Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Орг. момент |
| - Дети говорят четверостишье: Прозвенел звонок, Начинается урок. Всё, что нужно мы достали, Все вздохнули, замолчали… - Дети садятся на свои места |
II. Определение темы и цели урока
| Просмотр видеоклипа «В мире много сказок» (Ю.Энтин, В. Шаинский) - О чём на уроке сегодня мы будем говорить? |
- О сказках.
|
- Найдите нужную страницу в учебнике. | - Стр.46 |
- Прочитайте название раздела Слайд 2 | - «Мир народной сказки» |
- С какими терминами мы сегодня познакомимся на уроке? Слайд 3 | -Сказки. Сказочный персонаж. Вымысел. |
- Определите цель урока. | - Нам необходимо знать особенности народных сказок. |
III. Беседа на основе материала учебника стр. 46-47 | - Вспомните, какие сказки вы читали. Как они называются? | - Дети высказываются.
|
- Какая ваша любимая сказка? Кто автор сказки? |
-Какой вывод из сказанного о сказках можно сделать? - Самыми известными сказочниками являются А.С. Пушкин, К.Д. Ушинский, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм, Шарль Перро и многие другие. | - Сказки есть авторские, а есть народные.
|
- А народные сказки относятся к устному народному творчеству. - Как дошли до нас устные народные сказки? |
- Они передавались из уст в уста |
- Прочитайте диалог Ани и Вани. Из него вы узнаете новое для себя о том, как сказки смогли дойти до нас.
| Читают диалог на стр. 46, делают вывод: - Народные сказки записывали братья Гримм |
Слайд 4 |
- Братья Гримм (Вильгельм и Якоб)- немецкие писатели. Как вы думаете, сказки какого народа они собирали и записывали? | - Немецкого. |
- Я попросила ребят подготовить сообщения о русских собирателях сказок. Послушайте.
| Сообщение об Александре Николаевиче Афанасьеве и Владимире Ивановиче Дале |
Слайд 5 |
|
(Имя Александра Николаевича Афанасьева прежде всего связано с трехтомным изданием «Русских народных сказок». А. Н. Афанасьев под влиянием братьев Гримм — исследователей немецкой народной сказки отправился в сельскую местность и принялся записывать сказки как есть — со всеми стилистическими и фонетическими особенностями. В собрании сочинений «Русские народные сказки» свыше двух тысяч сказок. Это самое большое в мире собрание сказок, в котором есть сказки и для взрослых, и для малышей. Владимир Иванович Даль широко известен как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». В. И. Даль писал очерки (под псевдонимом Казак Луганский),был собирателем фольклорных произведений и сочинял сказки по мотивам и сюжетам устного народного творчества. Сказки вошли в четырехтомное издание «Былей Казака Луганского». «Не сказки сами по себе важны, — писал В. И. Даль, — а русское слово... Я задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком и говором, которому открывается такой вольный простор и широкий разгул в народной сказке».) |
Обращение внимания на выставку книг |
|
- Что же такое сказка? - Прочитайте об этом сообщение И. И. Самоварова. | Дети высказываются |
- Какие виды народных сказок вы узнали? Слайд 6 | - Сказки о животных, бытовые и волшебные |
- Какие слова вам не понятны? Слайд 7 |
|
IV. Словарная работа | - Объясните, как вы поняли слова: вымышленный- (по Ушакову) придуманный, не существующий в действительности. Вымышленный случай. персонаж- (фр. personnage, от лат. persona — личность, лицо) — действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажем является любое лицо, персона, личность, или сущность, которые существуют в произведении искусства. сюжет (по Ефремовой Т. Ф)- ряд последовательно развивающихся событий, составляющих содержа-ние литературного произведения, кинофильма и т.п. изюминка- то, что придает кому-либо или чему-либо своеобразие, остроту, прелесть. (объяснение есть в контексте)
| Объяснения детей |
V.Физкультминутка | - Какие жанры устного народного творчества вы можете назвать? - А я хочу вас пригласить отдохнуть под напевы народной песни в исполнении группы Иван- Купала Слайд 8 Фон (1 мин 27сек) | - Сказки, загадки, пословицы, поговорки, считалки, прибаутки.. |
VI. Работа со сказкой «Заюшкина избушка» Стр. 48-49
| - О ком шуточная народная песня? - Она так и называется «Ай, заинька» | - О заиньке |
- Я неспроста подобрала песенку о зайчике. Сегодня на урок к нам пришел в гости зайчик. Слайд 9. - Точнее, это один из персонажей таинственной сказки. А какой сказки нам предстоит отгадать по иллюстрациям в учебнике на стр. 48-49
|
Дети открывают нужные страницы, отгадывают название сказки «Заюшкина избушка» |
Слайд 10 |
|
- Слайд 11. Последите за Зайчиком. Он волнуется. Слайд 12 - Скажите, верна ли последовательность иллюстраций к сказке? |
Нет
|
- Какие иллюстрации нужно поменять местами? | Стр. 49 верхнюю со средней
|
- Прочитайте предложения на стр. 48. Выясните, иллюстрация, с каким персонажем сказки отсутствует? - Как бы вы изобразили этот фрагмент сказки? | С волком
Словесное рисование
|
- Кого из персонажей сказки мы можем назвать главными действующим героями? | Заинька, Лиса, Петух |
- Кто второстепенные герои? | Собака, Волк, Медведь |
- К какому виду народной сказки отнесем сказку «Заюшкина избушка»? | К сказке о животных, так как герои сказки животные |
- Почему тогда сказка называется «Заюшкина избушка»?
