Учим младшего школьника понимать текст.
материал (1 класс) по теме
Родительское собрание с комплексом упражнений для развития понимания теста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchim_mladshego_shkolnika_ponimat_tekst.docx | 30.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Учим младшего школьника понимать текст.
И. Н. Левина,
Учитель начальных классов, МОУ Непецинской СОШ,
Коломенский район, Московская область
Каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.
Навык чтения – это и то, чему учат и одновременно то, посредством ученик учится. Народ давно подметил важность владения чтением, этим, как говорят о нем, общеучебным навыком, отразив свое отношение к чтению в пословицах и поговорках. Вот одна из них, древнейшая: “На азбуке осекся – и цифирь не далась”.
Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нем уникально сплелись элементы и свойства, относящиеся к мыслительной и речевой деятельностям. В процесс чтения вовлекаются волевые качества читающей личности, ее ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, способности, интересы, установки. Приводятся в активное состояние ранее накопленные представления и знания об окружающей действительности, о человеке, о природе и обществе, о ранее прочитанном, прослушанном, просмотренном на ТВ, в кино, театре, на улице. Мобилизуется лексика, тот запас слов, которым владеет читающий, накопленный им в процессе повседневных речевых, бытовых, индивидуальных и коллективных форм общения, активизируются усвоенные модели словоупотреблений, словоизменений и словообразований, модели построения текста, предложений и т.д.
Чтение, будь то общение с учебником, с книгой или периодикой – открывает перед учеником неисчерпаемые по богатству и разнообразию источники приобретения, расширения и углубления познаний ребенка о себе, других людях, о мире.
Чтение, книга – это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, речевого, языкового, нравственного, культурного, эстетического, информационного, говоря шире – интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей.
Вот почему в начальной школе столь большое внимание уделяется формированию у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения. Отсюда и проистекает практика повседневного контроля за уровнем и прочностью выработки этого универсального навыка, того, что изучают, и того, посредством чего учатся.
Как уже отмечалось, навык чтения – явление сложное, комплексное. Это, прежде всего, умение понимать содержание читаемого текста, его смысл; это правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов. Это выразительность – умение интонировать знаки препинания, интонирование, связанное с пониманием читаемого текста. Чтение – это способ чтения: он может быть побуквенным и отрывистым, слоговым (способ непродуктивный и нежелательный) и плавное слоговое, слоговое с прочтением сразу целых слов и, наконец, чтение целыми словами и группами слов (как желательные и продуктивные способы чтения). Это темп – определенная, посильная и необременительная для определенного возраста скорость чтения. Таким образом, навык чтения складывается, в целом, из двух сторон: смысловой – понимания, уразумения содержания и смысла читаемого и технической – подчиненной первой, обслуживающей ее – способом, правильностью и выразительностью чтения.
1.1УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЗНАТЕЛЬНОГО (ОСОЗНАННОГО) ЧТЕНИЯ.
Для развития сознательного (осмысленного) чтения я использую упражнения, некоторые из которых приведены ниже.
1.Что общего в словах и чем они отличаются? Мел-мель, мал-мял, мыл-мил.
- Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж. Картофель, свекла, лук, капуста.
- Какое слово лишнее и почему?
Красивый, синий, красный, желтый. Дорога, шоссе, тропинка, путь.
- Чем похожи следующие слова? Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
- Путем перестановки букв составь слово: уклбо, сноас, упкс.
- Составь текст (перестановка предложений).
- Закончи рассказ «Забота о птицах». Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…
Данные упражнения помогают развивать осознанное чтение на уровне слова и предложения. Эти виды работ проводятся, в основном, на уроках чтения в 1 классе, но случается, что это необходимо и во 2 и в 3 классе, и даже в 4 классе.
Далее приведены упражнения, которые я использую для работы над осознанностью чтения во 2-4 классах.
