Обучение младших школьников написанию текста – рассуждения
методическая разработка по русскому языку по теме
Учащиеся в начальной школе знакомятся с тремя типами текстов: повествование, описание, рассуждение. Рассуждение – наиболее трудная форма связного текста, т.к.основана на понимании причинно – следственных связей, на умении делать выводы, доказывать предположения. А такими умениями дети владеют недостаточно, необходимо их формировать постепенно, этому надо учить кропотливо, из урока в урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sirotkina_s.f._statya.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Сироткина С.Ф., учитель начальных классов
высшей категории
МБОУ Уренской СОШ №1
Уренского муниципального района
Нижегородской области,
«Отличник народного просвещения»
Обучение младших школьников написанию текста – рассуждения
Учащиеся в начальной школе знакомятся с тремя типами текстов: повествование, описание, рассуждение. Рассуждение – наиболее трудная форма связного текста, т.к.основана на понимании причинно – следственных связей, на умении делать выводы, доказывать предположения. А такими умениями дети владеют недостаточно, необходимо их формировать постепенно, этому надо учить кропотливо, из урока в урок.
Что же такое рассуждение? Рассуждение - такой тип текста (тип речи), в котором содержится доказательство, объяснение какой-либо мысли. Рассуждение отличается особым строением и чёткой формой. В нём используется не сюжетный, а логический способ построения. Текст-рассуждение распадается на три части. Первая часть (тезис) содержит какую-либо мысль, которая объясняется, подтверждается или опровергается во второй части (доказательство). Приводятся ряд аргументов, факты, примеры. В заключении может делаться вывод.
В композиционной структуре допустимо два варианта: тезис является зачином, за ним объяснение и вывод. И наоборот, сначала главная мысль, затем её доказательство.
Цель рассуждения - исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть причинно - следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль.
Например: «…Существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя (тезис). Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чём пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать» (объяснение) (К.Г. Паустовский.)
Сочинение – рассуждение в школьной программе вызывает определённые затруднения, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. В школьной практике отводится незначительное место рассуждению. Учащимся сложно аргументировать, доказывать свои мысли, а учитель не владеет полноценной методикой обучению такого вида сочинения.
Целесообразно познакомить учащихся начальной школы с двумя видами рассуждений, разными по содержанию: объяснение и доказательство.
В рассуждении – объяснении излагается объяснение какого – то явления. Это общепринятое объяснение. Например, почему ночью темно, а днём светло? Почему опадают листья? В тексте-рассуждении говорится о причинах явлений. Эти причины нельзя увидеть, их можно только понять.
Рассуждение – доказательство позволяет установить истинность того или иного явления. Например, компьютер – мой друг или враг?
Построение текста в зависимости от вида рассуждения будет разным.
Прежде всего, тема сочинения должна вызвать интерес к предмету рассуждения. По возможности, дискуссия в процессе рассуждения окажет воспитательное воздействие.
Модель рассуждения – объяснения выглядит следующим образом:
Тезис Объяснение Вывод
Все части подчинены единой цели: глубоко и аргументировано рас- крыть главную мысль (тезис).
Тезис – это основная мысль сочинения, утверждение, которое будет доказываться. Тезис и вывод могут совпадать друг с другом, и тогда выделяются только две части: тезис и объяснение или объяснение и вывод. Если вывод, к которому пришёл автор рассуждения, повторяет тезис, то нет необходимости его повторять. Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден. В объяснении ученик начальных классов излагает 1-2 аргумента, редко больше. Мостиками, соединяющими первые две части рассуждения, будут слова – связки: потому что, так как, оттого что, ибо. Следующие две части рассуждения будут связывать такие слова: поэтому, следовательно, итак, таким образом.
Рассмотрим вариант проведения рассуждения – объяснения на уроке развития речи в 3 классе.
Можно предложить тему «Почему меня так назвали»?
Учащиеся накануне урока получают поисковое задание: узнать историю своего имени, что оно обозначает, почему именно этим именем назвали родители своего ребёнка.
Этапы работы могут быть следующими:
- Введение в речевую ситуацию. Постановка учебных задач.
