ФГОС – образовательная основа социализации личности обучающегося.
методическая разработка (2 класс) по теме

Панарина Елена Александровна

 

Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка – это не просто учреждение, где он получает набор определенных знаний по разным предметам, школа – это место, где он осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни. В определенной степени успех будет определяться у него в будущем тем, как он прошел процесс воспитания и социализации в школе, какие знания сумел приобрести.

В 2010 году наша школа активно включилась в изучение, а затем и в создание условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konferencii.docx34.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация внеурочной деятельности при введении ФГОС
на первой ступени образования»

1 слайд

Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка – это не просто учреждение, где он получает набор определенных знаний по разным предметам, школа – это место, где он осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни. В определенной степени успех будет определяться у него в будущем тем, как он прошел процесс воспитания и социализации в школе, какие знания сумел приобрести.

В 2010 году наша школа активно включилась в изучение, а затем и в создание условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов.

2 слайд ( схема)

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют :

- ориентированность на знания и использование новых технологий;

- активная жизненная позиция;

- проектирование своего будущего;

- установка на рациональное использование своего времени ;

- здоровый и безопасный образ жизни.

3 слайд

УСЛОВИЯ, в которых работают педагоги сегодня:

  1. расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
  2. плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет ) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
  3. резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы; ограниченности общения со сверстниками;
  4. неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций; и др.

4 слайд

Приоритетная цель школьного образования:

  1. развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,
  2. проектировать пути её реализации,
  3. контролировать и оценивать свои достижения.

Чтобы добиться этой цели в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования  (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется нашим образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

5 слайд

Цель внеурочной деятельности:

 Создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

6 слайд

Внеурочная деятельность в начальной  школе позволяет решить следующие задачи:

  1. обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в  школе;
  2. формировать положительную «Я - концепцию»
  3. развивать познавательный интерес;
  4.  улучшить условия для развития ребенка;
  5.  учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
  6.  формировать навыки сотрудничества;
  7.   формировать потребность в продуктивной,  социально одобряемой деятельности;
  8.  формировать мировоззрение обучающихся

7 слайд

На содержание программы оказали влияние следующие факторы:

  1. Традиции школы.
  2. Особенности возраста класса, их подготовки, индивидуальности детей.
  3. Особенности руководителей кружков, их интересы, склонности, установки.
  4.  Месторасположение школы.

8 слайд

Принципы программы:

-   Включение учащихся в активную деятельность.

-   Доступность и наглядность.

     -    Связь теории с практикой.

     -    Учёт возрастных особенностей.

-    Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

-    Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к      сложному).

      Для организации  внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе имеются следующие условия:

  1. столовая, в которой организовано двухразовое питание,
  2. библиотека,
  3.  спортивная площадка,
  4.  спортзал, школьный двор,
  5. компьютерный класс, проектор, видеоаппаратура, музыкальная техника;
  6.  необходимый спортивный инвентарь.

Информационное обеспечение:

 -медиатека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний,

- интерактивная энциклопедия для младших школьников,

-игры на развитие памяти и логики,

- библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу.

 9 слайд

Реализация внеурочной деятельности:

  1. учебный план образовательного учреждения
  2. дополнительные образовательные  программы ОУ
  3. деятельность классных руководителей
  4.  деятельность педагогических работников

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей.

В нашей школе внеурочная деятельность составляет 10 часов.

При рассмотрении кадров учитывались  возможности всего коллектива с учётом портфолио, подтверждающее компетентность данной деятельности. Занятия  проводятся не только учителями общеобразовательного учреждения, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников являются неотъемлемым условием модернизации образования, поскольку обеспечивают подготовку кадрового ресурса к инновационным изменениям в сфере образования .

При организации внеурочной деятельности в нашей школе использовался накопленный опыт внеклассной работы в начальных классах. В школе уже имелась модель внеурочной деятельности, которая после небольшой доработки была приведена в соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту.

10 слайд (модель внеурочной деятельности)

Модель внеурочной деятельности учащихся начальной школы разработана коллективом педагогов, исходя из запросов родителей и учащихся. Среди родителей было проведено анкетирование по выбору кружков.

