- Театр кукол и игрушек в ДОУ/сост. О.П.Власиленко.- Волгоград: Учитель,2009.-266 с.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио; М.:ООО «Издательство АСТ», 2000.- 464 с.
- Шорыгина Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей.- М. : Книголюб, 2006.- 136 с. (Развивающая сказка для детей).
- Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду (под ред. Гербовой В.В., Комаровой Т.С.- 3-е изд. испр.- М.; Мозаика- синтез,200.-400 с.
Перспективы распространения проекта
Все мероприятия данного проекта направлены на развитие творческой личности ребёнка,
Проект легко воспроизводим в любом другом дошкольном учреждении. Реализация проекта позволяет за короткий срок поставить детский спектакль при учёте индивидуальных и личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Беседа «Волшебство театра»
Здравствуйте, дорогие ребята!
Давайте сегодня поговорим о театре.
Думаю, что многие из вас уже бывали в театре, а тем, кто никогда не видел детский спектакль, поставленный на театральной сцене, еще предстоит увидеть это яркое и запоминающееся зрелище.
Представьте себе, что мама купила билеты в музыкальный театр, и в ближайшие выходные вы отправляетесь смотреть какой-нибудь интересный спектакль. Может быть, «Золушку», «Колобок», «Теремок» или «Морозко».
Вы открываете дверь театра, раздеваетесь в гардеробе и оказываетесь в небольшом, нарядном зале, на стенах которого развешаны портреты актеров и фотографии сцен из спектаклей. Этот зал называется театральным фоее. Перед началом спектакля здесь можно познакомиться с историей театра и творчеством артистов.
Но вот слышится негромкая трель звонка, напоминающая о том, что пора занимать места в зрительном зале. Вы и ваша мама — зрители!
Что делают зрители?
«Зритель — не пассивный наблюдатель спектакля. Зрители сопереживают тому, что происходит на сцене. Мы аплодируем, смеемся, плачем, настороженно молчим — сопереживаем. Это наша реакция. И она понятна артистам» (Ю.Алянский).
Но пока артистов на сцене нет. Красивый шелковый или бархатный занавес закрыт.
Музыканты настраивают инструменты. Они располагаются в пространстве между сценой и зрительным залом. Это пространство называется оркестровой ямой. Оркестровой, потому что в ней располагается оркестр. Слово оркестр происходит от греческого слова «орхестра», так в греческом театре называлась круглая площадка, на которой выступали актеры. Оркестр — это группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных музыкальных инструментах. Оркестры бывают симфонические, духовые, народных инструментов.
Почему же площадка, на которой располагается оркестр в музыкальном театре, называется оркестровой ямой? Да потому, что она располагается ниже сцены и зрительного зала.
После третьего звонка в зале гаснет свет, звучит негромкая музыка (ее называют увертюрой) и занавес медленно и торжественно поднимается.
Перед вами на ярко освещенной сцене зимний еловый бор. Пышным снегом укутаны пеньки, стволы и ветви деревьев. В воздухе медленно кружатся крупные снежинки.
Что за чудо? Из светлого майского дня вы, словно на невидимых крыльях, перенеслись в морозную зиму!
А помогли вам сделать это декорации. Так называется оформление сцены, выполненное художниками.
Ведь и деревья в лесу, и пышный снег, так похожие на настоящие, созданы искусными мастерами — художниками-декораторами.
Из ледяной избушки выходит Дед Мороз. На нем атласная* голубая шуба, отороченная пушистым белым мехом, такая же шапка, в руках ледяной посох. Щеки Дедушки Мороза разрумянились от холода, у него пышная белая борода и усы. Дед Мороз ударяет ледяным посохом о землю, и тотчас к нему сбегаются зайчата и белочки.
И Деда Мороза, и зайчат, и белок играют актеры. Они исполняют роли, создавая на сцене определенные образы**. Актер как бы превращается в своего героя, «перевоплощается», как говорят в театре.
* Атлас — сорт гладкой ткани.