Учитель:
-Семья. Как душу греет это слово. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребёнок. Здесь тебя нарекли именем. В старину говорили, что имя не пустой звук. Оно будто бы способно сообщить человеку некоторые особенные качества, точнее говоря – достоинства. А родители, давая имя ребёнку, всегда желали ему добра и счастья. Имя – это самое любимое и приятное слово для человека. Вы не раз чувствовали радость и нежность в душе, когда вас называли по имени ласково. Согласны?
Имя нам дает отраду,
Дарит счастье и удачу,
Оттого узнать бы надо,
Что же наше имя значит?
-Сегодня мы будем писать сочинение - рассуждение «Почему меня так назвали»?
- Актуализация знаний.
Учитель:
-Имя даётся человеку при рождении и сопровождает его всю жизнь.
Кто знает значение своего имени?
-Кто знает историю, почему вас так назвали?
На этом этапе идёт создание «облака мыслей». Учащиеся высказывают версии, почему их так назвали.
- Планирование речевого высказывания. Работа над структурой текста – рассуждения.
-Какого типа текст мы будем создавать? (Рассуждение, так как должны ответить на вопрос: почему?)
-Мы будем доказывать или объяснять? (Объяснять)
-Значит, выбираем рассуждение – объяснение.
-Из каких основных частей состоит модель рассуждения? (Тезис, объяснение, вывод)
-Строя рассуждение, можно идти двумя путями:
1. Двигаться от отдельных фактов к общему выводу
2.Наоборот, от тезиса (основной мысли) к объяснению, доказательству.
-О чём лучше написать вначале? О чём потом? О чём в последнюю очередь?
-Нужно постараться, чтобы вступление и заключение не повторяли друг друга.
Можно предложить учащимся начало и концовку сочинения.
Начало: «Меня назвали….», «Моё имя - ….», «Почему у меня такое имя?» Концовка: «Вот почему меня так назвали», «Вот такая история моего имени».
-В основной части сочинения необходимо раскрыть предположения, почему родители дали такое имя, из каких имён выбирали, кто какое предполагал. Почему остановились именно на таком имени? Что на это повлияло?
- Первым мостиком между вступлением (тезисом) и основной частью (объяснением) будут слова – связки: потому что, так как, оттого что, ибо. Вторым мостиком между основной частью (объяснением) и заключением (выводом) будут слова: поэтому, следовательно, итак, таким образом.
- Творческая работа детей в роли автора.
Работу желательно выполнять сначала в черновике, где учащиеся выкладывают все свои мысли, суждения. Затем проверяют грамматическую и орфографическую сторону речи.
- Редактирование и совершенствование речевых высказываний
- Презентация сочинений
Мини - сочинения на тему «Почему меня так назвали?»
Меня назвали Артемом потому, что это имя старинное, встречается реже других. Маме с папой очень понравилось это имя. Мне самому оно тоже очень нравится. Я рад, что меня так назвали.(Артём Б.)
Родители назвали меня Юлей. Во – первых, маме и папе очень нравилось это имя. Во – вторых, в переводе с латинского оно обозначает «кудрявый, пушистый», а им очень хотелось, чтобы у меня были кудрявые волосы, как у бабушки, и мягкий, пушистый характер, как у мамы. Вот почему меня назвали Юлей. (Юля Б.)
Меня назвали Никитой, так как Никита – очень красивое имя. Оно понравилось маме и папе. В этом имени встречаются буквы из имени мамы и папы. Как их зовут? Мама Екатерина, а папу зовут Андрей. Мама говорит, что это к счастью. Я люблю своё имя! (Никита М.)
Имя Ангелина в переводе с греческого языка означает «вестница судьбы» или «приносящая вести».Но меня так назвали не потому. Папа с мамой перебрали много имён, пока не остановились на имени Ангелина. Им казалось, что это имя очень нежное и созвучно с ангелом. Имя Ангелина понравилось всем моим близким. Таким образом была решена судьба моего имени. (Ангелина З.)
Меня зовут Максим. Я родился в августе 1999года. Родители мне объяснили, что раньше у наших предков проблему выбора имени решали Святцы(такая православная книга), которые содержали календарь. Имя ребёнку давали по имени христианского святого, день памяти которого совпадал с днём рождения ребёнка. В августе четыре раза отмечается день ангела святого преподобного Максима исповедника. Поэтому родители назвали меня Максимом.