| Потому, что события разворачиваются вокруг избушки зайчика. |
- Давайте проанализируем, как построена сказка, какова её композиция. С этой целью восстановим сказку по частям. - С чего сказка начинается? - Кто первый обратился к зайчику и зачем? |
Лиса за помощью
|
- Почитайте предложение, в котором слова Лисы обращены к Зайцу.
| - Пусти меня, заюшка, хоть на дворик к себе
|
- Как вы думаете, если бы сказка начиналась с этих слов, вам понятно было бы почему Лиса просится к зайцу? | Нет. |
- Что же нужно для этого? - Вспомните, как начинаются русские народные сказки? | Дети высказывают свои предположения |
Начинается сказка с зачина и завязки ( это часть сюжета, которая намечает исходную ситуацию: время, место действия, героев произведения, их взаимоотношения). - Найдите иллюстрацию и начните сказку по закону русской народной сказки
|
Стр. 48 левая нижняя иллюстрация. Жили-были в лесу Заяц и Лиса. Надумали они построить дома. Лиса построила избушку ледяную, а Зайчик лубяную. |
- Как понимаете слово «лубяная» Слайд 13 |
|
- Как вы думаете, почему Лиса смогла выгнать Зайчика из своего собственного дома? | Лиса хитрая, Зайчик доверчивый |
- Кто помогает зайчику в беде? - Давайте разыграем сценки сказки с этими персонажами. - Какие слова повторяются героями? - Это ещё одна особенность русской народной сказки- троекратный повтор | Собака, Волк, Медведь
Дети инсценируют сюжеты сказки с Медведем
|
- Как думаете, почему в такой последовательности персонажи шли на помощь Зайчику. | Собака слабее волка, волк слабее медведя. Чтобы показать силу лисы. |
- Кто выгнал лису? Почему? | Петух хитрый. |
- Но ведь и Лиса тоже хитрая. Чтобы ответить на вопрос ( Почему Петушок смог выгнать Лису ), давайте разберёмся, кто в этой сказке положительные герой, а кто отрицательные и почему вы так считаете? Слайд 14 Парная работа Для этого на карточках подчеркните те эпитеты, которые, как вы считаете, подходят главным героям сказки «Словарь качеств». (раздаточный материал на парту). Лиса | Заяц | Петух | Хитрая Смелая Добрая Отзывчивая Злая Храбрая Глупая Трудолюбивая Умная Находчивая Трусливая Ленивая Уверенная в своих силах | Хитрый Смелый Добрый Отзывчивый Злой Храбрый Глупый Трудолюбивый Умный Находчивый Трусливый Ленивый Уверенный в своих силах | Хитрый Смелый Добрый Отзывчивый Злой Храбрый Глупый Трудолюбивый Умный Находчивый Трусливый Ленивый Уверенный в своих силах |
| Дети высказываются
Дети работают в парах
Дети подчеркивают нужные слова в карточке
|
Вывод. Итак, давайте сделаем вывод: Лиса – хитрая, умная, находчивая, уверенная в своих силах. Заяц – добрый, отзывчивый, трусливый, трудолюбивый. Петух – хитрый, умный, находчивый, уверенный в своих силах. - Кто из персонажей обладает одинаковыми качествами?
|
Лиса — умная и хитрая, и Петух — умный и хитрый.
|
– Почему же Петух побеждает?
| Петух побеждает, потому что он стоит на страже добра, мира и справедливости, он защищает слабого зайца, значит, ему по праву и достается победа. |
VII. Обобщение. | Составим сенквейн о лисе и о петухе Слайд 15 Правила сенквейна: КТО? (одно слово) КАКОЙ?(два слова) ЧТО ДЕЛАЕТ?(три слова) ЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ГЕРОЮ (предложение из четырёх слов) ВЫВОД (одно слово, характеризующее суть объекта) | Лиса Хитрая, лживая Обманывает, хитрит, обижает Лиса хотела выгнать Зайчика из дома. Не вышло!
Петух Хитрый, решительный Обманывает, хитрит, выручает Петух возвращает домик Зайчику Победа! |
VII. Итог урока | – В основу сказки положено одно событие – лиса отняла домик у зайца, поскольку ее дом, построенный не на совесть, растаял. Для восстановления справедливости необходимо вернуть домик зайцу. Необычна сказка и с точки зрения своей структуры. Сказка о животных, как и другие виды сказок, имеет особое начало — присказку, зачин; именно это начало позволяет сказать, что мы читаем сказку. В ней четко разграничены положительные и отрицательные персонажи, и заканчивается она торжеством добра над злом. Именно в это всегда верил и так жил и живёт русский народ. - Как построена сказка? Слайд 16 А Пушкин говорил : «Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»? - Что поучительного вы для себя взяли из этой сказки? - Посоветуйте Лисе русской пословицей, как надо жить. |
Дети высказываются
|
VIII. Рефлексия | Работа со смайликами. Покажите настроение вашего смайлика от урока |
|