Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Учись понимать текст»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект урока разработан к учебнику по русскому языку Матвеевой Е. И. издательство "Бином. Лаборатория знаний". Данные учебники проходят апробацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc | 636 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку во 2 классе
на тему: «Учись понимать текст»
Цель: обучение умению определять и сравнивать языковые единицы предложение, текст и различать текст и не текст. Понимать содержание текста, уметь задавать по тексту вопросы и отвечать на них.
Распределение ролей в группе! Правила работы в группе.
- Посмотрите внимательно на иллюстрацию, что вы на ней видите?
(Ребята вешают на ёлку шары. Дети украшают ёлку.)
- Как мы можем назвать это сочетание слов? (предложение)
- Почему? Что такое предложение? Это единица языка, которая состоит из слов, связанных по смыслу, и выражает законченную мысль.
- Какие бывают предложения по цели высказывания? (Вопросительные, побудительные и повествовательные).
- А по интонации? (восклицательные и невосклицательные).
- Составьте предложения к каждой из этих иллюстраций.
- Что не так с этими картинками, как вы думаете? Что нужно сделать? (разложить их в правильном порядке)
- У вас на столах лежат конверты, в которых есть задание для каждой группы. Внимательно ещё раз рассмотрите эти картинки и приклейте их в правильном порядке.
Папа купил на ярмарке ель и принёс её домой. Дети с радостью украшали ёлочку. Ребята пригласили друзей на праздник и весело водили хоровод. Вечером Дед Мороз принёс всем детям подарки. |
- Расскажите по порядку, что происходит на этих картинках.
- Что у нас получилось? Как можно назвать наш рассказ? Это текст. Почему это текст?
Текст – это несколько предложений, связанных одной темой.
- Какая тема, связывает предложения в нашем тексте? (Новый год) Главная мысль выражена не одним, а несколькими предложениями.
- В тексте предложения соединены между собой по смыслу и грамматически.
- А можно ли наш текст озаглавить. Какой заголовок (название) вы могли бы предложить?
- Ведь есть же секрет, как правильно озаглавить текст. Заглавие подходит ко всему содержанию и охватывает все предложения. Заголовок передаёт тему или основную мысль.
- Какое заглавие подойдёт к нашему тексту? (Праздник Новогодний) и др.
- Выберите вопросы, которые мы можем задать к нашему тексту. Если этот вопрос подходит, то отметьте его галочкой в своём рабочем листе.
Задание 1
1. Мы можем назвать главных героев нашего текста?
2. Что за подарки подарил Дед Мороз?
3. Откуда папа принёс ель?
4. Как зовут ребят?
5. Какое у детей настроение?
6. Сколько стоит ель на ярмарке?
7. Что ребята делали на празднике?
- Как вы догадались, что некоторые вопросы невозможно задать к этому тексту?
- Мы не можем ответить на вопросы, ответа на которые нет в тексте. От чего это зависит?
- От того, на сколько внимательно мы прочитали текст и поняли его содержание.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Тема урока: «Учись понимать текст».
- Чему мы будем учиться на этом уроке? (Понимать тест, составлять и задавать вопросы к тексту).
- Откройте учебник «Русского языка» на стр.100
- Рассмотрите картинки. Что делают взрослые и дети? Какое у них настроение?
- Предлагаю вам поработать в группе и составить по одному вопросу к каждой фотографии, которые вы сможете задать своим товарищам из других групп. Запишите эти вопросы.
В рабочем листе задание 2
- Послушайте внимательно ситуацию, которую я вам сейчас прочитаю:
- Серёжа! Наноси белую краску равномерно.
- Папа! Помоги мне склеить правильно оленя.
- Что это вы сейчас услышали? (Диалог – разговор двух и более людей).
- К какой фотографии подходит этот диалог? (№ 3)
- Какой приём я использовала для составления этого диалога? (Дала имена его участникам).
- Каждая группа, выберите понравившуюся фотографию из учебника, дайте имена главным героям и составьте свой диалог. Обязательно используйте при составлении диалога побудительные предложения. (Побуждают к действию, содержат приказ или просьбу).
Каждая группа озвучивает свой диалог.
- Давайте проверим диалог, который составил известный нам мальчик Петя Сидоркин. Всё ли верно у него получилось?
- Дети читают диалог на стр. 101.
- В каких предложениях высказана основная мысль текста? (посыл автора к читателям, того, что он хотел передать людям, миру с помощью своего произведения).
- Ребята, а что такое подарок? Когда его можно получить? Кто и кому дарит подарки? А вы любите получать подарки?
- Прочитайте текст на стр. 102 «Подарки для всех».
- Чему обрадовалась Ламба?
- Какие в тексте встречаются предложения по цели высказывания? (повествовательные, вопросительные, побудительные).
- Найдите в тексте вопросительные предложения. Выпишите их. Вспомните, как записываются реплики героев? (Перед репликой ставится тире, каждое предложение записывается с новой строки и с заглавной буквы).
- Обозначьте известные вам орфограммы. ----
- Слово подарок, это какое слово? (словарное и проверить мы его можем по орфографическому словарю)
- Поставьте ударение в слове подарок. Как проверить правильность по орфоэпическому словарю. Откройте этот словарь в конце учебника и посмотрите, нет ли там слова подарок?
