Мастер-класс. Учимся понимать текст.
методическая разработка на тему

Актуганова Гульнара Фуатовна

Приемы, которые были использованы в мастер-классе, формируют осознанное чтение, а это с свою очередь повышает познавательную активность учащихся, интерес к предмету, желание читать. Обмен идеями, суждениями, мнениями в группе, направленных на решение поставленных задач...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс.85.19 КБ

Предварительный просмотр:

Мунипальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 села Малояз муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан

Мастер-класс

«Учимся понимать текст»

                                                Актуганова Гульнара Фуатовна

                                          учитель начальных классов высшей категории

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы   с текстом на уроках в начальной школе, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы  с   текстом в начальной школе.
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работы с  текстом, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания по работе с текстом  на уроках в начальной школе,; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход мастер – класса:

  1. Оргмомент

Добрый день,  уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас  на мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.  Я желаю нам успехов.

   Свой мастер-класс я хочу начать со слов Константина Дмитриевича Ушинского "Читать - это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное дело" (Слайд 1.)

- Коллеги, назовите ключевые слова высказывания. (Читать и понимать)

- Сформулируйте тему мастер-класса (Учимся понимать текст)

- Исходя из темы мастер-класса сформулируйте цель: (продемонстирировать  приемы и методы, помогающие  ученикам  понимать глубину содержания произведения и его главную мысль.

- Каждый из нас стоит перед такой проблемой: как организовать учебный процесс на уроках литературного чтения, чтобы наши ученики не только научились читать, но и понимать замысел писателя, чтобы герои прочитанных книг стали им близки и понятны, а главное –чтобы им был радостен сам процесс общения и они не боялись мыслить, говорить и выражать собственное «Я».

Именно на уроках литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурная, информационная, коммуникативная. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании литературы. 

Обучение пониманию художественного текста начинается после изучения всех букв (в послебукварный период) В каждом классе я веду поэтапное обучение работы с текстом.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

-Практическое отличие текста от набора предложений.

-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-Озаглавливание текста (подбор заголовков).

-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс - обучение детей работать с текстом:

- смысловое чтение;

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

- характеристика героев и их поступков.

-Подбор антонимов и синонимов к словам.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Выше предложенные виды работ, способствуют развитию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС в начальном звене.

Чтение и понимание текста начинается с заголовка.

- Уважаемые коллеги, как вы думаете, о чем  сказка  «Безногий и слепой богатыри»

 Рассказ «Чудесный доктор»

Интересен прием и угадывание темы произведения по рисунку

http://cdn.static1.rtr-vesti.ru/vh/pictures/o/697/244.jpg

 Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом. Чем лучше обработан заголовок (вычерпан его смысл, возникли вопросы, сформулированы гипотезы), тем полнее будет дальнейшее чтение. Поэтому важно учить детей работать с заголовком.

  1. Коллеги, я представляю вашему вниманию фрагмент мультфильма.   Определите название произведения.

Просмотр отрывка.

Определения названия. «Честное слово Л.Пантелеева (Алексей Иванович Еремеев)»

- Давайте и мы с вами сформулируем проблемный  вопрос. (Нужно ли давать честное слово?)

- Как бы вы ответили на этот вопрос?

  1. В работе с текстом не менее важно понимание – это выделение в тексте непонятного и формулировка его в виде вопроса. Работа с вопросами может быть разной. Я использую следующие методические приемы:
  • Ответы на готовые вопросы.
  • Самостоятельная постановка вопросов к тексту.
  • Смешанная: постановка вопросов к тексту и ответы на заданные вопросы. Мне кажется самый интересный прием.

Поработаем в группах.

Перед вами отрывок из рассказа Леонида Пантелеева «Честное слово»

Каждая группа задает вопрос по отрывку из произведения. Другие отвечают.

  1. Мы живёт в огромном потоке информации и нам необходимо научить детей анализировать эту информацию, уметь выразить своё отношение к ней, отвергать ненужную, т.е. формулировать вопросы и находить на них ответы.

Пониманию текста  учит и приём «Ромашка Блума».

    Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов.

1. Простые вопросы – начинаются со слов «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?».

- Задайте простые вопросы по тексту и ответьте на них.

Где происходили события?

Что делали старшие ребята?

Когда мальчик стал плакать?

Кто предложил свою помощь мальчику?

Как автор решил помочь мальчику?

2. Интерпретационные (объясняющие) вопросы начинаются со слов  Что делал?  

- Задайте объясняющие вопросы.

Что делал мальчик в парке один? (стоял на часах)

3. Оценочные вопросы. Задавая их, используем слова: «Кто из героев поступил хорошо, а кто плохо?», т.е. оцениваем те или иные события поступки, сравниваем. «Почему… плохо?».

- Задайте оценочные вопросы.

Почему старшие ребята оставили мальчика в парке одного?

(Потому, что они были безответственные.)

4. Творческие вопросы. Данный тип вопросов чаще всего содержит частицу «бы», элементы предположения, прогноза: «Что изменилось бы…», «Что было бы, если….».-

Задайте  творческие вопросы

Что было бы, если автор не обратил внимания на мальчика?(Мальчик простоял бы до утра в парке)

5. Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов «Ты как считаешь?».  Именно они помогают ярче представить ситуацию, в которую попал герой.

Ты как считаешь, почему мальчик сдержал слово. 

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, «Как бы ты поступил на месте….?».

Как бы ты поступил на месте мальчика?

С помощью данного приёма я подвожу учащихся к тому, что на примере мальчика – автор учит нас быть верными своему слову, на примере прохожего не быть равнодушными к чужой проблеме.