- Необходимо проводить на уроках чтения лексическую работу. Она направлена на обеспечение понимания фактического, элементарного слоя произведения. Но без знания значений отдельных слов невозможно понять и более глубокий смысл, содержащийся в подтексте и главной мысли произведения. Основные способы лексической работы следующие:
- Выявление детьми в тексте непонятных слов, объяснение учениками их значения, если это возможно. Если нет, то необходимо обратить внимание детей на необходимость выяснения значения слово у взрослого (учителя на уроке) или нахождения данного слова в толковом словаре
- Показ предмета, его изображения, демонстрация действия
- Замена непонятного слова синонимом, значение которого известно детям
- Использование антонима
- Развернутое пояснение по типу статьи толкового словаря
- Обращение к составу или этимологии слова
- Понимание смысла слова из контекста.
Также для работы я использую карточки-задания. Задания такого вида могут быть розданы учащимся, но если такой возможности нет, то задания пишутся на доске.
- Карточки-задания.
№1. Прочитай рассказ сам. Выбери заглавие. Соедини его карандашом с рассказом.
Мальчик и стадо Лгун Волк
Мальчик стерег стадо овец и будто увидал волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так два или три раза, случилось – и вправду прибежал волк. Мальчик стал кричать, звать на помощь, но к нему никто не прибежал. Мужики подумали, что он обманывает, и не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Почему мужики не поверили мальчику?
Почему случилась беда?
Что ты думаешь об этом мальчике?
№2
Наведи порядок!
Расположи предложения так, чтобы получился связный рассказ. Для этого установи, что было сначала, далее, в конце рассказа.
Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди не видели и в лужу упали.
Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде.
Пришла весна, потекла вода.
№3
Подбери заголовки к абзацам. Для данного упражнения может быть использован любой небольшой текст из учебника. В дальнейшем такое упражнение следует усложнять, а в итоге ребенок учится составлять план текста.
Этот вид задания от раза к разу усложняется, что дает возможность выявить уровень понимания текста ребенком и продолжить работу над этим показателем навыка чтения.
№4
Прочитай текст и задания к нему, отметь правильный ответ любым знаком.
Электрический ток.
Висят на столбах рядом два провода. Висят молча, мирно, как веревки. Но берегись их, не трогай. Огромная невидимая сила заключена в них. Подведи провода к машине – оживет она, загрохочет. Подключи лампочку – она загорится. Течет в проводах электрический ток. Этот невидимка все может: и обогревать, и освещать, и заставлять машины работать.
Выбери правильный ответ:
Передается ли электрический ток по проводам? Да Нет Не знаю
По мере овладения первым уровнем понимания текста, включаются задания, предполагающие понимание обобщения, а третий уровень понимания – это предметное содержание и обобщение вместе.
№5
Галка.
Галка хотела пить. Во дворе стоял кувшин с водой. Но вода была только на дне. Галка не могла ее достать. Тогда галка стала бросать в кувшин камешки. Вода поднялась, и галка смогла напиться.
Выбери правильный ответ:
- Галка хотела пить.
- В кувшине было много воды.
- Галка бросала в кувшин хлебные шарики.
- Галка бросала в кувшин камни от безделья.
- Галка была умна и придумала, как напиться.
С каждым разом задания усложняются.
№ 6.
Найди поступок и его причину. Упражнение на материале рассказа Л. Толстого «Косточка».
Итог данной работы: прочитай рассказ и определи главную мысль.
Важным приемом, способствующим пониманию смысла текста, особенно художественного произведения, является определение его подтекста. Прием выяснения подтекста используется, когда читаются более сложные произведения.
№7.
Подчеркни слова, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев. Данную работу можно проводить, например, со сказкой «каша из топора».
При систематическом использовании этих и целого ряда других упражнений ребенок учится составлять план произведения, а впоследствии пересказывать его.
Для более глубинного понимания текста существует целый ряд заданий. Приведу лишь некоторые из них:
- Найди в тексте главные слова произведения
- Подумай, какие из следующих пословиц подходят к данному произведению
- Какая мудрая мысль высказана в этом произведении
- рассказ об одном из героев по плану
- постановка самостоятельных вопросов к тексту
- нахождение в тексте необходимых предложений для характеристики героя и т.п.