Орфоэпия — это область фонетики, а занимается она изучением норм произношения звуков и звукосочетаний в устной речи.
- Подарок – нет, а есть родственные слова.
- Запишите эти слова в задании № 4, обозначьте в них ударение. Что общего у этих слов? Общая часть слова, которая называется корень, можем ли мы её выделить?
- Посмотрите внимательно в задание 13 на стр. 103, какие ещё слова с общей частью слова вы видите? Добавьте отсутствующие в свой рабочий лист, расставьте ударение и выделите корни слов.
- Все ли слова вам здесь понятны?
- Что они обозначают? Объясните их лексическое значение.
- Где совсем недавно мы с вами читали о заветном подарке?
- В тексте Сергея Силина «Чемодан для непоседы».
- Дома вы должны были научиться читать текст по ролям. Вот сейчас посмотрим, как хорошо вы знаете и поняли этот текст.
- Что это за произведение? (Сказка)
- О чём эта сказка?
- Найдите в тексте и прочитайте по ролям отрывок, в котором Марфуша узнала о судьбе своего подарка.
- Если вы внимательно прочитали сказку, то вас совсем не затруднит ответить на вопросы по тексту. У каждого из вас есть таблица, которую нужно заполнить ответами, вы можете совещаться в группе и выполнять задание совместно, но не забывайте о правилах этой работы в группах.
№ | Вопросы. | Запишите ответы. |
1 | Какой вид был у старичка, который стоял на лестничной площадке? | Подозрительный. |
2 | Что спросила у старичка Марфуша, прежде чем впустить его в дом? | Документы |
3 | Что делало неизвестное существо в мешке? | Возилось и ворчало |
Когда Марфуша получит свой подарок? | На Новый год. | |
4 | Что было в чемодане? | шоколадные конфеты, яблоки, мандарины и прочие сладости. |
5 | Посчитайте и запишите, сколько лет Дед Мороз носил подарок для папы, если папе сейчас 40 лет. | примерно 31 год |
Проверка фронтальная.
- Над каким вопросом пришлось потрудиться и прямого ответа на него в тексте не было?
- Напомните тему урока.
- Какую цель ставили? Получилось у нас реализовать свою цель? Научились мы понимать текст и правильно задавать вопросы?
- Эту работу мы ещё продолжим на следующем уроке. А вот теперь домашнее задание.
- Как вы думаете, а что написала Марфуша в своём письме Деду Морозу? А вы пишите такие письма? Вспомните, как нужно составлять своё письмо?
Домашнее задание: в своих рабочих тетрадях напишите письмо Деду Морозу и нарисуйте иллюстрацию к самому понравившемуся вам эпизоду сказки.
Расположите картинки в правильном порядке.
Подберите к каждой из них предложение.
Прочитайте получившийся текст.
1 | 2 | 3 | 4 |
27.11.2018г.
Рабочий лист
к интегрированному уроку русского языка и литературному чтению.
Запишите имя и фамилию _____________________________________
Задание 1
1 | 1. Мы можем назвать главных героев нашего текста? | |
2 | Что было в подарках, которые подарил Дед Мороз? | |
3 | Откуда папа принёс ель? | |
4 | Как зовут ребят? | |
5 | Какое у детей настроение? | |
6 | Сколько стоит ель на ярмарке? | |
7 | Что ребята делали на празднике? |
Задание 2
Составьте и запишите вопрос к каждой фотографии.
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
Задание 3.
Найдите в тексте и выпишите только вопросительные предложения. Обозначьте в словах известные вам орфограммы.
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.
Выпишите слова из орфоэпического словаря. Расставьте ударение.
Подарок - .
. .
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 5.
№ | Вопросы. | Запишите ответы. |
1 | Какой вид был у старичка, который стоял на лестничной площадке? | |
2 | Что спросила у старичка Марфуша, прежде чем впустить его в дом? | |
3 | Что делало неизвестное существо в мешке? | |
Когда Марфуша получит свой подарок? | ||
4 | Что было в чемодане? | |
5 | Посчитайте и запишите, сколько лет Дед Мороз носил подарок для папы, если папе сейчас 40 лет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему : "Текст-описание"
Предмет:русский языкТема урока:Что такое текст-описание?Какова в нём роль имён прилагательных?Цели урока: Дать понятие о тексте-описании и его отличительных признаках.Планируемые результаты:предметные...
Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему : "Текст-повествование"
Предмет:русский языкКласс:2гТема урока:Текст-повествование.Какого в нём роль глаголов?Цели урока: дать представление о тексте-повествовании и его признаках;учить выделять в тексте глаголы;формировать ...
Конспект урока по русскому языку 2 классе на тему: «Текст»
Конспект урока по русскому языку 2 классе на тему: «Текст»...
конспект урока по русскому языку 2 класс по теме Упражнения в редактировании текстов.Программа Гармония
Конспект урока соответствует требованиям ФГОС....
Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....
Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему "Роль прилагательных в тексте"
В данном конспекте урока содержатся планируемые результаты к уроку, а также деятельность учителя и обучающихся на уроке...
Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс на тему: "Что такое текст".
Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс на тему: "Что такое текст"....