Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности.
учебно-методический материал
Формирование УУД в начальной школе.Теоретические и практические аспекты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности.
Формирование учебных действий обучающихся реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования ФГОС к личностным и предметным результатам освоения ООП. Формирование УУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
УУД – элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся.
УУД формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря, им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Характеристика базовых учебных действий
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
— вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
-договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
-адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
-выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
-устанавливать видо-родовые отношения предметов;
— делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
— пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
— читать; писать; выполнять арифметические действия;
— наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
— работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Личностные учебные действия — осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями; способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности; проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.
Личностные УУД направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей. Они позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать следующие виды заданий: – участие в проектах, исследованиях;
– мысленное воспроизведение картины, ситуации, творческие задания;
– подведение итогов урока; самооценка события, происшествия;
Коммуникативные учебные действия.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
– составь задание партнеру;
– представь себя в роли учителя и составь задание для класса;
– составь рассказ от имени героя;
– составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);
– отзыв на работу товарища;
Игра в слова. Дети работают в паре.
Задание 1. Один ученик пишет буквы гласные, второй — согласные и потом проверяют работу друг друга.
Задание 2.Используя буквы м, а, т, ш, к,у, составь разные слова из 3 букв; 4 букв;
Дети учатся планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.
Задание 3.Работа в паре
-Ребята, как пищит комар? [з-з-з] Наберите воздух и покажите, как пищит комар, как воет ветер
(Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения)
Коммуникативные учебные действия включают в себя умение оценивать себя и друг друга. В конце уроке ученики оценивают свою работу и работу друг друга
-Кому бы вы поставили такую отметку? Кому не поставили? Почему?
Задания, которые формируют регулятивные УУД.
Задание 1. На доске заглавные буквы: З Ш А П Х
— Что вы можете сказать об этих буквах? Какая лишняя? Напишите эти буквы. (Учащиеся письменно выполняют работу в тетрадях.)
— Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно написанными. Расскажите: какие буквы не получились, что не получилось?
(Дети рассматривают буквы, проверяют написание букв на доске, рассказывают о том, что в них не получилось, адекватно воспринимают оценку учителя. (Осуществление учебных действий, коррекция, самоконтроль)
Рекомендации по развитию регулятивных универсальных учебных действий:
1. Научить ребенка:
а) контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной теме;
б) выполнять свои действия по заданному образцу и правилу; алгоритму
в) исправлять ошибки.
2. Помочь ребенку: научиться адекватно оценивать выполненную работу.
Познавательные учебные действия.
Задания, направленные на формирование познавательные УУД.
Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания.
Для формирования познавательных УУД целесообразны следующие виды заданий: сравни; найди отличия (можно задать их количество); на что похоже?; поиск лишнего; работа со словарями; лабиринты; различный дидактический материал, работа с разного вида таблицами.
Формирование универсальных учебных действий –это требование времени. А мы, должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС – образовательная основа социализации личности обучающегося.
Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка – это не просто учреждение, где он получает набор опреде...
Формирование коммуникативной культуры как основы личностного развития учащихся (из опыта работы)
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, всегда являлось развитие личности ученика. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения указывают на то, что развити...
Выступление на заседании педагогического совета Тема: « Трудный» ребёнок. Самореализация и социализация личности школьника в условиях новой образовательной среды».
Выступление содержит рекомендации по работе с "трудными " детьми с целью их самореализации и социализации....
Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности.
Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности...
Формирование коммуникативных навыков – как основа социализации ребенка с РАС
Задачами реализации содержания коррекционной работы с детьми с РАС являются: -развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;-развитие способност...
Формирование личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности младшего школьника
Формирование личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности ...
Развитие коммуникативных навыков как необходимое условие успешной социализации личности
Все трудности в общении начинаются еще с детства, большинство детей в школах не могут взаимодействовать в спонтанных группах или выстроить диалог. Подобные проблемы в основном связаны с недостаточным ...