** Образ — вид, облик. В художественном произведении — тип, характер (есть выражение — артист вошел в образ).
Моя роль
Хоть я маленький пока,
Роль мне дали старика,
А ведь я совсем иной —
Беззаботный, озорной,
Прыгать, бегать я привык,
Ну какой же я старик?
Чтобы лучше роль сыграть,
Стал за дедом наблюдать:
Ходит дедушка, кряхтит,
Опирается на палку,
У него усталый вид.
Мне дедулю очень жалко!
Стал и я ходить, сгибаться
И на палку опираться,
Стал ворчать я на домашних,
Будто в доме самый старший,
Стал я охать: «Ой, ой, ой,
Чувствую в коленке боль».
Все спросили: «Что с тобой?» —
Я войти пытаюсь в роль!
Искусство перевоплощения — очень сложное дело!
Помогают актеру перевоплотится в своего героя театральные костюмы и грим.
Зайчата наряжены в белые комбинезоны и шапочки с длинными ушами, а у белочек — комбинезоны серебристо-серые.
Кто же придумал костюмы для актеров?
Художников, которые создают костюмы к спектаклю, называют костюмерами.
«Костюм для роли подбирается отнюдь не по вкусу актера. Эскизы, зарисовки всех видов одежды для персонажей спектакля делает художник, обычно тот, кто оформляет весь спектакль. По его эскизам шьют костюмы в костюмерных мастерских театра» (Ю. Алянский).
Костюм помогает актеру ощутить и передать характер действующего лица.
Думаю, вы слышали, что перед началом спектакля (представления) актеров гримируют.
Зачем это делают и что такое грим?
Представьте себе, что Деда Мороза играет молодой человек. Чтобы актер соответствовал своей роли, ему наклеивают густые кустистые брови, белую бороду и пышные серебристые усы, наносят на щеки слой румян, рисуют морщины на лбу. Теперь перед нами уже не юноша, а сказочный Дедушка Мороз. Помог актеру перевоплотиться в образ сказочного персонажа грим.
Писателя, который создает пьесы для театра, называют драматургом.
А кто, по вашему мнению, является самым главным человеком в театре?
Самый главный человек в театре — режиссер! «Он выбирает пьесу, назначает на роли актеров, осуществляет постановку на сцене, вместе с художником решает, как будет выглядеть спектакль внешне, какими будут декорации» (Ю.Алянский).
Теперь вы знаете, дорогие друзья, что, для того чтобы зритель смог посмотреть в театре интересный спектакль, нужен творческий труд многих людей самых разных профессий: драматурга, который напишет пьесу; режиссера, который поставит ее; художников, которые оформят спектакль и придумают костюмы для актеров; костюмеров, которые создадут костюмы; гримеров, которые загримируют актеров; композитора, который напишет музыку для спектакля, и музыкантов, которые ее исполнят; работников сцены и осветителей, и, наконец, актеров, которые сыграют роли.
А мы, зрители, будем волноваться за любимых героев, горевать, если герои попадают в беду, смеяться удачным шуткам и аплодировать актерам.
ВОПРОСЫ
Какой зал называется театральным фойе?
Где в театре располагается оркестр?
Что такое декорации?
Как называются художники, которые создают декорации?
Кто создает костюмы для актеров?
Зачем гримируют актеров?
Кто пишет актерам тексты ролей?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Конспект НОД «Изготовление афиши и билетов к сказке».
Задачи: закреплять знания детей о разных видах театра. Повторить содержание сказки «Заюшкина избушка». Учить изготавливать афишу, билеты для показа сказки. Развивать и закреплять умения пользоваться ножницами.
Развивающая среда: яркая, красочная коробка. Персонажи сказки «Заюшкина избушка» из разных видов театра: пальчикового, настольно – плоскостного, би-ба-бо, на палочках. Книга со сказкой «Заюшкина избушка». Ножницы, цветная бумага, клеящий карандаш, ватман, цветные и простые карандаши, ластик, фломастеры, клеенки.
