Чему целесообразно учить младших школьников?
консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Совет помогающий положительно относиться младшим школьникам к контролю и оценке со стороны учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Чему целесообразно учить младших школьников?
1. Осознавать мотив своей деятельности. Для этого ученик должен ответить себе на вопросы: зачем мне нужно это знать, уметь? что я приобрету, если это узнаю? что я потеряю, если этого не узнаю? Ребенок должен быть умеренно озабоченным своими успехами, оценивать свои ощущения от успеха (поражения).
2. Планировать свою деятельность, то есть понимать, что планирование – это дисциплина труда. Надо учить младшего школьника отвечать на вопросы: какие мои усилия потребуются для выполнения учебной (практической) задачи? что я должен делать и какова последовательность моих действий (что сначала, что потом)? какие средства мне понадобятся для этого? какие трудности могут встретиться мне и как я смогу их преодолеть?
3. Анализировать достигнутый результат. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы: соответствует ли полученный результат поставленной цели? как я могу проверить полученный результат? замечу ли допущенные ошибки? пойму ли, почему они возникли? Надо оценивать свои усилия при решении учебной задачи и их влияние на результат деятельности.
4. Знать характеристику отметок: за что каждая ставится.
Какие советы пригодятся учителю, чтобы решить все эти задачи?
Совет первый. Формировать у младших школьников уверенность в своих силах. Дети этого возраста учатся в ситуации успеха, поэтому любой, даже самый маленький, успех школьника учитель должен заметить и отметить прилюдно (!). Это позволяет не только снять детскую тревожность («Не умею, не получается, не буду...»), но и придать всем действиям ребенка оптимизм, уверенность в возможности выполнить задачу. Здесь еще раз обращаем внимание читателей на необходимость работать в «зоне ближайшего развития» (этот феномен обучения был открыт Л.С. Выготским). Обучение в «зоне ближайшего развития» означает постоянную гуманную (!) помощь ученику до тех пор, пока он самостоятельно не сможет решать поставленную перед ним задачу. Эти поддержка и помощь должны состоять не в формальной подсказке («Делай так, повторяй за мной!»), а в обучении последовательности тех шагов (действий, операций), которые необходимо осуществить школьнику, чтобы решить поставленную задачу. Также очень важно создавать ситуации интереса к оценке своей деятельности.
Совет второй. Предоставлять ученику право выбора трудности работы. Учитель знаком со способами дифференциации обучения и знает, что ученик работает успешнее, если поставленная перед ним задача соответствует его возможностям. Поэтому «слабым» детям педагог предлагает нетрудные задания, а наиболее успешным – трудные. Но это лишь один и, кстати, не самый эффективный путь повышения успешности обучения.
Дело в том, что младший школьник должен и может сам оценивать свои силы и возможности, поэтому более целесообразно предоставить ему самому выбор задания из предложенных разноуровневых. Конечно, учитель поможет советом («Начни сначала с простого», «Я советую тебе не тратить время на легкое задание, ты можешь выполнить и более сложное» и т.д.), но право выбора остается за детьми, поэтому все рекомендации учителя должны восприниматься ими как советы, а не как приказания. Именно такой подход к обучению становится условием формирования объективной самооценки ученика.
Совет третий. Разбирать с учащимися контрольные (самостоятельные) работы сразу после их выполнения. Учителя часто спрашивают, действительно ли сейчас не рекомендуется исправлять работы учащихся, а только отмечать место, где ребенок допустил ошибку. Например, педагог подчеркивает слово, где есть ошибка, а дети сами ее исправляют. Да, такая рекомендация высказана в Методическом письме Министерства образования и науки РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» № 1561/14-15 от 19.11.1998. Следование ей положительно влияет на результаты обучения: по данным исследований, уже через 2–3 месяца работы по этой методике количество ошибок уменьшается на 20–25%. Также чрезвычайно важно задавать учащимся алгоритм пошагового контроля, а для этого использовать прием работы не в тетради, а на индивидуальной грифельной доске. В этом случае запись в тетрадь начинается тогда, когда определенное умение сформировано. Таким образом можно отрабатывать таблицу умножения, правила написания слов, классификацию предметов по группам и т.д.
Выполнение только этих советов очень быстро приведет к положительным изменениям в отношении младших школьников к контролю и оценке со стороны учителя.
89 учителей из 100 на вопрос: «Зачем вы проводите контроль?» – отвечают: «Чтобы узнать, что дети не знают, не усвоили, где ошибаются». А надо ученику показать, что успел, что получилось, что понял, где молодец, а потом, вместе разобраться где не молодец. «Посмотри, какой ты молодец! Написал правильно и это слово правильно проверил. А вот здесь давай разбираться». И тогда ученики контроля не боятся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/16/picture-59298-1597583759.jpg)
Чему должны учить ребенка родители, чтобы сформировать у него интерес к учебе?
Памятка для родителей будущих первоклассников....
Презентация к уроку окружающего мира "Чему нас учит экономика?"
Презентация предназначена для показа на уроке, посвященном данной теме. В ней наглядно объясняются термины по теме урока. Кадры презентации помогают ответить на вопросы учителя, сделать выводы....
Конспект занятия в группе продлённого дня для 1 класса на тему: «Чему нас учит сказка?»
детей понятие чему учит сказка...
Учебно-методическая разработка занятия в группе продлённого дня для 1 класса на тему: «Чему нас учит сказка?»
Конспект занятия в группе продлённого дня для 1 класса на тему: «Чему нас учит сказка?»...
Конспект занятия "Чему нас учит дружба?"
Конспект занятия «Чему нас учит дружба?»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/07/21/picture-1529175-1721531078.jpg)
Урок литературного чтения в 1 классе" Чему нас учит русская народная сказка «Рукавичка»?"
На данном уроке обучающиеся придут к выводу, что живя среди людей, надо быть терпимым к ним, учиться уступать, договариваться друг с другом, уживаться в согласии....