ФГОС – образовательная основа социализации личности обучающегося.
методическая разработка (2 класс) по теме
Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка – это не просто учреждение, где он получает набор определенных знаний по разным предметам, школа – это место, где он осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни. В определенной степени успех будет определяться у него в будущем тем, как он прошел процесс воспитания и социализации в школе, какие знания сумел приобрести.
В 2010 году наша школа активно включилась в изучение, а затем и в создание условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_konferencii.docx | 34.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация внеурочной деятельности при введении ФГОС
на первой ступени образования»
1 слайд
Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка – это не просто учреждение, где он получает набор определенных знаний по разным предметам, школа – это место, где он осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни. В определенной степени успех будет определяться у него в будущем тем, как он прошел процесс воспитания и социализации в школе, какие знания сумел приобрести.
В 2010 году наша школа активно включилась в изучение, а затем и в создание условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов.
2 слайд ( схема)
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют :
- ориентированность на знания и использование новых технологий;
- активная жизненная позиция;
- проектирование своего будущего;
- установка на рациональное использование своего времени ;
- здоровый и безопасный образ жизни.
3 слайд
УСЛОВИЯ, в которых работают педагоги сегодня:
- расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
- плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет ) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
- резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы; ограниченности общения со сверстниками;
- неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций; и др.
4 слайд
Приоритетная цель школьного образования:
- развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,
- проектировать пути её реализации,
- контролировать и оценивать свои достижения.
Чтобы добиться этой цели в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется нашим образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
5 слайд
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
6 слайд
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить следующие задачи:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- формировать положительную «Я - концепцию»
- развивать познавательный интерес;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
- формировать навыки сотрудничества;
- формировать потребность в продуктивной, социально одобряемой деятельности;
- формировать мировоззрение обучающихся
7 слайд
На содержание программы оказали влияние следующие факторы:
- Традиции школы.
- Особенности возраста класса, их подготовки, индивидуальности детей.
- Особенности руководителей кружков, их интересы, склонности, установки.
- Месторасположение школы.
8 слайд
Принципы программы:
- Включение учащихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе имеются следующие условия:
- столовая, в которой организовано двухразовое питание,
- библиотека,
- спортивная площадка,
- спортзал, школьный двор,
- компьютерный класс, проектор, видеоаппаратура, музыкальная техника;
- необходимый спортивный инвентарь.
Информационное обеспечение:
-медиатека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний,
- интерактивная энциклопедия для младших школьников,
-игры на развитие памяти и логики,
- библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу.
9 слайд
Реализация внеурочной деятельности:
- учебный план образовательного учреждения
- дополнительные образовательные программы ОУ
- деятельность классных руководителей
- деятельность педагогических работников
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей.
В нашей школе внеурочная деятельность составляет 10 часов.
При рассмотрении кадров учитывались возможности всего коллектива с учётом портфолио, подтверждающее компетентность данной деятельности. Занятия проводятся не только учителями общеобразовательного учреждения, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников являются неотъемлемым условием модернизации образования, поскольку обеспечивают подготовку кадрового ресурса к инновационным изменениям в сфере образования .
При организации внеурочной деятельности в нашей школе использовался накопленный опыт внеклассной работы в начальных классах. В школе уже имелась модель внеурочной деятельности, которая после небольшой доработки была приведена в соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту.
10 слайд (модель внеурочной деятельности)
Модель внеурочной деятельности учащихся начальной школы разработана коллективом педагогов, исходя из запросов родителей и учащихся. Среди родителей было проведено анкетирование по выбору кружков.
11 слайд
Направления внеурочной деятельности:
- спортивно-оздоровительное
- духовно-нравственное
- социальное
- общекультурное
- Общеинтеллектуальное
12 слайд
Спортивно-оздоровительное направление:
- кружок «Ритмика и хореография »
- «Динамическая пауза»
Цель: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность развивающегося организма, от степени, удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие
Результатом является : выступление детей на праздниках в школе, на сцене СДК
13 слайд
Духовно-нравственное:
- кружок «Юные друзья природы»
Цель: воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться.