Ход: воспитатель приносит яркую коробку. Приглашает детей на коврик. Дети садятся в круг. Воспитатель спрашивает детей, любят ли они сказки? Кто их пишет? Какие сказки дети знают? Напоминает о разнообразии персонажей из разных видов театра в группе. Просит детей назвать их. Обращает внимание детей на коробку, которую она принесла с собой. Спрашивает детей, хотят ли они узнать, что в ней? Выслушав предположения, детей сообщает, что там сказка. Открывает коробку и достает по одному персонажу из разных видов театра, спрашивая детей название театра. Обобщает, что персонажей много, все они из разных видов театра, но из одной сказки. Воспитатель достает книгу со сказкой. Вместе с детьми вспоминает содержание сказки, рассматривают иллюстрации. Напоминает детям о том, что они приготовили инсценировку этой сказки и изготовили необходимые атрибуты с костюмами. Но чтобы показать сказку необходимо собрать зрителей: родителей, воспитателей и детей из других групп. Как это сделать? Выслушав ответы детей, предлагает сделать афишу и изготовить билеты. Воспитатель включает тихо музыку. Дети подходят к столам, рисуют себя в роли персонажей из сказки, пишут свое имя и фамилию, вырезают и наклеивают на афишу. Затем изготавливают билеты нескольких цветов и соответствующие к ним по цвету смайлики (вместо номеров на места для просмотра сказки). После окончания работы вывешивают афишу в детском саду. Девочке, которая играет роль продавца билетов, конструируют из мягких модулей, билетную кассу. Воспитатель хвалит детей за работу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ.
Игровое занятие «Мы веселые ребята»
Цель. Побуждать использовать жесты в игровой импровизации для создания художественного образа. Формировать умение оценивать характер персонажа, его настроение, передавать их с помощью мимики, жестов, выразительной интонации. Обогащать словарь детей. Продолжать знакомить с театрализованной сказкой «Красная шапочка на новый лад». Поощрять стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания танцевальной характеристики героев сказки и сказки «Снежная королева» с использованием театральных кукол.
Реквизит. Шапочки Курицы, Крокодила, Ящерицы; бутафорские река, кусты. Шапочка Красной шапочки, косынка. Куклы-перевертыши «Льдинки».
Ход занятия
Воспитатель встречает детей и заводит разговор о том, что все любят сказки, что в сказках часто встречается и песня.
Воспитатель: Сейчас я спою вам песенку, а вы изобразите лису с помощью мимики, жестов, движений. (Поет.)
Уж как шла лиса по травке,
Нашла азбуку в канавке.
Она села на пенек
И читала весь денек.
Дошкольники инсценируют песенку. Далее педагог знакомит со стихотворением. (Читает.) Ребята выражают свое отношение к героям с помощью мимики, жестов, движений, интонации.
Маринка:
Мам, - (кричит Маринка), - Где моя косынка?
Мам, - (кричит Маринка), - Где моя резинка?
Мам, на праздничный берет Сделан бантик или нет?
Воспитатель: Брат за пышную косичку
Повернул к себе сестричку.
Брат: Больно спросы велики,
А у мамы две руки.
Выразительные движения: брови Маринки приподняты, глаза широко раскрыты, плечи подняты вверх.
Воспитатель хвалит детей и разучивает с ними скороговорку, отрабатывая четкую дикцию, добиваясь интонационной выразительности речи.
Все за стол сели,
Со стола все съели:
Сметану с простоквашей,
С овсяной кашей.
Далее педагог ребятам по считалке шапочки, дети играют роли: Курицы, Крокодила, Ящерицы. Воспитатель читает отрывок, дошкольники инсценируют.
Воспитатель: Каждый день Курочка-Хохлатка приходила к реке попить водички. Однажды ее увидел крокодил. Он подплыл к берегу, чтобы съесть ее. Но тут Хохлатка закудахтала.
Курица: Кудах-тах-тах! Не ешь меня, дорогой братец!