Кроме этого, в том году, когда я родился, имя Максим было модным. В роддоме, где лежала моя мама, четверо из семи мальчиков были названы этим именем.
Вот почему у меня такое имя. (Максим С.)
Меня назвали Ваней потому, что во – первых, у меня было два прадедушки с именем Иван, в честь которых решили меня назвать.
Во – вторых, есть русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Мою старшую сестрёнку зовут Алёна.
Вот почему меня назвали Иваном. (Иван С.)
Модель текста рассуждения – доказательства строится несколько иначе.
Тезис Доказательство Вывод
Особенность этого текста в том, что в нём показывают две разных точки зрения на одно явление и доказывают справедливость одной. Сочинения можно строить и как рассуждения – утверждения (доказывается истинность выдвинутого положения) и как рассуждения – опровержения (доказывается ложность). Доказывается или опровергается определённая точка зрения при помощи аргументов, комментариев, примеров из жизни, раскрывающих тему, которых должно быть не меньше трёх, а может быть и больше. Учащиеся могут опираться и на собственный опыт.
Своеобразными маркерами рассуждения выполняют роль вводные слова и предложения. Если придерживаться одной точки зрения, то перечислять аргументы можно так: во – первых, во – вторых. Если придерживаться той и другой точки зрения, то удобнее использовать другие вводные слова: с одной стороны, с другой стороны. Если вступление содержало мысль в самом общем виде, то в заключении целесообразно повторить или обобщить все положения, прозвучавшие в основной части. И наоборот, если сочинение начиналось полным и развёрнутым тезисом, то заключение является кратким выводом. При подведении итога мостиками в соединении частей текста будут слова: таким образом, значит, следовательно, поэтому.
В 4 классе можно предложить учащимся сочинение рассуждение – доказательство на тему «Компьютер – мой друг или враг?»
Этапы урока:
1.Введение в речевую ситуацию. Постановка учебных задач.
«……» - мой друг или враг?
-Каким словом можно дополнить предложение?
-Слово «компьютер» можно вставить в это предложение?
2. Перекрёстная дискуссия
-Разделимся на 2 группы. Первая группа будет искать только положительные моменты в использовании компьютера, а вторая группа наоборот, приводит аргументы отрицательного влияния компьютера на человека. (Доска делится также на две части, слева - положительные аргументы, справа – отрицательные) Могут возникнуть споры, и это хорошо. Учитель умело руководит аргументированным спором и направляет учащихся в нужное русло.
Компьютер – мой друг или враг?
+
-
-+
Например:
Компьютер – мой друг или враг? - -+ | |
+ Интересные игры Общение в Интернете
Источник информации Можно распечатать, отсканировать, скопировать | Можно играть в настольные игры Живое общение с друзьями намного интересней Приходится платить за Интернет Расходы на краску, бумагу |
- Работа над структурой текста рассуждения – доказательства.
-Какой тип текста подойдёт для сочинения «Компьютер – мой друг или враг?» Ответ обоснуйте.
-Действительно, мы будем составлять рассуждение. В чём будет состоять его особенность? Особенность этого текста будет состоять в том, что будем доказывать определённую точку зрения, приводя соответствующие аргументы. Для большей убедительности аргументов должно быть не менее трёх.
- С чего начать? (С тезиса, утверждения, которое и будем доказывать. Например: Я считаю, что компьютер мой друг…
Или: Я часто задумываюсь над вопросом, кем является для меня компьютер – друг или враг.)
-В основной части текста аргументированно раскрываем главную мысль (тезис). Доказательство – это стержень рассуждения.
- Что нужно доказать? (Компьютер является другом или врагом)
-Приводим аргументы, факты, доказывающие данный тезис. В этом вам поможет проведённая игра «Перекрёстная дискуссия». Чем больше аргументов, тем убедительнее доказательство.