11 слайд

Направления внеурочной деятельности:

  1.     спортивно-оздоровительное
  2.     духовно-нравственное
  3.     социальное
  4.     общекультурное
  5.     Общеинтеллектуальное

12 слайд

Спортивно-оздоровительное направление:

  1. кружок  «Ритмика и хореография »
  2. «Динамическая пауза»

Цель: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность развивающегося организма, от степени, удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие

Результатом является : выступление детей на праздниках в школе, на сцене СДК

13 слайд

Духовно-нравственное:

  1. кружок «Юные друзья природы» 

 Цель: воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться.

На кружке используются разнообразные приёмы, способы и формы вовлечение детей в активную деятельность.

  1. Игровые моменты.
  2. Конкурсы поделок из природного материала.
  3. Конкурс рисунков, стихов, песен о красоте родной природы.
  4. Экологические викторины.
  5. Праздники друзей природы.
  6. Рейды (огораживание муравейников).

14 слайд

Социальное направление:

  1. кружок «Мастерская Самоделкина»

Цель: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Воспитательными задачами являются развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности и получать радость от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

Формы проведения занятий разнообразны: ознакомление, практическая работа, игра, посещение выставок, проведение экскурсий.

Учащиеся кружка принимают активное участие в оформлении стендов к праздникам, организуют тематические выставки своих работ, принимали участие в школьных, районных  конкурсах декоративно-прикладного искусства.

15 слайд

Общекультурное :

  1. Кружок «Школьный театр»

Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций.

Программа кружка «Школьный театр» позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию речевых навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Огромную радость доставляет детям театр. Дети младшего школьного возраста очень впечатлительны. Театрализация художественных произведений помогает ярче и правильнее понять их смысл.

Подготовка художественного события – театральной постановки- решает вопросы нравственного, эстетического воспитания, является прекрасной средой, формирующей культурный и интеллектуальный кругозор творческой личности.

Основные задачи работы по программе:

-воспитание нравственного отношения к окружающему миру в процессе эстетического развития;

-освоение языка различных искусств через коллективную творческую деятельность;

-развитие активного, прочувственного и осознанного восприятия различных образцов искусства.

Принцип реализации данной программы – от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и концертам. Результатом работы в этом направлении являются выступления учащихся на родительских собраниях, праздниках.

16 слайд

Общеинтеллектуальное :

  1. кружок  «Шахматы»

Шахматы – это не  только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с младшего школьного возраста

          Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми,            настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.

Эту программу реализуем первый год. Детям очень нравится. Проводим  шахматные турниры между классами. Есть победители.

  1. кружок «Родной  (башкирский) язык»

Цель: создание условий способствующих развитию  познавательных способностей детей, формированию мотивационной направленности к интеллектуальному развитию

В конце года проводим  фестиваль внеурочной деятельности в форме отчетного концерта и выставок творческих работ учащихся по разным направлениям. На концерте дети показывают свои творческие способности, знания, умения и  навыки, полученные на занятиях по внеурочной деятельности. Концертная программа не является специально подготовленной. Это комплексное мероприятие, собранное из всех направлений внеурочной деятельности.

     Родители положительно относятся к внеурочной деятельности, дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей. В течение года проводятся ряд родительских собраний, где обсуждаются  успехи и проблемы детей, представляются результаты внеурочной .

        Мы ожидаем, что в  результате, на выходе из начальной школы, получим:

17 слайд

Портрет выпускника начальной школы

  1. любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  2. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  3. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  4. владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  7. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 Вывод:

 Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Взаимодействие семьи и школы в целях социализации личности в образовательном пространстве" .

формирование субъектной позиции родите¬лей в работе школы и класса, при проведе¬нии различных форм работы с семьей и детьми...

Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся (воспитанников), их социализация и адаптация к жизни в современных условиях.

Духовно-нравственная основа личности закладывается в семье и школе. В этой связи значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьей и средствами массовой ин...

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ – КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

Сегодня учебно – воспитательный процесс призван решать задачу вос¬питания социально - активной, творческой, способной к саморазвитию личности школьника. Поэтому необходимым условием соответствия обра-...

Особенности социализации личности обучающегося в школе

В презентации представлены основные направления работы педагогического коллектива над процессом социализации личности обучающихся на всех этапах возрастного развития....

Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности.

Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности...

Формирование личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности младшего школьника

Формирование личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности      ...

Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности.

Формирование УУД в начальной школе.Теоретические и практические аспекты....