Воспитатель: Крокодил удивился и отпустил ее - не мог же он съесть свою родную сестру! На следующий день, когда Хохлатка снова пришла к реке попить водички, крокодил все-таки решил съесть ее. Но Хохлатка снова раскудахталась.
Курица: Кудах-тах-тах! Не ешь меня, дорогой братец!
Воспитатель: И снова крокодил не решился съесть ее. Тогда он стал думать.
Крокодил: Как же это я могу быть ее братцем? Ведь я живу в воде, а она бегает по земле.
Воспитатель: И отправился крокодил к своей подруге -мудрой Ящерице.
Крокодил: Дай мне совет, дорогая Ящерица. Курочка-Хохлатка приходит каждый день на берег реки и, когда я хочу поймать ее и съесть, она говорит, что я ее братец! Может ли такое быть?
Ящерица: О, мой глупый друг! Разве ты не знаешь, что куры, черепахи и ящерицы кладут яйца, как и крокодилы? Теперь ты понимаешь?
Крокодил: Теперь я понимаю, большое спасибо!
Воспитатель: Теперь вы знаете, ребята, почему крокодилы никогда не едят кур?
После этого воспитатель вносит кукол-перевертышей «Льдинок» и просит вспомнить, из какой они сказки. Дети, используя кукол-перевертышей, создают танцевальную характеристику детей-льдинок из сказки «Снежная королева». Педагог хвалит ребят (повторяется 2 раза). Затем показывает зайчика, косу, лису, какую сказку он напомнил.
Скажите, каких героев вы запомнили из этой сказки? (Ответы детей.) Расскажите коротко эту сказку (по очереди)
Игровые вопросы и задания «Представьте себе» по сказке «Заюшкина избушка».
Цель: развивать творческое мышление детей.
- Расскажите сказку о том, как лиса с зайцем подружились.
- Представьте, что петух испугался лисы, как бы закончилась сказка? Придумай.
- Придумайте сказку о том, как заяц выгнал лису.
- Представьте, что зайчик был очень храбрым, смогла бы лиса его выгнать? Расскажите.
Моделирование сказки.
1.Расскажите сказку про зайчика, используя геометрические фигуры (например: белый овал, серый треугольник, оранжевый квадрат, красный кружок, коричневый ромб…).
Вариант I. Ребенок, рассказывая сказку, показывает геометрические фигуры, которые он выбрал для героев.
Вариант II. Ребенок рассказывает сказку, называя вместо имен героев, геометрические фигуры. Например: «Однажды оранжевый кружок попросился в гости к серому треугольнику…» т.д.
2. Поиск причин воображаемых ситуаций:
- Лисичка не выгнала зайца, потому что…
- Петух не выгнал лису, потому что…
- Лисичка испугалась собак, потому что…
Творческая игра « Вы попали в сказку»
Цель: развивать творческое мышление.
Дети выбирают иллюстрацию к любой сказке, а затем придумывают, как бы разворачивался сюжет, если бы они сами очутились в этой сказке.
Игры на основе сказки «Заюшкиной избушки»
I. Игра «Один - много».
Петушок - петушки. Метла - метлы.
избушка - избушки. Собака - Собаки.
Коса – косы. Волк - волки.
Лес - леса. Заяц - зайчик.
II. Игра «Назови ласково».
Храбрый петух – храбренький петушок.
Хитрая лиса – хитринькая лисонька.
Зелёный лес - зелёненький лесок.
Ледяная изба – ледяная избушка.
III. Игра «Сосчитай».
2 зайца, 5 зайцев. 2 петуха, 5 петухов.
2 избушки, 5 избушек. 2 косы, 5 кос.
2 леса, 5 лесов. 2 лисы, 5 лис.
IV. Игра «Слова наоборот».
Добрый - злой.
Смелый - трусливый.
Встреча - разлука.
Защита - нападение.
Грубый - ласковый.
Короткий - длинный.
Впускать - выпускать.
Входить - выходить.
Радовать - огорчать.
Быстро - медленно.