1.2. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БЕГЛОСТИ ЧТЕНИЯ.
Для развития беглости чтения я использую следующие упражнения.
- Читай скороговорку три раза. Сначала медленно, второй раз – с обычной скоростью, а третий – как можно быстрее.
У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят.
- Следующая скороговорка учит управлять своим дыханием. Выучи ее.
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки
Раз Егорка
Два Егорка…. Вдохни, набери побольше воздуха и говори до тех пор, пока его хватит. Посоревнуйся с товарищами, кто сможет дольше посчитать, не делая вдоха.
- Читай долговорку несколько раз, все быстрее и быстрее.
Бесконечные стихи
Кто вечно хнычет
И скучает,
Тот ничего не замечает,
Кто ничего не замечает,
Тот ничего
Не изучает,
Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает.
- Следующее упражнение проводится на фрагменте текста, намеченного для чтения, и служит для перехода к чтению целыми словами. Прочитай целыми словами или плавно по слогам, затем задание звучит так: прочитай целыми словами. Наконец, дается задание: прочитай эту же часть текста как можно быстрее.
- Чтению по догадке обучаю с помощью таких упражнений:
Закончи:
ДЕНЬ РОЖД…
Два внука, старший и младший, решили сделать бабушке в день ее рождения …
Взяли накопленные ими деньги и отправились в … Надо купить такую вещь, чтобы бабушка обра…
- Научиться чтению длинных предложений помогают упражнения такого типа:
Читай как можно быстрее.
Однажды мужик пошел в лес.
Однажды мужик пошел в лес дрова рубить.
Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру.
Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру, сел на берег.
Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру, сел на берег и нечаянно уронил топор в воду.
- Быстрому чтению на уровне слова обучают следующие упражнения:
Угадай слово.
ДОКТОР
ОБЕЗЬЯНА
ШАРМАНЩИК
- СОСТАВЬ СЛОВА.
БОЛЕЛЬ
ХОДИЛЬ ЩИК
КАТАЛЬ
- Читай правильно, целыми словами.
ВЕРНО – ВЕРНУЛСЯ – ОТВЕРНУЛСЯ
ДИВО – ДИВИТЬСЯ – УДИВИТЬСЯ
ДУМА – ДУМАЕТ – ПОДУМАЕТ
ДЕРЖУ – ДЕРЖАЛ – ВЫДЕРЖАЛ
- Читай сначала плавно по слогам, затем целыми словами.
Ин-те-рес-но – интересно, спра-ши-вать – спрашивать и т.п.
- Также возможно использование на уроках чтения следующие упражнения:
- Чтение через решетку
- Чтение текста, в котором частично затушевывается нижняя или верхняя часть.
Например,
Грушевое яблочко.
1.3 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.
По моему мнению, для того, чтобы учащиеся читали правильно, желательно перед чтением текста предлагать им специальные упражнения, составленные из наиболее трудных слов или предложений, входящих в намеченное для чтения произведение. Вот некоторые из этих упражнений.
- Читай внимательно: Слова различаются одной-двумя буквами. Одно слово взято из текста, другое, похожее предлагается для чтения в паре с ним. Например, предложила – переложила, поглядывал – подглядывал, ногти – когти, отравила – отправила.
- Если есть возможность работы с карандашом, то лучше использовать такой вариант упражнения. Подчеркни буквы, которыми слова отличаются, прочитай правильно.
- «Редактирование» Найди ошибки, исправь, прочитай правильно.
Кто любит пруд – того и люди чтут.
У работящего в руках тело спорится.
Без пруда не вытащишь рыбку из труда.
Кто привык трудиться, тому без мела не сидится.
- Кроме упражнений, формирующих внимание к графическому образу слова, я использую для обучения правильному чтению и другие задания. Например, чтение до первой ошибки. Ученик читает до первой ошибки, дети замечают искажение, поднимают руки, чтобы перечитать слово правильно. Другой ученик продолжает чтение до первой ошибки.
