Формирование личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности младшего школьника
статья по орксэ (4 класс)
Формирование личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД
как основа самореализации и социализации личности
Современному школьнику необходимо в условиях обучения готовиться к тому, чтобы стать социально активным членом общества, компетентным в различных сферах жизнедеятельности, получить опыт эффективного общения и уметь гибко строить отношения с социальными партнерами. Кроме того надо уметь адекватно реагировать на изменения жизненной ситуации, быть эмоционально восприимчивым и отзывчивым. Деятельность учителя в этом направлении начинается с начальной школы. Личностные и коммуникативные УУД занимают половину всех компетенций учащихся.
Личностные УУД важны, так как благодаря им отражается отношение ребёнка к социальным ценностям в обществе.
Младший школьник должен: установить связь и принадлежность не только к своему народу, но и к государству. Понимать, уважать ценности и культуры других национальностей. Интересоваться культурой народа и страны, в которой он родился и живет. Уметь различать главные нравственно-этические нормы и понятия. Идентифицировать поступки и действия с моральными нормами; чувствовать, как он поступил – «хорошо» или «плохо». Понимать и ощущать эмоциональное состояние окружающих, и с учетом этого строить с ними конструктивный диалог. Анализировать ситуации и события с точки зрения морали и этики. Объяснять свои действия, проявлять в ситуациях такие чувства, как доброжелательность, внимательность, доверие и так далее. Таким образом, в сфере личностных универсальных действий изучение предмета ОРКСЭ обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской идентичности, способствует пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья, способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий.
Коммуникативные способности обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Все, чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности, поэтому формирование коммуникативных умений - это объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Основу формирования коммуникации составляет опыт человеческого общения.
Коммуникативная компетенция приобретает особую значимость у нас в начальной школе, так как речевое общение является основным условием развития мышления и речи ребёнка, а именно в младшем школьном возрасте окончательно формируется внутренняя и монологическая речь, эмпатия, закладываются основы письменной речи.
Специфика коммуникативной деятельности определяется логикой личностного развития младшего школьника.
Личностная сфера младшего школьника формируется в общении с учителем, одноклассниками и родителями. Чувства ребёнка становятся более осознанными, глубокими, внеситуативными. В этом возрасте отмечается появление особых форм сопереживания, эмоции. К концу обучения в начальной школе развивается речевая выразительность, обогащается интонация.
Для формирования личностных и коммуникативных навыков в своей работе использую следующие приемы:
• Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
• Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
• Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
• Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
• Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
• Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
• Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
- Использовать групповой метод работы над проектами, когда развивается умение прислушиваться к мнению других и
умение отстаивать свою точку зрения.
Последние проекты, которые мои дети выполняли по предметам; русский язык – проект «Имена прилагательные в «Сказках о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина», математика - проекты «Математика вокруг нас» и составление сборника занимательных математических задач и заданий, литературное чтение – проект «С.Я Маршак- поэт, журналист, переводчик»». Ученики моего класса принимали участие в школьном конкурсе интерактивных проектов «Первые шаги в науку», где команда наших учеников стала победителем.
Формы работы, которые я использую в своей работе: игровые, групповая работа, работа в парах, коллективная, где дети учатся взаимодействовать между собой. Работу в группах мы с учениками ещё с первого класса начали с выработки основных правил:
- будь внимателен к своим одноклассникам, слушай их;
- серьезно относись к мыслям и чувствам других;
- будь терпим и дружелюбен;
- никогда не смейся над ошибками товарища;
- до конца выслушивай точку зрения товарища, не перебивай.
Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Таким образом, формирование личностных и коммуникативных компетенций - это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также его уровень развития. Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся: - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, - знание моральных норм, - умение выделить нравственный аспект поведения; обеспечивают ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
В сфере личностных универсальных действий изучение предмета ОРКСЭ обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской идентичности, способствует пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья, способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций учеников, способов взаимодействия; Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Решение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Приёмы для формирования личностных и коммуникативных навыко в : • Давать учащимся время на обдумывание их ответов. • Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей. • Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации). • Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет. • Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении. • Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников. • Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении. Использовать групповой метод работы над проектами, когда развивается умение прислушиваться к мнению других и умение отстаивать свою точку зрения.
УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Важно создать новые условия для такой деятельности. Важно изменить сам образовательный процесс : освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.
Личностные УУД 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Коммуникативные УУД 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 3. Соблюдать нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 4. Слушать и понимать речь других. 5. Участвовать в работе парами, группами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание и социализация личности младших школьников на уроках русского языка по учебнику Н.В. Нечаевой (система Л.В.Занкова)
Рассмотрена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности. Проанализирован учебник русского языка для 2 класса Н.В. Нечаевой....
«Среда как средство социализации личности младшего школьника”
Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации, и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает соци...
« Создание условий для успешной социализации личности младшего школьника в условиях учебной дисциплины Литературное чтение».
Выступление на областном педагогическом совещании "повышение качества образования как приоритет развития региональной системы образования"....
Образовательная программа по экологии "Нравственная социализация личности младших школьников"
Программа курса «Нравственная социализация личности младших школьников» рассчитана на изучение в 1-4 классах – на внеклассных занятиях, уроках природоведения, чтения, обществознания и уроках раз...
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Театр - это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!...
Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности.
Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности...
Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности.
Формирование УУД в начальной школе.Теоретические и практические аспекты....