Нежно - грубо.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Конспект НОД «Игра – драматизация по сказке «Заюшкина избушка»
Задачи образовательных областей:
«Коммуникация»:
-совершенствовать диалогическую форму речи, расширять словарный запас («клочки по закоулочкам», лубяная).
«Социализация»:
- продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия;
-учить передавать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь;
- проявлять активность в деятельности.
«Чтение художественной литературы»:
- закреплять знание русской народной сказки «Заюшкина Избушка», помогать выразительно, с естественными интонациями воспроизводить отрывок из сказки. Обратить внимание детей на оформление книги.
«Музыка»:
-развивать интерес к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.
«Художественное творчество»:
-вовлекать к просмотру иллюстраций художника Рачева Е.М.
Оборудование: занавес, костюмы, макеты домиков, афиша, билеты, цветы, куклы, иллюстрация к сказке Рачева Е.М., музыка.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», пересказ от лица героев.
Источники: Программа и технология «Детский сад -дом радости» Н.М. Крыловой.
Ход НОД
Хороводная игра «Веснянка»
В.: - Ребята вы любите ходить в театр? (Любим)
В.: -В какие театры вы ходили в нашем городе? (В кукольный театр, драматический театр.)
В.: -Сегодня вы сможете быть и актерами и зрителями. Что нужно, чтобы быть актерами? (Нужны костюмы, герои.)
Актеры очень хорошо знают свою роль, слова наизусть, говорят громко, выразительно, меняют голос характерно своим героям. А как ведут себя в театре зрители? (Тихо, не кричат, внимательно слушают.)
В.: Сегодня мы с вами будем играть в театр и разыгрывать сказку, как вы думаете какую? (русская народная сказка «Заюшкина избушка»)
В.: Правильно, это русская народная сказка «Заюшкина избушка». Давайте, вспомним какие герои в этой сказке? (Заяц, лиса, собаки, медведь, петух)
В.: А скажите всё ли у нас есть для игры в театр? Что нам надо чтоб поиграть в театр? (афиша - мы были художниками, кассир на кассе, буфетчица в буфете, цветочник, билетер, артисты, и зрители)
В.: Итак, давайте выберем тех, кто будут работать в театре, нам нужны: билетер, кассир, цветочник, буфетчица и артисты. Кто желает быть кассиром( билетером, буфетчиком, цветочником)? ( Дети поднимают руки)
В.: Нам нужны и артисты, давайте выберем. Кто желает быть рассказчиком? А зайчиком? А лисой? Кто будет собакой? А волком? А медведем? Кого еще не выбрали? (Петуха) Кто будет петухом? Идите, готовьтесь.
В.: - А остальные будут зрители.
В.: - С кем будете смотреть сказку? (с дочками, сыночками)
В.: - Зрители идите, готовьтесь, наряжайтесь, приглашайте своих дочек, сыночков в театр.
В.: - Слышите первый звонок звенит, готовьтесь работники театра. (дать сигнал второго звонка)
В.: - Слышите уже третий звонок прозвенел, пора уже садиться на места!
Драматизация сказки «Заюшкина избушка»
Жили-были в лесу лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
- У меня избушка светлая, а тебя темная! У меня светлая, а тебя – темная!
Пришла весна – у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по- старому. Лиса и просится к зайцу:
- Пусти меня, заюшка, к себе жить!
- Нет, не пущу: зачем дразнился?
Стала лиса прощение просить, обещать, что больше не будет. Заюшка ее и простил, а она его из избушки и выгнала.
Сидит зайчик на полянке и плачет, слезы лапкой утирает. Бегут мимо собаки:
- Тяф – тяф – тяф! О чем, заинька, плачешь?
- Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне жить да и выгнала меня из избушки.
- Не плач, заинька, мы ее выгоним!
- Нет, не выгоните!
- Нет, выгоним!
Подошли собаки к избушке:
- Тяф – тяф – тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им с печки: «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»
Испугались собаки и убежали.
Зайчик опять сидит на полянке и плачет. Идет мимо волк:
- О чем, заинька, плачешь?
- Как же мне, серый волк, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне жить да и выгнала меня из избушки.