- Орфоэпические задания со словами, входящими в текст, намеченный для чтения. Прочитай правильно: Орел, когти, овечка, поджаренного, спасибо, пожалуйста. Правильно делай ударение: послала.
1.4 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ.
Этот навык техники чтения незаслуженно отодвинут на задний план. Очень часто работа над данным видом навыка чтения приводит к типичной ошибке – скандированию художественных текстов. Для искоренения данного вида ошибок я использую следующие упражнения.
Предварительный этап подготовки к выразительному чтению заключается в тщательном анализе произведения, ориентированном на выявление и расшифровку «эмоциональных знаков». Начнем с того, что интонация – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Интонация – явление сложное, целостное. Однако, в ней выявляются следующие компоненты: сила голоса, пауза, те6мп и ритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр.
- Чтобы научиться менять силу голоса, я использую следующее упражнение: разбуди человека тихим голосом, затем более громким, громким и, наконец, очень громким голосом.
- Сила голоса проявляется не только в общей громкости звучания, в общем фоне, но и выделении наиболее значимых слов. Например, ребенку предлагается определить, какое из первых двух слов необходимо выделить голосом, а также выделить психологическую паузу в последней строчке.
И, шествую важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах … а сам с ноготок.
3. Наряду с логической паузой существует пауза психологическая. Это остановка, которая усиливает психологическое значение высказываемой мысли. Психологическая пауза всегда богата внутренним содержанием, красноречива, так как в ней отражено отношение чтеца к тому, что он говорит. Например, На пороге сидит старуха,
а перед нею …. разбитое корыто.
Ниже приведены еще несколько заданий для развития навыка выразительного чтения.
- Читай предложение, выделяя голосом подчеркнутое слово.
Ты пойдешь сегодня в театр?
Ты пойдешь сегодня в театр?
Ты пойдешь сегодня в театр?
Ты пойдешь сегодня в театр?
Понаблюдай, как меняется смысл предложения в зависимости от логического ударения.
- Кто больше?
Задача: произнести какое-либо слово или фразу с разными интонациями. Можно произнести слово радостно, требовательно, умоляюще, печально, испуганно, возмущенно, обиженно, уныло, разочарованно, равнодушно, таинственно, презрительно.
- Театр одного актера.
Задача: рассказать стихотворение, но не так, как обычно, а различными способами: очень громко, шепотом, медленно (со скоростью улитки), быстро (со скоростью пулеметной очереди); как иностранец, плохо владеющий русским языком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение младших школьников написанию текста – рассуждения
Учащиеся в начальной школе знакомятся с тремя типами текстов: повествование, описание, рассуждение. Рассуждение – наиболее трудная форма связного текста, т.к.основана на понимании причинно – следствен...
Мастер-класс" Учимся понимать текст"
Данный мастер-класс обеспечивает применение различных приёмов работы с разными учебными текстами. В сонове мастер-класса лежит технология продуктивного чтения.Основная идея мастер-класса, оказание пом...
Учим школьников с речевыми нарушениями понимать текст
Психолингвистические исследования, проведенные в 90-ых годах в разных городах России, показали, что из 1000 школьников полноценно понимают прочита...
Мастер-класс. Учимся понимать текст.
Приемы, которые были использованы в мастер-классе, формируют осознанное чтение, а это с свою очередь повышает познавательную активность учащихся, интерес к предмету, желание читать. Обмен идеями, сужд...
Обучение младших школьников созданию текстов-повествований в жанре рассказа.
В статье названы основные ошибки, которы допускают младшие школьники при изучении темы "Текст-повествование"....
Чему целесообразно учить младших школьников?
Совет помогающий положительно относиться младшим школьникам к контролю и оценке со стороны учителя....
Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Учись понимать текст»
Конспект урока разработан к учебнику по русскому языку Матвеевой Е. И. издательство "Бином. Лаборатория знаний". Данные учебники проходят апробацию....