Мир театра. Русская народная сказка "Лиса и Журавль". Характеристика героев. Драматизация
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Крылова Ольга Геннадьевна

Урок литературного чтения. 2 класс (УМК "Перспектива"). Русская народная сказка "Лиса и журавль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lisa_i_zhuravl.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Мир театра. Русская народная сказка "Лиса и Журавль". Характеристика героев. Драматизация

№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

        

Орг. момент

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать,

 И друг другу помогать

Видеообращение воспитанников детского сада:

"Дорогие второклассники! Мы ни разу не были в театре! А как бы хотелось узнать что такое ТЕАТР. Какие бывают театры, сколько театров в нашем городе Мурманске.  Вот было бы здорово побывать и  увидеть  настоящий спектакль!"

-Поможем ребятам?

-Определите тему урока.

-Назовите цель

- что же такое театр?

Ученик читает стихотворение

«Волшебный мир – театр» (Григорьева Татьяна Юрьевна)

Театра мир откроет нам свои кулисы,

И мы увидим чудеса и сказки.

Там Буратино, кот Базилио, Алиса

Легко меняются герои, маски.

 Волшебный мир игры и приключений,

Любой малыш здесь хочет побывать.

Вдруг превратится в Золушку иль в принца,

И всем свои таланты показать.

 Театр, словно чародей, волшебник,

Своею палочкой волшебной проведя,

И вот ребёнок, скромный и застенчивый,

Сегодня вдруг играет короля.

 Пусть детство будет словно сказка,

Пусть чудеса творятся каждый миг,

И мир вокруг пусть добрым станет ласковым,

Добро над злом опять пусть победит!

-А какие театры вы знаете?

Мы с вами были в театре. Видели сцену, игру актеров. А сейчас побываем за кулисами (театральным занавесом)

Прежде, чем спектакль смогут увидеть зрители, его долго готовят люди разных профессий:

Загадки о профессиях

Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии — ...(актёр)

Всеми он руководит,
Мыслит, бегает, кричит!
Он актёров вдохновляет,
Всем спектаклем управляет,
Как оркестром дирижер,
Но зовётся — ...(режиссёр)

То царём, а то шутом,
Нищим или королём
Стать поможет, например,
Театральный… (костюмер)

Спектакль на славу удался
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные ...(декорации)
-Назовите профессию

-А какие жанры чаще всего режиссёры используют для детских спектаклей?

-Почему?

-Какие виды сказок вы знаете?

-Распределите по группам.

бытовые

волшебные

О животных

"У страха глаза велики"(рнс)

"Пых" (Белнс)

"Идэ" (хантыйская нс)

"Сестрица Аленушка и братец Иванушка" (рнс)

"Айога" (нанайская нс)

"Кукушка" (ненецкая нс)

"Лисичка-Сестричка и Волк" (рнс)

"Хитрая лиса" (корякская нс)

"Зимовье" (рнс)

-Вспомните цель урока - поставить спектакль.

-Отгадайте загадки о героях нашего спектакля.

  1. Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых побрякушек
  2. Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост - краса. Кто это?

-Какие признаки помогли вам узнать загадку?

- Назовите сказки, в которых вам уже встречался один из героев загадки

-Какая там лиса?

-Могут ли журавль и лиса встретиться в природе? (В жизни Л и Ж практически не встречаются. Но в лит-ре есть жанр народного творчества, в котором возможна такая необычная встреча.

-Прежде, чем разыграть спектакль, надо понять произведение.

-Что это значит?

Первичное чтение.

-Сейчас вы услышите произведение, которое прочитает актер. Ваша задача - прочитать текст вместе с аудиозаписью. В руках карандаш. Отметьте слова и выражения ,которые вам непонятны.

Докажите, что это сказка.

Определите вид сказки.

-Понравилась ли вам сказка?

Знакома ли вам она?

Словарная работа.

Куманёк, кумушка - родственники после крестин

Званый пир - большой званый обед, обильное угощение

Стряпала - готовила

Не обессудь - не суди, не относись строго

Потчевать -  угощать

Взяла досада - обиделась

Не солоно хлебала - остался ни с чем.

 Речевая разминка

Ля-ля-ля -лиса кормила журавля

Са-са-са - ох и хитрая лиса

Трудные слова:

Раз-ма-за-ла

Длин-ным

Жу-равль

При-гла-сил

При-го-то-вила

Анализ сказки.

 -Кто из героев сказки вам понравился и почему?

- Перечитаем ещё раз сказку и разберемся, кто из вас прав?

1 отрывок.

- Как угощала лиса?

Какое мнение у вас сложилось?

Какую промашку допустила лиса?

Как поступил Журавль?

2 отрывок.

-Какое угощение и в какой посуде сделал Журавль?

-Он сделал это умышленно?

-Что почувствовал Лиса после такого угощения?

-Как вы понимаете выражение "взяла досада"?

3 отрывок.

Дочитаем сказку до конца.

Как вы понимаете пословицу "Как аукнется, так и откликнется"

-Объясните смысл пословицы.

- К кому обращена эта мудрость?

Пословица так и говорит каждому из нас: Следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно.

Характеристика героев.

-Какая Лиса?      Журавль?

(на листах соединить характеристику с картинкой - проверить на доске)

Хитрая, обидчивый, добрая, жадная, гостеприимная, дружелюбный, вежливый, мстительный)

_Почему у Ж иЛ дружба врозь?

Дайте совет Лисе и Журавлю.

Готовы ли после детального разбора характеров героев попробовать себя в роли актеров?

Сколько их?

Задания в конверте.

  1. Выбор актеров
  2. Подобрать реквизит для спектакля
  3. Подготовить актеров
  4. Показать спектакль

3 звонка, занавес 3 спектакля (Кукольный . драматический, театр теней)

Итог.

-открыли ли вы для себя что-то новое?

Выполнили ли мы поставленную цель?

Что нам необходимо для выступления в детском саду?

Рефлексия.

Выберите маску с улыбкой, если вы получили удовольствие от урока. и маску грустную, если  у вас что-то не получилось

-Театр

- подготовить спектакль для дошкольников

-Драматический театр

-Оперы и балета

-театр теней

-кукольный театр

-театр зверей

-театр марионеток

На слайде  появляются картинки с  театральными профессиями

Художник-декоратор

-Сказки

-авторские

-народные

-бытовые

-волшебные

-о животных

Журавль

 лиса

Не показал виду

К каждому из нас

2 + слова автора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие театрального кружка "Кукольный театр . Русская народная сказка "Теремок"

Цель:- создать условия дяля формирования личностных УУД: активного творческого отношения к окружающему миру; побуждению к активному участию в театральной деятельности. Задачи:Ø развития  тво...

Русская народная сказка «Каша из топора». Характеристика героев сказки.

В конспекте урока дана характеристика главных героев. Дан проблемный и стилистический анализ сказки....

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.

Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....

Разработка урока чтения. 2 класс. Тема: «Русская народная сказка «Два Мороза». Характеристика героев»

Урок направлен на создание условия для формирования умения анализировать поступки главных героев  с целью составления  характеристики и выявления мотивов поступков; аргументировать сво...

Виды театра русской народной сказки

Виды театра русской народной сказки...

Занятие театрального кружка «Кукольный театр. Русская народная сказка «Теремок»

Занятие театрального кружка«Кукольный театр. Русская народная сказка «Теремок»...