- Не плач, заяц, я ее выгоню!
- Не выгонишь. Собаки гнали, гнали – не выгнали, и ты не выгонишь.
- Нет, выгоню!
Пришел волк к избушке и завыл страшным голосом:
- У – у – у. Ступай, лиса, вон!
А лиса им с печки: «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»
Испугался волк и убежал.
А заиньке делать нечего, сидит он на полянке и плачет. Идет мимо медведь:
- О чем это ты, заинька, плачешь?
- Как же мне, медведушка, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне жить да и выгнала меня из избушки.
- Не плач, заяц, я ее выгоню!
- Не выгонишь. Собаки гнали, гнали – не выгнали, волк гнал, гнал – не
выгнал, и ты не выгонишь.
- Нет, выгоню!
Пришел медведь к избушке и закричал страшным голосом:
- Р – р – р. Ступай, лиса, вон!
А лиса им с печки: «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»
Испугался медведь и убежал.
Опять сидит заинька и плачет. А мимо идет петух, несет косу.
- Ку – ка – ре – ку! Заинька, о чем это ты плачешь?
- Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне жить да и выгнала меня из избушки.
- Не горюй, заяц, я ее выгоню!
- Не выгонишь. Собаки гнали, гнали – не выгнали, волк гнал, гнал – не
выгнал, медведь гнал, гнал – не выгнал и ты не выгонишь.
- Нет, выгоню!
Пошел петушок и избушке, да как закричит: «Ку – ка – ре – ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи. Пошла, лиса, с печи!»
Услыхала лиса, испугалась и говорят:
- Шубу надеваю …
Петух опять: «Ку – ка – ре – ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи. Пошла, лиса, с печи!»
Испугалась лиса, соскочила с печки – да бежать.
А заюшка с петушком стали жить да поживать.
(Артисты выходят кланяться!)
В.: Артистами ребята побывали! И сказку, вы, ребята, показали!
Артисты и зрители - все были хороши! Похлопаем друг другу от души, и подарим им цветы!
В.: - Посадите дочек на стульчики, цветы положите на стол.
В.: - Вставайте поиграем «Пугало»
Оценка.
В.: - Вот такая у нас получилась сказка. Скажите, а какая она по настроению была с начала? (грустная). Почему? А как все закончилось? (хорошо, весело) Почему?
В.: - А герои какие были? Кто был хитрым, злым, нехорошим? (лиса). Кто оказался трусливым? (собака, волк, медведь) А каким был петушок? (смелым)
В.:- А вы какими хотите быть?
В.: - Что мы сегодня показывали и рассказывали нашим гостям? (мы показывали и рассказывали сказку)
В.: - Какую сказку? («Заюшкина избушка»)
В.: - А вы хотите еще показать сказку? А давайте мы покажем нашу сказку малышам, желаете? (ответы детей)
В,: Значит скоро мы отправимся на гастроли и покажем сказку.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Консультация для родителей
«Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»
Сказки... Почему их так любят дети и взрослые? Сказки зовут нас в путешествие со своими героями, которые встречаются с опасностями и успешно их преодолевают, находят верных друзей, учат не пасовать перед трудностями. «Вечером слушаю сказки – и вознаграждают тем недостатками проклятого своего воспитания», - писал А.С. Пушкин своему брату Льву.
Сказки имеют большое психологическое значение для детей. Детское сознание наделяет животных, игрушки, различные предметы определенными чертами человеческого характера, проводя аналогию с внешностью и поведением реальных людей. Волки, медведи, драконы в сказках олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению детских страхов. В сказке герой всегда выходит победителем из сложной ситуации. Ребенок хочет стать таким же смелым, решительным, находчивым. Сказка помогает малышу реализовать свои мечты и желания. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Как отмечал В.А. Сухомлинский, «сказка- это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший его этап - инсценирование».
