Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности.
опыты и эксперименты (2 класс)

Гапко Анастасия Александровна

Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

г. Сергиев Посад

Выступление на ШМО по теме «Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности»

Подготовила:

учитель начальной школы

Гапко А. А.

2021

Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные). В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса (по А.Г. Асмолову).

Выделяется четыре вида универсальных учебных действий:

  • личностные (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация);
  • регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);
  • познавательные (общеучебные универсальные действия; логические универсальные действия; постановка и решение проблемы);
  • коммуникативные (учёт позиции собеседника либо партнера по деятельности; действия, направленные на кооперацию, сотрудничество; коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии).

Коммуникативные действия включают:

- умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми - в парах, группах, командах;

- умения работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Чтобы достичь этих целей, нужно изменить роль учителя: из простого транслятора знаний нам нужно стать действительным организатором совместной работы с учениками, способствовать переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

Сотрудничество - это совокупность способностей, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую ориентировку в эмоционально-психологических потребностях партнёров по современной деятельности. В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Всё быстро меняется. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения. Однажды, в газете «Комсомольская правда», где было напечатано резюме, которое заполнил на сайте Rabota.ru молодой человек 24 лет. Наряду с опытом работы, профессиональными навыками, образованием, знанием иностранных языков, указывает о себе следующую информацию: творчески инициативен; грамотно отражаю мысли (устно и письменно); умею работать в команде и т.д. Как видно, на первый план выходят определенные требования к личности - творческой, активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально-грамотной, способной организовать сотрудничество с разными людьми, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность. А это значит, что компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. А отсутствие элементарных навыков общения может привести к множеству конфликтов не только в коллективе при совместной деятельности, но и в семье. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно - активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Результатами по новым образовательным стандартам теперь являются не только предметные, но и универсальные учебные действия: коммуникативные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Коммуникативные универсальные учебные действия - это:

· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

· разрешение конфликтов;

· управление поведением партнера;

· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:

  • общение и взаимодействие (коммуникация), т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
  • работа в группе (команде), т. е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Таким образом, начать формирование коммуникативных умений важно уже в младшем школьном возрасте, побуждая учащихся к целенаправленному общению. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса. Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, имеет определенный опыт общения со взрослыми. В возрасте 6--7 лет у детей появляется интерес к сверстникам. Происходит интенсивное установление дружеских контактов, возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д., что является одной из важнейших задач развития на школьном этапе. Наиболее значительный вклад в создание модели обучения, основанного на учебном сотрудничестве учеников, принадлежит Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову, а также их последователям: В.В. Рубцову и Г.А. Цукерман. Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое.

Здесь важны такие формы работы, как

  • организация взаимной проверки заданий,
  • взаимные задания групп,
  • учебный конфликт, а также
  • обсуждение участниками способов своего действия.

Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. Реализация данной компетенции наиболее эффективна при проверке домашнего задания в парах или группах и на этапе анализа и решения учебных задач. Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10--15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиваниеми т. п.

Кроме этого, нередко требуются специальные усилия по налаживанию взаимоотношений между детьми. Для групповой работы можно использовать время на уроках. Однако можно привлекать другие формы, например, проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков. Сейчас разработано немало программ, направленных на развитие у младших школьников и подростков умения общаться. Одни из них основаны на широком применении игровых методов и предназначены для проведения во внеурочное время. Другие входят в курс «Русский язык» или «Ознакомление с окружающим миром» и др.

Итак, коммуникативность - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п. Следовательно, коммуникативные универсальные учебные действия - это взаимодействия между учащимися, которые открывают возможность широкой ориентации. Формирование коммуникативных УУД у младших школьников - процесс длительный. Формировать умения необходимо за счёт регулярной, распределённой во времени деятельной включённости в специально организованные ситуации (на всех учебных предметах и в рамках внеурочной работы). Формирование познавательных универсальных учебных действий связано с содержанием учебных предметов, способами и логикой преобразования учебного материала. Становление же коммуникативных действий идёт в основном через различные ситуации и процедуры взаимодействия участников образовательного процесса, использование специальных методов и форм организации учебной работы учащихся.