На кружке используются разнообразные приёмы, способы и формы вовлечение детей в активную деятельность.
- Игровые моменты.
- Конкурсы поделок из природного материала.
- Конкурс рисунков, стихов, песен о красоте родной природы.
- Экологические викторины.
- Праздники друзей природы.
- Рейды (огораживание муравейников).
14 слайд
Социальное направление:
- кружок «Мастерская Самоделкина»
Цель: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Воспитательными задачами являются развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности и получать радость от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
Формы проведения занятий разнообразны: ознакомление, практическая работа, игра, посещение выставок, проведение экскурсий.
Учащиеся кружка принимают активное участие в оформлении стендов к праздникам, организуют тематические выставки своих работ, принимали участие в школьных, районных конкурсах декоративно-прикладного искусства.
15 слайд
Общекультурное :
- Кружок «Школьный театр»
Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций.
Программа кружка «Школьный театр» позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию речевых навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Огромную радость доставляет детям театр. Дети младшего школьного возраста очень впечатлительны. Театрализация художественных произведений помогает ярче и правильнее понять их смысл.
Подготовка художественного события – театральной постановки- решает вопросы нравственного, эстетического воспитания, является прекрасной средой, формирующей культурный и интеллектуальный кругозор творческой личности.
Основные задачи работы по программе:
-воспитание нравственного отношения к окружающему миру в процессе эстетического развития;
-освоение языка различных искусств через коллективную творческую деятельность;
-развитие активного, прочувственного и осознанного восприятия различных образцов искусства.
Принцип реализации данной программы – от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и концертам. Результатом работы в этом направлении являются выступления учащихся на родительских собраниях, праздниках.
16 слайд
Общеинтеллектуальное :
- кружок «Шахматы»
Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с младшего школьного возраста
Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.
Эту программу реализуем первый год. Детям очень нравится. Проводим шахматные турниры между классами. Есть победители.
- кружок «Родной (башкирский) язык»
Цель: создание условий способствующих развитию познавательных способностей детей, формированию мотивационной направленности к интеллектуальному развитию
В конце года проводим фестиваль внеурочной деятельности в форме отчетного концерта и выставок творческих работ учащихся по разным направлениям. На концерте дети показывают свои творческие способности, знания, умения и навыки, полученные на занятиях по внеурочной деятельности. Концертная программа не является специально подготовленной. Это комплексное мероприятие, собранное из всех направлений внеурочной деятельности.
Родители положительно относятся к внеурочной деятельности, дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей. В течение года проводятся ряд родительских собраний, где обсуждаются успехи и проблемы детей, представляются результаты внеурочной .
Мы ожидаем, что в результате, на выходе из начальной школы, получим:
17 слайд
Портрет выпускника начальной школы
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Вывод:
Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Взаимодействие семьи и школы в целях социализации личности в образовательном пространстве" .
формирование субъектной позиции родите¬лей в работе школы и класса, при проведе¬нии различных форм работы с семьей и детьми...
Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся (воспитанников), их социализация и адаптация к жизни в современных условиях.
Духовно-нравственная основа личности закладывается в семье и школе. В этой связи значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьей и средствами массовой ин...
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ – КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.
Сегодня учебно – воспитательный процесс призван решать задачу вос¬питания социально - активной, творческой, способной к саморазвитию личности школьника. Поэтому необходимым условием соответствия обра-...
Особенности социализации личности обучающегося в школе
В презентации представлены основные направления работы педагогического коллектива над процессом социализации личности обучающихся на всех этапах возрастного развития....
Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности.
Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности...
Формирование личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности младшего школьника
Формирование личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности ...
Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности.
Формирование УУД в начальной школе.Теоретические и практические аспекты....