Формирование личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности младшего школьника
статья по орксэ (4 класс)
Формирование личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД
как основа самореализации и социализации личности
Современному школьнику необходимо в условиях обучения готовиться к тому, чтобы стать социально активным членом общества, компетентным в различных сферах жизнедеятельности, получить опыт эффективного общения и уметь гибко строить отношения с социальными партнерами. Кроме того надо уметь адекватно реагировать на изменения жизненной ситуации, быть эмоционально восприимчивым и отзывчивым. Деятельность учителя в этом направлении начинается с начальной школы. Личностные и коммуникативные УУД занимают половину всех компетенций учащихся.
Личностные УУД важны, так как благодаря им отражается отношение ребёнка к социальным ценностям в обществе.
Младший школьник должен: установить связь и принадлежность не только к своему народу, но и к государству. Понимать, уважать ценности и культуры других национальностей. Интересоваться культурой народа и страны, в которой он родился и живет. Уметь различать главные нравственно-этические нормы и понятия. Идентифицировать поступки и действия с моральными нормами; чувствовать, как он поступил – «хорошо» или «плохо». Понимать и ощущать эмоциональное состояние окружающих, и с учетом этого строить с ними конструктивный диалог. Анализировать ситуации и события с точки зрения морали и этики. Объяснять свои действия, проявлять в ситуациях такие чувства, как доброжелательность, внимательность, доверие и так далее. Таким образом, в сфере личностных универсальных действий изучение предмета ОРКСЭ обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской идентичности, способствует пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья, способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий.
Коммуникативные способности обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Все, чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности, поэтому формирование коммуникативных умений - это объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Основу формирования коммуникации составляет опыт человеческого общения.
Коммуникативная компетенция приобретает особую значимость у нас в начальной школе, так как речевое общение является основным условием развития мышления и речи ребёнка, а именно в младшем школьном возрасте окончательно формируется внутренняя и монологическая речь, эмпатия, закладываются основы письменной речи.
Специфика коммуникативной деятельности определяется логикой личностного развития младшего школьника.
Личностная сфера младшего школьника формируется в общении с учителем, одноклассниками и родителями. Чувства ребёнка становятся более осознанными, глубокими, внеситуативными. В этом возрасте отмечается появление особых форм сопереживания, эмоции. К концу обучения в начальной школе развивается речевая выразительность, обогащается интонация.
Для формирования личностных и коммуникативных навыков в своей работе использую следующие приемы:
• Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
• Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
• Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
• Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
• Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
• Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
• Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
- Использовать групповой метод работы над проектами, когда развивается умение прислушиваться к мнению других и
умение отстаивать свою точку зрения.
Последние проекты, которые мои дети выполняли по предметам; русский язык – проект «Имена прилагательные в «Сказках о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина», математика - проекты «Математика вокруг нас» и составление сборника занимательных математических задач и заданий, литературное чтение – проект «С.Я Маршак- поэт, журналист, переводчик»». Ученики моего класса принимали участие в школьном конкурсе интерактивных проектов «Первые шаги в науку», где команда наших учеников стала победителем.
Формы работы, которые я использую в своей работе: игровые, групповая работа, работа в парах, коллективная, где дети учатся взаимодействовать между собой. Работу в группах мы с учениками ещё с первого класса начали с выработки основных правил:
- будь внимателен к своим одноклассникам, слушай их;
- серьезно относись к мыслям и чувствам других;
- будь терпим и дружелюбен;
- никогда не смейся над ошибками товарища;
- до конца выслушивай точку зрения товарища, не перебивай.
Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Таким образом, формирование личностных и коммуникативных компетенций - это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также его уровень развития. Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся: - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, - знание моральных норм, - умение выделить нравственный аспект поведения; обеспечивают ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
В сфере личностных универсальных действий изучение предмета ОРКСЭ обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской идентичности, способствует пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья, способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций учеников, способов взаимодействия; Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Решение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Приёмы для формирования личностных и коммуникативных навыко в : • Давать учащимся время на обдумывание их ответов. • Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей. • Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации). • Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет. • Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении. • Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников. • Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении. Использовать групповой метод работы над проектами, когда развивается умение прислушиваться к мнению других и умение отстаивать свою точку зрения.
УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Важно создать новые условия для такой деятельности. Важно изменить сам образовательный процесс : освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.
Личностные УУД 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Коммуникативные УУД 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 3. Соблюдать нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 4. Слушать и понимать речь других. 5. Участвовать в работе парами, группами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание и социализация личности младших школьников на уроках русского языка по учебнику Н.В. Нечаевой (система Л.В.Занкова)
Рассмотрена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности. Проанализирован учебник русского языка для 2 класса Н.В. Нечаевой....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/03/picture-215626-1362323816.jpg)
«Среда как средство социализации личности младшего школьника”
Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации, и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает соци...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-488449-1411895692.jpg)
« Создание условий для успешной социализации личности младшего школьника в условиях учебной дисциплины Литературное чтение».
Выступление на областном педагогическом совещании "повышение качества образования как приоритет развития региональной системы образования"....
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/04/picture-901751-1693808115.jpg)
Образовательная программа по экологии "Нравственная социализация личности младших школьников"
Программа курса «Нравственная социализация личности младших школьников» рассчитана на изучение в 1-4 классах – на внеклассных занятиях, уроках природоведения, чтения, обществознания и уроках раз...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/04/picture-1006852-1517691724.jpg)
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Театр - это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/23/picture-1269862-1624439161.jpg)
Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности.
Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/18/picture-1502052-1702857970.jpg)
Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности.
Формирование УУД в начальной школе.Теоретические и практические аспекты....