Для формирования коммуникативных умений необходимо регулярно:

  • включать каждого учащегося в специально организованные ситуации коммуникации, когда он должен слушать, читать, излагать определённые вопросы письменно или устно;
  • обеспечить рефлексию учащимся его действий в коммуникации с другими людьми, в частности, осознание им связи между умениями коммуникации и успешностью действий;
  • ставить перед учащимся дальнейшие образовательные задачи по развитию умений коммуникации в соответствии с результатами рефлексии.

Особое значение на учебных занятиях должно быть уделено коммуникативным универсальным действиям. Во-первых, умение правильно воспринимать информацию и сообщать её другим является основой для активной мыслительной деятельности учащихся. Отсутствие речевого действия при освоении понятий часто приводит к формированию ложных представлений у школьника. Умения коммуникации являются главным средством освоения содержания учебных предметов. Ведь успешность обучения зависит от качества коммуникации участников занятий, от умения ребёнка работать с разными типами текстов (письменными и устными), прежде всего с ними ученику приходится сталкиваться в процессе обучения. Поэтому формирование умений коммуникации, на мой взгляд, должно стать первоочередной задачей каждого предметника.

Во-вторых, эти умения ещё более важными становятся в условиях организации разных видов взаимодействий между учащимися (без чего невозможно сформировать личностные, регулятивные и сами коммуникативные умения). Это требует от субъектов учебного процесса умений взаимодействовать, организовывать собственную деятельность и деятельность других.

К умениям строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми относятся следующие действия:

- определять цели, правила и способы взаимодействия, распределять функции участников;

- работать в паре на основе заданных правил взаимодействия;

- находить себе партнера;

- работать в малых группах на основе заданных правил взаимодействия;

- допускать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- обосновывать и отстаивать собственную точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- говорить, не мешая другим (в паре - шёпотом, а в группе - вполголоса);

- слушать, не перебивая товарища;

- соблюдать регламент деятельности в паре, группе.

Умения коммуникации включают четыре обобщённых умения, или иначе - макроумения:

  • слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;
  • самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием);
  • выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения;
  • выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения.

Умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному включает следующие действия:

- поставить цель слушания, самоопределиться к слушанию;

- концентрировать внимание при слушании;

- выделять в слушаемом тексте понятное и непонятное;

- формулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание слушаемого текста);

- выделять смысловые части текста;

- выделять главную мысль (мысли) текста;

- понимать ситуацию общения (цели, мотивы, поступки участников общения) и адекватно реагировать,

- извлекать из текста информацию, данную в явном виде;

- извлекать из текста информацию, данную в неявном виде;

- формулировать вопрос, направленный на обсуждение слушаемого текста;

- высказать своё мнение относительно слушаемого текста.

Умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием) складывается из следующих действий:

- читать с разной скоростью и разными способами в зависимости от задачи (просмотровое, ознакомительное чтение и т. п.);

- ставить перед собой цель чтения;

- выделять в тексте ключевые слова;

- выделять непонятные слова;

- толковать непонятные слова (с помощью словаря, в контексте);

- выделять в тексте понятное и непонятное;

- отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста;

- формулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание текста);

- формулировать вопрос, направленный на обсуждение текста;

- находить в тексте подтверждение предложенного суждения;

- подтверждать свое суждение примерами из текста;

- определять главную мысль (мысли) текста;

- выделять смысловые части текста;

- озаглавить абзацы (смысловые части) текста, составить план текста;

- извлекать из текста информацию, данную в явном виде;

- извлекать из текста информацию, данную в неявном виде;

- формулировать выводы на основе прочитанного;

- выполнять краткий пересказ прочитанного;

- выполнять подробный пересказ прочитанного.