«Ромашку» можно использовать на стадии «Вызова», тогда ученики сначала задают вопросы, а потом ищут на них ответы, или на стадии «Рефлексии» для обобщения полученных знаний.

Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, формирует навык работы с текстом.

7.  Интересен  прием «Слова - магниты».

- Перед вами слова-магниты.

- Какие из данных слов-понятий можно отнести к характеристике только «мальчика»? Объясните свой выбор.

- Какие из данных слов-понятий можно отнести к характеристике только «рассказчика»? Объясните свой выбор.

-
Какие слова понятия можно отнести к старшим ребятам? Объясните свой выбор.

Слова:

Доброта            смелый           одинокий                    

Лживость         пугливый       отзывчивость

Честность        робкий            добросовестный  

Упорный          веселый         безответственные

Озорной           стойкий          насмешливый

     Образуйте «магнитное поле» слов, которые послужат вам своеобразным речевым строительным материалом. Подберите слова, способных притягиваться к словам-магнитам.

                     Мальчик                             ПРОХОЖИЙ

                     Честный                            Отзывчивый

                     Стойкий                            Неравнодушный

 В процессе своей практической работы убедилась, что данный прием при правильной организации дает высокий развивающий эффект процесса обучения. Он способствует развитию речи, пополнению словарного запаса, упражнению в составлении краткой характеристики героя.

8. Следующий прием«Буриданов осёл» или «Займи позицию».

 Этот приём помогает создать проблемную ситуацию на уроке. В его основе лежит библейская притча про осла. Она проста: «Справа и слева от осла стоят ясли с сеном. К каким яслям подойдёт проголодавшийся осёл? К правым? Но чем они лучше левых, если они одинаковые? Так измученный и ошеломлённый осёл умирает от голода перед полными яслями, не подойдя ни к одним из них». http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31220_1fe4650a23d6f600a55a564265f29553.jpg.jpg

Ученики отстаивают свою позицию, приводя факты из жизни, примеры из литературы. Может случиться так, что дети после такого «поединка» могут изменить своё мнение и занять другую позицию. Это будет говорить о том, что оппоненты их убедили.

Это прием учит выявлению разных жизненных позиции героев и их совпадение с их собственными убеждениями.

Коллеги, предлагаю вашему вниманию видео фрагмент внеурочного занятия по рассказу Л Пантелеева «Честное слово». Учащиеся 4 класса  отвечают на проблемные вопросы.

 9.   На стадии рефлексии предлагаю использовать приём «Шесть шляп». Это адаптированная методика развития  параллельного мышления британского психолога Эдварда Де Боно.

Цвет каждой шляпы имеет своё значение. И в соответствии со значение цвета ребёнок получает своё задание.

Красная шляпа (чувства) – что вы чувствуете по отношению к герою.

Чёрная шляпа ( критик)  - что плохого в поступках героев.

Жёлтая шляпа (оптимизм) – что хорошего можно взять из произведения для себя.

Синяя шляпа (управление, размышление) - дайте совет герою или читателю.

Белая шляпа ( учёный)   -    чему следует поучиться у героя.

Зелёная шляпа (творчество)  - продолжите рассказ.

- Наденьте шляпы и выполните задания.

В результате применения данного приёма  развиваются коммуникативные качества личности,  учащиеся учатся выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Использование разнообразных методов и приёмов на уроках литературного чтения позволило достичь следующих результатов:

-изменилось отношение детей к уроку чтения;

-повысилась познавательная  активность;

-изменилось у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца);

-создалась атмосфера доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс», выработалось осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Таким образом, используемые мною на уроках литературного чтения методы и приёмы применяемы на практике, полезны, т.к. позволяют активизировать  познавательный интерес у учащихся, отрабатывать навыки переработки информации и развивать творческое мышление учащихся, что ведёт к положительным результатам в образовательном процессе. 

   «Уважаемые коллеги! Прошу вас оценить мероприятие, заполнив таблицу, по ряду показателей, используя следующую шкалу:

3- высокий уровень

2- средний уровень

1-низкий уровень

Заранее благодарю! Желаю нам всем творческих успехов!

№ Показатели для оценки

Оценка в баллах

1. Полезность

 2. Новизна

3. Возможность применения на практике

4. Актуальность материала

5 Активность участников мастер-класса



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс" Учимся понимать текст"

Данный мастер-класс обеспечивает применение различных приёмов работы с разными учебными текстами. В сонове мастер-класса лежит технология продуктивного чтения.Основная идея мастер-класса, оказание пом...

Мастер - класс "Играя, учимся общаться"

Играя, мы общаемся и  передаём друг другу знания, опыт, обмениваемся мнениями и впечатлениями, делимся чувствами, открываем других людей и при этом лучше узнаём себя....

Мастер класс " Виды работы с текстом на уроках литературного чтения"

Мастер класс позволяет познакомить присутствующих с приёмами работы с текстом на уроках чтения в начальной школе , способствующими формированию универсальных учебных действий,      ...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Учись понимать текст»

Конспект урока разработан к учебнику по русскому языку Матвеевой Е. И. издательство "Бином. Лаборатория знаний". Данные учебники проходят апробацию....

мастер-класс Совершенствование работы с текстом в нач. кл.

Сегодня на мастер-классе мы бы хотели остановиться только на некоторых методических приемах из нашей практики, которые работают наиболее успешно, «прижились», вошли в систему.  На раз...

Мастер-класс «Совершенствование работы с текстом в начальных классах»

Сегодня на мастер-классе мы бы хотели остановиться только на некоторых методических приемах из нашей практики, которые работают наиболее успешно, «прижились», вошли в систему. ...

Мастер-класс "Приемы работы с текстом как способ формирования читательской грамотности"

Приемы работы с текстом как способ формирования читательской грамотности...