Обучение младших школьников созданию текстов-повествований в жанре рассказа.
статья по русскому языку (2 класс) на тему
В статье названы основные ошибки, которы допускают младшие школьники при изучении темы "Текст-повествование".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_mladshih_shkolnikov_sozdaniyu_tekstov-povestvovanii_v_zhanre_rasskaza.odt | 14.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение младших школьников созданию текстов-повествований в жанре рассказа.
Составление текстов-повествований в жанре рассказа наиболее типичные виды сочинений на уроках русского языка в начальной школе. В основе работы по обучению составления этих текстов лежит классификация повествований. Они делятся на:
- бытовые: из личного жизненного опыта; из жизни других;
- научные: исторические; наблюдения над явлениями природы;
- фантастические (например, путешествие на ковре-самолёте.
Наименьшие трудности вызывает у младших школьников составление рассказов, которые основываются на реальном опыте ребёнка. Для преодоления трудностей необходимо систематически проводить работу по составлению небольших текстов по иллюстрациям, по серии картинок, по опорным словам.
При создании текстов младшие школьники испытывают трудности. Перечислю наиболее типичные. Больше всего ошибок при использовании средств связи в тексте. Это неоправданные повторы одного и того же слова или однокоренных слов, неудачная синонимическая замена, неточная местоименная замена. Эти ошибки относятся к лексическим средствам связи. Встречаются ошибки на нарушение видо-временной соотнесённости глаголов в тексте, злоупотребление аналогичными средствами сцепления предложений. Эти ошибки относятся к грамматическим средствам связи. Эти ошибки с чаще всего связаны бедностью словаря ребёнка, с неумением проводить синонимическую и и местоименную замену. Практиковаться в создании синонимического ряда слов следует на уроках русского языка; в наблюдении над синонимическим рядом — на уроках литературного чтения в ходе анализа текста.
Работа с синонимической заменой в тексте предполагает проведение с детьми двух типов упражнений:
- упражнения на уместный синонимический выбор с использованием слов для справок
- упражнение на самостоятельный подбор синонимов
Кроме того, неточная синонимическая замена является следствием неумения различать оттенки значения лексических синонимов, неумение подбирать контекстуальные синонимы. Поэтому упражнения на синонимическую замену следует проводить в системе.
Важно обращать внимание детей на то, что не всегда уместна местоименная замена. Приведу пример.
«У Пети жил щенок. Однажды щенок убежал из дома».
Дети могут заменить так: «У Пети жил щенок. Однажды он убежал из дома». Местоимение ОН можно отнести и к Пете, и к щенку. В данном случае уместна замена: «У Пети жил щенок. Однажды Петин любимец убежал из дома».
При подборе системы упражнений на ликвидацию типичных ошибок нужно учитывать следующие требования:
- каждое упражнение нацелено на формирование конкретного текстового умения или носить комплексный характер;
- упражнения в системе должны быть разнообразными по степени самостоятельности и творческой активности; упражнения по образцу должны чередоваться с конструктивными и творческими;
- большинство текстовых упражнений необходимо нацеливать на предупреждение и исправление наиболее типичных ошибок;
- языковой материал упражнений желательно связывать с грамматическим и орфографическим материалом, изучаемым на уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Создание коррекционно-развивающей среды - залог успеха в обучении младших школьников"
Методические рекомендации по коррекционно-развивающему обучению....
Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов.
В работе представлен фрагмент работы по профилактике трудностей при изложении текста-повествования, сопряженных с использованием лексических средств связи в тексте; показан подход ...
Выступление на МО «Создание условий для формирования ключевых компетентностей в процессе обучения младших школьников»
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности.Компетенция в переводе с латинского означает круг ...
Практика обучения младших школьников созданию письменных текстов(повествование)
Формирование умений,необходимых для создания текста-повествования.Система заданий и упражнений....
Создание условий индивидуализации обучения младших школьников с ОВЗ, имеющих задержку психического развития.
Создание условий индивидуализации обучения младших школьников с ОВЗ, имеющих задержку психического развития....
Создание здоровьесберегающей среды в процессе обучения младших школьников с учетом индивидуальных особенностей детей.
Статья о необходимости использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе....
Создание ситуации успеха - условие личностно-ориентированного подхода к обучению младших школьников
Учителя в повседневной работе сталкиваются с нежеланием детей идти в школу, выполнять требования школы. Какую роль играет при этом учитель? Может ли он сформировать интерес детей к учебному процессу и...