Умение выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения включает в себя следующие действия:

- определять объём высказывания в зависимости от ситуации и цели общения;

- определять границы содержания темы;

- формулировать название (тему) своего текста чётко, компактно;

- придерживаться темы при изложении мыслей;

- придерживаться определённого плана при изложении мысли;

- излагать тезисно;

- формулировать выводы из собственного текста;

- подбирать к тезисам соответствующие примеры, факты, аргументы;

- пользоваться первоисточниками (делать ссылки, цитировать);

- подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли.

Рассмотрим этапы сформированности умений коммуникации. Первый - чтение текста (до 90 слов в минуту вслух, более 100 слов в минуту про себя); воспроизведение текста по плану (схемам, таблицам) с сохранением его основной мысли (выраженной в явном виде), стиля и типа; ответы на наводящие вопросы. Второй - выразительное, осмысленное, беглое чтение текста (более 100 слов в минуту вслух, более 120 слов в минуту про себя); составление простых планов текста, схем, таблиц по содержанию текста и умение пользоваться ими при воспроизведении текста; нахождение необходимой информации и усвоение её; умение ориентироваться в мире дополнительной литературы; выражение своего отношения к высказыванию; ответы на различные виды вопросов; подробный и сжатый пересказ текста; выступление по заданной теме; письменное составление небольшого текста по заданной теме. Третий - выразительное, осмысленное, беглое чтение текста (более 120 слов в минуту вслух, более 140 слов в минуту про себя). Нахождение необходимой информации и её систематизация; умение пользоваться справочной литературой (словарями и т. п.); самостоятельное осмысление содержания высказывания; формулирование различных видов вопросов; пересказ текста от другого лица.

Уровни сформированности универсальных учебных действий нужны для постановки индивидуальных образовательных задач школьника, для того чтобы формирование умений у каждого ученика было поэтапным и последовательным, ученик переходил к заданиям следующего уровня после успешного освоения им предыдущего, неважно при этом какой по счёту год он обучается. Необходимо признать, что в классно-урочной системе процесс формирования универсальных учебных действий является дискретным, т.к. многим ученикам в очередном классе приходится приступать к более сложным заданиям и видам учебной работы, так и не закончив освоение простых. Обучение же по индивидуальным образовательным маршрутам, программам позволяет сделать этот процесс непрерывным. Заданий, способствующих формированию коммуникативных УУД на уроках в начальной школе довольно много. Можно использовать на уроках следующие виды и формы работы:

-работа в группах;

- устный рассказ о героях, о личных впечатлениях по прочитанному тексту;

- пересказ, чтение наизусть, словесное иллюстрирование;

- проекты и мини – проекты, творческие работы;

- викторины, интеллектуальные командные игры, конкурсы;

- чтение по ролям;

-мини – инсценировки;

- работа в парах;

- игры;

- ситуативные тренинги;

- «задания – интервью»;

- «игротека».

На уроках литературного чтения для достижения поставленных целей использую следующие методические приемы:

1.Постановка вопросов по изучаемому произведению.

Их назначение в том, чтобы направить внимание на особенность художественной детали произведения, которая может остаться незамеченной, возбудить мысль и чувства школьников, чтобы способствовать обогащению их духовного мира, вызвать живой обмен мнениями. Побуждая учащихся к свободному обмену мнениями, обязательно задаю вопросы, выявляющие отношение к прочитанному. Например: «Что вам хочется сказать об этой сказке (басне)?»; «Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?» Веду работу по обучению детей обмену мнениями. Учу не перебивать друг друга, учиться развивать мысль, высказанную товарищем, отстаивать свою позицию. Наиболее продуктивным является такой вид работы, как постановка вопросов самими учащимися. Сначала проводится анализ готовых вопросов: «Для чего задан вопрос? С каких слов обычно начинаются вопросы? Какие из предложенных вопросов наиболее интересны?..» Объясняю, что перед тем как задать вопрос, необходимо внимательно прочитать текст, выделить ту часть, к которой хочется поставить вопрос, продумать его формулировку. После этого учащиеся упражняются в постановке вопросов. Постепенно ввожу формы драматизации различной сложности. Эта работа начинается уже в период обучения грамоте по «Азбуке» Н.В.Нечаевой:

- «Разыграй сценки. Что делает общение приятным, а что – неприятным? « (Азбука. Театр. Стр. 17.);

