Чему целесообразно учить младших школьников?
консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Клюшина Ирина Николаевна

Совет помогающий положительно относиться младшим школьникам к контролю и оценке со стороны учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chemu_tselesoobrazno_uchit_mladshih_shkolnikov.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

Чему целесообразно учить младших школьников?

1. Осознавать мотив своей деятельности. Для этого ученик должен ответить себе на вопросы: зачем мне нужно это знать, уметь? что я приобрету, если это узнаю? что я потеряю, если этого не узнаю? Ребенок должен быть умеренно озабоченным своими успехами, оценивать свои ощущения от успеха (поражения).

2. Планировать свою деятельность, то есть понимать, что планирование – это дисциплина труда. Надо учить младшего школьника отвечать на вопросы: какие мои усилия потребуются для выполнения учебной (практической) задачи? что я должен делать и какова последовательность моих действий (что сначала, что потом)? какие средства мне понадобятся для этого? какие трудности могут встретиться мне и как я смогу их преодолеть?

3. Анализировать достигнутый результат. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы: соответствует ли полученный результат поставленной цели? как я могу проверить полученный результат? замечу ли допущенные ошибки? пойму ли, почему они возникли? Надо оценивать свои усилия при решении учебной задачи и их влияние на результат деятельности.

4. Знать характеристику отметок: за что каждая ставится.

Какие советы пригодятся учителю, чтобы решить все эти задачи?

Совет первый. Формировать у младших школьников уверенность в своих силах. Дети этого возраста учатся в ситуации успеха, поэтому любой, даже самый маленький, успех школьника учитель должен заметить и отметить прилюдно (!). Это позволяет не только снять детскую тревожность («Не умею, не получается, не буду...»), но и придать всем действиям ребенка оптимизм, уверенность в возможности выполнить задачу. Здесь еще раз обращаем внимание читателей на необходимость работать в «зоне ближайшего развития» (этот феномен обучения был открыт Л.С. Выготским). Обучение в «зоне ближайшего развития» означает постоянную гуманную (!) помощь ученику до тех пор, пока он самостоятельно не сможет решать поставленную перед ним задачу. Эти поддержка и помощь должны состоять не в формальной подсказке («Делай так, повторяй за мной!»), а в обучении последовательности тех шагов (действий, операций), которые необходимо осуществить школьнику, чтобы решить поставленную задачу. Также очень важно создавать ситуации интереса к оценке своей деятельности.

Совет второй. Предоставлять ученику право выбора трудности работы. Учитель знаком со способами дифференциации обучения и знает, что ученик работает успешнее, если поставленная перед ним задача соответствует его возможностям. Поэтому «слабым» детям педагог предлагает нетрудные задания, а наиболее успешным – трудные. Но это лишь один и, кстати, не самый эффективный путь повышения успешности обучения.

Дело в том, что младший школьник должен и может сам оценивать свои силы и возможности, поэтому более целесообразно предоставить ему самому выбор задания из предложенных разноуровневых. Конечно, учитель поможет советом («Начни сначала с простого», «Я советую тебе не тратить время на легкое задание, ты можешь выполнить и более сложное» и т.д.), но право выбора остается за детьми, поэтому все рекомендации учителя должны восприниматься ими как советы, а не как приказания. Именно такой подход к обучению становится условием формирования объективной самооценки ученика.

Совет третий. Разбирать с учащимися контрольные (самостоятельные) работы сразу после их выполнения. Учителя часто спрашивают, действительно ли сейчас не рекомендуется исправлять работы учащихся, а только отмечать место, где ребенок допустил ошибку. Например, педагог подчеркивает слово, где есть ошибка, а дети сами ее исправляют. Да, такая рекомендация высказана в Методическом письме Министерства образования и науки РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» № 1561/14-15 от 19.11.1998. Следование ей положительно влияет на результаты обучения: по данным исследований, уже через 2–3 месяца работы по этой методике количество ошибок уменьшается на 20–25%. Также чрезвычайно важно задавать учащимся алгоритм пошагового контроля, а для этого использовать прием работы не в тетради, а на индивидуальной грифельной доске. В этом случае запись в тетрадь начинается тогда, когда определенное умение сформировано. Таким образом можно отрабатывать таблицу умножения, правила написания слов, классификацию предметов по группам и т.д.

Выполнение только этих советов очень быстро приведет к положительным изменениям в отношении младших школьников к контролю и оценке со стороны учителя.

89 учителей из 100 на вопрос: «Зачем вы проводите контроль?» – отвечают: «Чтобы узнать, что дети не знают, не усвоили, где ошибаются». А надо ученику показать, что успел, что получилось, что понял, где молодец, а потом, вместе разобраться где не молодец. «Посмотри, какой ты молодец! Написал правильно и это слово правильно проверил. А вот здесь давай разбираться». И тогда ученики контроля не боятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Чему нас учит экономика?"

Презентация предназначена для показа на уроке, посвященном данной теме. В ней наглядно объясняются термины по теме урока. Кадры презентации помогают ответить на вопросы учителя, сделать выводы....

Эссе на тему "Чему должна учить школа?"

Эссе на тему "Чему должна учить школа?"...

Учебно-методическая разработка занятия в группе продлённого дня для 1 класса на тему: «Чему нас учит сказка?»

Конспект занятия в группе продлённого дня для 1 класса на тему: «Чему нас учит сказка?»...

Конспект занятия "Чему нас учит дружба?"

Конспект занятия «Чему нас учит дружба?»...

Урок литературного чтения в 1 классе" Чему нас учит русская народная сказка «Рукавичка»?"

На данном уроке обучающиеся придут к выводу, что живя среди людей, надо быть терпимым к ним, учиться уступать, договариваться друг с другом, уживаться в согласии....