Уважаемые родители! Приглашаем вас и ваших детей поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь им найти выход из трудных ситуаций. Обогащение работы со сказкой элементами игровой деятельности закладывает более глубокие основы литературного воспитания. Игра в сказку помогает каждому малышу почувствовать себя ее героем, волшебником, творцом, развивает у ребенка фантазию, дает возможность почувствовать поддержку товарищей, которые всегда придут на помощь. Некоторые старые, всем знакомые сказки ребята проигрывают на новый лад, переживают новые приключения любимых героев. Детей привлекают очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и всегда победа добра над злом. Наша задача – поддержать фантазию малышей, помочь им раскрыть свои творческие способности, почувствовать радость от участия в игровом действии.
Дети – прекрасные актеры и такие эмоциональные, непосредственные. А как светятся глаза от счастья и чувства собственного достоинства, когда им рукоплещет зал. И такое возможно только в театрализованном действе, спектакле, представлении, потому что театр всегда чудо, волшебство, бесконечный мир фантазии и радости. И сказки - это чудесное приглашение в этот загадочный мир.
Уважаемые родители! Давайте поиграем в сказку - поиграем в театр, и пусть путешествие в этот волшебный мир сказки и игра подарит нам радость, восторг от участия в общем деле. И с нашего доброго начала театральные действия и полюбившееся сказочные герои сопровождают ребенка всю его жизнь!
Введите мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочный пойдет он жизненной тропой.
Г. Попова
Советы родителям:
Как творчески развивать ребенка
1.Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.
2.Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
3.Предоставте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел.
4.Найдите место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения.
5.Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если связано с его творческим процессом. Однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания.
6.Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, таким, какой он есть, а не за его успехи и достижения.
7.Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы.
8.Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.
9.Помогайте ему улучшать результаты своей работы.
10.Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.
11.Помогайте ребенку общаться с ровесниками из разных культурных слоев.
12.Не спрашивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.
13.Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
14.Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.
15.Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.
16.Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.
17.Приучайте ребенка к регулярному чтению с малых лет.
18.Со вниманием относитесь к его потребностям.
19.Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.
20.Не дразните ребенка за ошибки.
21.Хвалите за любые успехи.
22.Учите его общаться со взрослыми любого возраста.
23.Разрабатывайте практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать.
24.Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом - это стимулирует его воображение.
25.Побуждайте ребенка находить проблемы и затем решать их.
26.Хвалите ребенка за конкретные поступки и успехи, и делайте это искрение.
27.Не ограничивайте темы, обсуждаемые с ребенком.
28.Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них.
29.Помогайте ребенку стать личностью.
30.Помогайте ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы и радиопередачи.
31.Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
32.Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых, не теряя при этом уважения к ним.
33.Верьтев здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.
34.Предпочитайте, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате. Дайте ребенку такую возможность.
35.Ведите дневник наблюдений за развитием вашего ребенка и анализируйте процесс развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по русской народной сказке "Заюшкина избушка".
Презентация сказки "Заюшкина избушка"...
Внеурочное анятие по русской народной сказке "Заюшкина избушка"
Занятие предназначено для работы с детьми 1 - 2 класса. Занятие проводится в увлекательной игровой форме, направлено на формирование у младших школьников этических чувств. В ходе занятия ребятам...
Кукольный спектакль. Русская народная сказка «Заюшкина избушка»
Приобщать учащихся к русской национальной культуре, прививать любовь к русским народным сказкам....
мастер класс «Драматизация русской народной сказке Теремок»
сюжетно-ролевая игра "Теремок"...
Конспект урока литературного чтения. Мир народной сказки. Заюшкина избушка
Конспект урока литературного чтения, проведенного на семинаре-практикуме...
Мир театра. Русская народная сказка "Лиса и Журавль". Характеристика героев. Драматизация
Урок литературного чтения. 2 класс (УМК "Перспектива"). Русская народная сказка "Лиса и журавль"...
Викторина от зайца (по четырём русским народным сказкам «Заяц-хваст», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок»).
1 класс. Внеурочная деятельность "В гостях у сказки". Занятие № 6. Викторина от зайца (по четырём русским народным сказкам «Заяц-хваст», «Теремок&raq...