- пантомима – помогает через движение уяснить и объяснить содержание и форму произведения: «Какую роль из этой сказки хочешь играть ты? Покажи так, чтобы было понятно без слов» (Азбука. «Колобок». Стр.53)

- подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности (мимики, жестов, движений): «Из какой сказки эта фраза? Как произносит ее каждый из героев?» (Азбука, стр.43);

- чтение по ролям; подготовка к чтению по ролям проходит в следующей последовательности: знакомство с текстом (чтение или слушание); общая проверка восприятия; определение количества действующих лиц; чтение текста про себя, обозначение принадлежности реплик действующим лицам и авторских слов; определение необходимости чтения авторских слов (иногда их чтение необязательно); анализ эмоционального состояния или качеств характера действующих лиц с целью выразительного прочтения слов «за них»; определение того, с какой интонацией нужно читать слова героев; выбор чтецов и первое чтение по ролям (прерывать его можно только в случае крайней необходимости); анализ достоинств и недостатков чтения по ролям; выбор новых исполнителей и повторное чтение по ролям (может проводиться на следующем уроке после подготовительной домашней работы); подведение итогов и оценка работы. Чтение по ролям возможно при работе над любым произведением, в котором имеются диалоги;

- драматизация развёрнутой формы — самая сложная, заключающая в себе все средства драматической выразительности, поэтому она вводится не сразу, а постепенно. В 1-2 классах развёрнутой драматизации может подвергаться один эпизод, несколько связанных между собой эпизодов, небольшое произведение целиком: «Разыграйте с другом, как в театре, разговор Стрекозы и Муравья (И.Крылов «Стрекоза и Муравей»); разыграйте с другом диалог лисы и тетерева (сказка «Лиса и тетерев»).

Ситуации формирования речевых умений:

-участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках;

-умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, -передавая особенности образов героев;

-составление плана: «Раздели текст на части для пересказа. Определи главную мысль каждой части. Составь план» (Л.Толстой «Котёнок»)

-пересказ (подробный, выборочный, творческий, краткий), чтение наизусть, словесное иллюстрирование: «Нарисуй словесную картину, как медведь играет на щепке. (В.Бианки «Музыкант»). «Прочитай начало рассказа и представь себе эту картину. Устно опиши путь уточки с утятами к озеру (М. Пришвин «Ребята и утята») (формирование навыка монологического высказывания);

-умение находить монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах;

-раскадровка - это фиксация последовательности событий в схематичных рисунках или словесное описание: «Расскажи сказку по рисункам. Озаглавь каждый эпизод («Петушок и бобовое зернышко»). «Нарисуй иллюстрацию к каждому эпизоду рассказа (составление картинного плана после описания каждого эпизода; Б.Житков «Храбрый утенок»).

Оформление своих мыслей в устной и письменной форме (на уровне предложений и небольшого текста): «Рассмотри иллюстрацию к сказке. Расскажи, что на ней изображено. Составь план ответа (Климанова, Горецкий «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, сказка «У страха глаза велики»). Составь небольшой рассказ на тему «Утро в осеннем лесу», используя опорные слова: тихо, ни ветерка, падают листья, улетают птицы. Придумай небольшой рассказ, смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало». (А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).

Для создания эмоционально благоприятной ситуации на уроке использую задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

-при выполнении заданий на прогнозирование текста: «Придумай окончание истории»;

-задания, организующие словесное творчество учащихся: «Придумай свой рассказ или сочини маленькое стихотворение на тему «Осень». «Составь по рисунку рассказ про цыпленка. Придумай окончание этой истории» (Климанова, Горецкий «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть стр.131)

-рассказ от первого лица: «Перескажи сказку от лица тетерева («Лиса и тетерев»); «Перескажи текст от лица Васи (Л.Толстой «Котенок»); «Расскажи от лица журавля о том, как его угощала лиса («Лиса и журавль»);

-изменение сказочной развязки: «Придумай другое окончание рассказа (сказки)»;

-придумать продолжение рассказа;