-Так как аргументов несколько, то используем специальные вводные слова для оформления рассуждения: во – первых, во – вторых и т.д. Но если вы сомневаетесь, поддерживаете в какой – то степени ту и другую точку зрения, уместнее использовать другие вводные слова: с одной стороны, с другой стороны.
-Как закончить рассуждение – доказательство? (Чётко сформулировать вывод)
- При подведении итога мостиками в соединении доказательства и вывода будут слова: таким образом, значит, следовательно, поэтому.
-У кого возникнут трудности, можно воспользоваться схемой построения текста – рассуждения:
1. Тезис (основная мысль, которая будет доказываться – Компьютер – мой друг или враг?)
2. Аргументы (доказательства выдвинутого тезиса – Почему друг? Почему враг?)
-факты
-примеры
-цифры
-цитаты и т.п.
3. Вывод
- Творческая работа учащихся.
Желательно использовать черновик. Рабочая тетрадь может быть распределена следующим образом: на левой странице – черновик, на правой странице – чистовая работа. Разрешено пользоваться орфографическим словарём для проверки написания слов.
- Редактирование и совершенствование речевых высказываний
- Презентация сочинений.
Примеры детских сочинений «Компьютер – мой друг или враг?»
У меня есть компьютер. Друг он мне или враг? С одной стороны, я считаю, что компьютер – мой друг. Во – первых, это развивающие игры, во – вторых – это Интернет - источник информации. Он заменяет любые газеты. Ведь это и прогноз погоды, и программа телепередач. С помощью Интернета можно пообщаться с друзьями.
Но с другой стороны, если долго сидеть за компьютером, то начинает болеть голова, глаза, происходит облучение, переутомление, человек становится раздражительным. Да и, наконец – то, бесплатного Интернета нет – нужно за него платить.
Так что я не знаю: друг мне компьютер или враг?
(Смирнов Иван)
Есть много разных мнений по поводу того, чем является компьютер. Друг это или враг?
В основном большинство людей, а тем более детей, считают, что компьютер – друг. К ним отношусь и я. Во – первых, в свободное время можно поиграть в самые различные игры. Во – вторых, быстро найти нужную информацию в Интернете. В – третьих, современный человек не может обойтись без компьютера. Это и мгновенная доставка электронных писем, возможность общаться на далёких расстояниях. У меня есть такая программа «Скайп», что я могу в наушниках через компьютер разговаривать с друзьями, которые живут далеко – далеко. Разве это не здорово?
Но есть и такие люди, которые считают, что компьютер вреден и его нельзя назвать другом. Во – первых, облучение от экрана компьютера. Во – вторых, портится зрение от длительной работы с компьютером. В – третьих, компьютер – дорогое удовольствие. Нужно платить за Интернет, покупать краску в принтер.
Что ж, у каждого своё мнение. Но я всё – таки считаю, что компьютер – мой домашний друг.
(Пухова Ирина)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект к презентации написания текста-рассуждения: "Каким должен быть современный мужчина"
Файл в текстовом формате....
Урок родного русского языка в 4 классе «Подготовка к написанию текста – рассуждения «Осень»
Цели: создать эмоционально-психологический,коммуникативно-языковой настрой на работу.Образовательная:закрепить знания учащихся о структуре текста-рассуждения,учить детей писать и редактиро...
Изложения с элементами сочинения или рассуждения как форма обучения младших школьников основам безопасности дорожного движения.
Тексты изложений с элементами творческого характера для учащихся 3-4 классов....
Методические рекомендации по обучению младших школьников написанию сочинений
“Основы речевого навыка закладываются в начальной школе” и из этого следует, что период обучения в начальных классах особенно важен для усвоения устной и письменной связной речи, а полож...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: написание текста-рассуждения.
Целью данного урока является обучение учащихся написанию текстов-рассуждений на заданную тему с возможностью выбора уровня сложности....
Обучение младших школьников созданию текстов-повествований в жанре рассказа.
В статье названы основные ошибки, которы допускают младшие школьники при изучении темы "Текст-повествование"....
Методика обучения младших школьников по правильному написанию цифр
Большое значение при обучении письму цифр имеет правильный наклон (наклон цифр в правую сторону). Прежде чем приступить к объяснению написания цифры, необходимо показать ребёнку её образец. Показ напи...