-«секреты слова» - вид работы, предполагающий наблюдение над использованием ярких, точных слов, форм слов, синтаксических конструкций: «Найди строки, в которых изображаются картины, живописно рисующие осеннее замирание природы (А.Фет «Ласточки пропали…»). «Как ты понимаешь выражения «в сонной тишине», «горят снежинки», «в золотом огне» (С.Есенин «Береза»);

-придумать историю, основную мысль которой можно выразить одной из пословиц;

-подобрать пять пословиц о дружбе и справедливости;

-распределить пословицы на группы: о Родине, о трудолюбии; какие еще группы пословиц можно выделить? (Климанова, Горецкий «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть стр.26-27);

-составить кроссворд.

Так дети учатся высказывать и оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей. При этом взрослый – не «учитель – наставник», а равноправный партнёр, что позволяет ребёнку проявлять самостоятельность, собственную исследовательскую активность. Я (учитель) объясняю, показываю, намекаю, подвожу к проблеме, сознательно ошибаюсь, советую. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые ученики «раскрываются», становятся более раскрепощенными, открытыми. На уроках царит атмосфера сотрудничества и дружелюбия. Для формирования навыков сотрудничества, умений работать в команде, слушать и слышать партнеров использую такой режим работы как в парах, группах по четыре, соревнование по рядам. Для создания максимальной плотности общения на уроке организую одновременное выполнение задания всеми учащимися с последующим контролем. Подавляющее количество заданий проходит в таком режиме. Групповое взаимодействие – один из самых продуктивных режимов работы, т.к. позволяет:

-дать каждому ученику эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается тревожность, а у лидеров искажается становление характера;

-обеспечить каждому ученику возможность утвердиться в своих силах;

-каждому ученику сформировать опыт выполнения функций контроля (самоконтроля) и оценки;

-дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

Подготовку к групповой форме работы начинаю практически с первых дней учебы детей в школе. Стараюсь, чтобы ребенок стал равноправным участником познавательного процесса. Переходным этапом к проведению групповой работы является работа в парах. При работе в паре каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах (позже – четверках) ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. В ходе такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности. Этому способствует система вопросов:

- Внимательно ли ты слушал товарища?

- Смог ли объяснить товарищу свой выбор?

- Верно ли сделал выбор?

- Что получилось, что не получилось? Почему?

- Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?

Работа в паре позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся, даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других. Ценность метода групповой работы на уроке в том, что:

групповая работа заставляет учащегося ставить цели и находить способы достижения этой цели;

групповые формы взаимодействия намного прочнее удерживают внимание ученика и его включенность в работу;

приучают детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища;

групповая работа заставляет каждого ребенка высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других, то есть, у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем строить отношения с другими людьми;

в работе группы реализуются воспитательные задачи: воспитание дружбы, коллективизма, ответственности, инициативности, толерантности к другим.

Задача считается выполненной, если каждый в группе может решить, объяснить, как решали ее. Предлагаемые методические приемы совершенствования коммуникативных действий учащихся ориентированы на становление коммуникативно – развитого читателя, умеющего слушать и вступать в диалог; участвующего в коллективном обсуждении проблем. Эти умения необходимы человеку в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС – образовательная основа социализации личности обучающегося.

Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка – это не просто учреждение, где он получает набор опреде...

Формирование коммуникативной культуры как основы личностного развития учащихся (из опыта работы)

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, всегда являлось развитие личности ученика. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения указывают на то, что развити...

Формирование коммуникативных навыков – как основа социализации ребенка с РАС

Задачами реализации содержания коррекционной работы с детьми с РАС являются: -развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;-развитие способност...

Формирование личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности младшего школьника

Формирование личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности      ...

Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности.

Формирование УУД в начальной школе.Теоретические и практические аспекты....

Развитие коммуникативных навыков как необходимое условие успешной социализации личности

Все трудности в общении начинаются еще с детства, большинство детей в школах не могут взаимодействовать в спонтанных группах или выстроить диалог. Подобные проблемы в основном связаны с недостаточным ...